«Взаимозависимость формирования лексико-грамматической стороны речи и развития пространственного гнозиса у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
консультация по логопедии (старшая группа) по теме
У детей с речевой недостаточностью затруднения в формировании пространственных представлений проявляются в несформированности пространственного анализа и синтеза, недостаточности ориентировки в направлениях пространства и затруднениях определения пространственных отношений между предметами. Кроме того, эти дети не владеют необходимой лексикой, определяющей признаки предметов по величине (длинный, короткий, равные одинаковые, разные по длине, ближе – дальше, высокий — низкий, широкий — узкий и т.д.), не понимают значения слов — наречий и предлогов, указывающих на положение предметов на плоскости или в пространстве (из-за, из-под).
Таким образом, прослеживается взаимозависимость между формированием лексико – грамматического строя и развитием пространственных представлений.
В данной презентации - консультации представлен комплекс мероприятий направленных на развитие грамматических категорий пространственного значения на различных этапах коррекционной логопедической работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель. Теоретически обосновать, систематизировать, разработать и апробировать коррекционно-развивающие приемы, направленные на преодоление лексико – грамматического недоразвития у дошкольников с ОНР путем развития пространственного гнозиса.
1. Определить степень изученности проблемы в теории и практике логопедии. Задачи: 2. Выявить влияние сформированности пространственного гнозиса на развитие лексико-грамматических категорий у дошкольников с ОНР. Подобрать методики исследования пространственного гнозиса для данной категории детей. 3. Теоретически обосновать, разработать содержание и приемы коррекционной работы с использованием элементов развития пространственного гнозиса, направленной на преодоление лексико-грамматического недоразвития у дошкольников с ОНР в соответствии с коррекционными, образовательными и воспитательными задачами программного обучения и воспитания детей в детском саду компенсирующей направленности. 4. Апробировать и оценить эффективность комплекса коррекционно – логопедических приемов и компьютерной игры.
Гипотеза Эффективность коррекционно - логопедической работы существенно повысится, если процесс коррекции и развития пространственного гнозиса и лексико-грамматической стороны речи будут внедрены новые приемы и компьютерная игра.
Альбом для обследования Цель: выявить уровень сформированности пространственного гнозиса у детей с ОНР дошкольного возраста , а именно : умения ориентироваться в собственном теле и в окружающем пространстве; особенностей восприятия пространственных признаков предметов (величины и формы): их узнавание и воспроизведение в рисунках и отраженной речи; особенностей конструктивных способностей; особенностей зрительно-пространственной ориентировки; особенностей понимания сложных логико- грамматических конструкций; умения применять лексико-грамматические категории пространственного значения в самостоятельной речи.
Протокол обследования пространственного гнозиса Задания оцениваются по четырехбальной системе: 4 балла - задание выполняется быстро, самостоятельно, правильно. 3 балла – с немногочисленными ошибками, ошибки исправляются самостоятельно. 2 балла - задание выполняется не уверенно, не точно, с немногочисленными ошибками, с использованием помощи логопеда, ошибки исправляются с помощью. Задание выполняется частично. 1 балл - задание не выполняется. Прием Содержание задания оценка выполнения баллы характер ошибок I . Обследование ориентировки в схеме собственного тела. 1) Обследование умения выделять ведущую правую руку (для левого доминантного пулушария). Оборудование: игрушка, карандаш, чистый лист бумаги, кукла, машинка а) покажи правую руку; б) покажи правой рукой игрушку; в) возьми игрушку в правую руку, положи игрушку; г) в какой руке ты держишь карандаш? (логопед вкладывает в правую руку ребенка карандаш), положи карандаш; д ) возьми в правую руку карандаш и нарисуй кружок. Теку щая оценка: +,┴, итог: 1, 2, 3,4
I II III IV V 1 2 3 4 5 Сумма баллов Итоговая оценка Итоговая таблица и график № Имя ребенка Параметры обследования Средний балл Уровень восприятие схемы собственного тела, выделение правой и левой руки обозначение пространственных представления с точкой опоры «от себя» восприятие отношений между предметами и их группами простр. ориент. в объектах, которые находятся рядом с ребенком (развернуты на 180 градусов) восприятие пространственных признаков предметов ориентировка на плоскости использование в речи предложно-падежных конструкций понимание сложных логико-грамматических конструкций 1 Слава А. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 низкий 2 Рома А. 3 2 2 1 2 2 2 2 2 низкий 3 Филипп А. 1 1 1 1 2 2 2 1 1,3 низкий Итого: Высокий Средний Низкий Чел. % Чел. % Чел. % Чел. % Чел. % Чел % Чел % Чел. % 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 % 1 8 0 0 0 0 0 0 1 8 0 0 0 0 0 0 0 % 11 92 12 100 12 100 12 100 11 92 12 100 12 100 12 100 100%
Пространственное ориентирование Использование в речи предложно-падежных конструкций
ВЫВОД РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ГНОЗИСА РАЗВИТИЕ лексико-грамматической стороны речи РАЗВИТИЕ познавательной, мыслительной деятельности РАЗВИТИЕ внимания, памяти, восприятия Более высокий уровень речевого развития ВЫСОКИЙ уровень подготовки детей к поступлению в школу Влияет на развитие самосознания, социокультурных навыков, личности ребенка в целом
Терпение и творчество, Упорство и победа - Вот главная задача В работе логопеда. Желаю успехов в начинаниях!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
При обучении грамоте При решении лексико-грамматических задач
Применение компьютерный игры «Степкины забавы» в логопедической работе
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
АЛЬБОМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ГНОЗИСА Основные этапы работы над формированием и развитием: 1 этап – восприятия схемы собственного тела; 2 этап - зрительного восприятия пространственных признаков предметов (формы и величины); 3 этап – пространственных представлений с опорой на правую руку; 4 этап – восприятия отношений между предметами и их группами; 5 этап – пространственной ориентировки в объектах, развернутых на 180 градусов; 6 этап – ориентирования на плоскости (на листе бумаги).
Отгадай загадку волшебника
Предварительный просмотр:
К презентации 1. «Развитие лексико-грамматической стороны речи и пространственных отношений».
1 слайд Тема моей работы: «Взаимозависимость формирования лексико-грамматической стороны речи и развития пространственного гнозиса у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».
Учеными научно исследовано и доказано, что эффективность логопедической работы с дошкольниками, существенно повышается, если коррекция ОНР проводится параллельно с развитием пространственного гнозиса.
У нормально развивающихся детей к началу школьного обучения обычно сформированы основные формы пространственных представлений.
У детей с речевой недостаточностью затруднения в формировании пространственных представлений проявляются в несформированности пространственного анализа и синтеза, недостаточности ориентировки в направлениях пространства и затруднениях определения пространственных отношений между предметами. Кроме того, эти дети не владеют необходимой лексикой, определяющей признаки предметов по величине (длинный, короткий, равные одинаковые, разные по длине, ближе – дальше, высокий — низкий, широкий — узкий и т.д.), не понимают значения слов — наречий и предлогов, указывающих на положение предметов на плоскости или в пространстве (из-за, из-под).
2,3, 4 слайды Таким образом, прослеживается взаимозависимость между формированием лексико – грамматического строя и развитием пространственных представлений.
Несмотря на значительное число исследований, до сих пор отсутствует единое, научно обоснованное содержание и методика, которые бы обеспечили формирование способности к восприятию, воспроизведению, преобразованию пространства в дошкольный период.
При диагностике выпускников детского сада выяснилось, что у 30% детей подготовительных групп недостаточно развиты процессы пространственного восприятия и мышления, а вследствие этого несоответствующий возрасту уровень сформированности лексико-грамматических категорий пространственного значения.
Учитывая данный факт передо мной встала проблема поиска форм организации помощи детям, теоретически обосновать, систематизировать, разработать и апробировать коррекционно-развивающие приемы, направленные на преодоление лексико – грамматического недоразвития у дошкольников с ОНР путем развития пространственного гнозиса, которые позволят более эффективно компенсировать данные недостатки в развитии и тем самым смягчить, а возможно, и предупредить вторичные отклонения; подготовить детей к последующему обучению в школе.
5 слайд При проведении и составлении диагностики я ориентировалась на разработку диагностического обследования пространственного гнозиса Филатовой И.А.
Цель обследования: выявить уровень сформированности пространственного гнозиса и лексико-грамматических категорий пространственного значения у детей с ОНР дошкольного возраста по следующим направлениям:
- умения ориентироваться в собственном теле и в окружающем пространстве;
- особенностей восприятия пространственных признаков предметов (величины и формы): их узнавание и воспроизведение в рисунках и отраженной речи;
- особенностей конструктивных способностей;
- особенностей зрительно-пространственной ориентировки;
- особенностей понимания сложных логико-грамматических конструкций.
- умения применять лексико-грамматические категории пространственного значения в самостоятельной речи.
6 слайд По предложенной диагностике я разработала протокол обследования пространственного гнозиса. В котором к каждому этапу подобраны приемы обследования, описано содержание задания, необходимое оборудование и инструментарий для исследования, имеется графа для описания допущенных ошибок и полученных результатов, так же разработаны критерии оценивания по 4 – балльной системе.
7 слайд Используя данный протокол результаты обследования легко можно оформить в виде итоговой таблицы и графиков как индивидуально на каждого ребенка, так и сделать сводные таблицы и графики на группу детей и определить уровень развития обследуемых параметров.
8 слайд Используемые мною технологии, игры и упражнения коррекционно-логопедической работы по развитию пространственных представлений и лексико-грамматических категорий пространственной направленности эффективны и дают положительную динамику. Это подтверждает выдвинутую мною гипотезу, что эффективность коррекционно - логопедической работы существенно повысится, если коррекция лексико-грамматической стороны речи будет проводиться параллельно с развитием пространственного гнозиса.
9 слайд При работе было замечено, что целенаправленная коррекционно-педагогическая работа по формированию пространственного гнозиса способствует не только развитию данного психического процесса и связанных с ним речевых процессов, но и формированию познавательной, мыслительной деятельности, развитию внимания, памяти, восприятия различной модальности у дошкольников, что в свою очередь обеспечивает более высокий уровень речевого развития, а следовательно уровень подготовки детей к поступлению в школу и предупреждению появления определенных трудностей в освоении письма, русского языка, математики. Влияет на развитие самосознания, социокультурных навыков, личности ребенка в целом.
К презентации 2. «Инструментарий к обследованию и развитию пространственных отношений».
1 слайд К данному протоколу мною был составлен альбом с необходимым инструментарием. Это задания на выявления уровня понимания и использования в речи пространственных признаков предметов, соотношения предметов с геометрическими формами, отношений между предметами относительно друг друга и относительно ребенка, сформированности конструктивного праксиса и зрительно-моторных координат, ориентировки на плоскости, понимания и использования в речи предложно-падежных и сложных логико- грамматических конструкций.
2 слайд Следующий этап работы, это развитие пространственного гнозиса. Для этого мною был создан альбом, который способствует решению поставленной задачи с дошкольниками и предназначен для работы логопедов и воспитателей.
В этом альбоме можно найти основные этапы работы над формированием и развитием пространственного ориентирования, цели, задачи и последовательность их решения через игры и упражнения, а также необходимый наглядный материал
Основные этапы работы:
1 этап – восприятия схемы собственного тела;
2 этап - зрительного восприятия пространственных признаков предметов (формы и величины);
3 этап – пространственных представлений с опорой на правую руку;
4 этап – восприятия отношений между предметами и их группами;
5 этап – пространственной ориентировки в объектах, развернутых на 180 градусов;
6 этап – ориентирования на плоскости (на листе бумаги).
Игра «Жук и бабочка» посади жука на цветок справа, а бабочку на цветок слева, или скажи на каком цветке сидит бабочка и жук на правом или на левом.
Задача: Катя выше Лены, но ниже Маши. Как зовут каждую девочку?
Игра «Ежата и медвежата» в кармашки вставляется стрелка с направлениями движения животных, задание «Скажи в какую сторону идет еж, а в какую сторону медвежонок?» или «Скажи откуда и куда идет еж (слева направо или справа налево)»… Ребенок составляет простые или сложноподчиненные предложения предложения.
Так же в своей практике я использую задания для индивидуальной работы – это систематизированный материал из имеющейся литературы.
Данное пособие содержит 29 разнообразных заданий на развитие ориентировки в пространстве, зрительной памяти, мелкой моторики и логического мышления, на закрепление навыков классификации предметов, их обобщения и представлений о геометрических фигурах, на обучение навыкам сложения, на развитие понимания логико-грамматических конструкций и формирование предложно-падежных форм, что в свою очередь усовершенствует лексико-грамматическую сторону речи ребенка.
Для детей среднего дошкольного возраста я составила книжку путешествие, которая называется «Путешествие по стране Звуковсловии», это дидактическое пособие составлено соответственно перспективному плану по лексическим темам. На каждой странице герои Речевичок, Звуковка и Словик преодолевают какие-то преграды-задания совместно с детьми, можно организовать как игру путешествие с фишками. Сюда же включены задания на развитие пространственного ориентирования, которые выделены в тексте синим цветом.
Так же я разработала дидактическое пособие с играми для детей старшего и подготовительного к школе возраста «Расшифруй загадку волшебника» соответственно лексическим темам, в котором ведется работа над фразой с использованием предлогов пространственного значения.
К презентации 3. «Развитие пространственной ориентации на логопедических занятиях».
1 слайд На логопедических занятиях используем различные приемы работы.
На физминутках и оргмоментах
Эй, ребята, не ленитесь!
На зарядку становитесь!
Слева друг и справа друг!
Вместе все в веселый круг!
Под веселые напевы
Повернемся вправо, влево.
Покружились, потолкались.
Повернулись, разбежались.
Во время артикуляционной гимнастики – упр «часики», «качели», «футбол», «надувание щек»
Во время дыхательных упражнений – вдох и выдох с поворотом вправо и влево, «футбол» - забить гол в правые (левые) ворота – ладони.
2 слайд При обучении грамоте:
- в задании определить место звука в слове – слева направо
- при выполнении звукового анализа
- при обучении чтению
- во время письма
- при выполнении графических диктантов.
При решении лексико-грамматических задач – назови, что или кто находится перед, после, над, под, между, справа, слева от чего-либо, в правом верхнем углу и т.д.. Или наоборот скажи, где находится предмет. При работе с предлогами.
К презентации 4. Компьютерная игра «Степкины забавы»
Изучив литературу, компьютерные технологии, игры, я не нашла ни одной игры для развития пространственных отношений.
В связи с этим особую актуальность приобретает разработка, создание и внедрение специализированных компьютерных технологий, учитывающих общие закономерности и особенности развития детей с речевыми нарушениями с целью развития пространственных процессов и лексико-грамматического строя пространственной направленности.
Поэтому посчитала необходимым создание и апробирование компьютерной игры «Степкины забавы», что способствовало достижению желаемого коррекционно-обучающего эффекта в более короткие, по сравнению с традиционными методами, сроками.
Мною был создан и апробирован компьютерная игра «Степкины забавы» . Игра состоит из заданий расположенных в соответствии с лексическими темами.
Цель игры: создание оптимальных психолого – педагогических, коррекционных условий и эффективное распределение учебного материала с целью всестороннего развития детей с речевыми нарушениями четвертого-седьмого года жизни путем применения дополнительных вспомогательных средств.
С помощью игры решаются следующие задачи:
- достичь желаемого коррекционно-обучающего эффекта в более короткие, по сравнению с традиционными методами, сроки;
- создать у детей более высокой, по сравнению с традиционными методами, мотивационной готовности к обучению;
- развивать ориентирование в собственном теле, пространстве, на плоскости;
- корригировать лексико-грамматическую сторону речи;
- расширять словарный запас;
- развивать психические процессы.
Игра озвучена, интересна и нравится детям среднего дошкольного возраста.
Игру «Степкины забавы» можно скачать http://sunduchokrechevichok.narod.ru/
Навигация – медиатека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие словаря признаков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр и словесных упражнений.
В данной статье предлагается систематизация конкретных методических приёмов, которые могут быть использованы учителем - логопедом на занятиях по развитию лексико-грамматического строя речи у детей с О...
Развитие связной речи через картинно-графические схемы у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Цели работы:Знакомство детей с приёмом картиннография. Развитие связной речи, через составление описательных, повествовательных и творческих рассказов. Развитие памяти, через рассказывание стихо...
Статья: "Роль нетрадиционных техник рисования в развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
В статье представлены этапы обучения детей рисованию нетрадиционными техниками по технологии Е.Н. Лебедевой...
Развитие тонкой моторики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по средствам оригами
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8304597","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"317"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8304600","at...
Консультация для родителей по теме: «Развитие волевых проявлений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Консультация содержит практический материал, позволяющий родителям формировать волевые качества ребенка....
Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Формирование фонематического слух - одна из важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи....
«Формирование и развитие зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
В данной методической разработке представлены особенности зрительного восприятия у детей с нарушениями речи, основные направления, цели и задачи, методы и приемы коррекционной работы в данном нап...