Подгрупповое логопедическое занятие "Путишествие в Страну Сказок"
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа) по теме
В дошкольном возрасте ребёнок усваивает язык чувств – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т.д. С другой стороны, ребёнок овладевает умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств. Пятилетний ребёнок в отличие от двухлетнего уже может не показывать страх или слёзы. Он уже способен не только в значительной степени управлять выражением своих чувств, облекать их в общепринятую форму, но и осознанно пользоваться ими, информируя о своих переживаниях окружающих, воздействуя на них.
Но дошкольники всё ещё остаются непосредственными и импульсивными. Эмоции, которые они испытывают, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всём поведении.
Одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения, является сказкотерапия. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей дошкольного, младшего школьного и других возрастов. В частности посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми, тревожными детьми. Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Путешествие в страну Сказок» | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Подгрупповое логопедическое занятие
«Путешествие в страну Сказок»
для детей подготовительной к школе группы
Проводила на методическом
объединении учителей-логопедов
г. Вельска и Вельского района
18 марта 2008 г.
учитель-логопед МДОУ «№30
д/сад «Ласточка»
Исаева Наталья Алексеевна
ЗАДАЧИ:
Коррекционно-развивающие задачи:
- Работа над развитием диафрагмального дыхания, внимания и связной речи.
- Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики.
- Развитие слухового восприятия.
- Развитие умения по словообразованию.
Коррекционно-образовательные задачи:
- Формирование навыков фонематического анализа.
- Обучение произвольному улавливанию основных телесных ощущений.
- Формирование осознанного восприятия эмоций.
- Обучение навыкам самооценки своего труда с помощью простейших моделей.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Воспитание желания активно работать на занятиях.
- Воспитание умения взаимодействовать в коллективе, договариваться и уступать.
- Воспитывать чувства сопереживания героям, вызывание желания помочь.
Оборудование:
Цветок, игрушка Гномик, волшебная книга, картинки для поддувания, мозаика, карточки с эмоциональными состояниями, мед, лимон, торт, 5 коробок с цифрами, схема рассказа-описания, картинка Мухи-Цокотухи, шарик, картинки зверей, картинки с недорисованной посудой, медальки-пиктограммы.
Предварительная работа:
- Знакомство с произведениями К.И.Чуковского
- Заучивание текста пальчиковой гимнастики
Ход занятия
- Организация начала занятия.
Упражнение «Поглаживание»
Дети заходят и садятся на стульчики.
Логопед: Здравствуйте, ребята, сегодня я хочу рассказать вам одну историю, которая приключилась со мной. Однажды, когда мне было очень грустно и одиноко, меня вдруг кто-то погладил по спине. Вот так… (подходит к каждому ребенку и поглаживает по спине) я обернулась и никого не увидела. Я даже немного испугалась, но кто-то мне сразу сказал: «Не бойся, я просто хотел с тобой подружиться» - и погладил меня по руке. Вот так … (подходит к каждому ребенку и поглаживает по руке)
Я повернула голову и увидела маленького гномика. Показывается Гном. Он очень внимательно посмотрел на меня. Вот так … (смотрит на каждого ребенка по-доброму) и спросил: «Почему ты грустишь?» Я не знала что ответить, потому что не знала кто он и какой он – добрый, веселый или злой? А как вы думаете, как можно узнать?
Дети: Посмотреть на него, спросить, поиграть.
Логопед: я так и сделала, а он ответил мне, что он обычный сказочный Гномик. И научил меня одной игре.
- Игра «Щекотушки»
Дети сидят с грустными выражениями лица. Логопед подходит к каждому и легонько щекочет. Задача детей не рассмеяться и сидеть с грустным выражением лица.
Ребята, гномик приглашает нас с вами в страну Сказок – это удивительная волшебная страна. Кто побывает в ней, тот становится самым умным, добрым, чутким и внимательным. Ну, а Гномик останется и подождет нас в детском саду.
Вы не испугаетесь отправиться в это сложное путешествие?
Дети: Нет!
Логопед: Ну, тогда вперед. А поможет попасть в волшебную страну наш волшебный цветок.
- Ритуал вхождения в сказку
Дети встают вкруг и берутся за цветок. Закрывают глаза и проговаривают слова:
Волшебный Цветок, в сказку введи,
Не дай цветок ослабнуть в пути
Ты смелость и свет нам подари
И сказку новую оживи!
Отодвигается ширма. Дети открывают глаза и оказываются в сказке.
Логопед: Ребята мы попали в страну сказок. Но волшебная страна не любит хмурых и сердитых людей. А ну-ка улыбнемся, как весеннее солнышко и скажем друг другу ласковые слова.
Дети по кругу говорят комплименты.
Вы чувствуете, как от добрых слов нам стало хорошо, тепло и уютно.
Раздается стук в дверь. Входит Федора с книгой сказок в руке.
Федора: Ах, вы бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы вернитесь-ка немытые домой.
Я помою вас водою ключевой.
Логопед: Ребята, узнали кто это? Из какой она сказки?
Дети отвечают на вопросы.
Логопед: Что случилось с тобой Федора?
Федора: Ох, горе у меня ребята! Жила я вот в этой волшебной книге сказок Корнея Ивановича Чуковского. Да, я была неряха, что даже посуда от меня убежала. И тогда мои соседи из других сказок прогнали меня из этой книги. А вернуться я смогу только тогда, когда выполню их трудные задания. Одной мне не справиться. А я ведь хорошей стать хочу и в сказку свою вернуться.
Логопед: Ну, что поможем Федоре?
Дети: Да!
Логопед: Федора, помогут тебе ребята выполнить задания, а ты иди, ищи свою посуду, да в порядок ее приведи.
Федора уходит, оставляет волшебную книгу. Дети садятся за стол.
- Формирование направленного длительного выдоха
Логопед: (открывает первую страницу сказок)
Ребята, я прочитаю несколько фраз из сказки, а вы попробуете отгадать ее название.
« Приходи к нему лечится и корова и волчица
И жучок и паучок и медведица.
Всех излечит исцелит. Добрый доктор ……
Дети: Айболит.
Логопед: показывает детям иллюстрацию. Достает листы с заданиями
Ребята, Айболит очень заботится о вашем здоровье и поэтому предлагает вам выполнить дыхательную гимнастику.
Детям раздаются картинки, спрятанные под лист цветной бумаги, нарезанной тонкими полосками. Приложение №1
Поднесите карточку к губам, положите язычок на нижнюю губу и подуйте на нее так, чтобы спрятанная картинка открылась. Вы ведь знаете, как правильно дышать. Вдыхаем носиком, а выдыхаем через ротик, не надувая щеки. Небольшая подсказка: на картинках спрятаны животные, которых лечил Айболит. Дети выполняют задание.
- Выделение первого звука в слове
Логопед: Сейчас вы по-очереди будите показывать свои картинки, называть первый звук в слове и рассказывать какой он: гласный, согласный мягкий или твердый.
Ребенок выходит и отвечает, и выставляет соответствующую фишку на магнитной доске. После того как высказались три человека, по получившейся схеме дети придумывают новое слово.
Молодцы, ребята, вы справились с заданием Айболита.
- Проговаривание эмоционально окрашенных чистоговорок.
Логопед: Открываем вторую страницу волшебной книги и угадываем ее название по фразе.
Убежало одеяло, улетела простыня
И подушка как лягушка ускакала от меня.
Вдруг, из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой, выбегает умывальник
И качает головой…
Дети: Мойдодыр!
Логопед: Правильно! Мойдодыр тоже приготовил задание для вас, посмотрите внимательно на доску.
На доске вывешены 3 картинки с изображением одинаковых мальчиков с различными эмоциональными состояниями: радость, грусть, испуг. Приложение №2.
Кто скажет, чем они отличаются?
Дети: настроением.
Давайте повторим чистоговорки.
А-А-А – мыться мне пора.
У-У-У – от Мойдодыра убегу.
О-О-О – чистое лицо!
А теперь подумайте и попробуйте определить, кто из мальчиков мог так сказать, подберите для каждой картинки подходящую чистоговорку.
Дети сами пытаются подобрать нужную интонацию.
- Театр пальчиков и языка.
Логопед: Мы все немного устали и, наверное, вы не против отдохнуть.
Выходят в центр зала.
Приложение № 3.
Логопед: Вот мы и отдохнула, но ведь у нас впереди еще много заданий.
Подходят к книге
- Анализ звукового состава слова.
Логопед: открывает следующую страницу в книге сказок.
А в этой книге праздник. А сколько здесь гостей.
Конечно, ведь Муха Цокотуха именинница.
Пригласила Муха и Федору на свой праздник. Да только Федора такая неряха и неумеха, что не смогла Мухе подарок подобрать.
Ребята, поможем ей.
Предлагаю купить подарки к чаю в сказочном магазине. Но в сказках нет денег, и в магазине необходимо будет назвать как можно больше слов-признаков, только тогда товар будет ваш.
Дети подходят к прилавку, где лежит мед.
Что это?
Дети: Мед.
Логопед: Расскажите, какой он.
Дети: Желтый, липкий, вкусный, полезный….
Продавец отдает мед детям. То же с тортом и лимоном.
Логопед: Вы приобрели в сказочном магазине три предмета, но чтобы они стали настоящими подарками, их надо красиво упаковать.
Я приготовила 5 коробочек, на каждой коробочке – цифра. Она соответствует количеству звуков в названии предмета, который нужно положить в коробку.
Дети выполняют задание, раскладывая подарки по коробкам.
Молодцы! Подарки упакованы, вечером вы всей группой подарите их Мухе Цокотухе. Но кроме подарков имениннице принято говорить комплименты.
Давайте, ласково назовем ее саму и ее части тела.
Дети: (по картинке образовывают уменьшительно-ласкательную форму по очереди, передовая воздушный шарик) Муха у тебя не :
Не лапы, а лапки; Не нос, а носик; Не рот, а ротик …
Логопед: И с этим заданием вы справились! Дети садятся.
Пришло время открыть 4-ю страницу волшебной книги.
- Развитие связной речи.
Логопед: А эту сказку вы узнаете по иллюстрации из книжки.
Показывается иллюстрация.
Дети: Тараканище.
Логопед: А вы помните, ребята, как испугались звери этого маленького таракашку? Даже большой и сильный медведь, смелый тигр, огромный носорог.
А кто же победил таракана, не испугавшись его усов?
Дети: Воробей.
Логопед: Правильно. Сейчас вы выберите по карточке с одним из трусливых зверей и по порядку будите выходить рассказывать по схеме про своего животного, нам показывать картинку можно только после того как мы отгадаем его. Дети составляют по схеме рассказ-описание.
И чтобы звери не были такими трусливыми, а чувствовали себя уверенно назовем их в превосходной степени. Дети отвечают хором.
Слон – слонище, заяц – зайчище, медведь – медведище, крокодил – крокодилище, волк – волчище, тигр – тигрище.
Логопед: Надеюсь, звери больше не будут такими трусливыми, а станут смелыми как наши ребята.
Вот мы и переворачиваем последнюю страницу в книге сказок, а задание в нем такое: (раздаются листы с заданиями.) Мы поможем Федоре привести в порядок ее посуду. Посмотрите, у вас на листочках нарисована посуда. Но что-то у нее не дорисовано, чего-то не хватает. Вы расскажите без чего ваш предмет и дорисуете то, чего не хватает. Дети дорисовывают предметы. А чтобы посуда стала еще красивее и опрятней вы возьмете листочки с собой в группу и там красиво ее раскрасите.
Молодцы! Вы сегодня показали, какие вы смелые, умные, находчивые. Выполнили все задания от сказочных персонажей из волшебной книги Корнея Чуковского. Дети встают в центр зала.
А сейчас в стране Сказок произойдет чудо.
Звучит музыка. Появляется опрятно одетая Федора с чистой кастрюлей в одной руке и книжкой К.И.Чуковского в другой.
Федора: Спасибо, ребята. Вы помогли мне вернуться в мою книгу. Теперь я всегда буду аккуратная, и посуду свою буду держать в чистоте. А на прощание хочу дать почитать вам книгу. Читайте ее и будете добрыми и умными. До свиданья! Уходит.
- Ритуал выхода из сказки.
Логопед: Ребята, наше время истекло, и мы должны покинуть страну Сказок. Скорее к волшебному цветку! Дети встают вокруг цветка, закрыв глаза.
Волшебный Цветок, сказка прошла
Много чудес нам принесла.
Скорее домой, Цветок, неси
И все что узнали, в нас сохрани.
Вот, мы и дома. А здесь нас заждался наш Гномик. И он хочет вас спросить, понравилось ли вам путешествие?
Дети: Да!
Логопед: А ваше поведение на занятии вам понравилось? Посмотрите, Гномик приготовил для вас медальки. Приложение № 4.
Выберете ту оценку, которая, по вашему мнению, вам подходит.
Медальки оставьте себе на память о нашем путешествии. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука Р в словах, предложениях. Лексическая тема «Животные жарких стран и их детёныши»"
автоматизировать правильное произношение звуков; обогащать экспрессивный словарь словами антонимами однокоренными словами; совершенствовать грамматический строй речи(образование прилагательных при пом...
Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука Р в словах, предложениях. Лексическая тема «Животные жарких стран и их детёныши»"
Развивать артикуляционную тонкую и общую моторику; координацию речи с движением, речевое дыхание, зрительный гнозис, пространственный праксис, внимание, память, речевой слух. ...
Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука Р в словах, предложениях. Лексическая тема «Животные жарких стран и их детёныши»"
Развивать артикуляционную тонкую и общую моторику; координацию речи с движением, речевое дыхание, зрительный гнозис, пространственный праксис, внимание, память, речевой слух. ...
Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия Автоматизация звука Р в словах, предложениях. Лексическая тема «Животные жарких стран и их детёныши»
Развивать артикуляционную тонкую и общую моторику; координацию речи с движением, речевое дыхание, зрительный гнозис, пространственный праксис, внимание, память, речевой слух. ...
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего возраста по теме "В гостях у героев сказок"
Цель: развитие фонематических процессов, грамматического строя речи....
Конспект подгруппового логопедического занятия по теме "Животные Севера и Жарких стран" для детей подготовительной к школе группы с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи
Данный конспект позволить педагогу провести с детьми подготовительного к школе возраста увлекательное и познавательное занятие по теме "Животные Севера и Жарких стран". Занятие направлено на развитие ...
Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей подготовительной группы по теме: "Квест по стране сказок".
Конпект подгруппового занятия с использованием современных обучающих технологий (Сингапурская система дошкольного образования) с детьми подготовительной группы, имеющими общее недоразвитие речи III ур...