ЦИКЛОГРАММА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ПРИЁМОВ В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ОДНОЙ ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЫ
картотека по логопедии (подготовительная группа) по теме
Картотека здоровьесберегающих приёмов в рамках изучения лексической темы "Осень"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ciklogramma_zdorovesberegayushchih_priyomov_hramcova_e.yu_.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Е.Ю.Храмцова
МБДОУ «Детский сад № 12» (Россия, г. Березники)
ЦИКЛОГРАММА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ПРИЁМОВ В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ОДНОЙ ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЫ
В программе модернизации российского образования приоритетными задачами являются оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Безусловно, все педагоги в большей или меньшей степени реализуют на своих занятиях, мероприятиях и в организации повседневной жизни детей приемы здоровьесбережения. Однако же, эффективность позитивного воздействия на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоровьесберегающие технологии, определяется не столько качеством каждого из этих приемов и методов, сколько их грамотной “встроенностью” в общую систему, направленную на благо здоровья детей и отвечающую единству целей и задач.
Программа воспитания обучения дошкольников с нарушениями речи предполагает организацию образовательного процесса в соответствии с изучаемыми лексическими темами. Поэтому логично внедрять элементы здоровьесберегающих технологий во все виды деятельности детей, согласно изучаемой лексической теме. Рационально использовать имеющиеся в «копилке» каждого педагога здоровьесберегающие приёмы поможет разработка циклограммы.
Примерная циклограмма использования здоровьесберегающих приёмов в подготовительной к школе логопедической группе при изучении темы: «Осень».
ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА ДНЯ | ||
Виды и формы деятельности | Содержание деятельности | Формы организации |
КР (воспитатель) | Дыхательная гимнастика «Листопад». Артикуляционная гимнастика «Осень». | ИОД Картотека № 4 |
ЧХЛ | Пальчиковая гимнастика «Листья». | СДВД |
УГ | Комплекс «Осень». | СДВД Картотека № 4 |
НОД | ||
Область программы | Содержание | Источник |
НОД 1 Логопедическое | Зрительная гимнастика «Листья». Координация слова с движением «Дождик». | Картотека № 4 |
НОД 2 Познание | Музыкотерапия П.И.Чайковский «Времена года. Октябрь» | Аудиозапись |
КР (логопед) | Логопедический массаж языка «Дождик». Саморегуляция «Врасти в землю». | Картотека № 4 |
ПРОГУЛКА | ||
ПИ | Подвижная игра «Осенью в лесу». Психогимнастика «Жарко – холодно». | Картотека № 4 |
ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ДНЯ | ||
КГ | Комплекс упражнений после сна «Дождик». | Картотека № 4 |
КР (воспитатель) | Дыхательная гимнастика «Ветерок». Артикуляционная гимнастика «Осень». Самомассаж лица «Осень». | Картотека № 4 |
КАРТОТЕКА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ПРИЁМОВ № 4
Тема: «Осень».
Дыхательная гимнастика «Листопад».
Цели: - развивать длительный, непрерывный ротовой выдох.
Логопед выкладывает на столе листочки.
Логопед. Осень. Красные, жёлтые, оранжевые листья падают с деревьев. Подул ветер – разбросал все листья по земле. Давайте превратимся в ветерок и подуем на листья!
Логопед вместе с детьми дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу.
Все листики на земле … давайте соберём листочки в ведёрко.
Логопед и дети собирают листочки. Затем игра повторяется снова.
«Ветерок».
И.п.: ноги вместе, руки держат листья на уровне лица. 1 – плавный вдох; 2 – на выдохе произносить: «Ф-ф-ф!».
Дует лёгкий ветерок – ф-ф-ф …
И качает так листок – ф-ф-ф… Дети делают спокойный выдох.
Дует сильный ветерок – ф-ф-ф …
И качает так листок – ф-ф-ф … Делают активный выдох.
Артикуляционная гимнастика «Осень».
Цель: нормализация артикуляционной моторики.
Вот и осень пришла,
Нам подарки принесла.
Мы в лес пойдём,
Там грибочки найдём.
Возьмём корзинки побольше.
Вот такие … Упражнение «Чашечка».
По дорожке в лес идём,
Вместе песенки поём. Соединить собранные в щёпоть пальцы рук перед грудью, а затем разводить руки в стороны, одновременно пропевая любой из гласных звуков: [А], [О], [У], [Э], [Ы].
Шли, шли, до ручейка дошли.
Бежит в нём водичка, песенку поёт. Упражнение «Улыбка».
А вот и мостик. Упражнение «Мостик».
Перешли ручеёк по мостику и попали в лес.
А в лесу, под кустом, на каждой кочке
Манят нас к себе грибочки. Упражнение «Грибок».
По лесочку мы гуляли
И друг друга потеряли.
Покричу в лесу:
«Ау-у-у!»
И друзей своих найду. Сначала громко и длительно произнести: «Ау-у-у!», а затем, изображая эхо, тихо откликнуться: «Ау-у-у!»
Логопедический массаж языка «Дождик».
Цель: нормализация речевой моторики.
Точечные постукивания по краям языка по часовой стрелке, затем против неё.
Дождик, дождик, веселей
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи.
Самомассаж лица «Осень».
Цель: нормализация работы лицевых мышц.
Направление движений – от середины лба к верхней части ушей,
от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.
Осень в гости к нам пришла,
Краски яркие взяла. Поглаживающие движения.
Стала жёлтою трава,
Разноцветною листва.
Осень в гости к нам пришла,
Сильный ветер принесла. Спиралевидные движения.
Листья пёстрые летят …
Осень любит листопад!
Осень в гости к нам пришла,
Дождь с собою принесла. Постукивающие движения.
Мелкий дождик моросит,
У деревьев грустный вид.
Осень в гости к нам пришла,
Птичек в стаи собрала: Зигзагообразные движения.
«Стало холодно вокруг,
Вам пора лететь на юг!»
Пальчиковая гимнастика «Листья».
Цель: развитие мелкой моторики рук.
Раз, два, три, четыре, пять – (Сжимают и разжимают кулаки.)
Будем листья собирать. (Загибают в ритме каждой строчки по одному пальцу.)
Листья берёзы,
Листья рябины.
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. (Сжимают и разжимают кулаки)
Координация слова с движением «Дождик».
Цель: Развитие координации движений.
Капля раз, (Делают прыжок на носочках, руки на поясе.)
Капля два. (Делают прыжок.)
Очень медленно сперва, (4 прыжка.)
А потом, потом, потом (8 прыжков.)
Всё бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли, (Руки разводят в стороны.)
От дождя себя укрыли. (Руками образуют полукруг над головой.)
Комплекс утренней гимнастики «Осень».
Цель: нормализация мышечного тонуса.
1. Ходьба по кругу со словами:
Мы идем дорожками,
Мы идем тропинками.
Мы идем с лукошками,
Мы идем с корзинками.
2. «Деревья». Дети проговаривают загадку «Стоит над водою, трясет бородою» и изображают грустную иву, опустив вниз голову и руки.
Дети изображают осинку: подняв руки вверх, трясут кистями и головой: Зябнет осинка, Дрожит на ветру. Дайте осинке Пальто и ботинки — Надо согреться Бедной осинке.
3. Релаксация «Шишки на елке». Дети изображают елку — руку в стороны, пальцы прямые, напряжены. Потом «срывают шишки», «бросают» их друг другу, «ловят», «колют»; руки — отряхивают, бросая «шишку».
4. «Грибы». Дети показывают руками (вверх, вниз) и говорят:
На горе растут грибы,
Под горой растут грибы.
Дети идут по кругу, показывают движения и говорят:
Мы по лесу шли, шли
И грибы нашли:
Раз — грибок, два — грибок (наклон),
Положу их в кузовок.
5. «Эхо». Один ребенок играет роль эха, он становится в углу зала. Остальные дети ходят по кругу и говорят:
По лесу ходили,
Грибы собирали
И заблудились.
Кричим в лесу: Ay! Ay!
А нам в ответ (эхо отвечает тихо): Ay! Ay!
6. «Встретились». Дети сначала разбрелись по залу под музыку, потом «находят» друг друга (пару), улыбаются, говорят ласковые слова и парами идут по кругу, а потом спокойно уходят.
Комплекс упражнений после дневного сна «Дождик».
И.п. Сидя, ноги скрестить по- «турецки». Сверху пальцем правой руки показать движение падающей капли, следить глазами за её траекторией.
Капля первая упала - кап! (То же проделать другой рукой.)
И вторая прибежала - кап! (Посмотреть глазами вверх, не поднимая головы.)
Мы на небо посмотрели,
Капельки «кап-кап» запели,
Намочились лица.
Мы их вытирали. (Вытереть лицо руками, встать на ноги.)
Туфли, посмотрите, мокрыми стали. (Показать руками, посмотреть вниз.)
Плечами дружно поведем
И все капельки стряхнём. (Поднять и опустить плечи.)
От дождя убежим. (Бег на месте. Повторить 3-4 раза.)
Под кусточком посидим. (Приседания.)
Подвижная игра «Осенью в лесу»
Цель: закрепление моторных навыков у детей.
Логопед. Тихо падают с деревьев листочки. (Дети изображают падающие листочки и выполняют указание педагога.) Вот подул сильный ветер. Разлетайтесь, листочки. Ветер дует ещё сильнее, ослабевает и затихает. («Листочки» замирают.)
Зрительная гимнастика «Листья».
Цель: профилактика и снятие зрительного утомления.
Траектория из разноцветных осенних листочков, подвешенных на разном уровне в разных местах группы.
Логопед. Найдите и сосчитайте, сколько в группе желтых (зелёных, красных, оранжевых, коричневых) листочков.
Саморегуляция «Врасти в землю».
Цель: снятие мышечного напряжения.
Логопед. Попробуй сильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулачки, крепко сожми зубы. Ты могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни и никакие ветры тебе не страшны. Отдохни.
Психосоматическая гимнастика «Жарко – холодно»
Цель: научить ребёнка справляться с жизненными трудностями, развитие умения управлять своим воображением.
И.п. – произвольное.
Логопед. Вспомним, как мы летом загорали на солнышке. Что я чувствую? Какие части тела согрелись? Наступила осень. Подул холодный, пронизывающий северный ветер. Ощущения. Какие части тела замёрзли?
Музыкотерапия «Октябрь. Осенняя песня».
Цель: нормализация психического состояния.
Прослушивание фортепьянного цикла П.И.Чайковского «Времена года» «Октябрь. Осенняя песня».
Список литературы:
1. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. М., 2011.
2. Зуева Т.Л. Коррекционно-речевое направление в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками. М., 2008.
3. Поляков О.В. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Волгоград, 2009.
4. Смолянко М.В. Примерные комплексы логоритмической зарядки для детей с нарушениями речи (4—6 лет). // Дефектология, 2004, № 5.
5. Нестерюк Т.В. Психосоматическая гимнастика. М., 2006.
6. Никитина А.В. 33 Лексические темы: пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей 6-7 лет. СПб 2008.
7. Новиковская О.А. Весёлая зарядка для язычка. М., 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие артикуляционного аппарата в рамках изучения лексических тем у дошкольников с общим недоразвитием речи
Данная статья для педагогов, работающих в дошкольных учреждениях, родителей, для всех, кто заинтересован в коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи. В ней раскрывается актуальность данно...
Методическая разработка . Развитие артикуляционного аппарата в рамках изучения лексических тем у дошкольников с общим недоразвитием речи. На прогулку в сад фруктовый.
В презентации вы познакомитесь с рекомендациями по проведению упражнений артикуляционной гимнастики. Используя презентацию, вы сможете в сказочной форме сделать с детьми артикуляционную ги...
Методическая разработка. Развитие артикуляционного аппарата в рамках изучения лексических тем у дошкольников с общим недоразвитием речи. Приключение Язычка в осеннем лесу.
Артикуляционная гимнастика в игровой, сказочной форме закрепит знания по лексической теме "Дикие животные". Презентация может быть использована не только педагогами, но и родителями....
Применение игровых упражнений для развития артикуляционной моторики в рамках изучения лексических тем у детей дошкольного возраста
Методическая разработка содержит игровые упражнения по развитию артикуляционной моторики. используемые при изучении лексических тем. Это позволяет одновременно развивать подвижность и четкость движени...
Изучение истории и культуры Санкт-Петербурга с детьми ЗПР в рамках изучения лексических тем. Опыт работы воспитателей и дефектолога в подготовительной группе.
Задержка психического развития – это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии. Обучающиеся...
ККонспект НОД «Художественное творчество» (аппликация) в старшей группе в рамках лексической темы «Зимующие птицы» _____________________________________в старшей группе в рамках лексической темы «Зимующие птицы» ________________________________________
Конспект НОД «Художественное творчество» (аппликация) в старшей группе в рамках лексической темы «Зимующие птицы»...
Предлоги НА- С (СО) (средняя группа) в рамках работы над лексической темой ФРУКТЫ
Материал был создан для закрепления у детей правильного употребления предлогов НА-С (СО). Очень помогает в работе с родителями....