Дизартрия: стертые или минимальные формы ее проявления
консультация по коррекционной педагогике
Дизартрия: стертые или минимальные формы ее проявления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tkachen-3.docx | 39.89 КБ |
Предварительный просмотр:
САМООБРАЗОВАНИЕ
Дизартрия: стертые или минимальные формы ее проявления»
учитель-логопед Ткаченко Г.В.
ПРОГРАММА
самообразования по теме:
«Дизартрия: стертые или минимальные формы ее проявления»
ГБОУ «Школа № 2026»
учитель-логопед Ткаченко Г.В.
Пояснительная записка
В настоящее время многие речевые расстройства у детей дошкольного возраста осложнены лёгкими (стёртыми) формами дизартрии.
Стёртая дизартрия — речевое нарушение центрального генеза, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности (артикуляция, дикция, голос, мимика, мелодико-интонационная сторона речи). При стертой дизартрии все симптомы проявляются в нерезко выраженной форме. Ведущим звеном в структуре речевого дефекта являются стойкие фонетические нарушения, обусловленные недостаточной иннервацией отдельных групп мышц артикуляционного аппарата. Несформированность звукопроизношения отрицательно влияет на формирование других сторон речи.
Состояние неречевых функций и ряда психических процессов у детей также характеризуется качественным своеобразием.
Количество детей со стёртой дизартрией имеет тенденцию к значительному росту. Это речевое нарушение достаточно трудно поддается логопедическому воздействию, часто имеет остаточные явления, поэтому проблема ранней профилактики и комплексной (медицинской, психологической, логопедической) коррекции данной формы дизартрии становится всё более актуальной на современном этапе развития логопедии.
В специальной литературе данное речевое нарушение именуется по-разному: «стёртая дизартрия», «минимальные проявления дизартрии», «дизартрический компонент», «дизартрический синдром», «лёгкая форма дизартрии», что свидетельствует о широком круге исследований данной проблемы.
Цель — выявить особенности фонетических и просодических нарушений при стертой форме дизартрии. На основе выявленных нарушений разработать комплексную коррекционно-логопедическую систему, направленную на её преодоление.
Достижение цели осуществляла посредством последовательного решения задач.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать специальную медицинскую, психологическую, педагогическую литературу по проблеме.
2. Выявить двигательные расстройства артикуляционного аппарата и фонетических особенностей речи детей со стертой формой дизартрии.
3. Выявить особенности просодической стороны речи.
4. Разработать перспективный план по изучаемой теме на учебный год.
5. Ознакомиться с инновационными методиками, технологиями в среде ИКТ.
6. Изучить методы диагностики нарушений звукопроизношений при дизартрии.
7. Проанализировать систему коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с синдромом дизартрия.
8.Разработать рекомендации для родителей и педагогов ДОУ.
План работы:
- Проблема изучения стертой формы дизартрии у детей в трудах отечественных ученых.
- Клинико-физиологические аспекты данной формы дизартрии.
- Обследование детей со стертой формой дизартрии. Вопросы дифференциальной диагностики.
- Системный подход к коррекции данной речевой патологии (медицинское, психолого-педагогическое, логопедическое воздействие).
- Отбор и апробация наиболее эффективных методов и приемов коррекционно-логопедического воздействия по устранению стертой дизартрии.
Выполнить за учебный год
1.Познакомиться с проблемами изучения стертой формой дизартрии у детей в трудах отечественных ученых.
2. Клинико-психологическая характеристика детей с минимальным проявлением дизартрии.
3.Ознакомиться с причинами и характеристикой нарушений звукопроизношений. Обратить внимание на то, что: важное значение имеют асфиксия и родовая травма, поражение нервной системы при гемолитической болезни, инфекционные заболевания нервной системы, черепно-мозговые травмы, реже - нарушения мозгового кровообращения, опухоли головного мозга, пороки развития нервной системы, например врождённая аплазия ядер черепно-мозговых нервов (синдром Мебиуса), а также наследственные болезни нервной нервно- мышечной систем.
4. Продолжать изучать клинико-физиологические аспекты данной формы дизартрии.
5.Систематизировать материал, апробировать игры, упражнения по развитию просодической стороны речи у ребенка со стертой формой дизартрии.
6. Оформить пособие по дифференциальной диагностики,- «Отличия функциональной дислалии от стертой дизартрии».
7. Подготовить сообщение для воспитателей, родителей по проблеме «Развитие просодической стороны речи детей со стертой формой дизартрии».
8. Провести работу по профилактике стертой дизартрии в каждой возрастной группе, а именно работа по формированию мелкой моторики, работу над ритмом речи, над развитием мимики, над развитием высоты голоса и речевого дыхания, упражнения для развития подвижности нижней челюсти, артикуляционные гимнастики-сказки, веселые упражнения для пассивной гимнастики.
Инновационно-профессиональная деятельность в процессе работы над темой:
- Подготовить сообщение для воспитателей и специалистов ДОУ, родителей по проблеме «Современные подходы к профилактике и коррекции стертой форма дизартрии у детей».
- Разработать рекомендации для воспитателей групп по использованию в коррекционной работе с детьми самомассажа языка, губ, кистей рук и нетрадиционных форм проведения артикуляционных упражнений.
- Систематизировать материал, модифицировать и апробировать игры, упражнения по развитию просодической стороны речи у ребенка со стертой формой дизартрии.
- Оформить пособие по дифференциальной диагностике «Отличия функциональной дислалии от стертой дизартрии».
Влияние профессионального мастерства на результаты коррекционной работы с детьми.
Сравнительный анализ количественных и качественных показателей результатов коррекционной работы за 2-3 года
Примерное планирование работы, в продолжение темы самообразования на учебный год
Выполнить за учебный год
- В начале года провести анкетирование родителей «Речевое развитие ребенка», одной из целей, которой являлась выявления причин дизартрии;
- Продолжение работы по преодолению стертой дизартрии воспитанников, занимающихся на логопункте, а именно работа по формированию мелкой моторики, работу над ритмом, над развитием мимики, над развитием высоты голоса и речевого дыхания, упражнения для развития подвижности нижней и верхней челюсти, артикуляционные гимнастики и т.д.;
- Подготовить тематические выставки «В гостях у грамматики. Изученные буквы», где дети вместе с родителями должны изготовить новую изученную букву из любого материала. Коррекционно-развивающей целью является развитие мелкой моторики; развитие речи и коммуникативных способностей; развитие слухового, зрительного и пространственного мышления, что непосредственно необходимо при коррекции дизартрии;
- Подготовить сообщение и презентацию для специалистов и воспитателей ДОУ «Инновационные технологии в логопедической практике», где затронуть вопрос о современных подходах и методах, применяемые при коррекции дизартрии. А именно, логопедический массаж, массаж языка, японская методика пальцевого массажа, Су Джок терапия, песочная терапия и др.;
- Консультации по данной теме с логопедами из других детских садов;
- Определить структуру логопедического занятия при дизартрии и подготовить конспекты занятий по постановке звуков при дизартрии;
- Для профилактики и коррекции дизартрии подготовить речевые игры на летний период для детей от 4 до 7 лет; «Тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя» (подготовительная, старшая, средняя группа) - пополнение папки артикуляционными гимнастиками, пальчиковыми играми, дыхательными гимнастиками, речевыми играми по различным лексическим темам;
- Составление и выпуск буклетов: «Самомассаж шеи и лица», «Артикуляционная гимнастика», «Развитие речевого дыхания»;
- Консультации для родителей «Приемы закрепления поставленных звуков у детей с дизартрией», «Что делать, если у вашего ребенка дизартрия?»
- Индивидуальные открытые занятия с родителями детей, имеющие диагноз дизартрия;
- Направление детей к детскому невропатологу для подтверждения диагноза и при необходимости назначения лечения;
- Изучать и применять различные методики коррекции речевого дыхания (дыхательная гимнастика Стрельниковой А.Н. и Бутейко); Методики исследования пространственного мышления у младших школьников с дизартрией;
- Проводить экспресс-обследование детей 2 младшей и средней группы: Экспресс-обследование речи детей 2 младшей и средней группы: выявление нарушений развития артикуляционного аппарата, нарушения звукопроизношения (ФФНР, ФНР, ФФН, дизартрия, дизартрический компонент);
- Обобщение опыта по данной теме с логопедами на форумах в Интернете, просматривать видео-уроки по коррекции дизартрии;
Инновационно-профессиональная деятельность в процессе работы над темой:
- Подготовить сообщение для воспитателей и специалистов ДОУ, родителей по проблеме «Современные подходы к профилактике и коррекции стертой форма дизартрии у детей».
- Разработать рекомендации для воспитателей групп по использованию в коррекционной работе с детьми самомассажа языка, губ, кистей рук и нетрадиционных форм проведения артикуляционных упражнений.
- Систематизировать материал, модифицировать и апробировать игры, упражнения по развитию просодической стороны речи у ребенка со стертой формой дизартрии.
- Оформить пособие по дифференциальной диагностике «Отличия функциональной дислалии от стертой дизартрии».
Влияние профессионального мастерства на результаты коррекционной работы с детьми.
Сравнительный анализ количественных и качественных показателей результатов коррекционной работы за 2-3 года
Тема: «Дизартрия: стёртые или минимальные формы её проявления, направления работы»
Стёртая дизартрия встречается очень часто в логопедической практике. Основные жалобы при стёртой дизартрии: невнятная, невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах и др.
Определение дизартрии разными авторами:
Стёртая дизартрия - речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга (Л.В.Лопатина).
Стёртая дизартрия - нарушения звукопроизношения, вызванные неизбирательной полноценностью некоторых моторных функций речедвигательного аппарата, а также слабостью и вялостью артикуляционной мускулатуры (М.П.Давыдова).
Стёртая дизартрия - избирательные, негрубые, но довольно стойкие нарушения звукопроизношения, которые сопровождаются лёгкими, своеобразными нарушениями иннервационной недостаточностью артикуляционных органов (А.Н. Корнев)
Согласно данным Е.Ф. Архиповой, дети со стёртой формой дизартрии составляют 50% от общей наполняемости групп детей с ОНР, и 35% детей в группах для ФФНР.
В работах Г. Гутцмана, О.В. Правдиной, О.А. Токаревой рассматриваются вопросы симптоматики дизартрических расстройств речи, при которых наблюдается «смытость», «стёртость» артикуляции. Авторы отмечают, что стёртая дизартрия по своим проявлениям похожа на сложную дислалию.
Сравнительная таблица
дизартрия | дислалия |
1.нарушена вся фонетическая сторона речи (голосообразование, дыхание, просодика, звуки) 2.страдают как сложные, так и простые согласные, гласные звуки. 3.более выражены нарушения речевой моторики. 4.голос затухающий, прерывистый, тихий, слабый, речевая активность снижена 5. критика к своему дефекту речи отсутствует. 6.отмечаются снижение памяти, неустойчивость, истощаемость внимания, значительное снижение работоспособности. Также часто отмечается снижение интеллекта и задержка психического развития. | 1.нарушено только произнесение звуков 2.страдают, как правило, только сложные по артикуляции согласные звуки. 3.динамика коррекции и результат более благоприятны 4.голос является громким, со сложными модуляциями речевая активность повышена 5.сохраняется критика в отношении имеющегося собственного речевого дефекта. 6.редко встречаются нарушения психической сферы, память, внимание, уровень мыслительных процессов не страдают и соответствуют норме. |
Учитывая распространенность данного речевого нарушения среди детей дошкольного возраста, можно сделать вывод, что в настоящее время назрела очень актуальная проблема - проблема оказания квалифицированной логопедической помощи детям со стертой формой дизартрии.
Исходя из этого, была поставлена цель данной работы: изучить методы и приёмы в коррекционно – логопедической работе с детьми, имеющими стёртые формы дизартрии. В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1.Коррекция дыхательных, голосовых расстройств и просодической стороны речи.
2. Коррекция моторной сферы: (артикуляционной, мимической и мелкой моторики).
3.Коррекция фонетической стороны речи.
4. Коррекция звукопроизношения.
Для устранения стёртой дизартрии необходим комплексный подход в коррекционных мероприятиях. Он включает в себя три блока:
Первый блок – медицинский, который определяет врач – невролог
Медицинское воздействие, должно включать медикаментозную терапию, ЛФК, массаж. физиотерапию.
Второй блок – психолого – педагогический. Основным направлением этого воздействия будет:
- развитие сенсорных функций;
- уточнение пространственных представлений;
- формирование познавательной деятельности;
- формирование тонких дифференцированных движений рук.
Третий блок – логопедическая работа, которая проводится преимущественно в индивидуальном плане. Учитывая структуру дефекта при дизартрии, логопедическую работу рекомендуется планировать по следующим этапам.
Этапы и направления логопедической работы:
Первый этап – подготовительный.
Второй этап – выработка новых произносительных умений и навыков.
Третий этап – выработка коммуникативных умений и навыков.
Четвёртый этап – предупреждение и преодоление вторичных нарушений.
Пятый этап – подготовка к обучению в школе.
1 этап.Подготовительный этап.
Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры:
самомассаж языка и губ
- накажем непослушный язычок;
- покусаем верхнюю и нижнюю губы;
- покусаем язычок.
мимические упражнения
- нахмурить брови;
- наморщить лоб;
- поднять брови;
- поочерёдно надуть щёки;
- втянуть щёки;
- «трубочка» – удерживать 5-7секунд;
- чередование «забор» - «трубочка» (до 5 раз);
мимические упражнения,выражающие различные настроения (страх, испуг, удивление, радость…).
Нормализация артикуляционного аппарата:
С этой целью логопед проводит дифференцированные приёмы артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика постепенно усложняется, и добавляются функциональные нагрузки. Отрабатываются такие качества артикуляционных движений, как точность, ритмичность, и переключаемость и др.
Нормализация голоса:
С этой целью проводятся голосовые упражнения, которые направлены на вызывание более сильного голоса и на модуляции голоса по высоте и силе. Можно предложить упражнения на пропевание звуков, изменяя высоту голоса, произнесение слов, фраз изменяя силу, тембр голоса, фонетические пропевки.
Нормализация речевого дыхания:
Работа над правильным дыханием является необходимым для воспитания правильной звучной речи. Для формирования правильной ротовой воздушной струи, необходимой для речевого дыхания, используем следующие упражнения:
- вдох и выдох носом;
- вдох и выдох ртом;
- вдох носом – выдох ртом.
Затем тренируем плавный, длинный выдох с беззвучной артикуляцией гласных звуков А, О, У,
далее задания усложняем, ребёнок делает вдох, а на выдохе «пропевает» слоги ми- ма – мо- му,
первые звуки можно менять, на выдохе ребёнок произносит двухсложные слова из тренированных слогов. Слова и фразы подбираем со звуками, которые необходимо автоматизировать.
При систематических занятиях ребёнок начинает ощущать разницу в направлении воздушной струи и учится правильно её направлять.
Воспитанию активного выдоха способствуют также следующие упражнения:
- дуть на специально изготовленную из тонкой бумаги «занавеску»;
- дуть на бабочки, цветы, фигурки птиц, зверюшек;
- дуть через трубочку в банку с водой; дуть в бутылочку.
- дуть через короткую, а затем длинную трубочку на мелко нарезанные кусочки бумаги или ватные шарики, дуть в музыкальные инструменты. Задание постепенно усложняем путем увеличения расстояния, когда требуется более сильный выдох. Упражнения, связанные с дутьём, чередуем с упражнениями, развивающими движения губ и языка, которые можно выполнять самостоятельно в домашних условиях.
Нормализация мелкой моторики рук:
Функция движения руки всегда тесно связана с функцией речи, и развитие моторики будет способствовать развитию произносительной стороны речи.
У детей с дизартрией часто наблюдается значительное нарушение движений руки и пальцев. Поэтому мы применяем различные упражнения, которые связаны с игровой деятельностью ребёнка и с навыками его повседневной деятельности, способствующие развитию мелкой моторики рук:
- - ребёнок кладёт кисть руки на стол и по просьбе логопеда или педагога поочерёдно приподнимает пальцы;
- - ребёнок складывает ладони, сжимает их и постукивает пальцами каждой пары, для увеличения мышечной нагрузки на каждую пару можно надеть тонкую резинку. Можно это упражнение обыграть: пальчики здороваются друг с другом, дети придумывают приветствия, имена пальчикам, в названии должны присутствовать автоматизируемые звуки.
- - по заданию взрослого ребёнок показывает поочерёдно пальцы по одному, по два, по три;
- - отбивание такта каждым пальцем, имитация игры на пианино;
- - «отстреливание» ватного шарика, шашки и.т.п. одним, двумя, и четырьмя пальцами.
- - ребёнок разбирает цветные пуговицы разного размера, цвета и величины, при этом можно закрепить навык классификации по цвету, форме, величине;
Для развития точности и плавности движений, нужных для письма выполняем следующие упражнения:
- - раскрашивание картинок;
- - точное обведение контуров предметов;
- - соединение данных точек линиями разного направления;
- - штрихование (используются цветные карандаши).
Данные упражнения выполняются педагогами в группах, а также родителями в домашних условиях.
2 этап. Выработка новых произносительных умений и навыков.
Направления второго этапа логопедической работы проводятся на фоне продолжающихся упражнений, перечисленных в первом этапе, но более сложных. Направлениями второго этапа являются:
Выработка основных артикуляционных укладов.
Овладев на первом этапе рядом артикуляционных движений, на втором этапе переходим к комплексам упражнений для нарушенных групп звуков (свистящие, шипящие, соноры…). В результате данной работы у ребёнка подготавливается артикуляционная база для уточнения или вызывания нарушенных звуков.
Уточнение или развитие фонематического восприятия.
Под фонематическим восприятием подразумевается способность ребёнка выделять и различать фонемы родного языка. Дети с дизартрией испытывают трудности при дифференциации слогов, слов с оппозиционными согласными: звонкие - глухие, твёрдые – мягкие.
Для развития фонематического восприятия проводим следующие упражнения:
- узнавание неречевых звуков;
- различение высоты, силы голоса;
- различение слов, близких по звуковому составу;
- дифференциация слогов;
- дифференциация фонем;
- определение позиции звука в словах;
- навыки элементарного звукового анализа.
По данной теме планируется проведение занятия - практикума ребёнка с родителем по теме: «Как научить ребёнка слышать заданный звук», где родитель обучится определять позицию звука в словах. Данная работа поможет родителям в домашних условиях выполнять задания логопеда.
Вызывания нарушенных звуков, автоматизация и дифференциация.
При постановке нарушенных звуков используются классические приёмы (по подражанию, механическим, смешанным способами). Самым сложным направлением работы является закрепление вызванного звука, т.е. его автоматизация. Часто в практике логопеды сталкиваются с тем, что изолированно дети произносят все звуки правильно, а в речевом потоке звуки теряют. Произносят искажённо. Автоматизация звуков ведётся последовательно, от простого к сложному. Весь лексический материал должен быть доступен ребёнку. Одним из значимых направлений является дифференциация поставленного звука в произношении с оппозиционными фонемами.
Вывод:
Систематическая работа по нормализации артикулярной и тонкой ручной моторики, развитию фонематического восприятия, речевого дыхания, голоса, развивает и активизирует навыки речевого общения у детей со стёртой дизартрией. Наибольшая эффективность в преодолении этого сложного нарушения достигается при чёткой координации совместных усилий врача, логопеда, воспитателей и родителей.
Список литературы для самостоятельного изучения
- Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. М., 2006 г.
- Визель Т.Г. Аномалии речевого развития ребенка. М., 1995г.
- Волкова Г.А. Методика психолго-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. СПб., 2005г.
- Гуровец Г.В., Маевская С.И. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии. Вопросы логопедии. М., 1978г.
- Логопедия. Учебное пособие под редакцией Л.В. Волковой. М., 1989г.
- Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. СПб.,1997г.
- Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов Н/Д, 2002г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа самообразования учителя-логопеда "Дизартрия: стертые или минимальные формы её проявления"
Программа самообразования расчитана на 2 года....
Обида как эмоциональное состояние и формы ее проявления
В статье раскрывается понятие обиды, выделяется структура обиды, ее внешние проявления и причины появления....
Дизартрия. Стертая дизартрия.
Даннай материал предназначен для учителей - логопедов....
Консультация для родителей "Дизартрия стертой формы"
Презентация помогает сформировать краткое представление о таком речевом нарушении, как дизартрия стертой формы....
Дифференциальная диагностика дислалии и минимальных дизартрических расстройств (стертой дизартрии).
В логопедической практике часто встречаются случаи неоднородности проявлений фонетических нарушений, когда среди якобы дислаликов выделяются дети с особой трудностью преодолевающие недостатки звукопро...
Возрастные особенности развития познавательной активности и форм её проявления у старших дошкольников
Возрастные особенности развития познавательной активности и форм её проявления у старших дошкольников Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об о...
"Адаптация. Формы ее проявления и специфика адаптации детей к условиям ДОУ"
Адаптация - это процесс активного приспособления личности или группы к меняющейся социальной среде. Адаптация – в широком смысле – приспособление к окружающим условиям....