Логопедический досуг с использованием ИКТ в старшей логопедической группе для детей с ОНР по лексической теме «Насекомые».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Тема: "Праздник Пчелы"
Цель: Обобщение знаний детей о насекомых.
Задачи:
Уточнять и расширять словарь по теме: «Насекомые», совершенствовать грамматический строй речи.
Закреплять приемы методически правильного выполнения упражнений для развития речевого дыхания и автоматизации звуков.
Развивать связную диалогическую и монологическую речь, зрительное внимание, тонкую и общую моторику, сенсорные процессы, координацию речи с движением, творческое воображение. Формировать грамматические категории.
Закреплять знания детей о пчёлах, развивать память, воображение вербальную и невербальную выразительность.
Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности. Воспитывать бережное отношение к природе.
Развитие интереса к познанию окружающего мира при использовании ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_konspekt.docx | 49.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедический досуг с использованием ИКТ в старшей логопедической группе для детей с ОНР по лексической теме «Насекомые»
с участием родителей
Тема: "Праздник Пчелы"
Цель: Обобщение знаний детей о насекомых.
Задачи:
- Уточнять и расширять словарь по теме: «Насекомые», совершенствовать грамматический строй речи.
- Закреплять приемы методически правильного выполнения упражнений для развития речевого дыхания и автоматизации звуков.
- Развивать связную диалогическую и монологическую речь, зрительное внимание, тонкую и общую моторику, сенсорные процессы, координацию речи с движением, творческое воображение. Формировать грамматические категории.
- Закреплять знания детей о пчёлах, развивать память, воображение вербальную и невербальную выразительность.
- Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности. Воспитывать бережное отношение к природе.
- Развитие интереса к познанию окружающего мира при использовании ИКТ.
Предварительная работа:
- Чтение произведений: - А. А. Милн «Вини-Пух и все-все-все », Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок – пилот», Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики», С. Михалков «Академия наук», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», В. Зотов из книги «Лесная мозаика» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»), К. Ушинский «Пчёлки на разведках», К. Чуковский «Муха-Цокотуха».
- Разучивание стихов о насекомых - «Сороконожка», «Песенка жука», «Про бабочку», пальчиковой гимнастики «Жук, стрекоза, осы», «Божьи коровки», загадывание загадок, словотворчество (сочинение детьми). Разучивание стихотворения «Трудолюбивая пчёлка» (из цикла произведений «Расскажи стихи руками»).
- Прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», А. Чайковского «Вальс цветов», разучивание танцевальных композиций, обыгрывание сюжетных творческих импровизаций.
-Просмотр мультфильмов «Лунтик», «Пчёлка Майя», «Винни - Пух», «Под грибом», «Паровозик из Ромашкова».
- Отгадывание и разучивание загадок, пословиц о насекомых.
- Проведение подвижной игры «Медведь и пчелы».
Материал:
Презентация «Насекомые». Различные сорта мёда, чай, выпечка с использованием мёда, одноразовые ложки, креманки, вертушки, 2 подноса.
Ход занятия
1. Организационный момент. 1 слайд.
В празднично украшенный зал входят родители и рассаживаются за столы.
Выходят логопед и 2-4 ребёнка
Логопед: Добрый вечер, уважаемые гости, родители! Мы рады приветствовать вас!
Илья:
Вот приходит к нам весна,
И теперь уж не до сна.
Мишке, ёжику, еноту
Нужно браться за работу
И готовить норы к лету,
Чтоб растить там малых деток.
За окном звенят капели,
Первоцветы зацвели,
С юга птицы прилетели-
Утки, гуси, журавли.
Речки после ледохода
Вышли все из берегов.
Удивляет нас природа
Красотой своих лугов.
Дима:
Ударил гром двенадцать раз
И замер в стороне.
Природа отдала приказ
Салютовать весне.
Приказ - черемухе цвести,
Крапиве быть не злой,
Дождю дорожки подмести
Серебряной метлой.
Чтоб каждый кустик был певуч,
Всем птицам звонче петь,
А солнцу - выйти из-за туч
И веселее греть!
Звучит «Весенняя капель». Дети входят в зал и исполняют танцевальную композицию.
Логопед: Весной пробуждается природа и всё живое вокруг. В эти дни отмечают Праздник весны, плодородия, пчелы, которую почитали во все времена. И сегодня мы пригласили гостей и родителей.
Максим: Солнце светит,
Полянки согревает
Праздник Пчелы сегодня
Детишек собирает.
Логопед: Мамы, папы, не спугните сказку, ведь она где-то рядом, надо только верить в это!
«Сказка по соседству». (1) Дети садятся.
Раздается стук в дверь.
Логопед: Дети, посмотрите, кто к нам пришел?
Дети: Медведь.
Логопед: Здравствуй! Проходи, Мишка. Что-то ты невесел. Что с тобой приключилось?
Медведь: Добрый день! Пришёл к вам в гости, помощи вашей просить! Простыл я, ослаб за зиму.
Логопед: Ну, не переживай, садись, отдохни, дети тебе помогут выздороветь. А что для этого нам нужно сделать?
Дети: Дать таблетку, напоить теплым чаем с лимоном, молоком.
Логопед: Правильно, дети. Возьми, Мишка, таблетку и теплый чай. Помогло?
Медведь: Нет (плачет).
Медведь: А чай нужно пить с чем?
Дети: С малиной, мёдом…
Медведь: Я больше всего люблю мёд есть. А мёд кто делает?
Логопед: Загадай, Полина, детям загадку. А ты, мишка узнаешь, кто это.
Полина М.:
Если пил ты чай с медком,
С ней ты хорошо знаком.
Много меду собрала
Работящая…
Все дети: … Пчела.
Медведь: А.., пчела. Да вот какая беда приключилась с пчелой. Появился в нашем лесу, …не помню, как называется, памяти совсем не стало, плачет…
Логопед: Дети, помогите Мишке вспомнить.
2. Вводная часть.
Федя:
- - Слышим мы гудящий звук, то летит к нам майский жук?
Медведь: Нет.
Рита:
- - Если светятся жучки, может это светлячки?
Медведь: Нет
Данил:
- - Больше всех у них глаза! Может это стрекоза?
Медведь: Нет
Настя:
- - Лезут в немытые чашки, стаканы, может это тараканы?
Медведь: Нет
Илья:
- - Бежит по ладошке быстро и ловко, в точечках чёрных вся божья коровка?
Медведь: Нет
Полина М.:
- - В лесном небоскрёбе на тысячу семей, живёт работяга – малыш муравей?
Медведь: Нет
Дима:
- - Кровь попить у детворы, любят летом комары?
Медведь: Нет.
Максим:
- - Согнувшись под ношей тяжёлой своей, тащит травинку в дом муравей?
Медведь: Нет.
Настя:
- - Долгорукий старичок, сплел в углу он гамачок. Приглашает: «Мошки! Отдохните, крошки!».
Медведь: Кто это такой?
Дети: Да - это Паук. 2Слайд
Медведь: Вот – вот, он самый. А что с мошками и пчёлками потом бывает, знаете? …
Танцевальная импровизация «Пчёлки и другие насекомые».
Так и наша пчёлка-труженица к нему и попала в сети! А у меня лапы толстые, я её распутать не могу
И мёду больше никогда не будет! Ой. Беда, беда! (Плачет). И не поправлюсь я никогда.
Логопед: Не плачь, мишка! Мы тебе поможем!
Логопед: Как назвать одним словом тех, о ком вы сейчас говорили? Посмотрите на лесной экран.
Дети: Это насекомые.3 слайд
3. Основная часть. Сообщение темы.
Логопед: Сегодня мы узнаем много интересного о насекомых и поможем спасти пчелу. Нас ждет большая работа. Справиться с ней смогут внимательные, любознательные, трудолюбивые и дружные ребята.
Логопед: Посмотрите на лесной экран и определите, кто лишний и почему?
Дети: Лишний паук, потому что у насекомых 6 ног, а у паука 8 ног. Щелчок мыши.
Логопед: Показывай, мишка, куда идти, из каких сетей пчёлку спасать.
Медведь: Это далеко.
Логопед: Ничего, показывай дорогу!
Все идут змейкой за медведем под песню «Пчелы» в исп. Группы Иван Купала.(2)
Логопед: А вот и наша героиня. (Подходят к дереву, где привязана Пчёлка сетями).
Логопед: Здравствуй, пчёлка! Мы пришли тебе помочь!
Пчёлка (жалобно): Здравствуйте!
Я ведь охнула сперва:
- Ах, какие кружева!
А попала в кружева -
И пропала голова.
Логопед: Бедняжка, словно в тине,
Увязла в ... паутине.
Пчёлка: Мне уже никто не поможет, очень сильные сети у паука!
Прощай, прекрасный мир вокруг.
Чудесный лес, и чудный луг!
А всюду бабочки, букашки,
Розы, васильки, ромашки.
Медведь: Помогите распутать пчёлку, пока паук спит.
Звучит мелодия «Бджилка». Из-за кустов выходит Паук. Дети дрожат.
Паук: Ха-Ха-Ха! Я–то спать не собирался,
Хо-хо-хо! Я только притворялся!
Что, детишечки, не ждали?
Испугались, задрожали?
Там, где я, там ждите бед!
Я – паук – пчелоед!
Трепещите, малышня!
Здесь теперь хозяин я!
Зовите меня «Величеством»
В неограниченных количествах!
Логопед: Дорогой Паук! Наш мишка сильно простудился и ему срочно нужен мёд, освободи пчелу, пожалуйста.
Паук: Так просто я ее не отпущу. Чтобы освободить пчелу, надо взрослым и детям ответить на мои вопросы.
Логопед: Садитесь. Помогайте, дети.
4. Работа над закреплением пройденного материала.
Лексико - грамматические задания.
- Игра «Кто, что делает?»
Паук: Слушайте и отвечайте:
Что умеет делать пчела? (жалить, жужжать, летать, садиться на цветок, махать крыльями, нектар собирать, жить в улье, кружиться делать мёд и т.д.)
Что умеет делать комар? (пищать, кусаться, летать, сидеть, махать крыльями, быть пищей для лягушек).
Что умеет делать муравей? (переносить груз, ползать, строить муравейник, кусаться, прятаться от дождя, шевелить усиками и т.д.).
Кто из насекомых умеет летать? (бабочки, стрекозы, осы, шмель, пчёлы, мухи, жук).
Кто из насекомых умеет прыгать? (кузнечик).
Кто из насекомых умеет жужжать? (жук, пчела, оса, шмель, муха).
- Игра «Кто лишний и почему?».
Паук: А теперь, посмотрите на лесной экран и скажите, кто лишний и почему?
Жук, бабочка, божья коровка, птица. 4 Слайд
Бабочка, паук, муравей, кузнечик. 5 Слайд
Муха, пчела, стрекоза, муравей. 6 Слайд
Муравей, жук, кузнечик, муха. 7 Слайд
Кузнечик, комар, оса, бабочка. 8 Слайд
- Игра «Один - много».
Паук: Продолжаем, скажите, если один жук, то много …(жуков) 9Слайд
Один кузнечик – много… ( кузнечиков) 10 Слайд
Один таракан – много… ( тараканов) 11Слайд
Один комар – много… ( комаров) 12Слайд
Один муравей – много… ( муравьёв) 13Слайд
Одна стрекоза – много…( стрекоз) 14Слайд
Одна муха – много…( мух) 15Слайд
Одна бабочка – много…( бабочек) 16 Слайд
Одна пчела – много…( пчёл) 17Слайд
- Игра « Большой – маленький».
Паук: А теперь, назовите насекомых ласково.
Жук – жучок 18 Слайд
Стрекоза – стрекозка 19 Слайд
Муха – мушка 20 Слайд
Муравей – муравьишко 21 Слайд
Комар – комарик 22 Слайд
Таракан – тараканчик 23 Слайд
Пчела – пчёлка 24 Слайд
Молодцы, справились с заданиями, а теперь, задания, родителям, на смекалку.
Паук: Отгадайте, сколько глаз у пчелы? У пчелы столько глаз, сколько у человека, ещё раз столько и ещё полстолька. Сколько же глаз у пчёлки?
Дети и родители отвечают. (У пчелы 5 глаз).
Паук: Правильно. Из чего готовят мёд пчёлы? Подскажи, пчёлка.
Родители: Они готовят его из сладкого сока – нектара, который собирают на цветках.
Медведь: Куда помещают нектар пчёлы?
Родители: Пчёлы помещают нектар в ячейки из воска – соты. 25 Слайд
Медведь: Кто достаёт соты из улья? 25 Слайд
Родители и дети: Пчеловод достаёт соты из улья и откачивает из них мёд.
Медведь: Как называется дома для пчёл? 26 Слайд
Дети: Дома для пчёл называются ульи.
Логопед: Паук, отпусти пчелу! Она даст мёд мишке, и он выздоровеет. 27 Слайд
Паук: Нет, не отпущу я пчелу, мне самому такая труженица нужна.
Пчёлка: Есть средство верное одно!
Беде поможет лишь оно.
Я знаю, что паук - злодей
Боится ветра и маленьких детей.
Логопед: Возьмите, скорей вертушки, встаньте и устройте сильный ветер. Прогоните паука.
Дети дуют на паука при помощи вертушек (под стульями). Муз фон.3 Танцевальная.
Паук: Ой, я больше не злодей!
А можно я с вами останусь?
Лесок ваш буду охранять,
Цветы растить, оберегать.
Все: Вначале освободи пчелу. А затем и оставайся!
Паук: Спасибо! На самом деле, я Пчелку очень люблю и хочу с ней потанцевать. Выходите вместе с нами! (приглашают детей и Медведя).
Полька «Добрый жук» с детьми (4)
Пчела: А я хочу с вами поиграть.
Медведь: Я знаю одну игру, «Кто быстрее перенесёт нектар?» Приготовьтесь.
- Аттракцион «Кто быстрее перенесёт нектар в кувшинчик!»
(перенести сироп из тарелки в кувшинчик ложкой). Муз. Фон (5)
Медведь: Ох, как славно потрудились
Да еще повеселились.
Медок в улей понесем
Песню дружно все споем.
5. Исполнение песни «Пчелка, пчелка, золотистая пчела»
Н. Френкель, М. Красева (или другая)
Пчёлка: Я - деловита и смела
Золотистая Пчела,
Полосатая трудяга
Много пользы принесла!
Только тех, кто любит труд,
Люди «пчёлками» зовут,
Нас в пример повсюду ставят
И в помощники зовут.
6. Закрепление стихотворения «Трудолюбивая пчёлка»
(из цикла произведений «Расскажи стихи руками»).
Логопед: Про тебя, трудолюбивая пчелка, мы с детьми выучили стихотворение, которое расскажем руками.
Дети читают стихотворение, а пчела показывает движения, соответствующие стихотворению.
Пчёлка трудится весь день
(Дети руками обрисовывают перед собой круг.)
И работать ей не лень.
(Покачивают указательным пальцем в знак отрицания.)
От цветка летит к цветку,
(Ритмично взмахивают руками-крылышками.)
Клеит на брюшко пыльцу,
(Совершают круговые движения ладонью по животу.)
Хоботком нектар сосёт —
(Одну руку вытягивают вперёд, затем — вниз, наклоняются.)
За день много соберёт.
(Собирают в ладошку.)
Унесёт нектар в тот улей
(Обрисовывают в воздухе домик.)
И назад вернётся пулей.
(Кружатся вокруг себя на носочках, руки на поясе.)
(Топают ногами.)
Скоро ведь зима придёт.
(Ёжатся.)
Будет пчёлкам, чем питаться
(Имитируют движения ложкой.)
Летом надо им стараться.
(Имитируют накладывание мёда в соты.)
Паук уходит. Под музыку «Трудолюбивая пчелка» (6)
7. Припоминание пословиц о пчеле.
Логопед: Садитесь. А сейчас, вспомним пословицы о пчеле, ей будет приятно их услышать.
Родители называют пословицы о пчеле.
- Одна пчела немного мёда натаскает.
- Пчёлка мала, да и та работает.
- Один улей – улей, а пять – пасека.
- Плохие пчёлы – плохой и мёд.
- Ни пчелы без жала, ни розы без шипов.
- Работяща, как пчела.
- Не на себя пчёлка работает.
- Ешь мёд, да берегись жала.
- Не поддавайся на пчелиный медок: у нее жальце в запасе.
- Коли мёд, так и ложку.
- Сладок мёд, да не по две ложки в рот.
- И сладок мёд, а в жару киснет.
- О меде хоть год думай, во рту слаще не станет.
- Муравьи да пчёлы артелями живут, и работа спора.
- На лёд послов пошлю, а на мёд сам пойду.
- Речи, как мёд, а дела, как полынь.
- Бархатный весь, а жальце есть.
- На всякий цветок пчелка садится, да не со всякого поноску берёт.
- Нет пчёлки без жальца.
- Цвет – пчёлкам, а мёд – деткам.
Медведь:
Мёд полезен, это точно,
И сидит в сознании прочно,
Это вкусное лекарство,
Ну а к чаю – просто яство.
Пчёлка: Была я тоже вся в трудах,
Собирала мёд в цветах!
Много мёда собрала,
Гостям и Мишке принесла!
Вручает Мишке и детям по горшочку мёда.
Медведь забирает 2горшочка.
Пчелка:
Мишка, не озорничай,
Детям этот мед отдай.
Нынче праздник пчёл для вас
Будет праздник тут сейчас.
Дети поворачиваются к родителям и рассаживаются за столы.
В центр зала выходят с подносами и угощением 2 ребёнка.
8. Работа с родителями
Илья:
1.Ради праздника такого
Угостить вас мы готовы
Пряники медовые из печи, готовые!
Рита:
2.Медом поливали, в сахаре купали
Вот не пряник, а успех
Угостить хотим мы всех!
. Накрываются столы, выставляется угощение.
Логопед ( родителям):
Уважаемые родители! Как вы думаете, какую пользу приносит мед? 27 слайд.
Родители Максима:
1. Пчела собирает мед, который обладает удивительными питательными и лечебными свойствами. В нем очень много микроэлементов, витаминов и веществ которые нужны людям, а особенно детям. И те дети, которые употребляют в пищу мед, быстрее растут, прибавляют в весе, меньше капризничают, лучше спят, а еще меньше простужаются и болеют.
Родители Даниила:2. Мёд заменяет сахар, потому что он очень сладкий. Да и просто, он очень вкусный. Чтобы получить маленькую баночку меда (100 гр. можно показать детям), пчеле необходимо облететь 1 миллион цветов. Вот какой трудолюбивый «народ» пчелы.
Родители Феди:3. 28 слайд. Пчёлы собирают мёд с разных растений, поэтому видно, что у него разный цвет, и по вкусу он различается. Полезные качества мёда тоже будут разными. Врачи говорят, что если зимой съедать на ночь по чайной ложке мёда, болеть человек будет гораздо меньше.
Он очень целебный, лечебный.
Медведь: Посмотрите, какой у меня прозрачный мёд. Как можно ещё про него сказать, какой он?
Дети: Ароматный, янтарный, душистый, золотистый, целебный, лечебный…
Медведь: Если пасека находилась на лугу, где цветы. Какой это мед?
Дети: Цветочный.
Медведь: А если рядом растут липы, какой мед принесут пчелы?
Дети: Липовый.
Медведь: А если в поле, где растут подсолнухи. Какой будет мед?
Дети: Подсолнечный.
Медведь: А если рядом гречишное поле, то мёд называется…?
Дети: Гречишный. 29 слайд.
Родители Димы:
4. Мёд бывает липовый, гречишный, подсолнечный, луговой, цветочный , собранный с разных цветов, клеверный, васильковый, донниковый. Мёд различают по аромату, вкусу, цвету. Одна семья пчела за лето производит 100 кг мёда и только 1/5 часть этого мёда человек может у них взять. В возрасте 26 дней пчела вылетает на сбор нектара и пыльцы. В почтенном, пенсионном возрасте, около 40 дней, пчела приносит в улей воду. Далеко от улья она уже не улетает. Памятник пчеле находится в Японии.
Логопед: Молодцы, какие вы умные, сообразительные.
9. Дегустация мёда.
Логопед: А сейчас, посмотрим, кто из вас лучше разбирается в мёде? (родители). У каждого на столе мёд и ложки. Определите сорт мёда. Проверьте себя.
Мы сегодня о мёде вам рассказали
Здоровья, трудолюбия вам пожелали!
Мишка: Дети, мне пора возвращаться в лес. Спасибо вам за помощь. Благодаря Вам я выздоровел. До свидания! Уходит с мёдом. Дети прощаются с Мишкой.
Пчела (обращаясь к детям). Мне тоже интересно было с вами, а сейчас — пора улетать. Туда, где растут цветы, и пахнет мёдом. До свидания, до новой встречи! Слайд 30
Парный танец пчелы, родителей и детей. «Мальчишки и девчонки»( 7).
Пчела и паук, улыбаясь детям, уходят.
10. Итог занятия.
Логопед: Наше необычное путешествие подходит к концу. Что вы запомнили?
Дети: Пчела - это насекомое, которое всю жизнь работает на благо других. Даже укус пчелы, который для нее является смертельным, человеку полезен.
Логопед: Да, пчела приносит только пользу, помните об этом и уважайте ее!
11. Подведение итога праздника.
Логопед: Дети, сегодня вы рассказали много интересного о насекомых. Вы помогли и Пчеле, и Медведю, и даже Пауку. Вы добрые дети! Спасибо за помощь и вам, родители. Для вас, уважаемые гости и родители, наши дети приготовили подарки, которые символизируют трудолюбие.
Вручение подарков.
А мы приглашаем всех на медовое чаепитие.
Вносится самовар. Начинается чаепитие с медом. Звучит музыка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по формированию произношения и развитию речи в старшей логопедической группе для детей с ФФН по лексической теме «В гостях у Золушки»
Направление: Речевое развитие Тема занятия: «Звук Л». Лексическая тема: «В гостях у Золушки». Занятие проводится с детьми старшей логопедической группы с ф...
Конспект логопедического занятия по и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР по лексической теме Одежда
Цель: Организовать деятельность по составлению устного рассказа по серии картинок....
Конспект интегрированного занятия в подготовительной логопедической группе на тему: "Как дети лесной фее помогали" (лексическая тема "Насекомые")
Цель: закрепление у детей умений проводить слоговой анализ слов; развитие связной речи путем составления различных видов предложений.Задачи:пополнение словарного запаса, развитие лексико-грамматическо...
Логопедический досуг в старшей группе для детей с ОНР по лексической теме « Овощи. Огород»
Цели:- активизировать словарь, совершенствовать грамматический строй речи, закрепить правильное произношение трехсложных слов (слоги со стечением согласных)- развивать речь, внимание, мышление, ...
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР по лексической теме «Человек. Части тела»
расширение представления детей о строении человеческого тела и назначении отдельных его частей....
Логопедический досуг в старшей группе для детей с ОНР по лексической теме « Урожай»
Логопедический досуг в старшей группе для детей с ОНР по лексической теме « Урожай»...
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР на лексическую тему: «Зима (итоговое)»
Логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР на лексическую тему: «Зима (итоговое)»...