Развитие и уточнение пространственно-временных представлений на логопедических занятиях.
консультация (логопедия, старшая группа) на тему
В данной консультации предлагается материал последовательного формирования пространственного восприятия, пространственных представлений, временных ориентировок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_prostrannstvenno-_vremennykh_predstavleniy_na_logopedicheskikh_zanyatiyakh.docx | 24.53 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ И УТОЧНЕНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ.
В процессе логопедической работы с дошкольниками необходимо учитывать особенности и последовательность формирования пространственного восприятия, пространственных представлений временных ориентировок в онтогенезе.
Время наряду с пространством является основной формой существования материи. Временные представления - это представления о последовательности смены явлений и состояний материи. Когда мы говорим о временных представлениях, мы имеем в виду смену времени суток времен года смену поколений.
Как отмечал ПФ Лесгафт каждая сознательная работа требует серьезного понимания значения пространства и времени и умения справляться с этими отношениями. Для понимания проблемы речевых расстройств у детей этот вопрос имеет существенное значение, так как недостаточная сформированность пространственно – временных представлений скажется у дошкольников на формировании грамотной связной речи школьников – на процессе формирования навыков чтения и письма. Ведь известно что для полноценного овладения письмом ребенку необходимо взаимно трансформировать пространственную последовательность графических знаков и временную последовательность звуковых комплексов. Таким образом, временной и пространственный аспекты восприятия и воспроизведения речи не могут быть разобщены. Дети у которых не сформированы пространственные представления, не используют в своей речи предлоги, обозначающие пространственные взаимоотношения предметов, людей и животных. В их речи часто отсутствует предлог над. Дошкольники, а иногда и младшие школьники в устной речи затрудняются в дифференциации предлогов к — у, в — на (к дому — у дома, в столе — на столе.) Нередко дети этой категории смешивают предлоги перед — после — за, что является следствием не - сформированности и пространственных и временных отношений. Например «Шкаф стоит после стула» вместо «Шкаф стоит за стулом». Или «Лето бывает перед весной, а осень после зимы». Малыши испытывают трудности при использовании прилагательных широкий — узкий, толстый — тонкий. Эти прилагательные заменяются обозначениями большой или маленький. Например широкая река — большая река, тонкий стебелек— маленький стебелек. В дальнейшем при овладении навыком письма перечисленные трудности приводят к нарушениям письменной речи, патологическую основу которой составляют недостаточность или запаздывание формирования «схемы тела». Впоследствии это найдет проявление в затруднениях при ориентировке в схеме тетрадного листа. Например: при оформлении письменных работ дети долгое время не могут принять и добиться автоматизма при выполнении стандартных требований к их оформлению пропуск определенного количества строчек или клеточек между работами, выделение «красной строки», соблюдение «полей» тетрадного листа, оформление работы «в два-три столбика», равномерное заполнение тетрадного листа текстом.
Закономерные на ранних этапах обучения грамоте ошибки, проявляющиеся в зеркальном написании букв в норме исчезающие по мере формирования навыка письма, оказываются у детей с недостаточностью пространственно-временных представлений достаточно стойкими и резистентными к логопедической коррекции.
Дети с трудностями в усвоении временных представлений испытывают сложности в обозначении понятий основных единиц времени, в периодах человеческого возраста.
При этом, если слова называют категории, существенно различающиеся по внешним признакам (зима — лето, день — ночь), дети не допускают ошибок. Но при необходимости дифференцировать временные периоды, различия которых не столь ярко выражены (весна — осень, вечер — утро), дети испытывают значительные затруднения. Проблемы появляются при различении сходных в понимании детей описаний (птицы при - летают — птицы улетают, солнце всходит — солнце заходит и т. д.). Это связано со сложностями при выделении в структуре слова и дифференциации приставок, имеющих пространственное значение.
Недостаточно развитая ориентировка во времени в дошкольном возрасте, проявлявшаяся в ошибках грамматического оформления устной речи, в школьном возрасте проявится в самостоятельных письменных работах в виде выраженных аграмматизмов. Это и различение настоящего, прошедшего и будущего времени глаголов (Иду я вчера. Иду я сегодня. Иду я завтра.), употребление глаголов совершенного и несовершенного вида (Я рисую машину. — Я нарисовал машину..)
С целью развития и уточнения пространственно-временных представлений необходимо учитывать закономерности формирования пространственно-временных функций в онтогенезе и в связи с этим проводить логопедическую работу по следующему плану.
РАЗВИТИЕ И УТОЧНЕНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.
В работе по развитию у детей ориентировки в пространстве (на основе формирующихся у них знаний о направлениях, расстояниях и пространственных отношениях между предметами) широко используются дидактические игры и разнообразные игровые по форме упражнения.
1) осуществляется работа по формированию представлений: - о собственном лице,
- теле,
На этом пути важно определить ведущую руку. От того какая рука главная, будет зависеть постановка схемы коррекционного воздействия, кроме этого необходимо учитывать словарный запас ребёнка и расширять его по мере необходимости;
- покажи левую бровь, правое ухо, правый глаз;
- закрой глаза и скажи, что у тебя под левой бровью, а что находится сбоку от носа;
- где у тебя плечи, левое плечо, что находится под шеей;
- поднять “главную” руку (это левая либо правая рука, в данном случае необходимо сразу обратить внимание на доминантность полушария), объяснить ребенку, что название рук не меняется, меняется только их “главность”;
- поднять вторую руку, определить ее название; поднять то левую, то правую руку;
- закрепление дифференциации рук с помощью схемы - подойти, приложить кисть руки, определить ее название;
- соотнесение части тела с правой рукой, назвать их (правая нога, правая щека, правое ухо);
- соотнесение с левой рукой, назвать части тела (левое колено, левая бровь);
- показать: левой рукой правую бровь, левую ногу и т.д.;
- что находится выше кисть или локоть руки? (Анализ положения рук относительно собственного тела); Продолжительность работы зависит от появления уверенности ориентировки у ребенка в собственном теле.
- объектах, расположенных по отношению к телу с точки зрения вертикальной организации пространства тела (его вертикальной оси).
Работа начинается перед зеркалом с анализа расположения частей лица по параметрам:
- выше всего на лице (вверху);
- ниже всего на лице (внизу);
- выше, чем…(на лице);
- ниже, чем…(на лице).
В сопоставлении с этими представлениями в работу вводятся предлоги «НАД», «ПОД», МЕЖДУ» (что находится над?; что находится под?, что находится между?)
Выполнение заданий должно происходить первоначально по образцу (показу) и одновременно развернутой речевой инструкции.
2) дифференциация правых и левых частей тела — правая и левая рука, нога правый и левый глаз, правое и левое ухо. Параллельно уточняются те названия парных частей тела, которые с трудом закрепляются в словаре детей с нарушениями речи. Например: локоть, плечо колено, лопатка и т. д.
На этом этапе можно предложить детям такие задания и упражнения:
—Подними правую руку, левую руку;
—Покажи, где у меня правая, левая рука;
—Назови предметы, которые расположены справа от тебя, слева от тебя;
а) Наглядный вариант
Ребенку предлагается воспроизвести движения, выполняемые сидящим напротив коснуться левой рукой правого уха, правой рукой левого глаза, правой рукой правого глаза и т. д. Выполнение задания требует мысленной пространственной переориентации для преодоления тенденции к зеркальному воспроизведению. Ошибки возникают не только при нарушении пространственного праксиса, но и при снижении психической активности.
б) Речевой вариант
Простая ориентировка. Инструкция «Подними левую руку, покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходят к следующему, если нет — прекращают.
3) игры и упражнения на дифференцировку основных пространственных направлений в процессе активного передвижения в пространстве. Это игры: «Где шарик», «Где звенит колокольчик», «Найди флажок», «Куда пойдешь» и т.д. Игры, в которых содержаться элементы обучения детей правилам поведения пешеходов на улице.
4) Ориентировка в окружающем пространстве. При этом учитывается, что ориентировка в горизонтальных направлениях (сзади — спереди, вперед — назад) страдает больше, чем в вертикальных (вверху — внизу, сверху — снизу, над — под).
Наиболее отличительной особенностью данной категории детей является неспособность овладеть понятиями слева — справа, левый — правый, лево — право. В старшей группе можно предложить детям выполнить такие задания посади мишку справа от куклы, положи кубик слева от куклы, скажи, где находится мишка по отношению к кукле — справа или слева, где находится кубик по отношении к кукле — слева или справа. Интересны упражнения, предложенные Ф.Н. Блехер: придумывать предложения на слова, обозначающие пространственные признаки или отношения; дополнить предложение словом, обозначающим какой-то пространственный признак предмета или его положение по отношению к другому предмету. Например, логопед говорит: «Девочка разделась, положила свою одежду на стул, а туфли поставила…?» Ребенок дополняет: «…под стул» и тд.
Ориентировка детей в окружающем пространстве, развивается также в определенной последовательности. Сначала, это положение предметов по вертикальной оси (верх-низ), затем вперёд и назад, затем отношение объектов (справа или слева). Ребенок определяет его (положение) в том случае, если предметы расположены сбоку, т.е. ближе к той или иной руке. При этом в начале работы все действия сопровождаются движениями рук и глаз. Затем, по мере закрепления понятия, оформляются речевые обозначения. Работа предусматривает использование следующих методов, упражнений:
- скажи, где находится конфета - на столе, а где она будет находиться сейчас (переместить конфету под стол), переместить её на стол и накрыть коробкой; где теперь конфета;
- переместить конфету за коробку, перед коробкой и определить её положение;
- поместить конфету сбоку от коробки, определить место её положения;
Аналогичная работа в подготовительной к школе группе проводится по определению пространственного расположения трех предметов. Логопед предлагает детям выполнить следующие примерные задания.
- Поставить машинку перед собой, слева от нее положить мяч, справа — барабан и т. д.
- Стоя друг за другом назвать стоящего впереди, стоящего сзади, стоя в шеренге, назвать стоящего справа, стоящего слева.
- На демонстрационном полотне расположить по инструкции соответствующие картинки слева и справа от заданного предмета.
- Сидя за столом определить его правый и левый края.
- Определить место соседа по отношению к себе, соотнеся это с соответствующей своей рукой, определить свое место по отношению к соседу, ориентируясь на руку соседа.
- Стоя попарно, лицом друг к другу, по команде логопеда один из каждой пары определяет сначала у себя, затем у товарища правую руку, левую ногу и т. д. Затем роли меняются.
- Определить правый и левый рукава у блузки, лежащей а) спинкой вверх, б) спинкой вниз. Определить левый и правый карманы у джинсов (вид спереди и сзади).
- Определить, след правой или левой ноги отпечатан на песке (по рисунку).
- Определить последовательность воспроизведения, расположения ряда цветов радуги.
- Определить последовательность цифрового ряда на примере чисел первого десятка.
- Назвать первое число справа, первое число слева. Какое из них больше? В каком направлении возрастают числа в ряду?
- Прочитать ряд в обратном порядке (то есть справа налево.) Как изменяется величина чисел в этом направлении (Уменьшается.)
- Показать число 4. Какое число стоит слева от 4? Больше оно или меньше, чем 4?
- Назвать соседа числа 4 справа, сравнить по величине.
Определение пространственных соотношений элементов графических изображений и букв. На данном этапе развивается зрительное восприятие пространственного расположения предметов и их компонентов.
Детям предлагаются следующие упражнения.
- Нарисовать называемые предметы, геометрические фигуры (впоследствии — буквы) справа или слева от вертикальной линии.
- Определить пространственное расположение изображений на картинке относительно друг друга.
Что находится в центре рисунка? (Мишка.)
Что находится в правом верхнем углу? (Шарик.)
Что находится слева от мишки? (Мячик.)
Где находится кубик по отношению к мишке? (Внизу слева.)
Что находится в правом нижнем углу? (Пирамидка.)
4) игры и упражнения на ориентировку в двух мерном пространстве, т. е. на плоскости, например: разнообразные игры типа лото или парных картинок, которые подбирают по признаку адекватного пространственного расположения изображенных на них объектов. Некоторые авторы (В.Г. Нечаева, Н.А. Сенкевич и д.р.) отмечают целесообразность проведения с детьми старшего дошкольного возраста так называемых «зрительных диктантов»; хороши игровые по форме упражнения по выкладыванию лучинок: «Кто запомнит», «У кого что получилось» и др. Кроме этого следует продолжать работы над определением последовательности предметов – выложить карандаши, фишки, шары, назвать их по порядку, затем в обратном порядке. Выложить полоски из цветного картона в определенном порядке, дать ребёнку запомнить, перечислить их, закрыть полоски. Ученик должен попытаться воспроизвести заданную цепочку из цветных полосок. Такое же задание можно дать в цифровом варианте. Найти пропавшую из ряда цифру, поставить смешанные цифры по порядку. В процессе работы следить за речью ребёнка.
Дальше коррекционная работа ведется в направлении уточнения пространственного расположения фигур и букв. Задания могут быть следующими:
- нарисуй кружок, справа от него квадрат, слева от квадрата поставь точку;
- нарисовать по речевой инструкции точку, ниже крестик, справа от крестика кружок
Процесс формирования пространственно-временных представлений у детей в каждом возрасте определяется характером их жизненного опыта и отношений с действительностью
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: "Развитие и уточнение пространственно-временных представлений у детей логопатов".
Огромное значение в образовании, развитии, социальной адаптации и подготовке к школьному обучению принадлежит формированию временных и пространственных представлений у дошкольников....
Развитие и коррекция пространственно-временных представлений у дошкольников и младших школьников с нарушениями речи
В статье рассаматриваются вопросы формирования пространственно-временных представлений у детей и методы и приемы коррекционной работы....
Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через развитие и уточнение пространственно-временных представлений
Цель: формирование функционального базиса процессов письма и чтения, профилактика нарушений письменной речи через развитие и уточнение пространственно-временных представлений...
Упражнения, направленные на развитие и уточнение пространственно- временных представлений у дошкольников с нарушениями речи.
Пространственно-временные отношения играют значительную роль во взаимодействии человека с окружающей средой и служат необходимым условием ориентировки в ней....
Закрепление элементарных математических представлений на логопедических занятиях
1. Прямой и обратный счёт.При автоматизации звуков часто используем прямой и обратный счёт. Например, автоматизируя звук «Ш» считаем с опорой на наглядность или без нее: одна шапка, две ша...
Формирование элементарных математических представлений на логопедических занятиях
Игры по автоматизации звуков в слогах и словах с элементами математических занятий....
Формирование элементарных математических представлений на логопедических занятиях
На современном этапе развития дошкольного образования в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) одной из актуальных задач становится поиск вариативных способо...