«Формирование и развитие зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
методическая разработка по коррекционной педагогике

Денисова Наталья Николаевна

В данной методической разработке представлены особенности зрительного восприятия у детей с нарушениями речи, основные направления, цели и задачи, методы и приемы коррекционной работы в данном направлении. Пособие содержит рекомендации по использованию дидактических игр и упражнений для развития зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc127.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование и развитие зрительного восприятия

у дошкольников с общим недоразвитием речи»

Методическое пособие

 для специалистов и воспитателей детских садов

Одной из важных задач дошкольного образования является подготовка детей к школе.

Готовность к школьному обучению предполагает сформированность у детей сенсорных функций, обеспечивающих многостороннее восприятие окружающего мира, требует развитого аналитического восприятия, умения наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, рассуждать, делать самостоятельные выводы и умозаключения.

Одним из критериев готовности к обучению в школе является познавательная активность и самостоятельность. Определенный кругозор и представления ребенка о живой и неживой природе, людях, их труде, общественной жизни необходимы как фундамент, на котором будет строиться усвоение новых знаний. Таким образом, основой для успешного овладения детьми школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа их деятельности являются хорошо развитые познавательные процессы: восприятие, мышление, внимание, память.

Познавательная активность и самостоятельность предполагают «способность и стремление детей своими силами вести целенаправленную познавательно-поисковую деятельность». Познавательную самостоятельность можно определить, как умение ребенка самостоятельно воспринимать, усваивать и использовать в своей деятельности различного рода информацию.

Умение детей воспринимать и пользоваться предметной информацией находится в прямой зависимости от способности к наблюдению, от степени развития процессов восприятия.

Зрительное восприятие – это одна из основополагающих психических функций в силу того, что зрение – ведущий канал получения информации о внешнем мире. Искажение картины мира на уровне восприятия влечет за собой искажение способов и продуктов деятельности памяти, мышления, воображения.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатами их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие и зрительное восприятие в частности.

У дошкольников с речевыми нарушениями развитие зрительного восприятия отстает от нормы и характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета. Простое зрительное узнавание формы реальных объектов и их изображений не отличается от нормы. Трудности возникают при узнавании предметов в условиях наложения и «зашумления».

У детей с общим недоразвитием речи увеличивается время решения. Они не уверены в правильности своих ответов, отмечаются ошибки опознания. Чем меньше информативных признаков предметов, тем больше ошибок при опознании предметов. Дети с ОНР часто при приравнивании фигур ориентируются не на их форму, а на цвет. Причем, у мальчиков результаты оказываются более низкими, чем у девочек.

Все эти особенности оказывают отрицательное влияние на формирование познавательной деятельности, ее активности и самостоятельности. Они могут быть серьезным препятствием при подготовке детей с нарушениями речи к обучению в школе и стать причиной трудностей, которые могут возникнуть в процессе школьного обучения.

Все это предполагает необходимость проведения целенаправленной коррекционной работы по развитию зрительного восприятия, основанной на индивидуально-дифференцированном подходе к каждому ребенку, применение специальных методов и приемов, способов обучения, создание благоприятных условий для учебной, игровой и трудовой деятельности.

        

Специальная работа по развитию зрительного восприятия предполагает:

  • формирование способности к обнаружению, различению и опознаванию предметов с различного расстояния, цветоразличению, определению формы и величины, координации движений глаз и руки;
  • формирование зрительных представлений, сенсорных эталонов и умений соотносить эти эталоны с реальными объектами окружающей действительности.
  • развитие интермодального взаимодействия сенсорных функций, обогащение представлений, активизацию мыслительных операций, которые способствуют формированию и развитию аналитико-синтетического визуального мышления;
  • расширение знаний о предметах и явлениях окружающего мира.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

ПО РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

1.

Развитие

сенсорных  

способностей

  • Восприятие цвета:

-  узнавание и называние цветов и их оттенков;

- соотнесение объектов по цвету;

- фиксация по насыщенности;

- выделение цвета в окружающей среде.

  • Восприятие формы:

- узнавание и называние формы;

- соотнесение форм и фигур;

- соотнесение формы фигуры и ее предметного изображения;

- локализация;

- дифференцирование сходных форм.

  • Восприятие размера:

- соотнесение предметов   по величине;

- словесное обозначение величины;

- раскладывание предметов в порядке возрастания или убывания.

2.

Развитие

зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти

- определение взаиморасположения предметов в пространстве;

- узнавание положения предметов в пространстве;

- определение пространственных отношений;

- нахождение определенных фигур, расположенных на зашумленном фоне;

- нахождение фигур разной формы, цвета, размера, положения в пространстве;

- распознание фигур (букв), изображений, представленных в необычном ракурсе (положении);

- ориентировка относительно себя, относительно предмета;

- анализ несложных форм, состоящих из линий и углов.

3.

Развитие

восприятия изображений

сложной формы

- конструирование изображения из геометрических фигур.

- определение целого по части.

- составление из частей предметного изображения (разрезные картинки).

- опознание зашумленных объектов.

- опознание объектов, перекрывающихся объектами первого плана.

- опознание одного изображения, частично наложенного на другое.

4.

Развитие

зрительно-моторной координации

  • Проведение линий в заданном направлении:

- соединение прямой линией (вертикальной, горизонтальной, сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево) точек или предметов без отрыва;

- рисование прямой линии от начала до конца дорожки по ее середине

   (в разных направлениях);

-  обведение нарисованной фигуры или предмета по прерывистым линиям, по точкам в заданном направлении, по стрелке;

- самостоятельное рисование фигуры по образцу.

  • Обведение изображений по трафаретам, лекалам, через кальку.
  • Штриховка в заданном направлении, закрашивание.

5.

Развитие

восприятия

сюжетных изображений

- понимание и точное определение содержания картины.

- адекватное восприятие персонажей, понимание их эмоционального состояния.

- понимание, определение и установление причинно-следственных связей с пространственно-временными отношениями.

Основными задачами коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются:

  • развитие и активизация зрительных функций и зрительного восприятия;
  • развитие способов зрительного восприятия, зрительной ориентации при активном упражнении и активизации зрительных функций.
  • повышение уровня цветового восприятия;
  • формирование конкретных навыков и умений усвоения и использования зрительной информации;
  • превращение внешних перцептивных действий во внутренние действия;
  • закрепление навыков распознавания основных информативных признаков изображений;
  • формирование механизма объединения признаков и их симультативного опознания.
  • создание специальных условий, обеспечивающих наиболее полное усвоение информации об окружающей действительности,
  • повышение уровня психического развития ребенка в целом.

Основными приемами развития зрительного восприятия являются:

  • поиск и обнаружение изображения;
  • различение информативных признаков;
  • целостное и фрагментарное опознание частей изображения;
  • целостное опознание на основе объединения признаков и их частей;
  • сопоставление и сравнение изображений и их частей.

Наиболее эффективным средством развития зрительного восприятия является игровая деятельность, которая обладает мощным воспитательным, обучающим, развивающим и коррегирующим потенциалом. Вот почему в работе по развитию и активизации зрительного восприятия предпочтение необходимо отдавать игровым методам воздействия. Можно использовать самые разнообразные игры, направленные на формирование у детей умений и навыков:

  • осуществлять целенаправленный последовательный анализ конкретных предметов, объектов или явлений окружающей действительности;
  • выделять признаки предметов (цвет, форма, величина), определять их пространственное расположение;
  • определять предмет по отдельным его частям, совмещать части изображения в единое целое и т.д.
  • узнавать различные пигментные изображения (черно-белые и цветные, контурные, силуэтные), а также изображения «зашумленные», расположенные в непривычном ракурсе, при наложении контуров один на другой;  
  • сравнивать предметы по определенному плану на основе выделения общих и отличительных признаков;
  • объединять предметы по определенным признакам в группы и на основе этого проводить их классификацию;
  • устанавливать простейшие причинно-следственные связи событий и явлений окружающей действительности.

Игры для активизации и развития зрительного восприятия, направленные на обеспечение активности детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении признаков и свойств предметов, развивают у детей также  зрительное внимание и зрительную память, способствуют речевому и умственному  развитию:  формированию образных представлений и понятий, умений выделять, анализировать, дифференцировать, классифицировать группы предметов по определенным признакам, закреплению и обогащению знаний об окружающей действительности. Они могут использоваться как во время занятий, так и во время проведения коррекционного часа во второй половине дня, в свободной деятельности детей.

Преодоление недостаточного развития зрительного восприятия необходимо проводить при соблюдении определенных условий. К этим условиям относятся:

  • обеспечение достаточной освещенности помещений;
  • усиление насыщенности и яркости цветовых тонов в предметах и изображениях;
  • усиление контраста между фоном и объектом для повышения чувствительности зрения;
  •  выделение четкости границ изображений и рассматриваемых предметов;
  • подбор демонстрационного материала больших размеров, чтобы дети получили возможность лучше рассмотреть изображенные предметы в целом и разглядеть по частям, понять их содержание, правильно их определить;
  • предоставление детям возможности рассматривать картинки и изображения более длительное время.

Памятки-рекомендации

по использованию дидактических игр

для развития зрительного восприятия

для детей старшего дошкольного возраста

Старшая группа

Задачи обучения

Дидактические игры и упражнения

1.

Учите отличать основные оттенки цвета, насыщенность, контрастность цветов, светлоту; умение узнавать цвет реальных предметов в животном и растительном мире; создавать цветные панно, картины по образцу, словесному описанию, по схеме, рисунку с использованием фланелеграфа и вырезанных по контуру цветных и одноцветных изображений.

«Подбери по цвету  и оттенкам», «Составь узор», «Найди свой цвет или оттенок цвета», «Раскрась картинку», «Кто скорее соберет палочки определенного цвета?», «Что изменилось?», «Что в рисунке неправильно (цвет предметов)?», «Кто скорее соберет цветной узор?», «Назови, что вокруг тебя зеленое, желтое, серое, розовое, голубое и т.д.», «Составь по контурному образцу цветное изображение».

2.

Учите отличать геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник) и объемные фигуры (шар, конус, куб, призма, эллипсоид), использовать их формы как эталона для анализа основной формы реальных предметов.

«На что это похоже?», «Найди круглые, овальные, конусные, призматические предметы», «Найди свой значок», «Дорисуй предмет», «Дополни изображение до целого», «Что изменилось?», «Составь из частей целое», «Чудесный мешочек», «Парные картинки», «Подбери по образцу», «Составь картинку», «Нарисуй по трафарету», «Обведи по контуру», «Обведи по силуэту», «Найди предмет такой же формы» и т.д.

3.

Учите зрительно различать и называть группы предметов с однородными признаками (форма, цвет, величина и пространственное расположение).

«Здесь все круглые предметы», «Одинаковые по величине», «Все зеленое», «Найди одинаковые» и т.д.

4.

Учите зрительному анализу формы и величины предметов, умению отбирать предметы по убывающей и возрастающей величине, выделять и словесно обозначать величину реальных предметов, устанавливать взаимосвязь между предметами по величине, словесно обозначать ширину, длину, высоту в предметах, соотносить эти признаки в разных по величине предметах, располагать предметы и изображения по убывающей (возрастающей) величине, упражняйте глазомер.

«Окна выше двери», «Шкаф выше стола», «Вова выше Кати, но ниже Толи» и т.д.

«Разложи предметы по величине», «Найди для каждого свой домик (для предмета коробку)», «Найди для каждого шара свою лузу», «Обведи предметы по величине», «Найди большие, высокие, широкие, узкие, низкие предметы», «Нарисуй большой, маленький мяч», «Расставь по следу».

5.

Вырабатывайте умение словесного пояснения, описания пространственных положений различных предметов и объектов в окружающей обстановке и на микропространстве (лист бумаги, стол, доска  и т.д.)

«Что где находится?», «Электронная муха» и т.д.

6.

Учите выделять и словесно обозначать пространственные признаки предметов и объектов окружающего мира.

«Нарисуй, что где находится», «Что изменилось?», «Найди игрушку», «Что слева, что справа?», «Что верху, что внизу?», «»Что где стоит?», «Что дальше, что ближе?», «Составь узор из геометрических фигур».

7.

Учите видеть расположение предметов на картине, называть предметы, расположенные ближе, дальше.

«Дом большой, ближе к нам, вдалеке лес, по небу летит птица» и т.д.

8.

Учите анализу сложной формы предметов с помощью вписывания сенсорных эталонов формы (круг, квадрат, прямоугольник и т.д.) для анализа строения формы предметов, например: «У зайца туловище похоже на овал, голова круглая, лапы и уши – узкие овалы» и т.д.

«Из каких геометрических фигур состоит предмет?»

9.

Учите находить по части предмета целый предмет, составлять из частей целое.

«Составь из частей целое», «Угадай, что спрятано», «Дополни предмет, изображение до целого», «Дорисуй изображение»

10.

Учите выражать в слове признаки, связи, зависимости в предметном мире, описывать предметы и находить их по описанию.

«Загадай – мы отгадаем», «Узнай предмет по описанию», «Найди свой значок»

11.

Учите сличать контурные, силуэтные, реальные изображения и соотносить их с реальными предметами,

«На что похоже», «Опознание контурных изображений по деталям», «Найди половину», «Маскировочная сетка», «Узнай по следу», «Разложи по следу», «Совмести изображения», «Совмести прозрачные узоры»

12.

Учите понимать заслоненность одного объекта другим при изображении и в действительности.

«Что стоит за столом?», «Что находится за вазой?», «Где спрятался зайчик?» и т.д.

13.

Упражняйте, стимулируйте и активизируйте зрительные функции.  

«Обведи по контуру через кальку», «Дополни изображение», «Найди половину», «Дорисуй половину», «Совмести изображения», «Собери бусы», «Составь узор из мозаики», «Проследи по следу зайца, птицу», «Узнай по следу», «Посчитай, сколько раз зажглась лампочка», «Калейдоскоп», «Прозрачные картинки», «Совмести прозрачные узоры», «Проследи за фонариком», «Куда летит бабочка?», «Что дальше, что ближе?», «Расставь предметы по следу, по образцу, по описанию», «Найди игрушку», «Пройди по извилистой дорожке», «Найди предмет по описанию», «Кто быстрее составит узор по образцу?», «Что на картинке верно?», «Помоги выбраться из лабиринта», «Кто таким мячом играет (лабиринт)?», «Расставь по следу», «Составь картинку – сюжет», «Чей маршрут длиннее?»

Подготовительная группа

Задачи обучения

Дидактические игры и упражнения

1.

Закрепляйте знание основных цветов и оттенков, правильное использование эталонов цвета при описании, классификации предметов, умение создавать узоры, цветные композиции на фланелеграфе, магнитной доске, из мозаики.

«Подбери по цвету  и оттенкам», «Составь узор», «Найди свой цвет или оттенок цвета», «Раскрась картинку», «Кто скорее соберет палочки определенного цвета?», «Что изменилось?», «Что в рисунке неправильно (цвет предметов)?», «Кто скорее соберет цветной узор?», «Назови, что вокруг тебя зеленое, желтое, серое, розовое, голубое и т.д.», «Составь по контурному образцу цветное изображение», зрительные диктанты на запоминание и разложение предметов в заданной цветовой гамме», «Найди такой же узор по цвету среди других цветовых сочетаний»

2.

Учите различать цвет движущего объекта и нескольких объектов.

«Едет зеленая машина», «Бежит рыжий кот», «Летит желтый лист».

3.

Закрепляйте умение анализировать формы предметов соответственно эталонам (у яблока форма может быть круглой или овальной, вверху у него ямка и внизу также углубление).

Учите создавать из геометрических фигур узоры, предметные изображения, сложные геометрические фигуры (два треугольника – ромб, треугольник и квадрат – пятиугольник)

«Кто быстрее заштрихует квадраты?», «Кто больше кругов закрасит?», «Кто скорее соберет фигуру?», «На что это похоже?», «Найди круглые, овальные, конусные, призматические предметы», «Подбери по образцу», «Парные картинки», «Найди предмет такой же формы», «Сколько округлых, прямоугольных форм в рисунке?» и т.д.

4.

Закрепляйте умение создавать из геометрических фигур шахматную доску, узор, коврик.

«Сложи узор», «Выложи коврик»

5.

Учите замечать величину реальных предметов; зрительно анализировать длину, ширину, высоту предметов; сличать размеры разных предметов.

«Кто выше?», «Чей ботинок больше?», «Какой шкаф выше?», «Что дальше, что ближе к нам?».

6.

Закрепляйте умение называть в процессе наблюдения близкие и дальние, высокие и низкие, толстые и тонкие, широкие и узкие объекты.

«Определи высокий или низкий, тонкий или толстый, широкий или узкий», «Что дальше, что ближе?»  и т.д.

7.

Закрепляйте умение словесно обозначать пространственные положения на микро- и макроплоскости.

 «Что где находится?», «Где игрушка», «Электронная муха» и т.д.

8.

Учите создавать на основе наблюдений из плоских изображений композиции с учетом пространственных положений и отношений.

«Расставь предметы так, как видишь их на столе», «Составь натюрморт, как видишь», «Изобрази предметы так, как они стоят»

9.

Закрепляйте умение группировать предметы по отдельным признакам (форма, цвет, величина, пространственное расположение).

«Геометрическое лото», «Сколько округлых, квадратных, прямоугольных форм в рисунке?», «Где находятся на рисунке синие, зеленые, красные объекты?», «Какие предметы ближе, а какие дальше?», «Найди в окружающей обстановке круглые, зеленые, квадратные, красные, большие, маленькие круги», «Побери предметы равные по величине», «Найди в рисунке синие большие круги, маленькие красные треугольники»

10.

Закрепляйте умение находить, где детали, где целый предмет, составлять и дополнять из частей целый предмет, сюжетное изображение.

«Кто скорее соберет фигуру?», «Составь изображение из частей», «Чего не достает в рисунке?», «Где спрятался заяц?», «Составь картинку»

11.

Упражняйте в сличении изображений по принципу сходства и различия.

«Найди картинке, что изображено неверно», «Сколько здесь одинаковых предметов?», «Чего в предмете недостает?»

12.

Учите чтению иллюстраций, пониманию заслоненности, зашумленности изображения (круг находит на квадрат, дерево на фоне дома, пересечение линий, полос и др.), пониманию изображения перспективы рисунке, умению создавать на фланелеграфе сюжетных изображений в перспективе.

«Что на рисунке ближе, дальше?», «Что выше, ниже на рисунке и так ли это в жизни?», «Создай на фланелеграфе изображение леса», «Подбери к дереву листья», Составь по части весь рисунок», «Подбери вторую половину», «Перечисли, что изображено на перепутанном (зашумленном) рисунке», «Найди близкий путь из лабиринта», «Что на рисунке слева, справа?», «Зашумленные рисунки»

13.

Стимулируйте, упражняйте, активизируйте и тренируйте зрительные функции.

«Обведи изображение и заштрихуй», «Обведи изображение по трафарету, лекалу», «Составь узор из фигур», «Подбери листья к дереву», «В чем ошибся художник?», «Узнай, что нарисовано», «Соедини детали», Расставь предметы по следу», Помоги выйти из лабиринта», «Кто с каким предметов играет?», «Проследи по линиям, кто что любит есть», «Составь изображение из прозрачных картинок», «Дорисуй по точкам»

14.

Учите выделять различные признаки и свойства предметов, тренируя зрительные функции различения, локализации, фиксации, конвергенции, аккомодации, прослеживания.

«Проследи за движением объекта», «Угадай по следу», «Чего больше – мячей или матрешек?», «Обведи по контуру», «Нарисуй по трафарету», «Найди в рисунке ошибки», «Найди спрятанную игрушку», «Пройди по лабиринту», «Найди правильный путь»

15.

Развивайте глазомер

 «Раздели квадрат, круг, прямоугольник на две, четыре части», «Что больше, толще, тоньше, дальше?»

Для развития у детей зрительного восприятия и активизации зрительных функций предлагаются следующие игры:

«Разложи    на    кучки»

«Подбери   подходящий   по форме предмет»

«Положи   в   коробку фигуры»

«Почтовый    ящик»

«Положи   фигуры   на   свое   место»

«Назови   изображения, которые   видишь»

«Из   каких   геометрических   фигур составлен   рисунок?»

«Выложи   фигуры   из   палочек»

«Какая   рука?»

«Выложи   узор»

«Что   где находится?»

«Лабиринты»

«Сложи   такую   же   фигуру»

«Колумбово    яйцо»

«Разрезные    картинки»

«Дорисуй    предметы»

«Найди   место»

«Собери   открытку»

«Узнай, что   изображено»

«Подбери   подходящий   лепесток»

«Чьи   платья   висят?»

«Узнай, что   нарисовано»

«Кто   изображен   на   рисунке?»

«Кого   ты   видишь?»

«Дорисуй    предметы»

«Сравни   картинки»

«Сделай   так,  как   на   картинке»

Работа по активизации зрительных функций должна строиться с учетом требований гигиены и профилактики нарушений зрения. Часто может наблюдаться перенапряжение глаз во время занятий. Вот почему детям необходимо регулярно выполнять комплекс упражнений для снятия зрительного напряжения и предоставлять глазам возможность отдыха.

После зрительной работы на занятии (рассматривание предметов, изображенных на картинках объектов, штриховании предметов) необходима зрительная гимнастика, которая проводится 3-5 минут.

Для зрительной гимнастики детям предлагаются упражнения для движения глаз:

  • вправо-влево;
  • вверх – вниз;
  • далеко – близко (удалять и приближать предмет);
  • по кругу – слева направо;
  • по диагонали – сверху вниз.

Предмет для зрительной гимнастики выбираю крупный, яркий. Он демонстрируется в медленном темпе, чуть выше уровня глаз впереди сидящих детей, чтобы ребенок до конца проследил его движение.

Для зрительной гимнастики можно использовать следующие упражнения:

«Слушаем и выполняем»

Педагог читает стихотворение, а дети выполняют движения:

Буратино потянулся                  

- дети встают на носочки, поднимают руки и смотрят на кончики пальцев                

Вправо-влево повернулся,      

Вниз-вверх посмотрел          

И на место тихо сел.    

- не поворачивая головы, смотрят вправо, влево, вниз, вверх.

Ветер дует нам в лицо,                

- дети часто моргают веками            

Закачалось деревцо                    

- не поворачивая головы

Ветер тише, тише, тише             

- медленно приседают, опускают глаза вниз

Деревцо все выше,  выше.         

- встают, поднимают глаза   вверх

Упражнения для тренировки зрения

1. Движение глазными яблоками вправо и влево.

        Выполнять движения вправо и влево (строго горизонтально) до предела, без чрезмерного напряжения, максимально медленно. Повторять по 4-6 раз в каждую сторону. Затем закрыть глаза, расслабить мышцы на 30-40 секунд.

2. Движения глазными яблоками вверх и вниз.

Выполнять медленные движения вверх и вниз с максимальной амплитудой, не наклоняя при этом голову. Повторять по 4-6 раз в каждую сторону. Затем закрыть глаза, расслабить мышцы на 30-40 секунд.

3. Движения глазными яблоками по диагонали.

Поочередно смотреть в правый верхний угол, затем в левый нижний.

Смотреть в левый верхний угол, затем в правый нижний. Повторять по 4-6 раз в каждую сторону. Затем закрыть глаза, расслабить мышцы на 30-40 секунд.

4. Вращение

Движения выполняются глазными яблоками по кругу – сначала по часовой стрелке, а затем против. Повторить по 3 вращения плавно, без рывков в каждую сторону, при этом голова должна оставаться неподвижной.

5. Моргание.

Быстро сжимать и разжимать веки (моргать) в течение 15-20 секунд. Затем закрыть глаза, расслабить мышцы на 30-40 секунд.

6. Фиксация взгляда на кончике носа.

Взгляд фиксируется на условной точке, расположенной на кончике носа. Выполнять 10-20 секунд. Затем закрыть глаза и расслабить мышцы на 30-40 секунд.

7. Фиксация взгляда на пальце движущейся руки.

Смотреть на конец пальца вытянутой руки, медленно сгибая ее; приблизить палец к глазам и смотреть в течение 3-5 секунд.

8. Зажмуривание.

Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть на 3-5 секунд. Повторить чередование несколько раз.

9. Переведение взгляда.

Посмотреть вдаль, затем на приближающийся предмет и снова вдаль. Повторить 4-6 раз.

Список    используемой    литературы:

  1. Агранович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младших школьников. – Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2003.
  2. Башаева Т.В. Развитие восприятия. Дети 3-7 лет.- Ярославль: Академия развития, 2006.
  3. Григорьева Л.П., Бернадская М.Э. и др. Развитие восприятия у ребенка. - М.: Экзамен, 2001.
  4. Подколзина Е.Н. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007. - №3. - С.35-39.
  5. Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности. Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие словаря признаков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр и словесных упражнений.

В данной статье предлагается систематизация конкретных методических приёмов, которые могут быть использованы учителем - логопедом на занятиях по развитию лексико-грамматического строя речи у детей с О...

«Взаимозависимость формирования лексико-грамматической стороны речи и развития пространственного гнозиса у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

У детей с речевой недостаточностью затруднения в формировании пространст­венных представлений проявляются в несформированности пространственного анализа и синтеза, недостаточности ори­ентировки ...

Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

В настоящее время  наблюдается неуклонный рост количества детей с различными отклонениями в речевом развитии, что, несомненно, влияет на подготовку детей к школьному обучению, а в дальнейшем и на...

Исследование слухового восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Данная методическая разработка посвящена исследованию слухового восприятия дошкольников. В данной работе в первом разделе  описаны психологический, лингвистический и психолингвистический асп...

Особенности развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В публикации рассматриваются вопросы развития фонематического воприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи....

Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Игры и упражнения для развития фонематического восприятия у детей с ОНР....

Статья Содержание логопедической деятельности по развитию фонематического восприятия у детей старшего возраста с общим недоразвитием речи

В статье отражена актуальность развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Представленный материал раскрывает возможности использования многоф...