Консультация для родителей: "Развитие и уточнение пространственно-временных представлений у детей логопатов".
материал (подготовительная группа) на тему
Огромное значение в образовании, развитии, социальной адаптации и подготовке к школьному обучению принадлежит формированию временных и пространственных представлений у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_i_utochnenie_prostranstvenno.doc | 25.5 КБ |
v_zaklyuchenie_detyam_predlagayutsya_bolee_trudnye_zadaniya.doc | 25.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие и уточнение пространственно-временных
представлений у детей логопатов.
Пространственная ориентировка включает два вида ориентировок, тесно связанных между собой:
- ориентировку на собственном теле, дифференциацию правых и левых его частей;
- ориентировку в окружающем пространстве.
Ребенок научается различать правую и левую руку раньше, чем начинает ориентироваться в окружающем пространстве. Развитие пространственных представлений опирается на дифференциацию правых и левых частей тела, в первую очередь на выделение ведущей руки.
На определенной стадии онтогенеза в результате неоднократных действий правой рукой в коре головного мозга вырабатываются условные зрительно-двигательные связи, которые способствуют выделению правой руки как ведущей. Дальнейшая дифференциация правой и левой сторон тела формируется на основе умения выделять правую руку. Различение левой руки у ребёнка в этот период осуществляется только через правую. Используя длительные ощущения движений своих рук, ребёнок начинает различать правые и левые части тела.
Дети дошкольного возраста практически легко различают правую и левую руки. Они производят ряд действий только правой рукой (едят, рисуют и т.д.), но ещё полностью не владеют речевой дифференциацией «правое - левое». Развитие речевых пространственных дифференцировок происходит значительно позднее.
Ориентировка детей в окружающем пространстве формируется также в определенной последовательности. Первоначально положение предметов ребенок определяет лишь в том случае, когда они расположены сбоку, то есть ближе к правой или левой руке. При этом дифференциация направлений сопровождается двигательными реакциями рук и глаз вправо - влево.
Различение правой и левой сторон предмета, находящегося непосредственно перед ребенком, появляется позже.
Особенно трудно для ребенка определение правых и левых частей тела у человека, сидящего напротив, так как в этом случае ему нужно мысленно представить себя в другом пространственном положении.
Дифференциация правых и левых частей тела начинается с выделения ведущей правой руки.
- Показать, какой рукой надо кушать, писать, рисовать, здороваться. Затем
предлагается сказать, как называется эта рука. В случае затруднения дать
ответ, а ребенок должен повторить несколько раз. Далее дается задание
поднять правую руку и назвать ее. - Показать левую руку. Если ребенок не может назвать левую руку, то
следует ее назвать, а ребенок - повторяет. - Поднять то левую, то правую руку, показать карандаш левой, правой
рукой, взять книгу левой, правой рукой.
После усвоения речевых обозначений правой и левой руки можно перейти к дифференциации других правых и левых частей тела: правой и левой ноги, правого и левого глаза, уха.
Предварительный просмотр:
В заключение детям предлагаются более трудные задания: показать левой рукой правый глаз, правое ухо, левую ногу; правой рукой показать левый глаз, левое ухо, правую ногу; показать правые и левые части у человека, сидящего напротив.
Ориентировка в окружающем пространстве. Формирование ориентировки в окружающем пространстве основывается на имеющихся у детей представлениях о правой или левой стороне тела, а также речевых обозначениях правой и левой руки. Эта работа проводится в следующей последовательности:
1. Определение пространственного расположения предметов по отношению
к ребенку, то есть к самому себе.
«Покажи, какой предмет находится справа от тебя, слева; положи книгу справа или слева от себя».
Если у ребенка возникают затруднения, то необходимо уточнить, что справа - это ближе к правой руке, а слева - ближе к левой руке. Далее пространственные отношения закрепляются в речи. Например: «где находится шкаф (окно, дверь)?» При этом ребенок должен стоять так , чтобы эти предметы стояли справа или слева.
2. Определение пространственных соотношений между 2-3 предметами и их
изображениями.
Сначала уточняется расположение двух предметов. Затем предлагается взять правой рукой тетрадь и положить ее около правой руки, взять левой рукой книгу и положить ее около левой руки. Далее задается вопрос: «где находится книга, справа или слева от тетради?»
В дальнейшем детям предлагаются следующие задания: положить карандаш слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге - справа или слева, где находится карандаш по отношению к тетради - справа или слева.
Затем аналогичная работа проводится по определению пространственного расположения трех предметов. Детям предлагается выполнить следующие задания: «положи книгу перед собой, слева от нее положи карандаш, справа - ручку» и т. д.
Можно проводить работу по уточнению пространственного расположения различных фигур и букв. Детям предлагаются карточки, на которых нарисованы круг, прямоугольник, крестик, кружок, точка. Примерное задание:
- положить кружок, справа от него квадратик, слева от него треугольник;
- нарисовать точку, ниже точки - крестик, справа от точки - круг и т. д.;
Для устранения дисграфии нужно проводить работу по уточнению зрительных
образов букв. Буквы соотносятся с каким-либо сходным по форме предметом: о - с обручем, ж - с жуком, з - со змеей и т. д.
Формирование пространственных ориентировок происходит успешнее, если ребенок постоянно оказывается перед необходимостью оперировать этими понятиями. Кроме специальных игр и заданий особую роль играют подвижные игры, физкультурные занятия, занятия по математике, изобразительной деятельности, бытовая ориентировка детей в группе, на улице и дома. Необходимо создавать такие ситуации, которые бы требовали от ребенка словесного отчета с употреблением слов, которые обозначают пространственные понятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей"
Консультация необходима родителям и воспитателям средней группы....
Консультация для родителей "Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей третьего года жизни"
Консультация для родителей "Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей третьего года жизни"...
Консультация для родителей "«Развитие мелкой моторики влияет на общее интеллектуальное развитие детей»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад первой категории «Колокольчик» Консуль...
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук, как средства развития речи детей"
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук, как средства развития речи детей"...
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»...
Мастер-класс с родителями "Развитие речи, мелкой моторики и сенсорных представлений у детей раннего возраста"
Мастер-класс с родителями "Развитие речи, мелкой моторики и сенсорных представлений у детей раннего возраста"...
Консультация для родителей «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ»
Почему же развитие мелкой моторики рук оказывает развивающее действие на ребенка в целом и на развитие речи ребенка в частности....