Упражнения, направленные на развитие и уточнение пространственно- временных представлений у дошкольников с нарушениями речи.
учебно-методический материал по логопедии на тему
Пространственно-временные отношения играют значительную роль во взаимодействии человека с окружающей средой и служат необходимым условием ориентировки в ней.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Упражнения, направленные на развитие и уточнение пространственно - временных представлений у дошкольников с нарушениями речи
Роль пространственного представления в развитии детей очень велика. Пространственный гнозис – один из главных психических процессов, создающих первичную базу для формирования речи детей, развитие которой совершенствует в дальнейшем данный психический процесс.
Пространственно-временные представления включают в себя величины, местоположение и перемещение предметов относительно друг друга и собственного тела, представления о последовательности смены явлений и состояний материи, а именно о смене времени суток, времен года, дней недели.
Пространственно-временные отношения играют значительную роль во взаимодействии человека с окружающей средой и служат необходимым условием ориентировки в ней.
Развитие пространственного гнозиса лежит в основе формирования познавательной деятельности дошкольников и является одной из главных предпосылок при подготовке их к школьному обучению.
Нарушения пространственных представлений у детей оказывают отрицательное влияние на речевую и познавательную деятельность, негативно отражаются на процессе обучения ребенка, особенно при овладении им навыками орфографически- правильного письма.
Дети с речевыми нарушениями испытывают трудности в использовании в речи предлогов, обозначающих пространственные взаимоотношения предметов, живых существ. Дошкольники испытывают затруднения при использовании прилагательных толстый –тонкий, широкий – узкий, длинный – короткий, большой – маленький. Часто у них наблюдается запаздывание формирования схемы тела. Дети не дифференцируют правую и левую руки, глаза, уши, плечи и т. д.
Ориентировка на листе бумаги формируется с запозданием. Так же наблюдается стойкая проблема при обозначении единиц времени, частей суток, дней недели, не различают время по механическим часам.
Недостаточно развитая ориентировка во времени в дошкольном возрасте проявляется в ошибках грамматического оформления устной речи, а в школе выльется при письме в выраженные аграмматизмы.
Пространственные ориентировки включают два вида ориентировок, тесно связанных между собой:
1. Ориентировка в собственном теле;
2. Ориентировка в окружающем пространстве.
Ребенок учится различать правую и левую руку раньше, чем начинает ориентироваться в окружающем пространстве. Развитие пространственных представлений опирается на дифференциацию правых и левых частей тела, в первую очередь на выделение ведущей руки.
На определенной стадии онтогенеза в результате неоднократных действий правой рукой в коре головного мозга вырабатываются условные зрительно-двигательные связи, которые способствуют выделению правой руки как ведущей. Дальнейшая дифференциация правой и левой сторон тела формируется на основе умения выделять правую руку. Различение левой руки у ребёнка в этот период осуществляется только через правую. Используя длительные ощущения движений своих рук, ребёнок начинает различать правые и левые части тела.
Дети дошкольного возраста практически легко различают правую и левую руки. Они производят ряд действий только правой рукой (едят, рисуют и т.д.), но ещё полностью не владеют речевой дифференциацией «правое - левое». Развитие речевых пространственных дифференцировок происходит значительно позднее.
Ориентировка детей в окружающем пространстве формируется также в определенной последовательности. Первоначально положение предметов ребенок определяет лишь в том случае, когда они расположены сбоку, то есть ближе к правой или левой руке. При этом дифференциация направлений сопровождается двигательными реакциями рук и глаз вправо - влево.
Различение правой и левой сторон предмета, находящегося непосредственно перед ребенком, появляется позже.
Особенно трудно для ребенка определение правых и левых частей тела у человека, сидящего напротив, так как в этом случае ему нужно мысленно представить себя в другом пространственном положении.
Дифференциация правых и левых частей тела начинается с выделения ведущей правой руки.
- Показать, какой рукой надо кушать, писать, рисовать, здороваться.
- Затем предлагается сказать, как называется эта рука. В случае затруднения дать ответ, а ребенок должен повторить несколько раз. Далее дается задание поднять правую руку и назвать ее.
- Показать левую руку. Если ребенок не может назвать левую руку, то
следует ее назвать, а ребенок - повторяет. - Поднять то левую, то правую руку, показать карандаш левой, правой
рукой, взять книгу левой, правой рукой.
При наличии детей – левшей следует доброжелательно отметить, что названия рук при этом остаются общепринятыми, что и следует запомнить. Далее предлагается:
- Соотнести части тела с правой рукой, назвать их (правая щека, нога, рука).
- Соотнести части тела с левой рукой, назвать их (левое колено, локоть).
- По инструкции педагога или товарища показать, например, правую бровь, левый локоть и т.д.
-На схеме (лист с обведенными кистями рук) приложить кисть, определить и назвать руку,
- на схеме (лист с обведенными следами обуви) приложить, определить и назвать ногу,
- найти ботинок для левой (правой) ноги,
- найти варежку для левой (правой) руки.
Детей следует упражнять до появления уверенной ориентировки их в схеме собственного тела.
Задание 1. «Сколько у одного человека и у трех человек?» (голов, носов, рук, ног, ушей, глаз)
Задание 2. «Что лишнее и почему?»
Рука, человек, нога (человек, т.к. это целое, а рука, нога –части его тела).
Хлеб, язык, зубы (хлеб, т.к. это еда, а язык и зубы то, чем мы едим).
Задание 3. «Чем мы»: смотрим – глазами, слушаем - …,Хлопаем -…, жуем -.,
Целесообразно использовать игры с мячом, например, игра «Мячик прыгает по мне – по груди и по спине» Дети выполняют задания по инструкции логопеда.
В правую руку свой мячик возьми,
над головою его подними
и перед грудью его подержи.
К левой ступне не спеша положи.
За спину спрячь и затылка коснись.
Руку смени и другим улыбнись.
Правого плечика мячик коснется
и ненадолго за спину вернется.
С голени правой да к левой ступне,
Да не живот – не запутаться б мне.
2. Упражнения, направленные на проверку и уточнение ориентировок в окружающем пространстве проводятся в следующей последовательности:
- Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку, т.е. к самому себе.
1. Вытянуть в сторону правую руку. Перечислить предметы, находящиеся с этой стороны.
2. Аналогично – слева.
3. Повернуть голову влево, вправо. Наклонить голову к правому плечу, к левому плечу.
4. Перечислить предметы, находящиеся справа от себя, слева от себя Пособие «Противоположности»
5. Положить книгу справа от себя, слева от себя. ( игра «Волшебный сундучок» - разложить игрушки справа и слева от себя.)
«Солдат». Ребенок выполняет команды логопеда: один шаг налево, два вперед, три направо, один назад и т.д. Затем ребенок и логопед меняются ролями.
«Неисправный робот». Ребенок выполняет команды логопеда, двигаясь в направлении, противоположном названному. Затем ребенок и логопед меняются ролями.
«Куда пойдешь, то и найдешь». Игрушки прячем под бумажные колпаки по 4 стороны от ребенка. «Направо пойдешь – мишку найдешь. Налево пойдешь – зайца найдешь. Куда хочешь пойти, что хочешь найти?»
«Сыщик». Ребенок ищет спрятанную игрушку, выполняя команды логопеда. Упражнение можно выполнять, отсчитывая шаги (по аналогии с описанными выше упражнениями) или ориентируясь на предметы: пройди справа от стула, но слева от стола и т.д.
Игра «Вратарь»
Цель: закрепление ориентированности ребенка в правой и левой сторонах, развитие быстроты реакции, точности движения.
Ход игры. Взрослый бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая ребенка, куда должен полететь мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении.
Игра «Попади в ворота»: необходимы мячи малой или средней величины, ворота, сделанные из конструктора или кубиков.
По заданию логопеда дети прокатывают мяч в ворота, которые расположены в разных направлениях (прямо, слева, справа, сзади от ребенка).
Игра « Справа, слева я стучу – перепутать не хочу!»
Упражнение выполняется сидя на стуле, ноги вместе. Ребенок выполняет удары мячом справа, слева от себя.
Справа – два, а слева – три,
справа трижды повтори,
справа – раз, а слева – два: не запутался едва.
- Уточнение пространственных взаимоотношений.
1. В колонне, назвать стоящего впереди, стоящего сзади.
2. Стоя в шеренге, назвать стоящего слева, стоящего справа.
3. На демонстрационном полотне с прорезями для картинок расположить по инструкции соответствующие картинки справа и слева (комьютерная игра «Окошко»
4. Определение места товарищей по отношению к себе и другим предметам окружающей действительности. ( игра «Репка», «Кинотеатр». Рассадить игрушки в два ряда, комментируя при этом свои действия: «Мишка сядет в первый ряд, слева от него – зайка, справа – кукла Маша, сзади – слоник» и т.д. Аналогично упражнение выполняется по картинке).
5. Определить правые и левые части тела у человека стоящего напротив. (игра «Человечек»)
- Уточнение пространственных взаимоотношений фигур и букв.
1. Предварительно показывают рукой направления: сверху вниз, снизу вверх, справа налево, слева направо.
2. Расположить карточку со стрелкой, ориентируя ее в тех же направлениях, что и в предыдущем задании и прочитать эти направления. (Игра «Бабочка», «Лабиринт»)
3. Написать буквы справа или слева от вертикальной линии, сверху или снизу горизонтальной линии.
4. Расположить геометрические фигуры по инструкции, например: положить кружок, справа от него квадрат, слева от квадрата поставить точку.
5. Рисование по речевой инструкции. Например: нарисовать на строчке четыре точки. Поставить знак «+» от правой точки снизу, от второй точки – сверху, от третьей точки слева, от четвертой точки – справа.
6. Или аналогичное задание: от каждой точки провести стрелку в направлении: вниз, влево, вправо, вверх.
Далее такие упражнения (по речевой инструкции) следует усложнить. Например: на двух строчках отметить 8 точек. Мысленно сгруппировать точки в квадраты (4 квадрата). В первом квадрате выделить карандашом правую верхнюю точку, затем правую нижнюю, после чего соединить их стрелкой в направлении сверху вниз.
Аналогично выделить вторую нижнюю точку и соединить ее стрелкой со второй верхней точкой в направлении снизу вверх.
Во втором квадрате выделить правую верхнюю точку. Затем левую верхнюю точку и соединить их стрелкой в направлении слева направо. Аналогично нижние точки соединить стрелкой в направлении справа налево.
В третьем квадрате выделить левую верхнюю точку и правую нижнюю соединить их стрелкой, направленной одновременно слева направо и сверху вниз и т.д.
7.Прочитать направления стрелок во всех заданиях.
8. Графические диктанты.
На занятиях развитие и уточнение временных представлений предполагает решение такого вопроса, как наблюдение и определение временной последовательности каких-либо действий и событий.
Могут быть использованы следующие упражнения:
1. Установить последовательность событий, изображенных в сериях сюжетных картинок.
2. Составить устно рассказ по сюжетным картинкам.
3. Наблюдать последовательность каких-либо явлений и реальных действий, описание этих действий или воспроизведение действий с оречевлением их.
4. Исправить ошибку в перечне каких-либо событий, в рядах диктуемых логопедом с намеренной перестановкой или пропуском.
5. Повторить отраженно и записать под диктовку серии из 2-5 звуков, цифр, слогов, слов (записать только после прослушивания серии).
Навык определения временной последовательности звуковых комплексов в дальнейшем можно будет развивать и закреплять в заданиях по звуковому анализу и синтезу слов, а так же по слоговому анализу и синтезу.
Определение временной последовательности слов можно будет развивать на упражнениях, направленных на преодоление ошибок на уровне предложения и текста.
Таким образом, использование данных упражнений на логопедических занятиях способствуют формированию и развитию пространственно –временных представлений у дошкольников.
Литература
- Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. — М., 1964. — 302 с.-
- Елецкая О.В., Горбачёвская Н.Ю. Уточнение и обогащение пространственно-временных представлений у детей с нарушениями речи. (Логопед. 2005. №2)
- Азина Е.Г., Бородачева М.А., Данилова Н.М, Прышляк И.В. Уточнение и обогащение пространственно-временных представлений у детей с нарушениями речи. (интернет источник ИД «Первое сентября», Фестиваль «Открытый урок»)
- Воробьева Т.Н., Крупенчук О.И. «Мяч и речь: игры с мячои для развития речи, мелкой и общей ммоторики», С-Пб.:Каро,2003г.
- Люблинская А.А. Особенности освоения пространства детьми дошкольного возраста// Формирование восприятия пространства и пространственных представлений у детей. Сб. ст. под ред. Ананьева Б.Г. М.: «Известия АПН РСФСР», 1956, вып.86. - 223 с.
- Сорокун П.А. Формирование пространственных представлений у младших школьников. Автореферат дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. Л., 1953, 16 с.
- Веракса Н.Е. Формирование пространственно-временных представлений у дошкольников // Воспитание, обучение и психическое развитие:Тезисы докладов к V Всесоюзному съезду психологов СССР г. Москва,27 июня – 2 июля 1977 г. / Ред. В.В. Давыдов и др. Ч.1. – М., 1977. – С. 6-7.
- Говорова Р. К вопросу о развитии пространственных представлений у дошкольника // Дошкольное воспитание. – 1974. - № 3. – С. 45-48
РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ И ВРЕМЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Учитель-логопед
высшей квалификационной категории
Лялина Л.Ю.
МАДОУ №248
Казань,2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: "Развитие и уточнение пространственно-временных представлений у детей логопатов".
Огромное значение в образовании, развитии, социальной адаптации и подготовке к школьному обучению принадлежит формированию временных и пространственных представлений у дошкольников....
Развитие и коррекция пространственно-временных представлений у дошкольников и младших школьников с нарушениями речи
В статье рассаматриваются вопросы формирования пространственно-временных представлений у детей и методы и приемы коррекционной работы....
Консультация для воспитателей "УТОЧНЕНИЕ И ОБОГАЩЕНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ"
Консультация для воспитателей...
Развитие и уточнение пространственно-временных представлений на логопедических занятиях.
В данной консультации предлагается материал последовательного формирования пространственного восприятия, пространственных представлений, временных ориентировок....
Презентация "Развитие пространственно-временных представлений у дошкольников как залог формирования грамотной связной речи и профилактика дисграфии и дислексии в школьном возрасте."
В презентации описан план развития пространственно-временных представлений с учетом их формирования в онтогенезе, широко представлены игры и задания на формирование данных представлений у детей дошкол...
Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через развитие и уточнение пространственно-временных представлений
Цель: формирование функционального базиса процессов письма и чтения, профилактика нарушений письменной речи через развитие и уточнение пространственно-временных представлений...
Консультация для родителей «Уточнение и обогащение временных представлений у детей с нарушением речи»
Как отмечал П. Ф. Лесгафт, каждая сознательная работа требует серьезного понимания соотношений пространства и времени и умения справляться с ними. Недостаточная сформированность пространственно-времен...