Конспект занятия на тему: Экспериментирование с объектами неживой природы.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Формировать навыки поисково-познавательной деятельности детей путём экспериментирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnoe_napravlenie_nod.docx | 18.11 КБ |
Предварительный просмотр:
2Образовательное направление НОД - познавательно-речевое.
Главная цель НОД: Экспериментирование с объектами неживой природы.
Цель: формировать навыки поисково-познавательной деятельности детей путём экспериментирования.
Коррекционно-образовательные задачи: закреплять знания детей о значение воды в нашей жизни. Продолжать учит детей различать объекты живой и неживой природы; выделять свойства объектов неживой природы (воды, камней).
Познакомить с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы. Упражнять в умении выполнять ряд последовательных действий (проводить опыты), достигать соответствующих результатов.
Коррекционно-развивающие задачи: Развить связную речь, речевой слух, общие речевые навыки, зрительного восприятия и внимания, мышления, координации речи с движением, артикуляционной, тонкой и общей моторики. Закреплять умение детей дифференцировать эмоции.
Коррекционно-воспитательные задачи: Воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности, активности, пытливости, любви и бережного отношения к природе.
Интеграция образовательных областей: Музыка, познание (расширение кругозора), здоровье, социализация, художественная литература.
Виды детской деятельности:
Коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская.
Ожидаемый результат: Адекватное использование детьми вербальных и невербальных средств общения. Живое и непосредственное участие детей в образовательном процессе. Овладение средствами общения со взрослыми и сверстниками. Интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире.
Материалы и оборудование: магнитная доска, аудиозапись льющейся воды, иллюстрации с изображением различных водоёмов, подносы с камешками различной формы, величины, текст рассказа Л.Н. Толстого» Хотела галка пить…»; иллюстрации, отображающие содержание рассказа, прозрачный стакан с отмеченным уровнем воды; силуэты солнышка, отражающие настроение.
Предварительная работа: наблюдения за объектами живой и неживой природы; опытническая деятельность с водой; экологические игры; беседа «Вода вокруг нас»; разучивание пальчиковой гимнастики «Весна пришла».
Ход НОД:
Организационный момент.
Логопед: Дети посмотрите, что у меня есть./ На столе лежат камни кувшин на дне, которого вода и игрушка – галка. Как вы думаете, для чего нам нужны эти предметы?
Ответы детей.
Логопед сейчас узнаете.
Основная часть.
Вот послушайте рассказ Лева Николаевича Толстого «Хотела галка пить…».
Логопед читает рассказ. « Хотела Галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что вода стала выше и можно было пить»
Вопросы по содержанию:
Что хотелось галке?
Почему ей это не удавалось сделать?
Что придумала галка?
Что произошло с уровнем воды после того, как галка набросала в кувшин камешки?
Какая была галка?
Ответы детей.
Логопед: А сейчас мы послушаем, как вы запомнили рассказ. А помогут нам в этом предметы, которые были на столе.
Дети пересказывают рассказ, используя предметы, которые находились на столе.(3-4 человека)
Физкультминутка «Весна пришла».
Кап-кап! – весенний день. Дети стучат пальчиком одной руки по ладошке
Кап-кап! – звенит капель. По ладошке другой руки.
Кап-кап! – капельки, Кап-кап! – капают.
Жур-Жур! – журчат ручьи. Дети выполняют волнообразные
Жур-Жур! – бегут они. Движения руками.
Жур-Жур! – ручеёк, Звонкий голосок.
Чив-чив! – воробушки, серые пёрышки. Пальчиковая гимнастика «Клювики».
Чив-чив! – чирикают, По лужам прыгают.
Здравствуй, весна-красна!
Солнце ты принесла. Руки вверху, шевеление пальцами.
Травку и цветы. Руки внизу, «гладим» травку и цветы
Рады тебе все мы! Дети разводят руки в стороны, поклон.
Логопед: Молодцы!! Я предлагаю вам экспериментальным путём проверить, является ли история, описанная писателем правдой или это – вымысел.
На подносах лежат камешки. Детям предлагается попробовать постучать каждым из предметов по крышке стола, покатать в ладонях, потянуть в разные стороны, посмотреть – может быть, они стали другими, изменили форму, разорвались ли. Уточняет характеристики тел: камень очень твёрдый, не меняется, из него ничего нельзя слепить, его нельзя разделить на два куска – он крепкий и т.д.
Пододвиньте к себе ёмкости (стаканчики) с водой – это будут «кувшинчики». Сколько воды налито в наш стаканчик-кувшинчик?
Ответы детей. Посмотрите внимательно: на внешней стороне стаканчика есть черта, обозначающая уровень налитой воды. Все видят эту черту? Опускайте аккуратно камешки в воду и наблюдайте, поднимается ли уровень воды в стакане. (Дети выполняют задание. Логопед выполняет эксперимент вместе с детьми).
Логопед: Что вы видите? Что происходит с водой? (Ответы детей). Вывод: если в стакан с водой опускать камешки, то уровень воды поднимается. Значит, вода обтекает камешки, а не проникает внутрь их.
Логопед: Дети вы любите загадки? Послушайте и скажите что это такое?
1.Меня пьют, меня льют. (Вода)
2.Мы говорим: она течёт;
Она бежит всегда вперёд,
Но никогда не убегает. (Вода)
Дети отгадывают загадки.
Логопед: Хотите послушать, как вода умеет разговаривать?
(логопед включает аудиозапись льющейся воды, на доску вывешиваются фотоиллюстрации с изображением реки, пруда, озера, водопада и др.)
Логопед: Для чего нужна вода? Как она нам помогает? Для чего мы её используем?
Предполагаемые ответы детей:
Вода нужна нам,
чтобы люди жили и не умирали;
чтобы было красиво;
чтобы можно было готовить разную еду,
чтобы пить, есть;
вода нужна людям, растениям;
чтобы купаться, мыть руки, умываться;
чтобы стирать, мыть посуду, поливать цветы;
без воды погибнут все рыбы, рыбаки не смогут ловить рыбу,
без воды погибнут все растения, животные, которые живут в воде и т.д.
Логопед: Правильно вы подметили дети. Вода источник жизни на нашей планете. Она нужна людям, растениям и всем живым существам.
Заключительная часть
Подводится итог организованной деятельности: дети рассказывают, что они делали на занятии, что им запомнилось, что им было интересно делать на занятии.
Логопед: А теперь с помощью вырезанных солнышек покажите, понравилось вам наше занятие или нет, понравилось ли вам экспериментировать? Дети подходят к столу, где на одном подносе лежат картинки с улыбающимся солнышком (радость), а в другом – с грустным (огорчение) и выбирают солнышко.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования с объектами неживой природы
Цель моей работы:развивать познавательную активность детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами неживой природы. Задачи моей работы Формировать элементарные естест...
Развитие поисково-познавательной деятельности дошкольников (в процессе экспериментирования с объектами неживой природы)
В 5 - 6 лет ребенок смотрит на мир широко открытыми глазами. Все чаще и смелее он вглядывается в открывающуюся перед ним перспективу познания «большого мира» - тех знаний, которые человечество н...
Из опыта работы "Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования с объектами неживой природы."
из опыта работы по экспериментированию с детьми старшего дошкольног возраста...
Проект на тему ««Развитие любознательности и активности у детей раннего возраста через игры-экспериментирования с объектами неживой природы» в раннем возрасте.(песок и вода)
Тип проекта: познавательный.Вид проекта: групповой, исследовательский, творческий.Участники проекта: дети группы раннего возраста, воспитатели группы, родители.Социальная значимость про...
Экспериментирование с объектами неживой природы в старшей группе. «Экспериментирование с песком и глиной» Воспитатель Лапина Л.В.
Развитие интереса у детей к исследовательской и познавательной деятельности....
Проект на тему ««Развитие любознательности и активности у детей раннего возраста через игры-экспериментирования с объектами неживой природы» в раннем возрасте. (второй год)
Социальная значимость проекта: Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, экспериментирование с материалами и веществами является одним из основных видо...