Проект на тему ««Развитие любознательности и активности у детей раннего возраста через игры-экспериментирования с объектами неживой природы» в раннем возрасте. (второй год)
проект по окружающему миру

Марина Анатольевна Канажевская

Социальная значимость проекта:

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, экспериментирование с материалами и веществами является одним из основных видов деятельности детей в возрасте от 1 года до 3‐х лет.

Актуальность проекта: 

В возрасте с 2- 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно, через опыты и эксперименты.
Поэтому для детей данного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №86» муниципального образования города Братска

Проект на тему ««Развитие  любознательности и активности у детей раннего возраста через игры-экспериментирования с объектами неживой природы» в раннем возрасте. (второй год)

                                                                              Подготовили: Канажевская Марина  Анатольевна, 1кв.категория

\

г.Братск 2022г

«Развитие любознательности и активности детей раннего возраста через игры-экспериментирования с объектами неживой природы»

Тип проекта: познавательный.

Вид проекта: групповой, исследовательский, творческий.

Участники проекта: дети группы раннего возраста, воспитатели группы, родители.

Социальная значимость проекта:

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, экспериментирование с материалами и веществами является одним из основных видов деятельности детей в возрасте от 1 года до 3‐х лет.

Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму.

(Китайская пословица)

Формы проведения: эксперименты, ОД, игры, беседы, опыты, наблюдение.

Сроки проведения: долгосрочный(2021-2022 уч. год)        

Цель: Создание условий в предметно-развивающей среде  для развития познавательной деятельности детей в процессе игр - экспериментирований.

При этом решаются следующие задачи:

− знакомить детей со свойствами объектов неживой природы (воздух, камни, бумага);

− формировать умение выполнять разнообразные предметно ‐ практические действия;

− обогащать словарь детей, упражнять в назывании признаков объектов и действий с ними;

− развивать любознательность и активность в процессе игр ‐ экспериментирований;

− развивать умение устанавливать простейшие связи и зависимости, отвечать на вопросы и задавать их;

-воспитывать интерес к элементарной исследовательской деятельности, а также черты характера (целенаправленность, умение не отвлекаться от поставленной задачи).

Актуальность проекта: 

В возрасте с 2- 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно, через опыты и эксперименты.
Поэтому для детей данного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

В процессе взаимодействия с предметами (экспериментирования) происходит развитие всех видов восприятия, а также мелкой моторики пальцев рук, что стимулирует активность центров головного мозга, отвечающих за речь ребенка. В ходе экспериментирования создаются проблемные ситуации, способствующие активизации наглядно-образного и логического мышления, произвольного и непроизвольного внимания, воображения. Через объяснения и умозаключения происходит обогащение словарного запаса ребенка. Постановка вопросов, заставляющих ребенка возвращаться к прошлому опыту (к прошлым экспериментам), способствует развитию памяти.

Также деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, сообразительность, любознательность и мыслительную деятельность. В ходе экспериментальной деятельности формируются представления о свойствах и отличительных особенностях исследуемых предметов, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении, также создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, то есть происходит развитие познавательных способностей ребенка (восприятии, мышления, внимания, памяти, речи, воображения).

Ожидаемый результат:

Стимулирование в ребенке интереса к самостоятельным исследованиям, открытиям. Развитие наблюдательности, любознательности. Развитие познавательных процессов: логического мышления, восприятия, произвольного внимания, памяти, мелкой моторики, активной речи и обогащение словарного запаса.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

1 Этап:

1. Подобрать и изучить методическую литературу по теме: «Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с объектами неживой природы: песок, воздух и вода…».

2. Пополнение уголка по опытно – экспериментальной деятельности. Подготовка материала, оборудования для экспериментов.

3. Подготовить информацию для родителей по темам:

- анкета для родителей«Детское экспериментирование в семье»

- памятка для родителей: «Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей», «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»

- консультация для родителей«Экспериментальная деятельность в саду»

Основной этап: 2 Этап: Реализация проекта.

1. Привлечение родителей:

- к пополнению уголка по опытно – экспериментальной деятельности.

- к проведению опытно – экспериментальной деятельности в домашних условиях.

2 .Работа с детьми.

В опытно – экспериментальной деятельности, дети с удовольствием познают окружающий мир, задают много вопросов, находят ответы, получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем. В своем проекте мы  проводила опыты, игры и эксперименты с камнями, воздухом и бумагой.

Планирование игр-занятий на период с сентября по май 2021-2022уч.год

Планирование работы с родителями по экспериментальной деятельности.

Заключительный этап: 3этап : Итоги

1.  Сформировать картотеку по экспериментам с природным материалом.

2. Создать для детей в группе уголок для совместного экспериментирования с природным материалом и оборудованием.

Основополагающий вопрос: Как познакомить детей с неживой природой?

Реализация проекта:

Основываясь на анализе системы работы в детском саду, условиях и подходах к экспериментированию, как средству развития познавательной активности детей мы спроектировали свою последующую работу, где реализация поставленных задач будет осуществляться   в рамках нерегламентированной образовательной деятельности.

Совместную деятельность с детьми раннего дошкольного возраста организовывали 1 раз в неделю по 10-15 минут.

Работа будет проводиться   в организованном в группе «центре экспериментирования» с небольшими группами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.  

Оборудование центра экспериментирования: игровой материал и оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с камнями, воздухом, бумагой.

Правила безопасного поведения при экспериментировании просты:

  • Все манипуляции следует проводить не спеша, не разбрасывать и не разбрызгивать материалы.
  • Ничего не толкать в рот, нос, уши, не тереть глаза грязными руками.
  • Рабочее место должно быть в порядке.
  • С оборудованием для опытов (зеркала, песок, трубочки, вода, камни, пробки) нужно обращаться осторожно и работать только под руководством взрослых.

Регулярные занятия помогут деткам запомнить правила безопасного поведения.

Комплекс игр - экспериментов по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с объектами неживой природы

С целью развития детского экспериментирования в группе был переоборудована зона экспериментирования для совместной свободной деятельности и индивидуальных игр.

Нами была подобрана серия экспериментов с объектами неживой природы, которые мы используем в нашей работе с детьми раннего дошкольного возраста.

Мы обогащали опыт детей, шло практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвовали в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, делали выводы вместе с воспитателем.

Во время совместного экспериментирования мы с детьми ставили цель, совместно с ними определяли этапы работы, делали выводы. В ходе деятельности учили детей выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: Что мы делали? Что мы получили? Почему? Фиксировали предположения детей, помогали им определить последовательность действий по результатам опыта. Предположения и результаты эксперимента сравнивались, делались выводы по наводящим вопросам: О чем вы думали? Что получилось? Почему?

Экспериментирование с воздухом.

Цель. Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятия детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.

1.Опыт. «Что в пакете»

Цель: обнаружить воздух.

Оборудование: полиэтиленовый пакет

Рассмотреть пустой пакет.

Вопрос: Что находится в пакете?

Проблемная ситуация.

Набрать в пакет воздух и закрутить его, чтобы он стал упругим.

Результат. Дети наполняют пакеты воздухом, и зажимают их руками

Вопрос: А сейчас что в пакете?

Открывают пакет и показывают, что в нём ничего нет. Обращают внимание на то, что когда открыли пакет, тот перестал быть упругим.

Почему казалось, что пакет пустой?

Вывод. Воздух прозрачный, невидимый, легкий.

2.Опыт. «Игры с соломинкой»

Цель: формировать представление о том, что внутри человека есть воздух, и его можно обнаружить.

Оборудование: соломинки, емкость с водой,

Предложить детям подуть в трубочку, подставив ладонь под струю воздуха.

Вопрос: Что почувствовали? Откуда появился ветерок?

Затем попросить опустить трубочку в воду, подуть в нее.

Проблемная ситуация

Откуда появились пузыри, куда исчезли?

Результат. Дети обнаруживают воздух внутри себя.

Вывод. Человек дышит воздухом. Он попадает внутрь человека при вдохе. Его можно не только почувствовать, но и увидеть. Для этого нужно опустить трубочку в воду и подуть. Из трубочки выходит воздух, он легкий, поднимается через воду вверх пузырьками и лопается.

3.Опыт. «Лодочка»

Цель: показать, что воздух обладает силой.

Оборудование: таз с водой, лодочка,

Предложить детям подуть на лодочку и ответить на вопросы:

«Почему она плывет?», «Что ее толкает?», «Откуда появляется ветерок?».

Проблемная ситуация

почему плывёт лодочка, что её толкает (ветерок); откуда берётся ветер-воздух (мы его выдыхаем).

Результат. Лодка плывет, если на нее дуешь.

Вывод. Человек выдувает воздух, он толкает лодочку.

Чем сильнее дует, тем быстрее плывет лодочка.

4.Опыт. «Что в пакете»

Цель: сравнить свойства воздуха и воды.

Оборудование: 2 пакета (один с водой, другой с воздухом,

Обследовать 2 пакета, узнать, что в них.

Дети взвешивают их, ощупывают, открывают, нюхают.

Обсуждают, чем похожи вода и воздух, а чем различаются.

Результат. Сходства: прозрачны, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда.

Различия: вода - жидкость, она тяжелее, льется, в ней растворяются некоторые вещества. Воздух газ, он невидим, невесом.

Вывод. У воды и воздуха есть сходства и различия.

5.Опыт. «Загадочные пузыри»

Цель: показать, что воздух есть в некоторых предметах.

Оборудование: емкость с водой, кусочек поролона, деревянный брусок, комочки земли, глины.

Дети рассматривают предметы и погружают их в воду.

Наблюдают за выделением воздушных пузырьков.

Проблемная ситуация

Вопрос: Откуда появляются пузырьки?

Результат. Из поролона, глины, земли при погружении в воду выделяются пузырьки воздуха.

Вывод. Воздух проникает в некоторые предметы.

6.Опыт. «Надувание мыльных пузырей»

Цель: ознакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды, образуется пузырь.

Оборудование: соломинки длиной 10 см разного диаметра, крестообразно расщепленные на конце; мыльный раствор,

Дети по очереди опускают соломинки в мыльный раствор и надувают

разные по размеру пузыри. Определяют, почему надувается и лопается мыльный пузырь.

Результат. Дети надувают разные по размеру пузыри.

Вывод. В каплю мыльные воды попадает воздух, чем его больше, тем больше пузырь. Лопается пузырь, когда воздуха становится очень много и он не помещается в капле, или, когда задеваешь и рвешь его оболочку.

7.Опыт. «Пузырьки-спасатели»

Цель: выявить, что воздух легче воды и имеет силу.

Оборудование: стакан с минеральной водой, пластилин.

Взрослый наливает в стакан минеральную воду и сразу бросает в нее несколько маленьких кусочков пластилина.

Дети наблюдают.

Возникает проблемная ситуация

Обсуждают: почему пластилин опускается на дно (он тяжелее воды, поэтому тонет, что происходит на дне, почему пластилин всплывает и снова опускается.

Результат. Пластилин опускается на дно, всплывает и снова опускается на дно.

Вывод. Пузырьки воздуха поднимаются наверх, выталкивают кусочки пластилина, потом пузырьки воздуха выходят из воды, а пластилин снова опускается на дно.

8.Опыт. «Упрямый воздух»

Цель: показать, что воздух при сжатии занимает меньше места, а сжатый воздух обладает силой.

Оборудование: шприцы, емкость с водой.

Дети рассматривают шприц, выясняют его устройство (цилиндр, поршень). Взрослый демонстрирует действия с ним: перемещает поршень вверх и вниз без воды. Пробует отжать поршень, когда отверстие закрыто пальцем, набирает воду в поршень, когда он вверху и внизу. Дети повторяют действия.

Результат: отжать поршень очень трудно, когда отверстие закрыто. Если поршень поднят, воду набрать невозможно.

Вывод: воздух при сжатии занимает меньше места, сжатый воздух обладает силой, которая может двигать предметы.

9.Опыт. «Где спрятался воздух?»

Оборудование: целлофановые пакеты, зубочистки.

Скажите, вы видите воздух вокруг нас? (нет, не видим)

Значит, воздух, какой? (невидимый).

Давайте поймаем воздух.

Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.

Закрутите пакеты.

Что произошло с пакетами? (они надулись, приобрели форму)

Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (внутри находится воздух)

Где можно использовать это свойство воздуха? (надувной матрац, спасательный круг).

Давайте сделаем вывод: Воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета в который он попадает.

А теперь посмотрите на свою руку через пакет. Вы видите руку? (видим).

Значит, воздух, какой? (он прозрачный, бесцветный, невидимый).

Давайте проверим, действительно внутри находится воздух?

Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками.

Что вы чувствуете? (шипение).

Так выходит воздух. Мы его не видим, но чувствуем.

Какой сейчас можно сделать вывод? Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, бесцветный, не имеет формы.

 10.Опыт. «Как увидеть воздух?»

Оборудование: трубочки для коктейля, стаканы с водой.

Подуйте через трубочку на свою ладошку.

Что почувствовала ладошка? (движение воздуха – ветерок).

Воздухом мы дышим через рот или через нос, а потом его выдыхаем.

Можно ли увидеть воздух, которым мы дышим?

Давайте попробуем. Погрузите трубочку в стакан с водой и подуйте.

На воде появились пузырьки.

Откуда взялись пузырьки? (Это воздух, который мы выдыхали).

Куда плывут пузырьки – поднимаются вверх или опускаются на дно?

(Воздушные пузырьки поднимаются вверх).

Потому что воздух легкий, он легче воды. Когда весь воздух выйдет, пузырьков не будет.

Вывод: Воздух легче воды. 

11.Опыт. «Движение воздуха»

Оборудование: Заранее сделанные из цветной бумаги веера.

Ребята, а мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть?

На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта).

А в комнате мы можем почувствовать движение воздуха? Как? (вентилятор).

Воздух не видим, зато мы его можем ощутить.

Возьмите веера и помашите им в лицо.

Что вы чувствуете? (Чувствуем, как воздух движется).

Вывод: Воздух движется.

12.Опыт. «Имеет ли воздух вес?»

Оборудование: два одинаково надутых воздушных шарика, зубочистка, весы (можно заменить палкой длинной около 60-ти см. На её середине закрепите верёвочку, а на концах воздушные шары).

Предложите детям подумать, что произойдёт, если вы проткнёте один из шаров острым предметом.

Проткните зубочисткой один из надутых шаров.

Из шарика выйдет воздух, а конец, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? (Шарик без воздуха стал легче).

Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик?

Проткните зубочисткой второй шарик.

У вас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.

Вывод: Воздух имеет вес.

Экспериментирование с воздухом.

Опыт №1 «Какая бывает бумага?»

Задача:  помочь детям с помощью разнообразных приемов определить свойства бумаги: бумага бывает разных цветов, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая.

Оборудование: листы бумаги разного цвета, гладкая и шероховатая бумага, а также тонкая и толстая бумага.

Ход: воспитатель предлагает детям рассмотреть листы бумаги и спрашивает детей, какого цвета бумага. Дети по очереди называют цвет бумаги. Затем воспитатель предлагает погладить ладошкой бумагу и сказать, какая бумага - гладкая или шероховатая. Далее воспитатель предлагает детям пощупать бумагу разной толщины и сказать, чем одна отличаются от другой - один лист бумаги тонкий, а другой толстый. Дети приходят к выводу, что бумага бывает разного цвета, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая.

Опыт № 2 «Послушай, как шуршит бумага»

Задача: закрепить знания детей о бумаге и ткани, их свойствах. Оборудование: листы бумаги, лоскутки хлопчатобумажной ткани.

Ход: воспитатель предлагает детям смять лист бумаги и послушать, как она шуршит. Затем воспитатель предлагает смять лоскуток ткани и послушать, будет ли ткань шуршать, когда ее будут мять. Воспитатель подводит детей к выводу, что бумага шуршит, когда ее мнут.

 Опыт № 3 «Сгибание листов бумаги»

Задача закреплять умения детей производить действия с бумагой, развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно–следственные связи.

Оборудование: листы бумаги.

Ход: предложить детям согнуть бумагу в любом направлении, спросить детей - легло ли им было сгибать лист бумаги. Затем предложить детям расправить лист, спросить детей - исчезло ли место сгиба? Дети приходят к выводу, что бумагу легко согнуть, при распрямлении бумаги место сгиба не исчезает.

 Опыт № 4 «Легко ли рвется бумага?»

Задача расширять представления детей о свойствах бумаги, закреплять умения делать выводы.

Оборудование: листы тонкой и толстой бумаги.

Ход: воспитатель предлагает рассмотреть листы тонкой и толстой бумаги, определить на ощупь какая тонкая, а какая толстая. Воспитатель спрашивает детей о том, легко ли порвать бумагу. Так как раньше дети видели, что бумагу можно порвать, отвечают утвердительно, что бумагу легко порвать. Воспитатель предлагает детям взять лист толстой бумаги и порвать ее. Дети не могут справиться с заданием. Затем воспитатель предлагает порвать тонкую бумагу.

Дети делают вывод, что толстую бумагу они не могут порвать, а тонкую могут.  Физминутка.

Мы бумагу рвали, рвали

Мы бумагу мяли, мяли

Так, что пальчики устали

Мы немножко отдохнём

И опять её порвём.

            Опыт № 5 «Скатывание бумаги в шарики»

Задача:  вызвать интерес к свойствам бумаги, закреплять умения делать выводы.

Оборудование: бумажные салфетки, листы бумаги для рисования.

Ход: воспитатель обращает внимание детей на то, что бумага всегда бывает в виде листов. А может ли бумага быть в виде шариков? Воспитатель предлагает детям оторвать небольшие полоски бумаги и скатать из них шарики, а затем ответить на вопрос – из какой бумаги легче скатать шарики, из тонкой или толстой.

Дети делают вывод,  что из тонкой бумаги легче скатать шарики, чем из толстой.

 Опыт № 6 «Видно ли сквозь бумагу?»

Задача: побуждать совместно  добывать знания о свойствах бумаги.

Оборудование: листы белой бумаги, листы тонкой бумаги, цветные картинки.

Ход: Воспитатель предлагает детям рассмотреть листы бумаги. Затем воспитатель предлагает детям положить на стол картинку, а на нее сверху положить лист белой бумаги. Видно картинку? Дети отвечают, что картинку не видно. Почему не видно? Потому что бумага непрозрачная. Воспитатель предлагает вместо листа белой бумаги положить ктонкую. Что изменилось? Дети отвечают, что картинку видно. Тонкая бумага прозрачная.

Дети делают вывод, что бумага бывает прозрачная и непрозрачная.

  Опыт № 7 «Тонет – не тонет»

Задача: расширять представления детей о свойствах бумаги.

Оборудование: тазы с водой, листы бумаги.

Ход: Воспитатель спрашивает детей о том, что будет, если бумагу положить в воду. Выслушивает ответы детей. Предлагает детям положить полоски бумаги в воду и сказать, что случилось с бумагой с начала и потом спустя некоторое время.

Дети делают вывод, что сначала бумага намокает, а через некоторое время тонет.

          Опыт № 8 «Склеивание бумаги»

Задача: вызвать интерес к свойствам бумаги, закреплять умения делать выводы.

        Оборудование: цветная бумага, клей.

       Ход: Воспитатель предлагает, что можно сделать с клеем и бумагой? (склеить) Проверим можно ли бумагу склеивать?

       Дети делают вывод, что бумажные предметы можно склеивать.

      Опыт № 9 «Летающая бумага»

      Оборудование: полоски бумаги, салфетки.

      Ход: Воспитатель предлагает взять салфетки, полоски бумаги. Задает вопрос: «Может ли бумага летать?», предлагает для этого подуть, чтобы получился ветерок. Разноцветны салфетки разлетаются,  разлетается по всюду.

     Дети делают вывод, что полоски, салфетки очень легкие, поэтому, когда дует ветер они разлетаются.

       Опыт № 9 «Волшебная бумага»

Оборудование: листы бумаги, карандаши, восковые мелки.

Ход: Воспитатель  предлагает ребятам подумать на бумаге можно рисовать? Предлагает проверить. Предлагаются детям альбомные листы бумаги белого цвета, карандаши и мелки  разного цвета.

     Дети делают вывод, что бумагу можно использовать для рисования.

Опыт№10 «Волшебные краски»
Оборудование: несколько тазов с водой, взять кисточку и краски разных цветов, окрасить воду в тазах в разные цвета (красный, синий, зеленый, желтый).

Ход: воспитатель детям предлагается опустить белые листы бумаги в емкости с цветной водой, немного подержать их в воде, что произойдет?              Дети делают вывод, что бумага впитает в себя жидкость и  меняет цвет. Бумагу можно окрасить в любой цвет.

                Экспериментирование с камнями

Задачи:

  • Развитие восприятия, воображения;
  • Развитие речи (обогащение словарного запаса);
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук;
  • Развитие логического мышления.
  1. Опыт  «Тонет - не тонет»

Цель: закрепление восприятия веса, логического мышления (развитие способности производить умозаключения на основе полученных знаний).

  • А что произойдет, если нам опустить в воду перышко (спичку)? (будет плавать);
  • Как вы думаете, почему оно плавает? (потому что легкое);
  • А что произойдет, если нам опустить в воду камушек? (утонет);
  • Почему он утонет? (потому что он тяжелый).

Воспитатель дает подержать на ладошках перышко и камушек, почувствовать что тяжелее, а что легче.

          2.Опыт «Сухой - влажный»

Цель: сформировать тактильное восприятие песка: сухой – влажный.

  • Каким стал камушек, когда мы достали его из воды? (мокрый, сырой, влажный);

Затем воспитатель дает в руки детям полотенце, чтобы вытереть камушки.

  • Сейчас каким стал камушек? (сухим).

         3 Опыт «Мягкий - твердый»

Цель: расширение словарного запаса (мягкий, твердый), мелкой моторики пальцев рук.

  • Ребята из чего мы можем слепить шарик? (снега, глины, пластилина);

Воспитатель раздает каждому ребенку кусочек пластилина и предлагает помять его и скатать из него шарик.

  • Теперь ребята, попробуйте скатать такие же ровные шарики из наших камушков.

Дети катают камушек между ладошек, на столе.

  • Получается? Скажите, почему из пластилина можно скатать шарики, а из камушков нет? (т.к. пластилин мягкий, а камушки твердые).
  1. Опыт «Эти забавные картинки» (эксперимент сопровождается классической музыкой со звуками шума моря)

Цель: развитие воображения и мелкой моторики пальцев рук.

Зато из наших камушков мы может сделать целую картину. Дети выкладывают из камушков свои картины (рожицы, домики, деревья, горы и т.д

Анкета для родителей

«ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В СЕМЬЕ»

Уважаемые родители!

Экспериментирование - это один из ведущих видов деятельности детей дошкольного возраста, оказывающий большое влияние на их всесторонне развитие. Для организации этой работы нам важно знать ваше отношение к познавательно-исследовательской деятельности детей. Подчеркните один из вариантов ответов или ответьте на предложенный вопрос.

1.Часто ли Ваш ребенок задает вопросы? (Да / Нет / Никогда)

2.Как Вы на них реагируете?

а) стараюсь доступно рассказать ребенку все, что знаю по этому вопросу;

б) отвечаю первое, что приходит в голову;

в) говорю, что у меня нет времени.

3.В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?

а) предпочитает самостоятельно исследовать окружающие его предметы;

б) любит узнавать новое из разных источников (просмотр телевизионных

передач, чтение детских энциклопедий, рассказы взрослых).

в) редко проявляет исследовательскую активность.

4. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?

________________________________________________________________

5. Повторяет ли дома эксперименты, проведённые в детском саду? (часто / редко/ никогда) Если да, то какие?

________________________________________________________________

6. Как вы поддерживаете интерес ребенка к экспериментированию (нужное

подчеркнуть):

а) сотрудничаю, т.е. включаюсь в деятельность;

б) одобряю, проявляю интерес, задаю вопросы;

в) никак, считаю эту деятельность бесполезной.

7. Какие из наиболее ярких открытий, по Вашему мнению, за последнее время сделал Ваш ребенок?________________________________________________

9. Нужна ли Вам консультационная помощь по организации детского

экспериментирования в домашних условиях? (Да / Нет)

10. Как Вы думаете, нужно ли поддерживать в ребёнке желание

экспериментировать? Почему?________________________________________

Благодарим Вас за сотрудничество!

       Консультация для родителей «Детское экспериментирование

Ранний возраст – период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками. Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако это не так. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяются его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.

Важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы ребёнка осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической деятельности. В процессе свободного экспериментирования ребёнок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Экспериментирование стимулирует ребёнка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование даёт возможность ребёнку опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность мышления готовыми схемами действия. Роль родителей в этом процессе заключается не в том, чтобы сразу же показать, как нужно делать правильно, а в том, чтобы стимулировать интерес малыша к предметам, побуждать к самостоятельному исследованию, поддерживать его любознательность.

Обязательно следует иметь в виду, что полноценное овладение ребенком предметной деятельностью происходит только в процессе общения со взрослыми.

Важнейшим условием для организации практического экспериментирования является оборудование. В группе имеется центр «Вода-песок» наполненный прокаленным песком. Вначале ребенку доставляет большое удовольствие знакомиться с материалом через простые действия: пересыпание, просеивание, высыпание песка из большей ёмкости в меньшую и наоборот. Для этих целей предлагаем детям сита, совочки, воронки, стаканчики, ложки, дощечки, бутылочки. При овладении ребенком действиями, связанными с формовкой пирожков, используем пластмассовые формочки, ведёрки, лопатки, совочки.

Для экспериментов с водой используем пластиковые тазы, лейки, миски, трубочки, венчики, камушки, ракушки, лодочки, изготовленные из пенопласта. Во избежание намокания одежды, для игр с водой были изготовлены клеенчатые передники. Для того чтобы вода вызывала у детей приятные ощущения, заботимся о температуре (+ 18°, +20°), следим за длительностью игры и состоянием одежды детей.

Кроме того, в своей работе мы использовали разнообразные методы.

Игровые — они ведущие в данном возрасте, без героя или сюрпризного момента не обошлась ни одна игра - эксперимент, дети с удовольствием помогали матрёшке найти бусинки, отсеивая сухой песок через сито. Взбивали мыльную пену для куклы («Мыльные пузыри). Делали снежные пирожные из снега для снеговика. Наши герои играли с детьми в подвижные игры - с целью снятия психомоторного напряжения и создания положительных эмоций. Дети показывали героям, как они умеют играть пальчиками (пальчиковая гимнастика «Водичка, водичка», «Ветер дует нам в лицо»). Наряду с игровыми использовались словесные методы — разъяснение, пояснение, объяснение, художественное слово (стишки, потешки, загадки), указание к действию. Используя репродуктивные методы, такие как зеркальные действия — «Налей водичку в стаканчик» и синхронные действия «Давай вместе, насыплем песок в ведёрко» развивали в детях уверенность в себе, умение повторить то, что делает взрослый.

Применяя исследовательский метод — наблюдение развивали внимание ребёнка. Наблюдая за происходящим экспериментом, ребёнок сам участвовал в элементарных опытах и экспериментах, делал на основе наблюдений элементарные, простейшие умозаключения — тем самым развивая мышление.

Главная задача экспериментальной предметно- развивающей среды - формирование у ребёнка навыков практического экспериментирования как во время игры - занятия, так и в свободной деятельности, на прогулке, а также соблюдение правил безопасности при работе с песком и водой (не кидать песок в товарища, не разливать воду на пол ).

Рекомендации для родителей : «ЧЕГО НЕЛЬЗЯ и ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность.        В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации мы убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, доказываем, насколько правы те, кто строит своё общение с ребёнком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

Следуйте совету В.А. Сухомлинского «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».                                                                                                               Вот несколько советов для родителей по развитию поисково-исследовательской активности детей.

ЧТО НЕЛЬЗЯ - ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию.                                                                                1.Не следует отмахиваться от желаний ребёнка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.                                                                           2. Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.                                                                                                                            3. Нельзя отмахиваться от совместных действий с ребёнком, игр и т.п. – ребёнок не может развиваться в обстановке безучастности к нему.                            4. Предоставлять возможность ребёнку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.                                                                         5. Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность.                                                                                                   6. Если у Вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.                                                                                                                                7. Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребёнка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.                                                                                            8. С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.                                                    Ральф У. Эмерсон: «Самое лучшее открытие – то, которое ребёнок делает сам».

                                               

                                                        Литература.

 

1.  «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. Авторы-составители: Е.А.Мартынова, И.М. Сучкова – Волгоград: Учитель,2014г.
2.  «Организация  опытно-экспериментальной работы в ДОУ». Тематическое и перспективное планирование в разных возрастных группах. Выпуск 1. / Сост. Н.В. Нищева. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013г.

3.  Н.М. Зубкова «Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет» - Санкт-Петербург 2007 г

4.  Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.-М. :ТЦ Сфера, 2005.

5. Дыбина О.В. Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М.:Мозаика-Синтез,2006.

6. Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. -  Программа развития Издательство: Сфера , 2008

7.  Менщикова Л.Н.. Экспериментальная деятельность детей. -  Издательство: Учитель,  2009год

9. Москаленко В.В.. Опытно-экспериментальная деятельность. -  Издательство: Учитель, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования с объектами неживой природы

Цель моей работы: развивать познавательную активность детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами неживой природы. Задачи моей работы Формировать элементарные естест...

Проект: «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования с объектами неживой природы"

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания са...

«Развитие любознательности и активности у детей раннего возраста через игры-экспериментирования с водой, песком и камнями»

В раннем возрасте происходит активное знакомство ребенка с окружающим миром. Все, что окружает малыша, - вещи, игрушки, растения, животные, вода, песок и многое другое - вызывает у него интерес. ...

Проект на тему ««Развитие любознательности и активности у детей раннего возраста через игры-экспериментирования с объектами неживой природы» в раннем возрасте.(песок и вода)

Тип проекта: познавательный.Вид проекта: групповой, исследовательский, творческий.Участники проекта: дети группы раннего возраста, воспитатели группы, родители.Социальная значимость про...