Конспект занятия на тему: Экспериментирование с объектами неживой природы.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Шипкова Татьяна Адольфовна

 

Формировать навыки поисково-познавательной деятельности детей путём экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnoe_napravlenie_nod.docx18.11 КБ

Предварительный просмотр:

2Образовательное  направление НОД - познавательно-речевое.

Главная цель НОД: Экспериментирование с объектами неживой природы.

Цель: формировать навыки поисково-познавательной деятельности детей путём экспериментирования.

Коррекционно-образовательные задачи: закреплять знания  детей о значение воды в нашей жизни. Продолжать учит детей различать объекты живой и неживой природы; выделять свойства объектов неживой природы (воды, камней).

Познакомить с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы. Упражнять в умении выполнять ряд последовательных действий (проводить опыты), достигать соответствующих результатов.

Коррекционно-развивающие  задачи: Развить  связную речь, речевой слух, общие речевые навыки, зрительного восприятия и внимания, мышления, координации речи с движением, артикуляционной, тонкой и общей моторики. Закреплять умение детей дифференцировать эмоции.

 Коррекционно-воспитательные задачи: Воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности, активности, пытливости, любви и бережного отношения к природе.

Интеграция образовательных областей: Музыка, познание (расширение кругозора), здоровье, социализация, художественная литература.

Виды детской деятельности:

Коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская.

Ожидаемый результат: Адекватное использование детьми вербальных и невербальных средств общения. Живое и непосредственное участие детей в образовательном процессе. Овладение средствами общения со взрослыми и сверстниками. Интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире.

 Материалы и оборудование: магнитная доска, аудиозапись льющейся воды, иллюстрации с изображением различных водоёмов, подносы с камешками различной формы, величины,  текст рассказа Л.Н. Толстого» Хотела галка пить…»; иллюстрации, отображающие содержание рассказа, прозрачный  стакан с отмеченным уровнем воды; силуэты солнышка, отражающие настроение.

Предварительная работа: наблюдения за объектами живой и неживой природы; опытническая деятельность с водой; экологические игры; беседа «Вода вокруг нас»; разучивание пальчиковой гимнастики «Весна пришла».

Ход  НОД:

Организационный момент.

Логопед: Дети посмотрите, что у меня есть./ На столе лежат камни кувшин на дне, которого вода и игрушка – галка. Как вы думаете, для чего нам нужны эти предметы?

Ответы детей.

Логопед  сейчас узнаете.

Основная часть.

 Вот послушайте рассказ  Лева Николаевича Толстого «Хотела галка пить…».

Логопед  читает рассказ. « Хотела Галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что вода стала выше и можно было пить»

 Вопросы по содержанию:

 Что хотелось галке?

Почему ей это не удавалось сделать?

Что придумала галка?

 Что произошло с уровнем воды после того, как галка набросала в кувшин камешки?

 Какая была галка?

Ответы детей.

Логопед: А сейчас мы послушаем, как вы запомнили рассказ. А помогут нам в этом предметы, которые были на столе.

Дети пересказывают рассказ, используя предметы, которые находились на столе.(3-4 человека)

Физкультминутка «Весна пришла».

Кап-кап! – весенний день. Дети стучат пальчиком одной руки по ладошке

 Кап-кап! – звенит капель. По ладошке другой руки.

 Кап-кап! – капельки, Кап-кап! – капают.

Жур-Жур! – журчат ручьи. Дети выполняют волнообразные

 Жур-Жур! – бегут они. Движения руками.

Жур-Жур! – ручеёк, Звонкий голосок.

Чив-чив! – воробушки, серые пёрышки. Пальчиковая гимнастика «Клювики».

 Чив-чив! – чирикают, По лужам прыгают.

 Здравствуй, весна-красна!

Солнце ты принесла. Руки вверху, шевеление пальцами.

 Травку и цветы. Руки внизу, «гладим» травку и цветы

Рады тебе все мы! Дети разводят руки в стороны, поклон.

Логопед: Молодцы!! Я предлагаю вам экспериментальным путём проверить, является ли история, описанная писателем правдой или это – вымысел.

На подносах лежат камешки. Детям предлагается попробовать постучать каждым из предметов по крышке стола, покатать в ладонях, потянуть в разные стороны, посмотреть – может быть, они стали другими, изменили форму, разорвались ли. Уточняет характеристики тел: камень очень твёрдый, не меняется, из него ничего нельзя слепить, его нельзя разделить на два куска – он крепкий и т.д.

Пододвиньте к себе ёмкости (стаканчики) с водой – это будут «кувшинчики». Сколько воды налито в наш стаканчик-кувшинчик?

Ответы детей. Посмотрите внимательно: на внешней стороне стаканчика есть черта, обозначающая уровень налитой воды. Все видят эту черту? Опускайте аккуратно камешки в воду и наблюдайте, поднимается ли уровень воды в стакане. (Дети выполняют задание. Логопед  выполняет эксперимент вместе с детьми).

Логопед: Что вы видите? Что происходит с водой? (Ответы детей). Вывод: если в стакан с водой опускать камешки, то уровень воды поднимается. Значит, вода обтекает камешки, а не проникает внутрь их.

Логопед: Дети вы любите загадки? Послушайте и  скажите  что это такое?

 1.Меня пьют, меня льют.  (Вода)

2.Мы говорим: она течёт;

Она бежит всегда вперёд,

 Но никогда не убегает. (Вода)

Дети отгадывают загадки.

Логопед: Хотите послушать, как вода умеет разговаривать?

(логопед  включает аудиозапись льющейся воды, на доску вывешиваются фотоиллюстрации с изображением реки, пруда, озера, водопада и др.)

 Логопед: Для чего нужна вода? Как она нам помогает? Для чего мы её используем?

Предполагаемые ответы детей:

Вода нужна нам,

чтобы люди жили и не умирали;

чтобы было красиво;

чтобы можно было готовить разную еду,

чтобы пить, есть;

вода нужна людям, растениям;

чтобы купаться, мыть руки, умываться;

чтобы стирать, мыть посуду, поливать цветы;

без воды погибнут все рыбы, рыбаки не смогут ловить рыбу,

без воды погибнут все растения, животные, которые живут в воде и т.д.

Логопед: Правильно вы подметили дети. Вода источник жизни на нашей планете. Она нужна людям, растениям и всем живым  существам. 

Заключительная часть

Подводится итог организованной деятельности: дети рассказывают, что они делали на занятии, что им запомнилось, что им было интересно делать на занятии.

Логопед:  А теперь с помощью вырезанных солнышек покажите, понравилось вам наше занятие или нет, понравилось ли вам экспериментировать? Дети подходят к столу, где на одном подносе лежат картинки с улыбающимся солнышком (радость), а в другом – с грустным (огорчение) и выбирают солнышко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования с объектами неживой природы

Цель моей работы: развивать познавательную активность детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами неживой природы. Задачи моей работы Формировать элементарные естест...

Развитие поисково-познавательной деятельности дошкольников (в процессе экспериментирования с объектами неживой природы)

В 5 - 6 лет ребенок смотрит на мир широко открытыми глазами. Все чаще и смелее он вглядывается в открывающуюся перед ним перспективу познания «большого мира» - тех знаний, которые человечество н...

Проект на тему ««Развитие любознательности и активности у детей раннего возраста через игры-экспериментирования с объектами неживой природы» в раннем возрасте.(песок и вода)

Тип проекта: познавательный.Вид проекта: групповой, исследовательский, творческий.Участники проекта: дети группы раннего возраста, воспитатели группы, родители.Социальная значимость про...

Проект на тему ««Развитие любознательности и активности у детей раннего возраста через игры-экспериментирования с объектами неживой природы» в раннем возрасте. (второй год)

Социальная значимость проекта: Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, экспериментирование с материалами и веществами является одним из основных видо...