«Использование пословиц и поговорок в работе с детьми».
консультация (старшая группа) на тему
Дошкольный возраст является очень важным периодом становления нравственного облика ребенка. Именно в эти годы при условии Целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности. Дошкольники активно реагируют на воздействие окружающей среды, отличаются высокой восприимчивостью. И эти особенности создают благоприятную почву для организации нравственно направленной деятельности ребёнка, для систематического упражнения их в положительных поступках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poslovitsy_i_pogovorki.docx | 19.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление из опыта работы
«Использование пословиц и поговорок в работе с детьми».
Использование пословиц и поговорок в работе с детьми.
Дошкольный возраст является очень важным периодом становления нравственного облика ребенка. Именно в эти годы при условии Целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности. Дошкольники активно реагируют на воздействие окружающей среды, отличаются высокой восприимчивостью. И эти особенности создают благоприятную почву для организации нравственно направленной деятельности ребёнка, для систематического упражнения их в положительных поступках.
Богатейший материал для воспитания нравственных качеств содержит в себе устное народное творчество. Фольклор разнообразен и богат различными видами и жанрами. Среди этих сокровищ устного народного творчества пословицы и поговорки занимают особое место. С их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие.
Пословицы и поговорки стали нашими верными помощниками в формировании нравственных качеств и детей, и прежде всего трудолюбия и дружелюбия.
Воспитание интереса и уважения к различным профессиям мы осуществляем через знакомство, с трудом взрослых. Так, во время экскурсии на кухне дети знакомились с трудом повара. Они внимательно рассматривали оборудование, слушали объяснения, сдавали вопросы: «Для чего этот котел? А как этот печь варят? Как вы делаете запеканку?» и др. Затем в группе я провела обобщающую беседу о том, что ребята увидели и узнали нового, сказала детям пословицу «Не котел варят, а стряпуха» и попросила объяснить, почему так говорится. Ответы детей были близки к истине: «Повар готовит все продукты, чистит картофель и все кладет в котел, в котле продукты варятся». Я еще раз уточнила: «Правильно мы видели, как Нина Семеновна резал картофель и лук, как она поджаривала лук на противне, а потом все опускала в котел, где варится суп». Вот поэтому и говорят : «Не котел варит, а стряпуха». И предложила объяснить детям другую пословицу: «Не печь кормит, а руки». Ребята легко справились с этим заданием.
Используя пословицы во время наблюдения за трудом взрослых, раскрывая их смысл, я стремилась к тому, чтобы дети поняли самое важное: любой труд почётен, трудолюбивых народ уважает и прославляет.
Большое значение имеют пословицы и поговорки в воспитании трудолюбия у детей. Их можно использовать в различных ситуациях. Например, сидят на ковре. «От скуки бери дело в руки»,- говорю я ребятам и предлагаю протереть пыль с игрушек. Они охотно приступают к делу. После того как работа закончена, хвалю мальчиков и спрашиваю: «Как вы думаете, почему так говорится в пословице?». Дети правильно объясняют: нужно заниматься делом, тогда не будет скучно, время происходит быстрее и с пользой.
При анализе детского труда я называю пословицу «Не говори, что делал, а говори, что сделал», объясняю её смысл, подчеркиваю, что работу можно выполнить по-разному – плохо и хорошо.
Значительную роль в воспитании трудолюбия играют и те пословицы, которые заключают в себе порицание. Их я так же использую во время анализа детского труда. Например, ребята, стирали кукольное бельё. Сделали всё быстро, но бельё оказалось не очень чистым. Я обратила на это внимание детей и сказала: «Стирала – не устала, выстирала – не узнала» - и тут же задала вопрос: «Почему так говорят?». Ребята не сразу поняли смысл этой пословицы. С помощью наводящих вопросов (Долго вы стирали? Устали или нет? Чисто выстирали или бельё осталось грязным?) помогла им осмыслить пословицу, а также и результат своего труда. После дневного сна девочки сами попросили разрешение перестирать бельё.
Совместный труд – эффективный метод воспитания дружелюбия. Он объединяет детей, ставит перед ними общие задачи. Например, зимой на прогулке предлагаю детям расчистить участок от снега и говорю: «Берись дружно, не будет грузно». Дети интересуются: «А что такое «грузно»?». Объясняют, Что эту пословицу можно сказать иначе: «Берись дружно не будет трудно».
После окончания работы спрашиваю ребят: «Теперь вы поняли, почему в пословице так говорится?». Дети объяснили, что все вместе они быстро справились с работой и совсем не устали. Обращаюсь к Андрею: «А ты смог бы убрать весь этот снег один?». Этот же вопрос задаю другим детям. Выслушав ответы, приважу ещё одну пословицу: «Что одному не под силу, то легко коллективу». Вместе с детьми уточняю её смысл.
Осенью на прогулке поручили детям собрать граблями листья с газонов. Разделили газоны на участки, чтобы каждый ребёнок отвечал за своё дело. Дети закончили работу почти одновременно, только один мальчик всё ещё продолжал собирать листья. Я подозвала к себе детей и привела им пословицу: «Помогай другу везде, не оставляй его в беде». Спросила: «Почему я сейчас говорю вам эту пословицу?». Дети догадываются, что нужно помочь Серёже, и дружно берутся за дело.
Иногда нельзя заранее предусмотреть в какой ситуации, где можно применить ту или иную пословицу. Например, Вера принесла в группу яблоко и попросила разделить его пополам, чтобы угостить свою подругу. Разрезаю яблоко пополам, отдаю Вере, и та угощает Таню. Через некоторое время раздаётся Верин голос: «А Таня не отдаёт мне моё яблоко». Выясняю в чём дело: оказывается, Вера передумала угощать Таню, она захотела отдать яблоко Алёше. Говорю девочкам: «Есть одна очень хорошая пословица: «Поделитесь да не подеритесь». Как вы думаете, к вам это относится?». Девочки молчат, но я вижу, что Вера поняла, как она нехорошо поступила.
На одном из занятий, проводя беседу «Мой товарищ», сказала детям пословицу «Человек без друзей, что дерево без корней» и предложила объяснить ее смысл. Ребята затруднялись, и эту пословицу мы разбирали все вместе. «Как вы думаете, - спрашиваю, - если дерево выкопать, обрубить у него, корни и снова посадить в землю, оно будет расти?» - «Нет, оно погибнет». Обращаюсь к двум – трем детям: «Что бы ты стал делать, если бы остался совсем один, без друзей, чем бы ты занимался?». Они затрудняются с ответами. Тогда я подвожу итог: «Вы, наверное, уже поняли, что если у вас не было бы друзей и товарищей, то было бы очень скучно и не интересно жить. Так же как дерево, которое гибнет без корней, так и все и мы не сможем жить без друзей».
Итогом работы с использованием пословиц и поговорок стал КВН. Дети разбиваются на две команды – «Петушок» и «Солнышко». Даются задания: нарисовать рисунок, в котором надо показать, как вы понимаете пословицу «Откладывай безделье, да не откладывай дело». Пока двое ребят (представители каждой команды) рисуют, дается второе задание: назвать и объяснить как можно больше пословиц и поговорок о труде. Каждая команда называет пословицы по очереди, не повторяя их. За правильный ответ дается два очка. Например, Саша из команды «Солнышко» называет пословицу «Терпение и труд все перетрут». Лена объясняет ее: «Если не умеешь что - нибудь делать , то нужно каждый день учиться, терпеливо заниматься и тогда все будет получаться».
Алмаз из команды «Петушок» приводит следующую пословицу: «Не топор тешет, а плотник». Алсу объясняет: «В этой пословице говориться о том, что сам топор ничего не сделает; нужно уметь работать топором, и тогда можно сделать много разных вещей».
Обе команды получают по два очка.
Во время КВН дети назвали и смогли объяснить следующие пословицы и поговорки:
* о труде - «Труд человека кормит, а лень портит», «Терпение и труд все перетрут», «Маленькое дело лучше большого безделья», «Любишь кататься, люби и саночки возить», «Лучше меньше, да лучше», «И готово, да бестолково», «Долог день до вечера, коли делать нечего», «Каков мастер, такова и работа», «Много трудился, а толку ни добился», «Поспешишь - людей насмешишь» , «Тот труда не боится, кто умеет трудится»;
* о дружбе - «Все за одного, один за всех», «Дружба и братство - дороже богатства», «Нет друга – ищи, найдешь – береги», «Поделитесь, да не подеритесь», «Помогай другу везде, не оставляй его в беде», «Человек без друзей, что дерево без корней», «Что одному не под силу, легко коллективу».
Проведенная работа показала, что пословицы и поговорки помогают углубить нравственный опыт детей, способствуют воспитанию трудолюбия, дружеских отношений друг к другу.
Примерный перечень пословиц и поговорок по темам.
Воспитание любви к Родине.
Нет в мире краше Родины нашей.
Народы Советской страны дружбой сильны,
Родина любимая – мать родная.
Москвой – столицей весь народ гордится,
Родину – мать ничем не заменишь.
Воспитание любви к матери.
При солнышке тепло, при матери добро.
Другой матери не будет.
Воспитание трудолюбия и уважения к труду взрослых.
Делу – время, потехе – час.
Не топор тешет, а плотник.
Не работы бойся, пусть она тебя боится.
И готово, да бестолково.
Не котел варит, а стряпуха.
Не печь кормит, а руки.
Терпение и труд все перетрут.
Много, трудился, а толку не добился.
Играть – играй, да дело знай.
Поспешишь – людей насмешишь.
Долог день до вечера, коли делать нечего.
Каков мастер, таково и дело.
Легко сломать, а трудно сделать.
Не будет скуки, если заняты руки.
Лучше меньше, да лучше.
Кто любит трудиться, тому есть чем гордиться.
К большому терпенью идет и уменье.
Дело мастера боится.
Работай до поту, поешь в охоту.
Не хвались началом, похвались концом.
Стирала – не устала, выстирала – не узнала.
Труд кормит, а лень портит.
Не сиди сложа руки и не будет скуки.
Любишь кататься – люби и саночки возить.
Мала пчела, да и та работает.
Воспитание любви к природе.
Весною дождь растит, а осенью гноит.
Октябрь землю покроет где листком, а где снежком.
В ноябре зима с осенью борется.
Зайца ноги носят, волка шуба кормит, лису хвост бережет.
Январь – году начало, а зиме – середина.
Февраль богат снегом, а апрель водой.
Май леса наряжает, лето в гости ожидает.
Что летом родится, зимой пригодится.
Воспитание дружеских взаимоотношений, дружелюбия.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Ссора до добра не доводит.
Поделитесь, да не подеритесь.
Дружба и братство – дороже богатство.
Друзья познаются в беде.
Новых друзей наживай, а старых не забывай.
Без коллектива и жизнь не счастлива.
Помогай другу везде, не оставляй его в беде.
Воспитание чувства коллективизма.
Дружно не грузно, а врозь – хоть брось.
Что одному не под силу, то легко коллективу.
Воспитание честности.
Правда дороже золота.
Соврешь – не помрешь, да вперед не поверят.
Всегда говорится, что лгать не годится.
За правое дело стой смело.
В ком правды нет, в том и добра мало.
Воспитание смелости.
Смелому победа идет навстречу.
Смелый в бою не дрогнет.
У страха глаза велики.
Отважному человеку никакое дело не страшно.
Воспитание любви к Армии, к советским воинам.
В армии быть – народу служить.
Если армия сильна – непобедима и страна.
Пограничный край – откуда хочешь врага, ожидай.
Воспитание скромности.
Хвались, да назад оглянись.
Не говори, что делал, а говори, что сделал.
Воспитание культурно – гигиенических навыков.
Чище мойся, воды не бойся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование пословиц и поговорок в работе с дошкольниками»
Консультация для воспитателей«Использование пословиц и поговорок в работе с дошкольниками»...
Использование пословиц и поговорок в логопедической работе.
Пословицы в работе учителя-логопеда....
«Использование русских народных пословиц и поговорок в работе с детьми среднего возраста».
использование пословиц и поговорок в работе с детьми среднего возраста...
Использование пословиц и поговорок в работе с детьми
Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладеть родным языком....
Статья "Использование пословиц и поговорок в работе учителя-логопеда над развитием связной речи старших дошкольников с ОНР"
В статье содежатся рекомендации по использованию учителем-логопедом на занятиях по развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста пословиц и поговорок. К материалу прилагается картотека ...
Использование пословиц и поговорок в работе учителя-логопеда
В статье дана краткая характеристика таких малых фольклорных форм, как пословица и поговорка. Описаны формы работы с пословицами и поговорками и приведены примеры дидактических игр с применением...
Мастер-класс для педагогов «Использование пословиц и поговорок в работе с детьми дошкольного возраста»
мастер-класс для педагогов "Использование пословиц и поговорок в работе с детьми дошкольного возраста"...