Речевая карта
материал по логопедии (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Дата обследования__________________ Дата начала занятий_________________ Дата окончания занятий_____________ |
Речевая карта
Фамилия, имя ребенка _____________________________________________
Дата рождения______________________ Группа_______________________
Заключение ПМПК________________________________________________
Общее развитие ребенка:
Знание своих имени и фамилии, адреса, состава семьи, рода деятельности (профессий) родителей (подчеркнуть то, что ребенок не назвал или назвал частично).
Общее звучание речи:
темп (N, тахилалия, брадилалия, запинки, заикание)
дыхание (диафрагмальное, грудное, брюшное, смешанное)
разборчивость (N, недостаточная)
голос (сила: тихий, громкий, глухой, затухающий; высота: высокий, низкий, соответствует возрасту; тембр: хриплый, сиплый, резкий, наличие или отсутствие носового оттенка; выразительность: N, маловыразительный, монотонный)
патологическая активность лицевой и мимической мускулатуры (не наблюдается, синкинезии при артикуляции звуков)
1. Состояние и подвижность органов артикуляционного аппарата
1. 1. Строение (нужное подчеркнуть):
• губы (массивные, толстые, тонкие, расщепление, послеоперационный рубец, N)
• зубы (отсутствие передних резцов, вне челюстной дуги, крупные, редкие, кривые, мелкие, N)
• прикус (прогнатия, прогения, открытый: односторонний, двусторонний, N)
• твёрдое небо (узкое, высокое, плоское, укороченное, готическое, расщелина, N)
• мягкое небо (короткая расщелина, отсутствие язычка, расщепление язычка, N)
• язык (широкий, массивный, утолщённый, узкий короткий, N)
• подъязычная связка (слегка укороченная, короткая, очень короткая, N)
1.2. Подвижность (подчеркнуть то, что требует коррекции):
• губы («улыбочка», «трубочка», «улыбочка» - «трубочка»)
• язык («маятник», «качели», «лопатка», «иголочка», «чашечка», щелканье языком, удержание позы, переключение движений, саливация, тремор, отклонение языка, тонус: норма, повышен, понижен)
• щёки (надувание, втягивание)
• нижняя челюсть (движения вправо-влево, вверх-вниз, вперед-назад)
• мягкое небо (подъем – «а» на твердой атаке: резкий, вялый, отсутствие)
Критерии оценки:
Низкий – объем артикуляционных движений ограничен (мимика бедна), наличие дефектов в строении артикуляционного аппарата;
Ниже среднего – выполнение с ошибками: длительный поиск позы, неполный объём движения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы;
Средний – замедленное и напряжённое выполнение;
Достаточный – все движения доступны, объём полный, тонус нормальный, темп выполнения и переключаемость несколько замедленны.
Высокий - правильное выполнение с точным соответствием всех характеристик движения.
2. Мелкая моторика
1. Игра «Собери бусы»______________________________________________
2. Умение держать карандаш, проводить линии: вертикальные ________________________, горизонтальные ______________________.
3. Ведущая рука (правша, левша, амбидекстер)
4. Пальчиковые упражнения:
- «Зайчик» - попеременно, левая рука, правая рука, синхронно
- «Пальчики здороваются»
- «Кулак-ладонь»
- «Кулак-ребро-лодонь»
Критерии оценки:
Низкий – не выполняет.
Ниже среднего – мелкая моторика ограниченна (с трудом выполняет статические пробы, наличие гиперкинезов, тремора);
Средний – испытывает затруднения при выполнении динамических проб;
Достаточный – точно выполняет статические и динамические пробы, но испытывает затруднения;
Высокий - правильное выполнение всех заданий.
3. Звукопроизношение
Инструкция: повторяй за мной слова.
С | собака-маска-нос | ||
СЬ | сено-василек-высь | ||
З | замок-коза | ||
ЗЬ | зима-магазин | ||
Ц | цапля-овца-палец | ||
Ш | шуба-кошка-камыш | ||
Ж | жук-ножи | ||
Щ | щука-вещи-лещ | ||
Ч | чайка-очки-ночь | ||
Л | лампа-малоко-пол | ||
ЛЬ | лето-колесо-соль | ||
Р | рыба-корова-топор | ||
РЬ | река-варенье-дверь | ||
Й | йогурт-майка | ||
Другие звуки | |||
Дефекты озвончения, оглушения, смягчения |
Критерии оценки:
Низкий – в любой позиции искажаются или заменяются шесть – девять звуков и более звуков;
Ниже среднего – нарушено произношение трёх - пяти звуков;
Средний – нарушено один-два звука;
Достаточный – один - два звука правильно произносятся изолированно и отражённо, но иногда подвергаются искажениям или заменам (недостаточно автоматизированы);
Высокий - звукопроизношение в норме в любых речевых ситуациях.
4. Слоговая структура слова
Инструкция: повтори за мной слова.
Аквариум | |
Сковорода | |
Велосипед | |
Милиционер | |
Воспитательница | |
Милиционер едет на мотоцикле | |
Волосы подстригают в парикмахерской | |
Экскурсовод проводит экскурсию |
Критерии оценки:
Низкий – не воспроизводит;
Ниже среднего – искажает звуко-слоговую структуру слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова, упращение, добавление, уподобление);
Средний – замедленное послоговое воспроизведение с запинками, одно-два слова с искажением слоговой структуры.;
Достаточный – воспроизведение точное, темп несколько замедлен, могут быть запинки;
Высокий - правильно и точно воспроизводит в темпе предъявления.
5. Фонематический слух
Восприятие и воспроизведение ритма:
///_____ / // _____ // / // _______ // //______
Воспроизведение слоговых рядов:
да-та __________, па-ба_________, га-ка__________, ма-ба________,
та-да__________, са-за_________, са-ша__________, жа-за_________.
Фонематический слух
Зуб – суп бочка – почка | |
Бак – мак, дочка – ночка | |
Мел – мель, круг – крюк | |
Точка – кочка, салат – халат | |
Марка – майка | |
Ель- гель | |
Бочка – дочка | |
Бинт – винт | |
Миска – мишка, крыса – крыша, розы – рожи | |
Тапки – шапки, танки – санки | |
Плач – плащ, кочка – кошка | |
Речка – редька | |
Цвет – свет | |
Рак - лак, рожки – ложки, рейка - лейка |
Критерии оценки:
Низкий – невыполнение, отказ от выполнения;
Ниже среднего – часть заданий недоступна, при выполнении требуется повторное воспроизведение;
Средний – ошибки допускаются, исправляются после повторного воспроизведения;
Достаточный – допускаются одна – две ошибки, но исправляются самостоятельно;
Высокий - все задания выполнены, верно.
6. Языковой анализ и синтез
Выделение звука в начале слова: | Аист | |
Утка | ||
Облако | ||
Игла | ||
Выделение последнего звука в слове: | Мак | |
Кот | ||
Мох | ||
Стул | ||
Выделение последнего звука: | Шары | |
Мука | ||
Огни | ||
Окно | ||
Выделение первого звука: | Суп | |
Мох | ||
Кот | ||
Нос |
Составление слов из звуков, данных в нормальной последовательности:
[м]; [а]; [к]______, [к]; [а]; [ш]; [а]________, [п] ; [о]; [ч]; [к]; [а]_________
Подобрать слово на заданный звук:
[с] -____________________________,[ж] -_____________________________
Отобрать картинки с заданным звуком:
[з] - _________________________, [л] -_____________________________
Определить количество звуков в словах: СОК________, ЛАМПА_______
Определить количество слов в предложении: День был теплый.________
Критерии оценки:
Низкий – неверные ответы, отказ от выполнения;
Ниже среднего – часть заданий недоступна, при выполнении требуется повторное воспроизведение;
Средний – задания выполняются с ошибками, 1-2 задания недоступны;
Достаточный – допускаются 1-2 ошибки, но исправляются самостоятельно;
Высокий - все задания выполнены, верно, с первой попытки.
7. Грамматический строй речи (альбом В.С. Володиной)
Понимание предлогов (с.18-21)______________________________________
__________________________________________________________________
Образование мн.ч. имен существительных (ст. 22 – 23) _______________
_____________________________________________________________________________
Множественное число глагола (с.24)_________________________________
__________________________________________________________________
Образование приставочных глаголов (с.25)___________________________
__________________________________________________________________
Образование уменьшительно-ласкательной формы (с.26-27)__________
__________________________________________________________________
Образование прилагательных от существительных (с.38-39)__________
__________________________________________________________________
Падежи (с.40-46):
Винительный_____________________________________________________
Предложный______________________________________________________
Дательный________________________________________________________
Творительный_____________________________________________________
Родительный един. и множ.числа____________________________________
__________________________________________________________________
Согласование существительных с числительными (ст. 46 – 47):_________
__________________________________________________________________
Образование притяжательных прилагательных (с.58-59)_______________
__________________________________________________________________
Образование названий детенышей животных ________________________
_________________________________________________________________
Критерии оценки:
Низкий – невыполнение.
Ниже среднего – большинство заданий не выполняются;
Средний – большинство заданий выполняется с помощью (стимуляция, расширение инструкции, уточнение вопроса, подсказка);
Достаточный – единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса;
Высокий - правильное, самостоятельное выполнение всех заданий.
8. Словарный запас (лексика) альбом Иншаковой
Назови одним словом (обобщающие понятия:
игрушки | посуда | мебель | птицы | транспорт |
дикие животные | одежда | овощи | фрукты | ягоды |
Назвать и показать части:
стула | чайника | тела |
спинка сиденье ножки | крышка ручка донышко носик | локоть колено подбородок |
Подбор прилагательных к имени существительному:
лимон (какой?)_______________________ лиса (какая?)___________________
платье (какое?)_____________________
Подбор антонимов:
широкий_____________, длинный_______________, высокий___________,
веселый______________, холодный_____________, сухой______________
Кто что делает?
повар______________, учмтель______________, врач_____________
Кто какие звуки издает?
кошка__________________, лягушка_____________, петух_____________
Критерии оценки:
Низкий – невыполнение.
Ниже среднего – большинство заданий не выполняются;
Средний – большинство заданий выполняется с помощью (стимуляция, расширение инструкции, уточнение вопроса, подсказка);
Достаточный – единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса;
Высокий - правильное, самостоятельное выполнение всех заданий;
9. Связанная речь (альбом В.С. Володина)
Составление рассказа по картине (с.72)_______________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Пересказ (с.74)_____________________________________________________
_________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Составление рассказа по серии картинок (с. 77)_____________________
_________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Критерии оценки:
Низкий – невыполнение.
Ниже среднего – раскладывание картинок и составление рассказ по наводящим вопросам, подсказкам, отмечаются значительные сокращения текста или искажение смысла, повторы, аграмматизмы, неадекватное использование слов; пересказ составлен по наводящим вопросам, связность изложения нарушена, наблюдаются неадекватное использование лексических средств, существенное искажение смысла или рассказ не завершён, или представляет собой перечисление предметов;
Средний – большинство заданий выполняется с помощью (стимуляция, расширение инструкции, уточнение вопроса, подсказка), связанность рассказа нарушена;
Достаточный – единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса;
Высокий - правильное, самостоятельное выполнение всех заданий.
Логопедическое заключение_____________________________________
__________________________________________________________
Подпись учителя-логопеда___________________
Профиль речевого развития ребёнка
Ф.И. ребёнка ______________________________________________________
Y | ||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||
1 | ||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | X 9 | ||||||||||
Y 1. Низкий 2. Ниже среднего 3. Средний 4. Достаточный 5. Высокий | X
|
- - начало года
- - середина года
- - конец года
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к речевой карте ребёнка дошкольного возраста логопедической группы и речевая карта.
Данная презентация разработанна для обследования речи детей дошкольного возраста логопедической группы....
"Мониторинг динамики речевого развития детей с ТНР. Электронное приложение к речевой карте " Автор: Т.В. Капустина
В статье представлено универсальное электронное приложение к речевой карте – мониторинг динамики речевого развития детей, позволяющий наглядно, в балла...
Речевая карта и карта развития ребенка среднего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)
Материал пригодится логопедам и дефектологам дошкольных учреждений и детских домов при проведении диагностики уровня развития, составления индивидуального маршрута коррекционной работы....
Речевая карта ребенка с нарушением речевого развития (5-7 лет)
Предлагаю примерный образец речевой карты для групп компенсирующей направленности с нарушениями речи....
Критерии оценки речевого развития ребенка к речевой карте
Критерии оценки речевого развития ребенка при обследовании речи...
Речевая карта (по речевой карте О.И.Крупенчук)
Речевая карта является основным документом, который учитель-логопед оформляет в процессе работы. В речевой карте фиксируются особенности развития речи ребенка - фонетическое и лексико-грамматическое о...