Использование пословиц и поговорок на логопедических занятиях.
учебно-методическое пособие по логопедии (старшая группа) по теме
Знание пословиц и поговорок развивает у детей мышление, память, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи. Для лучшего запоминания пословиц хорошо использовать рисунки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poslovitsy.docx | 14.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование пословиц и поговорок
в логопедической практике.
О.А. Алексеева учитель-логопед МБДОУ №16
п. Реммаш Сергиево-Посадского района
Московской области
«Ученье свет, а неученье тьма»,
«Была бы охота, наладится любая работа».
Попытайтесь перевести эти пословицы на какой-нибудь иностранный язык. Скорей всего дословного перевода не будет. Просто невозможно перевести народную мудрость, самобытность русского языка!
Пословицы и поговорки – сокровищница русской народной речи и народной мудрости. Они кратки, выразительны, легко запоминаются. Пословицы украшают нашу речь, делают ее интересней.
Знание пословиц и поговорок развивает у детей мышление, память, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, обогащает детей народной мудростью. Пословицы и поговорки учат детей рассуждать, думать, делать выводы.
К сожалению, в современном русском языке пословицы и поговорки можно услышать лишь в речи старшего поколения, молодые люди практически не используют их в своей речи. Это объясняется, на мой взгляд, слабым знанием русского фольклора и литературы, вследствие их недостаточного изучения и отсутствием методик по использованию пословиц и поговорок в повседневной жизни. Конечно же, многие педагоги стараются путем внедрения собственных методик довести до детей смысл и значение русского фольклора, в том числе пословиц и поговорок.
В своей логопедической практике я использую пословицы и поговорки во время автоматизации звуков на уровне предложения:
Звуки «Д - Дь» - «Жизнь дана на добрые дела», «Без труда не вынешь рыбку из пруда», «Долог день до вечера, коли делать нечего».
Звуки «К – Г» - «Кончил дело – гуляй смело».
Звук «Ч» - «Хочешь есть калачи – не сиди на печи», «Под лежачий камень вода не течет», «Любишь кататься, люби и саночки возить».
Звук «Ш» - «Шила в мешке не утаишь», «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь», «Поспешишь, людей насмешишь», «В гостях хорошо, а дома лучше».
Звук «О» - «Один в поле не воин», В зимний холод всякий молод», «При солнце тепло, а при матери добро».
Звук «М» - «Москва – всем городам мать».
Звуки «Л – Ль» - «Маленькое дело лучше большого безделья».
Звук «К» - «Красна птица пером, а человек умом»,
При изучении лексических тем, особенно времен года, также хорошо знакомить детей с пословицами, они лучше запомнят сезонные признаки.
«Зима» - «Много снега, много хлеба», «Зимний денек, что комариный носок», «Мороз не велик, а стоять не велит»».
«Весна» - «Много воды – много травы», «Апрель с водой, май с травой».
«Осень» - «Осень – перемен восемь».
«Лето» - «Как летом потопаешь, так зимой полопаешь», «Июль – макушка лета».
Очень много разнообразных пословиц можно подобрать для воспитания у детей трудолюбия и развития нравственности (особенно по теме «Дружба»).
Для лучшего запоминания пословиц я использую рисунки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование пословиц и поговорок в работе с дошкольниками»
Консультация для воспитателей«Использование пословиц и поговорок в работе с дошкольниками»...
Использование пословиц и поговорок русского народа на занятиях в общеобразовательной школе как одно из средств развития речи детей
Об использовании пословий и поговорок на школьных занятиях...
Использование пословиц и поговорок в логопедической работе.
Пословицы в работе учителя-логопеда....
Использование пословиц и поговорок в режимных моментах учителем-логопедом.
Проводя коррекционную работу во время режимных моментов, комментируя приём пищи детей дошкольного возраста, учитель-логопед может использовать пословицы и поговорки. Подборка п...
Семинар - практикум для воспитателей по теме «Использование пословиц и поговорок в связной речи».
При знакомстве детей с пословицами особое место уделяется пониманию меткости, точности их языка, осмыслению прямого и переносного смысла. Важно, чтобы дети смогли потом использовать их в речи....
Использование пословиц и поговорок в работе с детьми
Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладеть родным языком....
использование пословиц и поговорок при воспитании навыков безопасного поведения у дошкольников
подборка пословиц и поговорок на тему безопасности на русском и якутском языках...
Комментарии
Ольга Александровна! У Вас
Ольга Александровна! У Вас замечательные занятия:) Тема понимания пословиц и поговорок для детей является сложной, но при использовании изображений эта задача упрощается. Безусловно знание и понимание пословиц и поговорок обогащает словарь детей, делает речь более образной. Спасибо Вам за чудесное занятие.
Спасибище вам огромадное за
Спасибище вам огромадное за иллюстрации. Ужасно нужны именно такие. Успехов вам больших!
Спасибо за оценку.Также я
Спасибо за оценку.Также я благодарю воспитателя нашего детского сада Анну Юрьевну Скибину (Калачеву) за иллюстрацию некоторых пословиц.