ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ старшего воспитателя Чернухиной Светланы Викторовны на 2019-2020 годы «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения ка
материал

Чернухина Светлана Викторовна

Актуальность проблемы вызвана осознанием необходимости поиска, разработки и освоения таких форм методической деятельности, которые были бы ориентированы на развитие профессиональной компетентности педагогов через оптимизацию и совершенствование профессиональной ориентации педагога в соответствии с требованиями, предъявляемыми на современном уровне развития системы образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_samoobrazovanie_starshego_vospitatelya_dou_.docx39.71 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

№1 «СКАЗКА»




ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ

старшего воспитателя 

Чернухиной Светланы Викторовны

на 2019-2020 годы

 «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов

 в целях повышения уровня профессиональной компетентности,

повышения качества реализации образовательного процесса

в рамках ФГОС ДО»













Тема самообразования: «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации образовательного процесса в рамках ФГОС ДО»

Цель самообразования: Расширение общепедагогических знаний, повышение образовательных компетенций старшего воспитателя в реализации модели методической работы по повышению профессиональной компетенции педагогических кадров.

Задачи:

  • Совершенствовать и углубить свои знания в данной области.
  • Выявить и проанализировать современные тенденции в методической работе по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ: формы, методы, условия, выявить наиболее эффективные формы методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов.
  • Провести анализ актуального уровня профессиональной компетенции педагогических кадров в ДОУ, их профессиональных потребностей, проблем, интересов.
  • Разработать оптимальную модель методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ.
  • Внедрить в практику методической работы современные образовательные технологии, обеспечивающие повышение качества воспитательно-образовательного процесса.

Актуальность темы:

Актуальность проблемы вызвана осознанием необходимости поиска, разработки и освоения таких форм методической деятельности, которые были бы ориентированы на развитие профессиональной компетентности педагогов через оптимизацию и совершенствование профессиональной ориентации педагога в соответствии с требованиями, предъявляемыми на современном уровне развития системы образования.

Повышение уровня мастерства педагогов – приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой личности.

Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.

Повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических и практических знаний осуществляется с помощью разнообразных форм методической работы, а именно с использованием интерактивных форм и методов. Ценность такого подхода в том, что он обеспечивает обратную связь, откровенный обмен мнениями, формирует положительные отношения между сотрудниками.

Необходимость оптимизации методической работы в повышении компетентности педагогических кадров привела к поиску форм и методов для ее эффективной реализации, психологической составляющей процесса становления профессиональной компетентности педагога.

Направления самообразования: профессиональное, методическое.

Форма самообразования: Индивидуальная

Срок реализации индивидуального плана повышения профессионального уровня:

2021 - 2024 гг.

Источники самообразования: семинары, курсы повышения квалификации, мастер-классы, Интернет - ресурсы, КМО, методическая литература, журналы.
Представление материала: транслирование педагогического опыта на районном, региональном, городском уровнях, выступления из опыта работы на педагогических советах, часах, мастер-классы.

Основные этапы работы по теме самообразования

Этапы

Сроки

Содержание деятельности

Диагностический

2019

 год

Постановка проблемы, проведение мониторинга

актуального уровня профессиональной компетенции педагогических кадров в ДОУ, изучение методической литературы по теме

2019

 год

Определение целей и задач работы по выбранной

теме, разработка системы работы, направленной на решение проблемы, планирование и

прогнозирование результатов.

Практический

2020

год

Отбор и анализ материалов по данной теме, внедрение практического опыта в практику методического сопровождения.

Обобщение

2020 год

Подведение итогов, оформление результатов

работы

Внедрение

Использование опыта работы в методическом

сопровождении педагогов ДОУ, повышении

качества образовательного процесса ДОУ и его распространение (семинары, мастер-классы, пед.часы, родительские собрания и т.д.)

Предполагаемый результат:

Для старшего воспитателя:

  • Расширить знания по данной теме.
  • Совершенствовать формы организации методической работы в ДОУ для реализации функций органа самоуправления
  • Разработать модель методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ, позволяющей обеспечивать рост педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога для осуществления педагогического процесса на высоком уровне с учетом потребностей воспитанников и запросов родителей.
  • Анализировать профессиональную компетентность, рост качества образования воспитанников ДОУ для повышения уровня оказания образовательных услуг ДОУ.

Для педагогов:

  • Формировать интерес к современным технологиям у педагогов ДОУ для повышения уровня качества организации воспитательного процесса и сплочения коллектива педагогов.
  • Внедрить в учебно-воспитательный процесс современные образовательные технологии.

Направления самообразования

  • Знакомиться с современными тенденциями в методической работе по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ.
  • Систематически проходить обучение на курсах повышения квалификации.
  • Продолжить работу по диссимиляции опыта.
  • Посещать семинары разного уровня, ГМО, участвовать в обмене опытом.
  • Проводить открытые мероприятия для различных категорий участников (коллеги, родители).
  • Внедрять в организационно-методический процесс современные образовательные технологии.
  • Создать банк презентаций методических мероприятий с применением информационных технологий.

Психолого-педагогическое:

Совершенствовать свои знания в области психологии и педагогики.

Изучать современные педагогические технологии и методики взаимодействия с педагогами

Методическое:

Совершенствовать знания современного содержания воспитательно-образовательного процесса.

Знакомиться с новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами обучения через издания и Интернет - ресурсы.

Изучать опыт коллег по организации методического сопровождения.

Проводить открытые мероприятия на региональном и муниципальном уровнях.

Принимать активное участие в работе ГМО заместителей заведующих и старших воспитателей ДОУ.

Разработать методические мероприятия с применением информационных технологий.

Формы представления результатов педагогической деятельности: проведение открытых мероприятий, проведение мастер-классов для различных категорий педагогических работников, выпуск буклетов, памяток.

План работы по самообразованию на 2019 – 2020 гг.

п/п

Содержание деятельности

Сроки

Результат

Определение темы самообразования, планирование системы работы

1

Разработка программы по самообразованию

Январь 2019

Формулирование целей и задач, этапов работы над темой самообразования

2

Обзор в Интернете информации по направлению деятельности в педагогике, психологии методического сопровождения образовательного процесса

Февраль 2019

Обобщение и систематизация знаний, оформление информационных материалов по проблеме

3

Изучение психолого-педагогической, научно-методической литературы, изучение передового педагогического опыта работы по повышению профессиональной компетенции педагогов ДОУ

Весь

период

Разработка модели методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ.

4

Совершенствование использования

современных образовательных технологий в образовательном процессе

Подбор современных образовательных технологий в работе с педагогами

5

Анализ уровня профессиональной компетенции педагогических кадров в ДОУ

Весь

период

Мониторинг педагогических кадров: «Оценка уровня профессиональной компетенции педагогических кадров ДОУ»

Разработка программно-методического сопровождения образовательного процесса

1

Разработка Программы развития ДОУ

2020г.

Реализация программы

развития

3

Разработка методических мероприятий с применением ИКТ

Весь  период

Систематизация используемых материалов

4

Выбор методических диагностик по

выявлению уровня профессиональной компетенции педагогических кадров в ДОУ

Систематизация используемых материалов

5

Разработка модели методического сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ

Участие педагогов в методических  мероприятиях

Участие в методической деятельности, распространение опыта работы

1

Реализация современных образовательных технологий, форм и методов в образовательном процессе

Весь  период

Повышение качества образовательного процесса, активизация активности педагогов

2

Выступление на мероприятиях районного уровня

Распространение опыта работы  на МО

3

Проведение открытых занятий и мастер-классов для педагогов ДОУ «Технология проблемного обучения»

2020

Распространение опыта работы  на МО города

4

Презентация проекта «Методическое сопровождение педагогов в реализации ФГОС ДО»

2020г.

Распространение опыта работы МО города

5

Проект по благоустройству территории посредством участия в Международных программах: «Экошкола / Зеленый флаг», «Ригли»

Весь  период

Повышение профессиональной компетентности

1

Участие в работе КМО старших воспитателей

Весь  период

Обмен опытом работы. Приобретение новых знаний

2

Участие в конкурсах

профессионального мастерства на региональных, муниципальных уровнях.

Повышение профессиональной компетенции

3

Обучение на курсах повышения квалификации

2020

Приобретение систематических

знаний в области

педагогики и психологии,

повышение квалификации

4

Оценка эффективности программы

самообразования

Ежегодно, май

Эффективность программы:

- достижение положительной динамики качества образовательного процесса;

- результативность использования современных образовательных технологий в образовательном процессе ДОУ 

-эффективность модели методического сопровождения педагогов ДОУ

Вывод:

Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров, профессионально-педагогической компетентности педагогов. В настоящий момент востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в условиях реализации ФГОС ДО.

Систематизировав эффективные формы работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, реализуя модель повышения профессиональной компетентности педагогов позволяет получить стабильные положительные результаты:

- Повысить число педагогов, имеющих высшее профессиональное образование, подтверждающих уровень своей компетентности через аттестацию и прохождение курсов повышения квалификации;

- Педагоги ДОУ активно ведут транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, через участие в работе методических объединений, научно-практических конференциях, семинарах, а также участие в региональных, муниципальных конкурсах, демонстрируя свой опыт и достижения в области воспитания и образования детей.

В целом методическое сопровождение должно оказывать влияние на совершенствование и развитие профессиональной компетентности педагогов, на атмосферу профессионального успеха, позволяет педагогам активно участвовать в подготовке и принятии управленческих решений (при проведении педагогических советов, разработке годового плана и др.), опирается на мотивационный и дифференцированный подходы в организации деятельности, необходимые для успешного функционирования учреждения; находит отражение в организации деятельности профессиональных объединений педагогов, доступности передового педагогического опыта для всех субъектов образовательного процесса и совершенствует развитие деятельностной и личностной характеристик профессиональной компетентности педагогов ДОУ.

Таким образом, методическое сопровождение позволит обеспечить рост педагогического мастерства и развитие творческого потенциала каждого педагога, осуществлять педагогический процесс на более высоком уровне, добиться повышения качества реализации образовательного процесса в рамках ФГОС ДО.

Используемая литература:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования».
  • Закон РФ «Об Образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
  • Белая К.Ю. Организация методической работы с педагогами на этапе введения ФГОС ДО //К.Ю. Белая// Справочник старшего воспитателя, 2014. – № 3.– С.4-13.
  • Веселова, Т.Б Совершенствование методической работы с педагогическими кадрами ДОУ [Текст]/ Т.Б. Веселова – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС»
  • Виноградова, Н.А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы [Текст]/ Н.А. Винградова – М.: Айрис-пресс. – 2009.
  • Волобуева, Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами [Текст]/Л.М. Волобуева – М.: ТЦ Сфера. – 2009.
  • Волобуева Л.М. Активные методы обучения в методической работе ДОУ.// Управление ДОУ, 2012. – №6. – С.70-78.
  • Голицына, Н.С. Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении [Текст]/ Н.С. Голицына – М.: Скрипторий, 2003. – 2009.
  • Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ. С-Пб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008г.– 176с.
  • МикляеваН.В.Инновации в детском саду. – М.: Перспектива, 2011.– 289с.
  • Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. С-Пб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011г.– 80с.

Интернет - ресурсы

  • Социальная сеть работников образования «Наша сеть» http://nsportal.ru/
  • Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»http: // festival.1september.ru/ издательского дома «Первое сентября» http://1september.ru/
  • Образовательный портал «Мой университет» http://moi-universitet.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по самообразованию «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГОС ДО»

Актуальность проблемы вызвана осознанием необходимости поиска, разработки и освоения таких форм методической деятельности, которые были бы ориентированы на развитие профессиональной компетентности пед...

План по самообразованию «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГОС ДО»

Актуальность проблемы вызвана осознанием необходимости поиска, разработки и освоения таких форм методической деятельности, которые были бы ориентированы на развитие профессиональной компетентности пед...

Отчет о реализации программы «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации образовательного процесса в рамках ФГОС ДО»

Повышение уровня мастерства педагогов - приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено...

«Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГОС ДО»

Тема самообразования: «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации вос...

Тема самообразования: «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГОС ДО»

Цель самообразования: Расширение общепедагогических знаний, повышение образовательных компетенций старшего воспитателя в реализации модели методической работы по повышению профессиональной компетенции...

Индивидуальный план профессионального развития «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса

Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которое представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагог...