Мастер - класс для педагогов "Игровые технологии в работе логопеда"
статья по логопедии на тему
В мастер - классе рассмотрены два вида игровой деятельности - игры с песком и ниткография.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_dlya_pedagogov.docx | 22.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер - класс для педагогов
«Игровые технологии в логопедической работе»
Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятельностью она используется в качестве основы формирования правильной речи детей и для их полноценного развития. В игре дошкольники отображают свои представления и знания об окружающем мире. Задача логопеда – заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой. Многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. Только в логопедии от повторений никуда не деться, особенно когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем и правильно его произносить.
На логопедических занятиях мы используем следующие игровые технологии:
1. Игровые технологии на развитие артикуляционного аппарата.
2. Игровые технологии для выработки плавной направленной воздушной струи.
3. Игровые технологии для развития мелкой моторики.
4. Игровые технологии для развития общей моторики.
Более подробно мы хотим остановиться на игровых технологиях для развития мелкой моторики.
Игровые технологии для развития мелкой моторики
Для развития моторики пальцев рук хорошо использовать различные шнуровки, застёжки, плетёнки, мозаику и другие мелкие предметы (пуговицы, крупы, горох, фасоль), счётные палочки, обводки, штриховки и многое другое. Игр и игровых упражнений огромное количество. Нам бы хотелось остановиться на использовании ниткографии и песочной терапии в логопедической практике.
Ниткография — выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контур. В логопедии этот приём считается одним из методов развития не только познавательной, но и речевой активности.
В процессе работы над составлением картин с использованием техники ниткографии дети овладевают умением связно передавать содержание, сочетать образы и предметы между собой по величине, окраске, пространственному расположению.
Ниткографию можно сочетать с развитием связной речи. После прослушивания сказки или рассказа имеет смысл дать ребенку задание изобразить его героев. Также можно загадать загадки или задать вопросы, ответами на которые послужат «рисунки» нитью.
Эта работа позволяет одновременно решать ряд важных задач:
- Развитие творческих способностей.
- Развитие мелкой моторики
- Развитие речевой активности.
- Развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гиперактивных детей.
- Развитие мышления.
Игровое упражнение
- Хомячок в лесу.
Цель: совершенствование навыков изображения предметов с помощью цветных нитей; формирование навыка сочетания речи с движениями рук.
Жил – был в лесу хомячок.
Решил он однажды прогуляться к лесной опушке, на которой росли кусты орешника.
Идет он по лесной тропинке, а навстречу ему попадаются грибочки, лесные колокольчики, душистые ягоды земляники.
Вдруг, из – за кустов выскочил заяц.
- Ты куда идешь? – спросил он у хомяка.
- Я иду на лесную опушку, - отвечает ему хомяк.
- Зачем?
- За орехами.
- Можно я с тобой пойду?
- Пойдём.
Пришли они на опушку, и увидели, что там очень много кустарников. Заяц решил попробовать спелые орехи. Они ему очень понравились
После того, как картинка будет выложена, мы можем попросить детей пересказать текст, опираясь на картинку.
На занятиях по обучению грамоте мы выкладываем из ниток и косичек буквы, слова. Это не только нравится детям, но и является хорошим стимулом для закрепления изучаемого материала. Игры с нитками - прекрасное средство для коррекционной работы в логопедической группе.
- Напиши свое имя.
Давайте напишем свое имя с помощью ниток.
Для этого нам понадобится клей, клубок ниток, ножницы, картон. По контуру наносим клей, затем прикладываем нитку, получается имя.
Использование этих форм работы помогает организовать занятия интереснее и разнообразнее, превратить скучную работу в живую и творческую, поддержать заинтересованность детей на протяжении всего обучения, а также обеспечить быстроту запоминания, понимания, и усвоения программного материала в полном объёме.
Песочная терапия - это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.
Цели песочной терапии
- Эмоциональное благополучие ребенка,
- Само актуализация
- Коррекция речевых нарушений.
Терапевтические возможности
- Существенно усиливает желание ребенка узнать что - то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
- В песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность, как основа развития» ручного интеллекта».
- В игре с песком более гармонично и интенсивно развиваются все высшие психические функции, а также речь и моторика.
- Совершенствуется развитие предметно игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
- Песок способен «заземлять» отрицательную энергию, это его свойство особенно востребовано в работе с «особыми» детьми.
В логопедии с помощью игр с песком решаем следующие задачи:
- Развиваем диафрагмальное дыхание
- Регулируем мышечный тонус
- Автоматизируем звуки
- Развиваем фонематический слух
- Формируем слоговую структуру слова
- Проводим словарную работу
- Делаем звуковой анализ слов
- Обучаем грамоте
- Развиваем связную речь
А теперь, уважаемые коллеги, приступим к практике, рассмотрим некоторые простые, но эффективные упражнения с песком.
- Допиши слово.
На песке написаны две буквы, допишите, пожалуйста, букву, чтобы получилось слово:
СО….. М К Н
Чтобы усложнить задание, можно дописать две последние буквы, а вы напишите первую букву:
…..ОМ Д К Б
- Слова – перевертыши.
На песке написаны слова, которые читаются с обеих сторон одинаково. Прочитайте в двух вариантах.
ДЕД БОБ ТОТ КОК ТУТ
А теперь на песке написаны слова, вам нужно их написать зеркально и прочитать получившееся слово.
НОС- АНЯ- РОС-
РАК- МАГ- ТОР-
- Слово рассыпалось.
На песке написан набор букв с цифрами.
- Соберите, пожалуйста, буквы в порядке следования чисел, чтобы получилось слово.
КСО СОК
3 1 2 1 2 3
- Кто это был?
Педагог достает картинки: корова, тигр, пчела, змея, ёж. Каждой из них присваивается определенное звучание слова: м-м-м, р-р-р, ж-ж-ж, с-с-с, ф-ф-ф. Педагог длительно произносит какой - либо звук и предлагает коллегам определить, кто это был. За правильный ответ раздаются картинки этих животных.
- Какой звук лишний?
А сейчас животные поиграют в игру «Кто лишний?». Давайте вспомним, какие звуки издают животные? (показываем картинку, вы называете).
А теперь я буду называть звуки, а те животные, звуки которых я не произнесу, должны спрятаться в песок.
- р,л,ж,д,с,т,к,м,ш (ф)
- д,в,р,с,ш,н,л,ж,х (м)
- ч,л,д,т,ш,в,ж,к (р)
- з,ш,к,п,л,д,б,с,в (ж)
- Найди друга (кинетический песок)
Логопед достает картинки (бабочка, корова, лягушка, петух, медведь) и раздает их.
- Сделайте домик для этих животных, скоро к ним в гости придут их братья.
Затем логопед показывает новые картинки (белка, кит, павлин, лошадь, мышка).
- Как же нам узнать, где, чей братец? Для этого давайте произнесем названия животных и выделим первый звук в этих словах.
- кит- [к`] – он пойдет в гости к корове, первый звук в этом слове [к]; [к] и [к`] – братцы.
Все по очереди называют тех, кто изображен на картинках, выделяют первый звук и подбирают пару.
Вывод: чем различаются данные пары звуков? (твердые - мягкие).
- Дорожки из песка.
На краю подноса лежат разные буквы. Логопед называет одну из них, нужно взять горсть песка, и, тонкой струйкой высыпая песок из ладони, довести ее до буквы.
- Ударение.
На песке написано слово, произносим его, интонационно выделяем ударный звук. Держа в руке «волшебную палочку», дотрагиваемся до ударной буквы палочкой, оставляя на ней след ударения.
Коллеги, ну а теперь давайте украсим ваши имена песком. В те буквы, в которых есть полые детали, добавьте тонкий слой клея, а затем насыпьте песок, лишний аккуратно стряхните. Высохнув, у Вас получится прекрасная картина Вашего собственного имени.
Игра – это всегда эмоции, а там, где есть эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление. Использование игровых технологий в логопедической практике положительно влияет не только на речевое развитие ребенка, но и на его физическое развитие в целом. Хочется надеяться, что игры, представленные на мастер – классе, пригодятся Вам в работе.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Использование квест – технологии в работе с дошкольниками как средство развития познавательной инициативы у дошкольников».
Цель мастер класса Повышение уровня компетентности педагогов в вопросе использования квест – технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста....
Мастер–класс «Использование кейс-технологии в работе с дошкольниками»
Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слу...
мастер-класс по использованию ИКТ в работе логопеда
Использование ИКТ в работе учителя-логопеда на этапе автоматизации и дифференциации звуков...
Мастер - класс «Использование игровых технологий в работе учителя – логопеда в ДОУ»
Использование игровых технологий в работе - логопеда....
Мастер-класс "Роль интерактивных технологий в работе учителя-логопеда"
Современное образование невозможно без использования интерактивных технологий....
Мастер-класс «Эффективные современные технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»
Мастер-класс «Эффективные современные технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»...
Мастер-класс: Нейропсихологический подход в коррекционной работе логопеда.
Мастер-класс: Нейропсихологический подход в коррекционной работе логопеда.Цель: применение нейроподхода в коррекционной работе логопеда.Задачи: 1. Познакомить с нейропсихологическими приемами.2. Внедр...