Необходимость, значение и задачи проведения педагогической работы по формированию эмоционального здоровья у детей дошкольного возраста. Характеристика задач указанной педагогической работы в современных программах для дошкольных учреждений
статья по психологии (старшая группа)

Ткаченко Анна Игоревна
  • Необходимость, значение и задачи проведения педагогической работы по формированию эмоционального здоровья у детей дошкольного возраста. Характеристика задач указанной педагогической работы в современных программах для дошкольных учреждений

    Положительные эмоциональные реакции у ребенка влекут за собой развитие доброжелательности к сверстникам, оптимизм, великодушие, правильное усвоение тех или иных установок. Негативные и отрицательные эмоциональные переживания могут вызвать апатию, агрессивность, боязливость, пессимизм и т.д. Эти состояния, в свою очередь, регулируют детское поведение, приводят к упрямству, недоверию к миру, отчуждению, агрессивному отношению как к членам семьи, так и к своим сверстникам. Поэтому необходимость и значение поддержания эмоционального здоровья у ребенка является первоосновой всего его психического здоровья.
    Раскрыв понятие эмоционального здоровья ребенка и его значимости в развитии и становлении детской личности, следует сказать о педагогической работе в дошкольных учреждениях по формированию и сохранению такого здоровья у детей дошкольного возраста. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, пункту 2.6., социально-коммуникативное развитие ребенка должно быть направленно на «… развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества …» .
    Вопрос эмоционального здоровья является целью и задачей многих образовательных программ дошкольных учреждений. В некоторых программах эмоциональное благополучие ребенка является основной идеей общего его развития, а в некоторых второстепенной.
    Проблема эмоционального здоровья дошкольника проходит не только через область социально-коммуникативного развития, но и через все другие образовательные области, которые регулируются в разных видах детской деятельности. Особенно важное значение имеет игра, восприятие произведений искусства, музыки, литературы, театра, кино и др. Они вызывают наибольшую эмоциональную реакцию у ребенка, соответственно и являются наиболее эффективными в формировании и поддержании эмоционального здоровья детей дошкольного возраста. В настоящее время существуют отдельные парциальные образовательные программы, направленные на непосредственное развитие эмоциональной детской сферы. Например, программа «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» разработана для детей четырех-шести лет. Цель данной программы: познакомить ребенка с эмоциями человека; через проигрывание определенных сценариев дать возможность ребенку прочувствовать свои и чужие эмоции, а также объяснить ему, что они обозначают и как называются; посредством такой психолого-педагогической работы формировать эмоциональный фон ребенка [8]. Также существует программа «Я - Ты - Мы», разработанная для детей от четырех до шести лет. Цель этой программы: эмоционально-личностное развитие детей. Для гармоничного развития детской личности программа выделяет три основные задачи: знакомство с чувствами и их изучение, изучение эмоциональных состояний и жизненных ситуаций, обыгрывание в сюжетно-ролевых играх знаний об эмоциях, снятие психоэмоционального напряжения через обыгрывание . Целью программы «В мире детских эмоций» является эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста. Направлена она на обучение ребенка умению принимать самого себя, а также принимать свои и чужие достоинства и недостатки, на осознание ребенком своих чувств, причин поступков, формирование ответственности и умение делать выбор .
    Авторы всех перечисленных программ выдвигают вопрос эмоционального здоровья ребенка наряду с другими общими вопросами его развития в дошкольном возрасте, а также рекомендуют выполнение всех поставленных задач через игровую деятельность.
    Задача формирования эмоционального здоровья детей дошкольного возраста стоит и в общеобразовательных программах для детских дошкольных учреждений, таких как «Истоки», «Детство», где развитие эмоциональной сферы дошкольника выделено отдельно.
Изучив все вышеперечисленные программы можно выделить основные задачи по развитию и сохранению эмоционального здоровья:
- знакомить детей с базовыми эмоциями и чувствами;
- насыщение эмоциональной сферы ребенка;
- обучение детей способам выражения эмоций и чувств;
- снижение импульсивности, тревоги, излишней активности;
- привлечение родителей к развитию эмоционально здоровой сферы личности ребенка, просвещение семьи по данному вопросу.
Поставленные задачи решаются в ходе всего воспитательно- образовательного процесса: на занятиях, при знакомстве с изобразительным искусством, литературой, музыкой. Расширяя детский кругозор, расширяется и круг осознаваемых эмоций. Также данные задачи реализуются в играх, где ребенок принимает на себя различные роли и вступает в тесный контакт со сверстниками. Немаловажным звеном в цепочке по формированию эмоционального здоровья ребенка занимает воспитание в семье, ведь именно оттуда дошкольник черпает модель поведения и подсознательно переносит ее в свою жизнь.
Все вышеперечисленное наглядно свидетельствует о важности и необходимости проведения педагогической работы по формированию эмоционального здоровья детей, начиная с дошкольных лет жизни.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические условия формирования эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

В статье представлен краткий теоретический обзор условий формирования эмоционального интеллекта...

Конкурс образовательных инициатив Мастер - класс для педагогов ДОУ "Профилактика эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста через использование арт - педагогических техник".

"Профилактика эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста через использованиеарт-педагогических техник".(в рамках региональной научно – практической конференции «Итоги и перспективы введени...

Система работы по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста

Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития л...

Педагогическая мастерская "Игры в работе по формированию патриотических чувств у детей дошкольного возраста"

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко отклик...

Приказ от 24.10.2022 № 466 О подготовке и проведении педагогического совета № 2 «Формирование финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста»

Приказ от 24.10.2022 № 466 О подготовке и проведении педагогического совета № 2 «Формирование финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста» ...

Консультация для педагогов «Организация работы по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов «Организация работы по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста»...