Конспект НОД учителя – логопеда с детьми по интеграции образовательных областей.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Колтун Ирина Валерьевна
Широкое использование нетрадиционных методов игрового взаимодействия в работе логопеда способствует развитию речевой активности детей и повышению результативности коррекционной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД учителя – логопеда с детьми по интеграции образовательных областей.

Тема занятия: «Звук [с]».

                                                         

Автор работы ФИО: Колтун Ирина Валерьевна

Место работы: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №29» г. Иваново

Должность: учитель – логопед.

Цель: закрепление правильного произношения звука [С].

Задачи:

Образовательные

-закреплять четкую артикуляцию и характеристику звука [С].

-закреплять навыки автоматизации звука [С] в слогах, в словах, в чистоговорках и стихах;

-закреплять навык определения позиции звука [С] в словах;

-совершенствовать навык звукового анализа слов;

Коррекционно-развивающие

-развивать фонематическое восприятие;

-развивать мелкую моторику пальцев рук;

-развивать психические процессы: внимание, память, мышление.

-формировать интонационную выразительность речи;

-развитие различных каналов восприятия информации у детей (аудиального, визуального, кинестетического);

Воспитательные

-воспитывать чувство доброжелательности, ответственности и сотрудничества;

-развивать коммуникативную компетентность;

-развивать навык работы в парах;

-развивать творческие способности детей.

Оборудование

- «Звуковички»;

-Разрезные картинки «Снеговик»;

-«Птички - Звуковички» (для определения места звука в слове);

-Звуковые пеналы (для составления схемы слова);

-Магнитно-маркерная доска;

-Массажные мячики «Су – джок»;

-Эспандер;

-Стол для игры с песком «Сенд –плей»;

-Перчатки – куклы «Чупа и Чупс»;

-Загадки – снежинки;

-Конверт.

ТСО и ИКТ

- интерактивная доска;

- компьютер;

- мультимедийный проектор;

- музыкальный центр;

- мультимедийная презентация Power Point;

- диск с пальчиковой гимнастикой;

- диск с записью мелодии из м/ф «Каникулы из Простоквашено»;

- компьютерная игра «Игры для Тигры».

Образовательная область

Ход совместной деятельности

Здоровье

Продуктивная

Познавательная

Здоровье

Познавательная

 

Коммуникация и здоровье.

Познавательная

Коммуникация

Музыкально – художественная и продуктивная.

 Организационный момент:

Звучит фонограмма из мультипликационного фильма «Каникулы в Простоквашино» - «Зима» (Приложение №1)

 Психогимнастика:

Логопед. Ребята, посмотрите за окошко. Какое сейчас время года? Покажите, что вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились. А какие зимние игры вы знаете? Изобразите, как дети играют в «Снежки».

Звучит запись имитационной игры «Бросаем снежки» (Приложение №2).  В конце игры логопед показывает детям фрагменты картинки «Снеговик».

Основная часть занятия:

Логопед. Посмотрите, из ваших снежков получились  комочки. Как вы думаете, кого можно слепить?

Ответы детей. Снеговика.

Дети соединяют разрезные части. Получается  снеговик. Дети садятся на свои места.

Логопед. Снеговик принес с собой  конверт. Это письмо.

Логопед читает детям письмо от Снеговика.

Текст письма:

 Дорогие, ребята!

Я не умею говорить и поэтому написал вам письмо.

В нем прошу вас выполнить мои задания.  Начните с загадок и попробуйте догадаться, что общего в словах - отгадках? Желаю вам удачи. Снеговик.

На снежинках в конверте написаны загадки:

Сперва с горы летишь на них,

А после в гору тянешь их.

(Санки)

Зима на крыши серые

Бросает семена —

Растит морковки белые

Под крышами она.

(Сосульки)

Вился, вился белый рой.

Сел на землю – стал горой. 

(Сугроб)

 Воспроизведение слов в разной последовательности:

Логопед. Повторите за мной слова – отгадки:

Санки – сосульки – сугроб

Сосульки – санки – сугроб

Сугроб – санки – сосульки.

Что общего в этих словах?

 Ответы детей. Все слова начинаются со звука [С].

 Логопед. Правильно, а теперь снеговик просит вас рассказать все про звук [С].

  Комплекс артикуляционных упражнений с элементами «Биоэнергопластики».

Для того чтобы правильно и красиво произнести звук [С] давайте попросим «Чупа и Чупса» показать специальные упражнения для звука [С].

 

Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.

Логопед. Посмотрите в зеркало и произнесите звук [С] длительно. Повернитесь друг к другу и произнесите звук [С] еще раз. Что желают губки?

Ответы детей. Улыбаются. 

Логопед. Где прячется язычок?

Ответы детей. За нижними зубками. 

Логопед. Как выходит воздух?

Ответы детей. Воздух выходит не свободно, значит звук  [С] согласный.

Логопед. Сильно прижмите ладошки к вашим ушам, и произнесите звук. А теперь прижмите ладонь к горлышку. Какой это звук, звонкий или глухой?

Ответы детей. Глухой.

Логопед. Ребята, покажем Снеговику, какие мы внимательные и сильные.

 Воспроизведение слоговых рядов с применением эспандера

Возьмите эспандер в правую руку и на каждый слог сжимайте его. Следите за правильным произношением звука [С]:

Са – со – су, сы – са – сэ, са – са – со, со – сы – сы;

А теперь проверим силу левой руки:

Ас – ос – ус, ыс – ас – эс, ас – ас – ус, эс – эс – ыс.

Проговаривание чистоговорок и стихов  с применением массажного мячика «Су – джок».

 Ребята, давайте вспомним и расскажем нашему гостю стихотворение о снеговике. Выделяйте голосом и правильно произносите звук [С].

Сколько снега стало в миг.   Сжимают мячик в правой руке.

Если с нами Снеговик.          Сжимают мячик в левой руке.

Снег в ладошки наберем.    Катают шарик между ладошками.

С ним сыграем и споем!      Катают шарик между ладошками.

Автор: Колтун И.В.

 А теперь достаньте массажное колечко.

 Проговариваем слоги и нанизываем кольцо на пальчик. При произнесении слова снимем кольцо с пальца.

Са – са – са – сад.

Со – со – со – сок.

Сы – сы – сы – сын.

Су – су – су – сумка.

Ас – ас – ас – квас.

Ус – ус – ус – фикус.

Ыс – ыс – ыс – кумыс.

Ос – ос – ос – пылесос.

 

Звуковой анализ слогов и слов: дифференцированный подход.

 Игра «Живые слоги и слова»(«Звуковички» по букварю Бунеева Р.Н.).

Дифференцированный подход.

Логопед. Снеговик просит двоих детей с помощью «Звуковичек» показать слог СА.

 А троих детей показать слово СОМ.

 Возвращайтесь на свои места. Снеговик для каждого из вас приготовил цветные ладошки. У кого синего цвета, того он просит с помощью звуковых пеналов составить слог СЫ, а у кого ладошки красного цвета – составьте схему слова ОСЫ. А Лера составит схему  слова СОВЫ у доски.

 Показ слайдов с использованием интерактивной доски.

 Логопед. Следующее задание нашего гостя. Он просит вас определить место звука [С] в словах. Для этого он покажет вам предметы, в названии которых звук может стоять в начале слова, в середине или в конце. А помогут нам наши «Звуковые птички».

Все внимание на доску. Определите место звука в словах: часы, глобус, слон и т.д.(см. презентация - слайд №1).

Дети определяют место звука в названии картинки и показывают соответствующую часть синички (см. фото).

  Заучивание  стихотворения по мнемотаблице .

Снеговик приготовил для вас стихотворение, которое можно прочитать с помощью картинок (см. презентация - слайд №2).

Одним словом.

 (Автор Колтун И.В.).

Снеговик привез к нам в сад:

Сахар, колбасу, салат.

А еще он нам нашел:

Стул, софу и даже стол.

Кактус, фикус, кипарис

На окошке собрались.

Дети называют обобщающие понятия: продукты, мебель, цветы.

Молодцы! Вы справились со всеми заданиями Снеговика.

  Песочная игровая терапия «Сенд – плей».

А мы можем научить нашего гостя игре с песком.

 Дети подходят к световому столу для рисования песком, в помещении приглушается свет. Набирают в кулачки песок и медленно высыпают его на стол проговаривая текст стихотворения:

Сыпется, сыпется, сыпется песок.

Слышится, слышится сыпучий голосок.

Ветер песню напевает: ССССССССС,

И песочек насыпает: СССССССССС!

 Итог:

С каким звуком познакомил вас Снеговик? Какой это звук? Вам понравилось занятие? Какое у вас сейчас настроение? Пусть каждый из вас нарисует для Снеговика снежинку.

Под музыку «Каникулы в Простоквашено» дети рисуют на столе для песка снежинки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация совместной деятельности педагогов с детьми по интеграции образовательных областей»

«Организация совместной деятельности педагогов с детьми                 по   интеграции образовательных ...

Конспект комплексно-тематической работы по рисованию с интеграцией образовательных областей на тему «Здравствуй, Солнышко!» в 1-ой младшей группе.

Конспект комплексно-тематической работы по рисованию с интеграцией образовательных областей на тему "Здравствуй, Солнышко!" в 1-ой младшей группе. В конспекте также представлена Предварительная р...

"СТАНЬ КРЕПЫШОМ" Конспект музыкально-игровой развивающей ситуации на основе интеграции образовательных областей с детьми старшей группы компенсирующей направленности (ОНР)

Дети получили приглашение от Крепыша и отправляются к нему в гости. По пути они встречаются с тётушкой Чистюлей, доктором Айболитом и его пациентами. В содержании использованы игры на развитие музыкал...

СОВРЕМЕНЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

   Аннотация. Для «особого» ребенка наиболее высокие результаты развития достигаются при сочетании - использование традиционных и альтернативных инновационных методов и пр...

Работа учителя-логопеда с детьми с особыми образовательными потребностями.

Работа учителя-логопеда с детьми с особыми образовательными потребностями (из опыта работы)....