Использование пословиц и поговорок в логопедической работе.
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа) по теме

Домбровская Наталья Дмитриевна

Пословицы в работе учителя-логопеда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Художественное слово в работе логопеда с детьми, с родителями и педагогами.

Возможности использования   пословиц учителем-логопедом в работе с детьми, педагогами и родителями велики и разнообразны:

  1. Использование пословиц для автоматизации, дифференциации звуков звуков и совершенствования звуковой стороны речи;
  2. Использование пословиц для развития общеречевых навыков, для отработки интонационной выразительности, обучение использованию выразительных средств;
  3. Использование пословиц для  расширения словарного запаса и развития связной речи;
  4. Для развития мимики и жестов;
  5. В обучении делать выводы, умозаключения пословицей;
  6. Пословицы могут служить  опорой  для изучения некоторых грамматических  категорий  (антонимы,  предлоги, слов признаков, действий…)  
  7. Помогают знакомить детей  с народной мудростью, традициями.
  8. Пословицы являются средством умственного воспитания, учат понимать скрытый смысл  фраз, помогают в обучении детей делать выводы, умозаключения пословицей;
  9. Помогают в обучении детей  яркому и образному выражению  своих мыслей, развитию понимания красоты  русской  речи.
  10. Помогают поддерживать связь поколений.
  11. Учат детей использовать меткое слово для характеристики героя или человека.
  12. Использование пословиц для создания формы занятий
  13. Использование пословиц для решения воспитательных задач, для формирования культурного поведения и положительных качеств личности (вежливость, скромность, трудолюбие, ответственности…)
  14. С помощью пословиц можно решать спорные ситуации с родителями и коллегами.

 

Далее приведены примеры пословиц и поговорок  к ситуациям, которые не раз мне помогали в решении сложных ситуаций, возникающих в работе с   родителями.

  1. Что скоро, то не споро.
  2. Ученого учить – только портить.
  3. Плетью обуха не перешибешь.
  4. Одной рукой и узла не завяжешь.
  5. Один в поле не воин.
  6. Не зная броду, не суйся в воду.
  7. Овчинка выделки не стоит
  8. Овчинка выделки стоит.
  9. Не знаешь, где найдёшь, где потеряешь.
  10. Всякому овощу – своё время.
  11. Больше верь делам. Нежели словам.
  12. Больше верь своим очам,  чем чужим речам.
  13. Ваше дело – чему быть, а наше дело – говорить.
  14. В своём доме самому быть судьёй нельзя.
  15. Выше лба уши не растут.
  16. Думал купить корову. А купил быка.
  17. Как посеешь, так и пожнёшь.
  18. Как постелишь, так и поспишь.
  19. Кто добрых людей слушает, тот слаще кушает.
  20. Кто за двумя зайцами погнится, тот ни одного не поймает.
  21. Кто не слушает советов, тому нечем помочь.
  22. Много искать станешь, ничего не достанешь.
  23. Много желал, да ничего не поймал.
  24. Много думается, да не всё то сбудется.
  25. Не всегда возможно знать. Где найти, где потерять.
  26. Не всё сбывается. Что желается.
  27. Не верь, чужим речам, верь своим очам.
  28. Недозрелый умок, что весенний ледок.
  29. Не поймал карася, поймаешь щуку.
  30. Не срывай яблока пока зелено. Созреет и само упадёт.
  31. Не учи плавать щуку, щука знает всю науку.
  32. Не учи рыбу плавать.
  33. Рано оседлали, да поздно поскакали.
  34. Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела.
  35. Рано снарядились, да поздно в путь пустились.
  36. Русский задним умом крепок.
  37. Свой глаз – алмаз, а чужой - стёклышко.
  38. Слово вовремя и кстати сильнее ума и печати.
  39. Собственный разум как царь в голове.
  40. С умом можно и найти, и  потерять
  41. Умел дитя родить умей и научить.
  42. Хороший совет стоит десяти изрядных.

     

        Далее представлены пословицы, которые можно использовать на логопедических занятиях.

      Для  начинающих коллег,  я рекомендую распечатать эту страницу в форме закладки и вложить в план работы. Тогда этот бесценный  клад народной мудрости будет всегда под рукой специалиста, а его  речь  и речь детей ярче.

  1. Без букв и грамматики не учат математики.
  2. Азбука – наука, а ребятам – бука.
  3. Без притчи – века не изживёшь.
  4. Боится ученик лозы. Больше грозы.
  5. Видел – не видал. Слышал – не слыхал.
  6. На вид – сокол, а сам – ворона.
  7. На вид – орёл, а умом – тетерев.
  8. Век живи, век учись.
  9. Голова без ума, что фонарь без огня.
  10. Игра игрою, а дело делом.
  11. И слушать, и ничего не слышать.
  12. Красна птица пером, а человек ученьем.
  13. Кто больше знает, тому и книгу в руки.
  14. Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
  15. Кто любит трудиться, тому есть чем похвалиться.
  16. Кто не слушает советов, тому нечем помочь.
  17. Ленивому всегда праздник.
  18. Мало говоря, больше услышишь.
  19. Мал соловей, да голос велик.
  20. Не плавать щуку, щука знает всю науку.
  21. Не учи рыбу плавать.
  22. Не хвались, горох, не лучше бобов.
  23. Обед узнаешь кушаньем, а ум узнаешь слушаньем.
  24. Труд приучении скучен, да плод от учения сладок.
  25. Умный слова боится, а глупый и побоев не страшится.
  26. Ученого учить – лишь дело волочить.
  27. Ученье лучше богатства.
  28. Ученье – красота, а не ученье -сухота.
  29. Хорошо того учить, кто слушает.
  30. Хоть дуйся, хоть не дуйся не быть быком лягушке.
  31. Чего не слышишь, того и не думаешь.

Этот список пословиц каждый для себя может составить сам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование пословиц и поговорок в работе с дошкольниками»

Консультация для воспитателей«Использование пословиц и  поговорок в работе с дошкольниками»...

Использование пословиц и поговорок на логопедических занятиях.

Знание пословиц и поговорок развивает у детей мышление, память, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи. Для лучшего запоминания пословиц хорошо использовать рисунки....

Использование пословиц и поговорок в работе с детьми

Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладеть родным языком....

«Использование пословиц и поговорок в работе с детьми».

Дошкольный возраст является очень важным периодом становления нравственного облика ребенка. Именно в эти годы при условии Целенаправленного  воспитания закладываются основы моральных качеств личн...

Статья "Использование пословиц и поговорок в работе учителя-логопеда над развитием связной речи старших дошкольников с ОНР"

В статье содежатся рекомендации по использованию учителем-логопедом на занятиях по развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста пословиц и поговорок. К материалу прилагается картотека ...

Использование пословиц и поговорок в работе учителя-логопеда

В статье дана краткая характеристика таких малых фольклорных форм, как пословица и поговорка. Описаны формы работы с пословицами и поговорками и  приведены примеры дидактических игр с применением...

Мастер-класс для педагогов «Использование пословиц и поговорок в работе с детьми дошкольного возраста»

мастер-класс для педагогов "Использование пословиц и поговорок в работе с детьми дошкольного возраста"...