«Взаимозависимость формирования лексико-грамматической стороны речи и развития пространственного гнозиса у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
консультация по логопедии (старшая группа) по теме

Котова Елена Александровна

 

У детей с речевой недостаточностью затруднения в формировании пространст­венных представлений проявляются в несформированности пространственного анализа и синтеза, недостаточности ори­ентировки в направлениях пространства и затруднениях оп­ределения пространственных отношений между предметами. Кроме того, эти дети не владеют необхо­димой лексикой, определяющей признаки предметов по величине  (длинный, короткий, равные  одинаковые,  раз­ные по длине, ближе – дальше, высокий — низкий, широкий — узкий и т.д.), не по­нимают значения слов — наречий и предлогов, указывающих на положение предметов на плоскости или в пространстве (из-за, из-под).

Таким образом, прослеживается взаимозависимость между формированием лексико – грамматического строя и развитием пространственных представлений.

В данной презентации  - консультации представлен комплекс мероприятий направленных на развитие грамматических категорий пространственного значения на различных этапах коррекционной логопедической работы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие пространственной ориентировки и лексико-грамматических категорий пространственного значения на логопедических занятиях Учитель-логопед Котова Елена Александровна МБДОУ № 46 г. Нижневартовск

Слайд 2

Цель. Теоретически обосновать, систематизировать, разработать и апробировать коррекционно-развивающие приемы, направленные на преодоление лексико – грамматического недоразвития у дошкольников с ОНР путем развития пространственного гнозиса.

Слайд 3

1. Определить степень изученности проблемы в теории и практике логопедии. Задачи: 2. Выявить влияние сформированности пространственного гнозиса на развитие лексико-грамматических категорий у дошкольников с ОНР. Подобрать методики исследования пространственного гнозиса для данной категории детей. 3. Теоретически обосновать, разработать содержание и приемы коррекционной работы с использованием элементов развития пространственного гнозиса, направленной на преодоление лексико-грамматического недоразвития у дошкольников с ОНР в соответствии с коррекционными, образовательными и воспитательными задачами программного обучения и воспитания детей в детском саду компенсирующей направленности. 4. Апробировать и оценить эффективность комплекса коррекционно – логопедических приемов и компьютерной игры.

Слайд 4

Гипотеза Эффективность коррекционно - логопедической работы существенно повысится, если процесс коррекции и развития пространственного гнозиса и лексико-грамматической стороны речи будут внедрены новые приемы и компьютерная игра.

Слайд 5

Альбом для обследования Цель: выявить уровень сформированности пространственного гнозиса у детей с ОНР дошкольного возраста , а именно : умения ориентироваться в собственном теле и в окружающем пространстве; особенностей восприятия пространственных признаков предметов (величины и формы): их узнавание и воспроизведение в рисунках и отраженной речи; особенностей конструктивных способностей; особенностей зрительно-пространственной ориентировки; особенностей понимания сложных логико- грамматических конструкций; умения применять лексико-грамматические категории пространственного значения в самостоятельной речи.

Слайд 6

Протокол обследования пространственного гнозиса Задания оцениваются по четырехбальной системе: 4 балла - задание выполняется быстро, самостоятельно, правильно. 3 балла – с немногочисленными ошибками, ошибки исправляются самостоятельно. 2 балла - задание выполняется не уверенно, не точно, с немногочисленными ошибками, с использованием помощи логопеда, ошибки исправляются с помощью. Задание выполняется частично. 1 балл - задание не выполняется. Прием Содержание задания оценка выполнения баллы характер ошибок I . Обследование ориентировки в схеме собственного тела. 1) Обследование умения выделять ведущую правую руку (для левого доминантного пулушария). Оборудование: игрушка, карандаш, чистый лист бумаги, кукла, машинка а) покажи правую руку; б) покажи правой рукой игрушку; в) возьми игрушку в правую руку, положи игрушку; г) в какой руке ты держишь карандаш? (логопед вкладывает в правую руку ребенка карандаш), положи карандаш; д ) возьми в правую руку карандаш и нарисуй кружок. Теку щая оценка: +,┴,  итог: 1, 2, 3,4

Слайд 7

I II III IV V 1 2 3 4 5 Сумма баллов Итоговая оценка Итоговая таблица и график № Имя ребенка Параметры обследования Средний балл Уровень восприятие схемы собст­венного тела, выделение правой и левой руки обозначение пространственных представления с точкой опоры «от себя» восприятие отношений между предметами и их группами простр. ориент. в объектах, которые находятся рядом с ребенком (развернуты на 180 градусов) восприятие пространственных признаков предметов ориентировка на плоскости использование в речи предложно-падежных конструкций понимание сложных логико-грамматических конструкций 1 Слава А. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 низкий 2 Рома А. 3 2 2 1 2 2 2 2 2 низкий 3 Филипп А. 1 1 1 1 2 2 2 1 1,3 низкий Итого: Высокий Средний Низкий Чел. % Чел. % Чел. % Чел. % Чел. % Чел % Чел % Чел. % 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 % 1 8 0 0 0 0 0 0 1 8 0 0 0 0 0 0 0 % 11 92 12 100 12 100 12 100 11 92 12 100 12 100 12 100 100%

Слайд 8

Пространственное ориентирование Использование в речи предложно-падежных конструкций

Слайд 9

ВЫВОД РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ГНОЗИСА РАЗВИТИЕ лексико-грамматической стороны речи РАЗВИТИЕ познавательной, мыслительной деятельности РАЗВИТИЕ внимания, памяти, восприятия Более высокий уровень речевого развития ВЫСОКИЙ уровень подготовки детей к поступлению в школу Влияет на развитие самосознания, социокультурных навыков, личности ребенка в целом

Слайд 10

Терпение и творчество, Упорство и победа - Вот главная задача В работе логопеда. Желаю успехов в начинаниях!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие пространственной ориентации на логопедических занятиях Во время артикуляционной гимнастики Во время дыхательной гимнастики На физминутках и оргмоментах

Слайд 2

При обучении грамоте При решении лексико-грамматических задач

Слайд 3

Применение компьютерный игры «Степкины забавы» в логопедической работе


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Альбом для обследования пространственной ориентировки

Слайд 2

АЛЬБОМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ГНОЗИСА Основные этапы работы над формированием и развитием: 1 этап – восприятия схемы собственного тела; 2 этап - зрительного восприятия пространственных признаков предметов (формы и величины); 3 этап – пространственных представлений с опорой на правую руку; 4 этап – восприятия отношений между предметами и их группами; 5 этап – пространственной ориентировки в объектах, развернутых на 180 градусов; 6 этап – ориентирования на плоскости (на листе бумаги).

Слайд 3

Отгадай загадку волшебника



Предварительный просмотр:

К презентации 1. «Развитие лексико-грамматической стороны речи и пространственных отношений».

1 слайд Тема моей работы: «Взаимозависимость формирования лексико-грамматической стороны речи и развития пространственного гнозиса у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».

Учеными научно исследовано и доказано, что эффективность логопедической работы с дошкольниками, существенно повышается, если коррекция ОНР проводится параллельно с развитием пространственного гнозиса.

У нормально развивающихся детей к началу школьного обучения обычно сформированы основные формы пространственных представлений.

У детей с речевой недостаточностью затруднения в формировании пространственных представлений проявляются в несформированности пространственного анализа и синтеза, недостаточности ориентировки в направлениях пространства и затруднениях определения пространственных отношений между предметами. Кроме того, эти дети не владеют необходимой лексикой, определяющей признаки предметов по величине  (длинный, короткий, равные  одинаковые,  разные по длине, ближе – дальше, высокий — низкий, широкий — узкий и т.д.), не понимают значения слов — наречий и предлогов, указывающих на положение предметов на плоскости или в пространстве (из-за, из-под).

2,3, 4 слайды Таким образом, прослеживается взаимозависимость между формированием лексико – грамматического строя и развитием пространственных представлений.

Несмотря на значительное число исследований, до сих пор отсутствует единое, научно обоснованное содержание и методика, которые бы обеспечили формирование способности к восприятию, воспроизведению, преобразованию пространства в дошкольный период.

При диагностике выпускников детского сада выяснилось, что у 30% детей подготовительных групп недостаточно развиты процессы пространственного восприятия и мышления, а вследствие этого несоответствующий возрасту уровень сформированности лексико-грамматических категорий пространственного значения.

Учитывая данный факт передо мной встала проблема поиска форм организации помощи детям, теоретически обосновать, систематизировать, разработать и апробировать коррекционно-развивающие приемы, направленные на преодоление лексико – грамматического недоразвития у дошкольников с ОНР путем развития пространственного гнозиса, которые позволят более эффективно компенсировать данные недостатки в развитии и тем самым смягчить, а возможно, и предупредить вторичные отклонения; подготовить детей к последующему обучению в школе.

5 слайд  При проведении и составлении диагностики я ориентировалась на разработку диагностического обследования пространственного гнозиса Филатовой И.А.

Цель обследования: выявить уровень  сформированности пространственного гнозиса и лексико-грамматических категорий пространственного значения у детей с ОНР дошкольного возраста по следующим направлениям:

  1. умения ориентироваться в собственном теле и в окружающем пространстве;
  2. особенностей восприятия пространственных признаков предметов (величины и формы): их узнавание и воспроизведение в рисунках и отраженной речи;
  3. особенностей конструктивных способностей;
  4. особенностей зрительно-пространственной ориентировки;
  5. особенностей понимания сложных логико-грамматических конструкций.
  6. умения применять лексико-грамматические категории пространственного значения в самостоятельной речи.

6 слайд  По предложенной диагностике я разработала протокол обследования пространственного гнозиса. В котором к каждому этапу подобраны приемы обследования, описано содержание задания, необходимое оборудование и инструментарий для исследования, имеется графа для описания допущенных ошибок и полученных результатов, так же разработаны критерии оценивания по 4 – балльной системе.

7 слайд  Используя данный протокол результаты обследования легко можно оформить в виде итоговой таблицы и графиков как индивидуально на каждого ребенка, так и сделать сводные таблицы и графики на группу детей и определить уровень развития обследуемых параметров.

8 слайд Используемые мною технологии, игры и упражнения  коррекционно-логопедической работы по развитию пространственных представлений и лексико-грамматических категорий пространственной направленности эффективны и дают положительную динамику. Это подтверждает выдвинутую мною гипотезу, что эффективность коррекционно - логопедической работы существенно повысится, если коррекция лексико-грамматической стороны речи будет проводиться параллельно с развитием пространственного гнозиса.

9 слайд   При работе было замечено, что целенаправленная коррекционно-педагогическая работа по формированию пространственного гнозиса способствует не только развитию данного психического процесса и связанных с ним речевых процессов, но и формированию познавательной, мыслительной деятельности, развитию внимания, памяти, восприятия различной модальности у дошкольников, что в свою очередь обеспечивает более высокий уровень речевого развития, а следовательно уровень подготовки детей к поступлению в школу и предупреждению появления определенных трудностей в освоении письма, русского языка, математики. Влияет на развитие самосознания, социокультурных навыков, личности ребенка в целом.

К презентации 2. «Инструментарий к обследованию и развитию пространственных отношений».

1 слайд   К данному протоколу мною был составлен альбом с необходимым инструментарием. Это задания на выявления уровня понимания и использования в речи пространственных признаков предметов, соотношения предметов с геометрическими формами, отношений между предметами относительно друг друга и относительно ребенка, сформированности конструктивного праксиса и зрительно-моторных координат, ориентировки на плоскости, понимания и использования в речи предложно-падежных и сложных логико- грамматических конструкций.

2 слайд   Следующий этап работы, это развитие пространственного гнозиса. Для этого мною был создан альбом, который способствует решению поставленной задачи  с дошкольниками и предназначен для работы логопедов и воспитателей.

В этом альбоме можно найти основные этапы работы над формированием и развитием пространственного ориентирования, цели, задачи и последовательность их решения через игры и упражнения, а также  необходимый наглядный материал

 Основные этапы работы:

1 этап –  восприятия схемы собственного тела;

2 этап - зрительного восприятия пространственных признаков предметов (формы и величины);

3 этап – пространственных представлений с опорой на правую руку;

4 этап – восприятия отношений между предметами и их  группами;

5 этап – пространственной ориентировки в объектах, развернутых на 180 градусов;

6 этап – ориентирования на плоскости (на листе бумаги).

Игра «Жук и бабочка» посади жука на цветок справа, а бабочку на цветок слева, или скажи на каком цветке сидит бабочка и жук на правом или на левом.

Задача: Катя выше Лены, но ниже Маши. Как зовут каждую девочку?

Игра «Ежата и медвежата» в кармашки вставляется стрелка с направлениями движения животных, задание «Скажи в какую сторону идет еж, а в какую сторону медвежонок?» или «Скажи откуда и куда идет еж (слева направо или справа налево)»… Ребенок составляет простые или сложноподчиненные предложения предложения.

Так же в своей практике я использую задания для индивидуальной работы – это систематизированный материал из имеющейся литературы.

Данное пособие содержит 29 разнообразных заданий на развитие ориентировки в пространстве, зрительной памяти, мелкой моторики и логического мышления, на закрепление  навыков классификации предметов, их обобщения и представлений о геометрических фигурах, на обучение навыкам сложения,  на развитие понимания логико-грамматических конструкций и формирование предложно-падежных  форм, что в свою очередь усовершенствует лексико-грамматическую сторону речи ребенка.

Для детей среднего дошкольного возраста я составила книжку путешествие, которая называется «Путешествие по стране Звуковсловии», это дидактическое пособие составлено соответственно перспективному плану по лексическим темам. На каждой странице герои Речевичок, Звуковка и Словик преодолевают какие-то преграды-задания совместно с детьми, можно организовать как игру путешествие с фишками. Сюда же включены задания на развитие пространственного ориентирования, которые выделены в тексте синим цветом.

        Так же я разработала дидактическое пособие с играми для детей старшего и подготовительного к школе возраста «Расшифруй загадку волшебника» соответственно лексическим темам, в котором ведется работа над фразой с использованием предлогов пространственного значения.

К презентации 3. «Развитие пространственной ориентации на логопедических занятиях».

1 слайд На логопедических занятиях используем различные приемы работы.

На физминутках и оргмоментах

Эй, ребята, не ленитесь!

На зарядку становитесь!

Слева друг и справа друг!

Вместе все в веселый круг!

Под веселые напевы

Повернемся вправо, влево.

Покружились, потолкались.

Повернулись, разбежались.

Во время артикуляционной гимнастики – упр «часики», «качели», «футбол», «надувание щек»

Во время дыхательных упражнений – вдох и выдох с поворотом вправо и влево, «футбол» - забить гол в правые  (левые) ворота – ладони.

2 слайд   При обучении грамоте:

- в задании определить место звука в слове – слева направо

- при выполнении звукового анализа

- при обучении чтению

- во время письма

- при выполнении графических диктантов.

При решении лексико-грамматических задач – назови, что или кто находится перед, после, над, под, между, справа, слева от чего-либо, в правом верхнем углу и т.д.. Или наоборот скажи, где находится предмет. При работе с предлогами.

К презентации 4. Компьютерная игра «Степкины забавы»

Изучив литературу, компьютерные технологии, игры, я не нашла ни одной игры для развития пространственных отношений.

В связи с этим особую актуальность приобретает разработка, создание и внедрение специализированных компьютерных технологий, учитывающих общие закономерности и особенности развития детей с речевыми нарушениями с целью развития пространственных процессов и лексико-грамматического строя пространственной направленности.

Поэтому посчитала необходимым создание и апробирование компьютерной игры «Степкины забавы», что способствовало достижению желаемого коррекционно-обучающего эффекта в более короткие, по сравнению с традиционными методами, сроками.

Мною был создан и апробирован компьютерная игра  «Степкины забавы» . Игра состоит из заданий расположенных в соответствии с лексическими темами.

Цель игры: создание оптимальных психолого – педагогических, коррекционных условий и эффективное распределение учебного материала с целью всестороннего развития  детей с речевыми нарушениями четвертого-седьмого года жизни путем применения дополнительных  вспомогательных средств.

С помощью игры решаются следующие задачи:

- достичь желаемого коррекционно-обучающего эффекта в более короткие, по сравнению с традиционными методами, сроки;

- создать у детей более высокой, по сравнению с традиционными методами, мотивационной готовности к обучению;

- развивать ориентирование в собственном теле, пространстве, на плоскости;

- корригировать лексико-грамматическую сторону речи;

- расширять словарный запас;

- развивать психические процессы.

Игра озвучена, интересна и нравится детям среднего дошкольного возраста.

Игру «Степкины забавы» можно скачать http://sunduchokrechevichok.narod.ru/

Навигация – медиатека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие словаря признаков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр и словесных упражнений.

В данной статье предлагается систематизация конкретных методических приёмов, которые могут быть использованы учителем - логопедом на занятиях по развитию лексико-грамматического строя речи у детей с О...

Развитие связной речи через картинно-графические схемы у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Цели работы:Знакомство детей с приёмом картиннография. Развитие связной речи, через составление описательных, повествовательных и творческих рассказов. Развитие памяти, через рассказывание стихо...

Статья: "Роль нетрадиционных техник рисования в развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

В статье представлены этапы обучения детей рисованию нетрадиционными техниками по технологии Е.Н. Лебедевой...

Развитие тонкой моторики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по средствам оригами

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8304597","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"317"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8304600","at...

Консультация для родителей по теме: «Развитие волевых проявлений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Консультация содержит практический материал, позволяющий родителям формировать волевые качества ребенка....

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Формирование фонематического слух - одна из важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи....

«Формирование и развитие зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

В данной методической разработке представлены особенности зрительного восприятия у детей с нарушениями речи, основные направления, цели и задачи, методы и приемы коррекционной работы в данном нап...