Статья: "Роль нетрадиционных техник рисования в развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
статья по рисованию на тему
В статье представлены этапы обучения детей рисованию нетрадиционными техниками по технологии Е.Н. Лебедевой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Д.Л. Бусыгина,
воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 65 – Центр развития ребенка»
(г. Бийск)
Роль нетрадиционных техник рисования в развитии творческого воображения
у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В статье представлен опыт работы, раскрывающий методы и приемы, направленные на развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, посредством нетрадиционных техник рисования.
В настоящее время социально-экономические преобразования в современном обществе диктуют необходимость формирования всесторонне развитой личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать различные жизненные проблемы. В рамках дошкольного учреждения стоит важная задача: развивать творческий потенциал у подрастающего поколения, в связи с этим воспитательно-образовательный процесс в детском саду следует осуществлять с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.
Актуальность развития творческого воображения дошкольника является не только важным компонентом в творческой деятельности ребенка, но и его поведения в целом.
Так на основании ФГОС художественно-эстетическая деятельность построена на основе создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми и взрослыми.
Более того, в коррекционно-педагогической системе воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи важная роль принадлежит продуктивным видам деятельности. Поэтому большие возможности для развития творческого воображения предоставляет изобразительная деятельность детей дошкольного возраста.
Следует отметить, что Т.С. Комарова писала: «Исходя из разнообразия рисовательной техники в изобразительном искусстве и учитывая возможности детей дошкольного возраста, целесообразно обогатить техническую сторону дошкольного рисования. Этого можно достигнуть, разнообразив способы работы уже известными в широкой практике красками и карандашами и используя новые материалы (цветные восковые мелки, акварель, клей), а также сочетая в одном рисунке разные материалы и технику. А термин «нетрадиционный» подразумевает использование новых материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными в педагогической практике образовательных учреждений. Существует множество нетрадиционных техник рисования» [9, 23].
Вышеизложенные актуальные положения предопределили цель моей работы и её основные задачи.
Цель: формировать интерес к изобразительной деятельности, развивать творческое воображение, стимулировать активность, самостоятельность и инициативу детей в придумывании содержания и способов изображения. Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования. Воспитывать стремление наиболее содержательно решать изобразительную задачу в рисунке, дополнять создаваемый образ интересными деталями.
Задачи:
1. Обучить детей различным способам работы с материалами, приёмам изображения предметов.
2. Создать условия для творческой самореализации, развития творческого воображения ребенка в изобразительной деятельности.
3. Совершенствовать творческую самостоятельность детей в использовании нетрадиционных техник.
4. Развивать творческие способности, художественный вкус, память, аккуратность, произвольную направленность внимания (на занятиях развивается моторная память).
5. Ориентировать семью на значимость творческого воображения в творческой деятельности детей с ОНР, посредством нетрадиционных техник рисования.
Исходя из поставленных цели и задач, работа проводилась поэтапно по технологии Лебедевой Е.Н. «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития». Данная деятельность включает три этапа. На первом этапе дети знакомятся с более простыми видами нетрадиционных техник рисования. Это такие техники как печатание листьями, рисование нитками, монотипия, рисование под музыку. Вначале детям показываю способ выполнения изображений, потом рассказываю о последовательности производимых действий. Детям предлагается возможность самостоятельно повторить этот способ на практике. На данном этапе дети используют традиционные инструменты (кисти) и материалы (гуашь, краски).
На втором этапе обучение нетрадиционным техникам изображения усложняется. Детей знакомят с такими видами техники рисования, при использовании которых необходимо изготовлять инструменты (рисование методом наката), смешивать краску с другими материалами (рисование мыльной пеной). Дети познают свойства материалов, знакомятся с нетрадиционными техниками изображения как печатание бумагой, рисование кляксами, по клейстеру, по стеклу, методами набрызга и наката.
На заключительном третьем этапе используются смешанные техники рисования, а также коллективное рисование нетрадиционными способами. В процессе коллективных работ дошкольники не только учатся анализировать, комбинировать образы, но и работать в вместе со сверстниками, общаться друг с другом. Для коллективных работ используют такие нетрадиционные техники изображения, как рисование руками (подушечками пальцев, ребром ладони, ладонями, кулаком). В итоге в одном рисунке дети учатся сочетать различные техники рисования.
Таким образом, коррекционно-развивающая работа направлена на постепенное увеличение самостоятельности дошкольников, на повышение их умственной активности.
Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, может способствовать преодолению моторной неловкости, создает психофизическую базу для развития речи. Так развитие творческого воображения у детей с ОНР в процессе рисования нетрадиционными техниками приводит к позитивным изменениям. Более того изобразительная деятельность развивает у детей зрительно-двигательную координацию, совершенствуется мелкая моторика рук. Таким образом, процесс рисования не только положительно влияет на центральную нервную систему, но и оказывает психокоррекционное воздействие на дошкольников.
Одним из важных компонентов в данной деятельности, является организация работы с семьей. Благодаря тому, что родители вовлекаются в образовательный процесс, происходит комплексное воздействие на ребенка, создаются благоприятные возможности для развития творческих способностей, повышается эффективность всего воспитательно-образовательного процесса.
Итак, применение нетрадиционных техник для развития творческого воображения позволило реально оказать влияние на развитие творческого воображения. Кроме того, системный подход в обучении, специальное планирование, четкая систематизация лексического материала и дополняющие друг друга приемы и формы обучения, с учетом способностей речевого и умственного развития детей, позволили получить хорошие результаты у детей. Так у дошкольников сформировалась способность целостного планирования в изобразительной деятельности, вырос уровень творчества и творческого воображения в первую очередь.
Литература:
- Водинская, М.В. Развитие творческих способностей ребёнка на занятиях изобразительной деятельностью [Текст] / М.В. Водинская, М.С. Шапиро – Москва: «Теревинф», 2006. – 45 с.
- Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский – СПб.: Союз, 1997. - 233с.
- Васильева, М. О развитии творческого потенциала дошкольников [Текст] /Васильева М., Юнг Г. //Дошкольное воспитание. – 2006. - №2 – С. 9-13.
- Казакова, Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники [Текст] / Р.Г.Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепунова, Т.В. Смагина: Сфера. 2006. – 128 с.
- Кириллова, Г.Д. Начальные формы творческого воображения у детей [Текст] /Кириллова Г.Д. //Дошкольное воспитание. – 1971. - №2 – С.16-20.
- Немов, Р.С. Психология [Текст] Учебник для вузов / Р.С. Немов книга 3.: Владос.1999. – 623 с.
- Сакулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей [текст]/ Н.П.Сакулина, Т.С. Комарова – Москва: Просвящение.1982. – 208 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/15/picture-528557-1416073971.jpg)
статья "Использование нетрадиционной техники рисования в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста"
учебная статья для педагогов...
Групповая консультация для педагогов на тему: роль нетрадиционных техник рисования в развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста.
Цель: познакомить педагогов с ролью нетрадиционных техник рисования в развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста.Задачи:1. Знакомство педагогов с темой консультации.2. Уточ...
Роль нетрадиционных техник рисования в развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста.
Данная статья посвящена изучению роли нетрадиционных техник рисования в развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста. Автор статьи подробно рассматривает влияние различных не...
Групповая консультация для педагогов на тему: роль нетрадиционных техник рисования в развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста.
Цель: познакомить педагогов с ролью нетрадиционных техник рисования в развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста.Задачи:1. Знакомство педагогов с темой консультации.2. Уточ...
Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством интеграции игровой и самостоятельной деятельности.
Развитие творческого воображения дошкольников сегодня является одной из приоритетных задач дошкольного воспитания. Без сомнения, ее решение должно базироваться на четком понимании психологических меха...
Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством интеграции игровой и самостоятельной деятельности. Консультация для родителей
Развитие творческого воображения дошкольников сегодня является одной из приоритетных задач дошкольного воспитания. Без сомнения, ее решение должно базироваться на четком понимании психологических меха...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/22/picture-1507501-1705919231.jpg)
Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческого воображения у детей дошкольного возраста
В процессе различных нетрадиционных техник рисования можно развивать творческую личность ребенка – его природные наклонности, воображение, фантазию.Ученые отводили огромную роль нетрадиционным п...