ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ старшего воспитателя Чернухиной Светланы Викторовны на 2019-2020 годы «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения ка
материал
Актуальность проблемы вызвана осознанием необходимости поиска, разработки и освоения таких форм методической деятельности, которые были бы ориентированы на развитие профессиональной компетентности педагогов через оптимизацию и совершенствование профессиональной ориентации педагога в соответствии с требованиями, предъявляемыми на современном уровне развития системы образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_samoobrazovanie_starshego_vospitatelya_dou_.docx | 39.71 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
№1 «СКАЗКА»
ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ
старшего воспитателя
Чернухиной Светланы Викторовны
на 2019-2020 годы
«Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов
в целях повышения уровня профессиональной компетентности,
повышения качества реализации образовательного процесса
в рамках ФГОС ДО»
Тема самообразования: «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации образовательного процесса в рамках ФГОС ДО»
Цель самообразования: Расширение общепедагогических знаний, повышение образовательных компетенций старшего воспитателя в реализации модели методической работы по повышению профессиональной компетенции педагогических кадров.
Задачи:
- Совершенствовать и углубить свои знания в данной области.
- Выявить и проанализировать современные тенденции в методической работе по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ: формы, методы, условия, выявить наиболее эффективные формы методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов.
- Провести анализ актуального уровня профессиональной компетенции педагогических кадров в ДОУ, их профессиональных потребностей, проблем, интересов.
- Разработать оптимальную модель методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ.
- Внедрить в практику методической работы современные образовательные технологии, обеспечивающие повышение качества воспитательно-образовательного процесса.
Актуальность темы:
Актуальность проблемы вызвана осознанием необходимости поиска, разработки и освоения таких форм методической деятельности, которые были бы ориентированы на развитие профессиональной компетентности педагогов через оптимизацию и совершенствование профессиональной ориентации педагога в соответствии с требованиями, предъявляемыми на современном уровне развития системы образования.
Повышение уровня мастерства педагогов – приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой личности.
Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.
Повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических и практических знаний осуществляется с помощью разнообразных форм методической работы, а именно с использованием интерактивных форм и методов. Ценность такого подхода в том, что он обеспечивает обратную связь, откровенный обмен мнениями, формирует положительные отношения между сотрудниками.
Необходимость оптимизации методической работы в повышении компетентности педагогических кадров привела к поиску форм и методов для ее эффективной реализации, психологической составляющей процесса становления профессиональной компетентности педагога.
Направления самообразования: профессиональное, методическое.
Форма самообразования: Индивидуальная
Срок реализации индивидуального плана повышения профессионального уровня:
2021 - 2024 гг.
Источники самообразования: семинары, курсы повышения квалификации, мастер-классы, Интернет - ресурсы, КМО, методическая литература, журналы.
Представление материала: транслирование педагогического опыта на районном, региональном, городском уровнях, выступления из опыта работы на педагогических советах, часах, мастер-классы.
Основные этапы работы по теме самообразования
Этапы | Сроки | Содержание деятельности |
Диагностический | 2019 год | Постановка проблемы, проведение мониторинга актуального уровня профессиональной компетенции педагогических кадров в ДОУ, изучение методической литературы по теме |
2019 год | Определение целей и задач работы по выбранной теме, разработка системы работы, направленной на решение проблемы, планирование и прогнозирование результатов. | |
Практический | 2020 год | Отбор и анализ материалов по данной теме, внедрение практического опыта в практику методического сопровождения. |
Обобщение | 2020 год | Подведение итогов, оформление результатов работы |
Внедрение | Использование опыта работы в методическом сопровождении педагогов ДОУ, повышении качества образовательного процесса ДОУ и его распространение (семинары, мастер-классы, пед.часы, родительские собрания и т.д.) |
Предполагаемый результат:
Для старшего воспитателя:
- Расширить знания по данной теме.
- Совершенствовать формы организации методической работы в ДОУ для реализации функций органа самоуправления
- Разработать модель методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ, позволяющей обеспечивать рост педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога для осуществления педагогического процесса на высоком уровне с учетом потребностей воспитанников и запросов родителей.
- Анализировать профессиональную компетентность, рост качества образования воспитанников ДОУ для повышения уровня оказания образовательных услуг ДОУ.
Для педагогов:
- Формировать интерес к современным технологиям у педагогов ДОУ для повышения уровня качества организации воспитательного процесса и сплочения коллектива педагогов.
- Внедрить в учебно-воспитательный процесс современные образовательные технологии.
Направления самообразования
- Знакомиться с современными тенденциями в методической работе по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ.
- Систематически проходить обучение на курсах повышения квалификации.
- Продолжить работу по диссимиляции опыта.
- Посещать семинары разного уровня, ГМО, участвовать в обмене опытом.
- Проводить открытые мероприятия для различных категорий участников (коллеги, родители).
- Внедрять в организационно-методический процесс современные образовательные технологии.
- Создать банк презентаций методических мероприятий с применением информационных технологий.
Психолого-педагогическое:
Совершенствовать свои знания в области психологии и педагогики.
Изучать современные педагогические технологии и методики взаимодействия с педагогами
Методическое:
Совершенствовать знания современного содержания воспитательно-образовательного процесса.
Знакомиться с новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами обучения через издания и Интернет - ресурсы.
Изучать опыт коллег по организации методического сопровождения.
Проводить открытые мероприятия на региональном и муниципальном уровнях.
Принимать активное участие в работе ГМО заместителей заведующих и старших воспитателей ДОУ.
Разработать методические мероприятия с применением информационных технологий.
Формы представления результатов педагогической деятельности: проведение открытых мероприятий, проведение мастер-классов для различных категорий педагогических работников, выпуск буклетов, памяток.
План работы по самообразованию на 2019 – 2020 гг.
№ п/п | Содержание деятельности | Сроки | Результат |
Определение темы самообразования, планирование системы работы | |||
1 | Разработка программы по самообразованию | Январь 2019 | Формулирование целей и задач, этапов работы над темой самообразования |
2 | Обзор в Интернете информации по направлению деятельности в педагогике, психологии методического сопровождения образовательного процесса | Февраль 2019 | Обобщение и систематизация знаний, оформление информационных материалов по проблеме |
3 | Изучение психолого-педагогической, научно-методической литературы, изучение передового педагогического опыта работы по повышению профессиональной компетенции педагогов ДОУ | Весь период | Разработка модели методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ. |
4 | Совершенствование использования современных образовательных технологий в образовательном процессе | Подбор современных образовательных технологий в работе с педагогами | |
5 | Анализ уровня профессиональной компетенции педагогических кадров в ДОУ | Весь период | Мониторинг педагогических кадров: «Оценка уровня профессиональной компетенции педагогических кадров ДОУ» |
Разработка программно-методического сопровождения образовательного процесса | |||
1 | Разработка Программы развития ДОУ | 2020г. | Реализация программы развития |
3 | Разработка методических мероприятий с применением ИКТ | Весь период | Систематизация используемых материалов |
4 | Выбор методических диагностик по выявлению уровня профессиональной компетенции педагогических кадров в ДОУ | Систематизация используемых материалов | |
5 | Разработка модели методического сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ | Участие педагогов в методических мероприятиях | |
Участие в методической деятельности, распространение опыта работы | |||
1 | Реализация современных образовательных технологий, форм и методов в образовательном процессе | Весь период | Повышение качества образовательного процесса, активизация активности педагогов |
2 | Выступление на мероприятиях районного уровня | Распространение опыта работы на МО | |
3 | Проведение открытых занятий и мастер-классов для педагогов ДОУ «Технология проблемного обучения» | 2020 | Распространение опыта работы на МО города |
4 | Презентация проекта «Методическое сопровождение педагогов в реализации ФГОС ДО» | 2020г. | Распространение опыта работы МО города |
5 | Проект по благоустройству территории посредством участия в Международных программах: «Экошкола / Зеленый флаг», «Ригли» | Весь период | |
Повышение профессиональной компетентности | |||
1 | Участие в работе КМО старших воспитателей | Весь период | Обмен опытом работы. Приобретение новых знаний |
2 | Участие в конкурсах профессионального мастерства на региональных, муниципальных уровнях. | Повышение профессиональной компетенции | |
3 | Обучение на курсах повышения квалификации | 2020 | Приобретение систематических знаний в области педагогики и психологии, повышение квалификации |
4 | Оценка эффективности программы самообразования | Ежегодно, май | Эффективность программы: - достижение положительной динамики качества образовательного процесса; - результативность использования современных образовательных технологий в образовательном процессе ДОУ -эффективность модели методического сопровождения педагогов ДОУ |
Вывод:
Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров, профессионально-педагогической компетентности педагогов. В настоящий момент востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в условиях реализации ФГОС ДО.
Систематизировав эффективные формы работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, реализуя модель повышения профессиональной компетентности педагогов позволяет получить стабильные положительные результаты:
- Повысить число педагогов, имеющих высшее профессиональное образование, подтверждающих уровень своей компетентности через аттестацию и прохождение курсов повышения квалификации;
- Педагоги ДОУ активно ведут транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, через участие в работе методических объединений, научно-практических конференциях, семинарах, а также участие в региональных, муниципальных конкурсах, демонстрируя свой опыт и достижения в области воспитания и образования детей.
В целом методическое сопровождение должно оказывать влияние на совершенствование и развитие профессиональной компетентности педагогов, на атмосферу профессионального успеха, позволяет педагогам активно участвовать в подготовке и принятии управленческих решений (при проведении педагогических советов, разработке годового плана и др.), опирается на мотивационный и дифференцированный подходы в организации деятельности, необходимые для успешного функционирования учреждения; находит отражение в организации деятельности профессиональных объединений педагогов, доступности передового педагогического опыта для всех субъектов образовательного процесса и совершенствует развитие деятельностной и личностной характеристик профессиональной компетентности педагогов ДОУ.
Таким образом, методическое сопровождение позволит обеспечить рост педагогического мастерства и развитие творческого потенциала каждого педагога, осуществлять педагогический процесс на более высоком уровне, добиться повышения качества реализации образовательного процесса в рамках ФГОС ДО.
Используемая литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования».
- Закон РФ «Об Образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
- Белая К.Ю. Организация методической работы с педагогами на этапе введения ФГОС ДО //К.Ю. Белая// Справочник старшего воспитателя, 2014. – № 3.– С.4-13.
- Веселова, Т.Б Совершенствование методической работы с педагогическими кадрами ДОУ [Текст]/ Т.Б. Веселова – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС»
- Виноградова, Н.А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы [Текст]/ Н.А. Винградова – М.: Айрис-пресс. – 2009.
- Волобуева, Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами [Текст]/Л.М. Волобуева – М.: ТЦ Сфера. – 2009.
- Волобуева Л.М. Активные методы обучения в методической работе ДОУ.// Управление ДОУ, 2012. – №6. – С.70-78.
- Голицына, Н.С. Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении [Текст]/ Н.С. Голицына – М.: Скрипторий, 2003. – 2009.
- Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ. С-Пб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008г.– 176с.
- МикляеваН.В.Инновации в детском саду. – М.: Перспектива, 2011.– 289с.
- Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. С-Пб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011г.– 80с.
Интернет - ресурсы
- Социальная сеть работников образования «Наша сеть» http://nsportal.ru/
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»http: // festival.1september.ru/ издательского дома «Первое сентября» http://1september.ru/
- Образовательный портал «Мой университет» http://moi-universitet.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по самообразованию «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГОС ДО»
Актуальность проблемы вызвана осознанием необходимости поиска, разработки и освоения таких форм методической деятельности, которые были бы ориентированы на развитие профессиональной компетентности пед...
План по самообразованию «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГОС ДО»
Актуальность проблемы вызвана осознанием необходимости поиска, разработки и освоения таких форм методической деятельности, которые были бы ориентированы на развитие профессиональной компетентности пед...
Отчет о реализации программы «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации образовательного процесса в рамках ФГОС ДО»
Повышение уровня мастерства педагогов - приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено...
«Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГОС ДО»
Тема самообразования: «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации вос...
Тема самообразования: «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГОС ДО»
Цель самообразования: Расширение общепедагогических знаний, повышение образовательных компетенций старшего воспитателя в реализации модели методической работы по повышению профессиональной компетенции...
Индивидуальный план профессионального развития «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса
Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которое представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагог...