«В гостях у звуков. Чтение изученных символов»
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) по теме
Формирование у детей дифференциации на слух отдельных гласных и согласных звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Формирование у детей дифференциации на слух отдельных гласных и согласных звуков. | 515.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия: «В гостях у звуков. Чтение изученных символов»
Вид занятия: «Формирование у детей дифференциации на слух отдельных гласных и согласных звуков. Закрепление лексической темы «Мебель».
Коррекционно-образовательные цели:
1.Закреплениее произнесения пройденных гласных звуков в изолированном виде, в звукосочетаниях и в словах.
2. Закрепление понятия дифференциации гласных и согласных звуков.
3. Закрепление звукового анализа и синтеза.
4. Закрепление лексической темы «Мебель».
Коррекционно-развивающие цели:
1. Развитие фонематического восприятия.
1. Развитие длительного плавного речевого выдоха.
2. Развитие зрительного внимания, мышления.
3. Развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики с применением здоровьесберегающих технологий.
4. Координация речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели:
1. Воспитание умения слушать речь логопеда.
2. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
Оборудование: магнитная доска, «звуковички»(звуковые символы гласных и согласных звуков), предметные картинки, зеркала, игрушка гусеница «Муся», прищепки, пластмассовые стаканчики, картонные фигурки, массажные мячики Су Джок, магнитофон.
Предварительная работа: Знакомство с гласными и согласными звуками на логопедических занятиях, заучивание упражнения с прищепками «Гномики», разучивание физминутки «Мы знаем гласные звуки». Повторение пальчиковой гимнастики «Мяч», логоритмического упражнения «Чайник».
Ход занятия
- Организационный момент. Ритмизирование стихотворного текста
В руках у детей цветные прищепки. На каждый ударный слог дети сжимают прищепку и проговаривают текст:
Жили-были гномики
Каждый в своем домике
Логопед: Пошли гулять гномики
И перепутали домики.
Вы им скорее помогите,
В домики их проводите.
(Дети прикрепляют прищепки к краям цветных стаканов, соотнося их по цвету и называют символ гласного звука. Затем садятся на свои места.)
- Основная часть. Введение в тему.
Логопед: Ребята, сегодня мы с вами побываем в гостях у звуков.
Звуки есть вокруг меня,
Их могу услышать я.
Их услышу, повторю,
Языком проговорю…
1). Логопед: Гласные звуки любят играть, петь. Давайте мы вместе с ними поиграем.
Артикуляционная гимнастика и мимические упражнения
-«Окошко» (открыть – закрыть);
-«Улыбнулись – рассердились»;
-«Хоботок» - «Пятачок Хрюши» (вытягивание губ вперед);
-«Подмигнули» (попеременное закрывание правого и левого глаза);
-«Поцелуй ручку» (вытянутые губы тянем к руке);
-«Позови собачку»;
-«Открыли бутылочку»;
-«Останови лошадку».
2). Игра «Звуковые песенки»
Логопед: А теперь мы будем петь вместе с гномами. Я называю имя гнома, а вы выкладываете звуковой ряд.
-Гном по имени «ТАМ». Какой звук я пою? (А-а-а)
-Гном по имени «ТОМ». (О-о-о)
-Гном по имени «ТУМ» (У-у-у)
-Гном по имени «ТИМ» (И-и-и)
(дети выкладывают звукокомплекс из символов, сохраняя последовательность и пропевают песенку хором):
-АОУИ
3) Игра «Композиторы»
Логопед: Каждый ребенок сочинит свою песенку, (выложит ряд звуковичков) и пропоет ее, меняя ритм, длительность и силу голоса.
4). Игра «Поэты»:
-«Доскажи словечко»
Я на кухне самый нужный
Для семьи большой и дружной!
Я готов служить всегда
И стоит на мне еда!
Все тарелки, ложки, кружки,
Мои верные подружки
Не посыпятся на пол,
С ними вместе друг их… (стол).
По ночам на них ребятки
Засыпают очень сладко,
Утром всем пора вставать,
Застилать свою…(кровать).
На меня вы посмотрите,
Дверки можете открыть вы,
А на полочках моих
Много нужного стоит!
Выше всех я, как жираф:
Я большой, красивый…(шкаф).
-Усложняем задание, отгадайте загадку:
Спинка, сиденье, четыре ноги,
Кто я? Меня поскорей назови! (Стул)
- Речь с движением – упражнение «Чайник»
Я маленький чайник на столе начальник.
Вот мои подружки – чашки и кружки.
Когда я закипаю, шуметь начинаю.
А кому поклон дарю – того чаем напою.
(Дети проговаривают текст и выполняют соответствующие движения).
Логопед: «Продолжаем игру «Поэты».
-«Какое слово отличается от других»
Стол, стол, пол, стол. Жираф, шкаф, шкаф, шкаф. Стул, стул, стол, стул.
Стакан, диван, диван, диван.
-«Какое слово самое короткое?»
Кровать, стульчик, стол. Стул, тумбочка, прихожая.
5). Логопед: Наши гномики загрустили. Ребята, давайте гномиков порадуем подарками, но для этого их нужно смастерить своими руками.
Прежде, чем приступить к работе помассируем наши ручки массажными мячиками Су Джок («Мячик»).
Я мячом круги катаю, взад-вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошки.
Каждым пальцем мяч прижму и другой рукой начну.
А теперь последний трюк – мяч катаю между рук.
(Дети конструируют различные предметы и объекты из фигурок картона и прищепок: солнце, жука, тучу и дождь, дерево, ель, морковку, самолет и др.).
На фоне музыкального сопровождения логопед читает стихотворение «Рисуя музыку…»
И вдруг мелодия…Музыка звучит.
Хочешь, нарисуй ее. Только помолчи.
Только ты послушай музыки рассказ.
Может, там, в карете, едет Карабас.
Может быть, про солнце музыка поет,
Но уже закрылся тучей небосвод.
Как гремели громом музыки басы,
А теперь как будто капельки росы,
Свесившись с травинок, брызнули в ручьи,
И засеребрились музыки лучи.
Боже, как прекрасна музыка в тиши…
Хочешь, нарисуй ее. Только не спеши.
- Физминутка (Дети выходят на ковер и встают в круг)
Логопед: В слове «дом» какой звук мы поём? (О-о-о)
В слове зайка (А-а-а) и т.д.
Почему звуки А, О, У, И называются гласными?
Дети: Они произносятся с голосом, их можно петь, тянуть.
ГЛАСНЫЕ ТЯНУТСЯ К ПЕСЕНКЕ ЗВОНКОЙ,
МОГУТ ЗАПЛАКАТЬ И ЗАКРИЧАТЬ.
В ТЕМНОМ ЛЕСУ ЗВАТЬ И АУКАТЬ,
НО НЕ ЖЕЛАЮТ СВИСТЕТЬ И ВОРЧАТЬ.
«МЫ ЗНАЕМ ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ!» (развитие фонационного дыхания)
Логопед: Руки кверху поднимаем, рот пошире открываем.
Дети: А-а-а!
Логопед: Руки округляем, губы округляем.
Дети: О-о-о!
Логопед: Руки вытянем вперед, губы трубочкой вперед.
Дети: У-у-у!
Логопед: Руки в стороны раздвигаются, губы улыбаются.
Дети: И-и-и!
6). Знакомство с согласным звуком [ м]
Логопед: Звуки есть вокруг меня,
Их могу услышать я.
Их услышу, повторю,
Языком проговорю,
Их могу я промычать,
За зубами подержать…
На магнитной доске появляется символ согласного звука [м] (изображение коровы).
Гласные звуки предложили согласному звуку дружбу, и они запели вместе:
АМ, УМ, ИМ, ОМ.
- Сюрпризный момент (Появление гусеницы «Муси»)
Упражнение «Путешествие гусеницы» (Развитие интонации, высоты и силы голоса, а также ритмического рисунка).
- Итог занятия
Дети вспоминают и проговаривают чем они занимались на занятии, а гусеница «Муся» дарит им небольшие сувениры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИМВОЛОВ ЗВУКОВ И БУКВ ПРИ ОБУЧЕНИИ СЛИТНОМУ ЧТЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
В данной статье показана методика знакомства с буквами, основанный на установлении сходства буквы с предметом, название которого начинается с того же звука. Использование звуковых си...
«В гостях у Незнайки» (изучение свойств воздуха)
Конспект Совместно - познавательной исследовательской деятельностис детьми подготовительной логопедической группы...
Как ввести изучение государственных символов в детском саду
Консультация для педагогов...
Методические рекомендации по изучению и использованию государственных символов РФ. Обновление содержания образовательной программы вопросами изучения государственных символов РФ.
Нравственно – патриотическое воспитание способствует тому, что у ребенка развиваются навыки взаимоотношений с взрослыми и сверстниками; развивается интерес к русским традициям и обычаям; появляе...
Публикация в журнале Дошкольник. РФ Тема: «Социализация детей с особыми образовательными потребностями посредством изучения знаков и символов современного мира»
Ребёнок с сохранным интеллектом активно использует уже сложившиеся знаковые системы.Чего нельзя сказать о детях с ОВЗ с их «закрытостью» значений предметного действия и конкретностью воспр...
Текст к видео докладу на региональной конференции «Инклюзивное образование и общество: стратегии, ресурсы, практики» на тему: «Социализация детей с особыми образовательными потребностями посредством изучения знаков и символов современного мира»
Социализация или усвоение ребёнком общечеловеческого опыта, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми.Научить ребёнка с ограниченными возможностями здоровья говорить, обра...
План работы по изучению государственных символов РФ
Срок реализацииФорма работыДата проведенияСентябрьДидактическая игра «Самое дорогое»Цель: формировать у детей понимание понятия «Родина»; раскрыть его общую сущность ...