Использование пословиц и поговорок в логопедической работе.
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа) по теме
Пословицы в работе учителя-логопеда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_poslovic_v_rabote_uchitelya-logopeda_s_detmi_s_roditelyami_i_pedagogami.docx | 17.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Художественное слово в работе логопеда с детьми, с родителями и педагогами.
Возможности использования пословиц учителем-логопедом в работе с детьми, педагогами и родителями велики и разнообразны:
- Использование пословиц для автоматизации, дифференциации звуков звуков и совершенствования звуковой стороны речи;
- Использование пословиц для развития общеречевых навыков, для отработки интонационной выразительности, обучение использованию выразительных средств;
- Использование пословиц для расширения словарного запаса и развития связной речи;
- Для развития мимики и жестов;
- В обучении делать выводы, умозаключения пословицей;
- Пословицы могут служить опорой для изучения некоторых грамматических категорий (антонимы, предлоги, слов признаков, действий…)
- Помогают знакомить детей с народной мудростью, традициями.
- Пословицы являются средством умственного воспитания, учат понимать скрытый смысл фраз, помогают в обучении детей делать выводы, умозаключения пословицей;
- Помогают в обучении детей яркому и образному выражению своих мыслей, развитию понимания красоты русской речи.
- Помогают поддерживать связь поколений.
- Учат детей использовать меткое слово для характеристики героя или человека.
- Использование пословиц для создания формы занятий
- Использование пословиц для решения воспитательных задач, для формирования культурного поведения и положительных качеств личности (вежливость, скромность, трудолюбие, ответственности…)
- С помощью пословиц можно решать спорные ситуации с родителями и коллегами.
Далее приведены примеры пословиц и поговорок к ситуациям, которые не раз мне помогали в решении сложных ситуаций, возникающих в работе с родителями.
- Что скоро, то не споро.
- Ученого учить – только портить.
- Плетью обуха не перешибешь.
- Одной рукой и узла не завяжешь.
- Один в поле не воин.
- Не зная броду, не суйся в воду.
- Овчинка выделки не стоит
- Овчинка выделки стоит.
- Не знаешь, где найдёшь, где потеряешь.
- Всякому овощу – своё время.
- Больше верь делам. Нежели словам.
- Больше верь своим очам, чем чужим речам.
- Ваше дело – чему быть, а наше дело – говорить.
- В своём доме самому быть судьёй нельзя.
- Выше лба уши не растут.
- Думал купить корову. А купил быка.
- Как посеешь, так и пожнёшь.
- Как постелишь, так и поспишь.
- Кто добрых людей слушает, тот слаще кушает.
- Кто за двумя зайцами погнится, тот ни одного не поймает.
- Кто не слушает советов, тому нечем помочь.
- Много искать станешь, ничего не достанешь.
- Много желал, да ничего не поймал.
- Много думается, да не всё то сбудется.
- Не всегда возможно знать. Где найти, где потерять.
- Не всё сбывается. Что желается.
- Не верь, чужим речам, верь своим очам.
- Недозрелый умок, что весенний ледок.
- Не поймал карася, поймаешь щуку.
- Не срывай яблока пока зелено. Созреет и само упадёт.
- Не учи плавать щуку, щука знает всю науку.
- Не учи рыбу плавать.
- Рано оседлали, да поздно поскакали.
- Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела.
- Рано снарядились, да поздно в путь пустились.
- Русский задним умом крепок.
- Свой глаз – алмаз, а чужой - стёклышко.
- Слово вовремя и кстати сильнее ума и печати.
- Собственный разум как царь в голове.
- С умом можно и найти, и потерять
- Умел дитя родить умей и научить.
- Хороший совет стоит десяти изрядных.
Далее представлены пословицы, которые можно использовать на логопедических занятиях.
Для начинающих коллег, я рекомендую распечатать эту страницу в форме закладки и вложить в план работы. Тогда этот бесценный клад народной мудрости будет всегда под рукой специалиста, а его речь и речь детей ярче.
- Без букв и грамматики не учат математики.
- Азбука – наука, а ребятам – бука.
- Без притчи – века не изживёшь.
- Боится ученик лозы. Больше грозы.
- Видел – не видал. Слышал – не слыхал.
- На вид – сокол, а сам – ворона.
- На вид – орёл, а умом – тетерев.
- Век живи, век учись.
- Голова без ума, что фонарь без огня.
- Игра игрою, а дело делом.
- И слушать, и ничего не слышать.
- Красна птица пером, а человек ученьем.
- Кто больше знает, тому и книгу в руки.
- Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
- Кто любит трудиться, тому есть чем похвалиться.
- Кто не слушает советов, тому нечем помочь.
- Ленивому всегда праздник.
- Мало говоря, больше услышишь.
- Мал соловей, да голос велик.
- Не плавать щуку, щука знает всю науку.
- Не учи рыбу плавать.
- Не хвались, горох, не лучше бобов.
- Обед узнаешь кушаньем, а ум узнаешь слушаньем.
- Труд приучении скучен, да плод от учения сладок.
- Умный слова боится, а глупый и побоев не страшится.
- Ученого учить – лишь дело волочить.
- Ученье лучше богатства.
- Ученье – красота, а не ученье -сухота.
- Хорошо того учить, кто слушает.
- Хоть дуйся, хоть не дуйся не быть быком лягушке.
- Чего не слышишь, того и не думаешь.
Этот список пословиц каждый для себя может составить сам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование пословиц и поговорок в работе с дошкольниками»
Консультация для воспитателей«Использование пословиц и поговорок в работе с дошкольниками»...
Использование пословиц и поговорок на логопедических занятиях.
Знание пословиц и поговорок развивает у детей мышление, память, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи. Для лучшего запоминания пословиц хорошо использовать рисунки....
Использование пословиц и поговорок в работе с детьми
Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладеть родным языком....
«Использование пословиц и поговорок в работе с детьми».
Дошкольный возраст является очень важным периодом становления нравственного облика ребенка. Именно в эти годы при условии Целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личн...
Статья "Использование пословиц и поговорок в работе учителя-логопеда над развитием связной речи старших дошкольников с ОНР"
В статье содежатся рекомендации по использованию учителем-логопедом на занятиях по развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста пословиц и поговорок. К материалу прилагается картотека ...
Использование пословиц и поговорок в работе учителя-логопеда
В статье дана краткая характеристика таких малых фольклорных форм, как пословица и поговорка. Описаны формы работы с пословицами и поговорками и приведены примеры дидактических игр с применением...
Мастер-класс для педагогов «Использование пословиц и поговорок в работе с детьми дошкольного возраста»
мастер-класс для педагогов "Использование пословиц и поговорок в работе с детьми дошкольного возраста"...