Консультация для воспитателей на тему: «Использование пословиц и поговорок в воспитательной работе педагога»
консультация

Важным средством формирования личности ребенка, развития его речи являются пословицы и поговорки.

            Пословица — это малая форма народного поэтического творчества, краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль. Пословица представляет собой законченное предложение и содержит поучение или мораль. 

            Поговорка — словосочетание, оборот речи, отражающий какое-либо явление жизни, один из малых жанров фольклора. Поговорки употребляются в предложениях для придания яркой художественной окраски фактам, вещам и ситуациям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pogovorki.docx21.56 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему:  

«Использование пословиц и поговорок в воспитательной работе педагога»

Консультацию подготовила:

 воспитатель МАДОУ города Нижневартовска

ДС №38 «Домовёнок»

Айзатулина Земфира Туктаровна

Пословицы – народное изречение.

Поговорка- образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление.

Дошкольный  возраст - это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитании детей в максимально сензитивный период развития.

Важным средством формирования личности ребенка, развития его речи являются пословицы и поговорки.

            Пословица — это малая форма народного поэтического творчества, краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль. Пословица представляет собой законченное предложение и содержит поучение или мораль. 

            Поговорка — словосочетание, оборот речи, отражающий какое-либо явление жизни, один из малых жанров фольклора. Поговорки употребляются в предложениях для придания яркой художественной окраски фактам, вещам и ситуациям. 

            Основные отличия пословицы от поговорки:

По форме: пословица — это целое предложение, а поговорка — лишь часть предложения, фраза или ярко окрашенное словосочетание. 

По цели высказывания: пословица подразумевает поучение или мораль, а поговорка выражает отношение говорящего к высказываемому и не подразумевает действия. 

   Пословица - коротенькая притча, краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл, заключающее в себе законченную мысль, житейскую мудрость. Это - суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком и пущенное в оборот…

«От пословицы не уйдешь», «Пословица ведется, как изба веником метется», «На пословицу, что и на дурака, суда нет». «Это сочинение и достояние общее, как и сама радость и горе, как выстраданная целым поколением опытная мудрость, высказавшаяся таким приговором», -говорил В. И. Даль.

        В работе с детьми дошкольного возраста пословицы давно заняли прочное место как одно из эффективных средств воспитания. С их помощью можно выразить не только своё восхищение, но и деликатно высказывать осуждение. Пословицы отличаются простотой и сжатостью, логической завершённостью, образной выразительностью. Всё в них целесообразно, экономно. Каждое слово на месте. Они вводят ребёнка в мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Пословицы учат, в них осуждается лень, хвастовство, нерадивость. Восхваляются скромность, ум, трудолюбие. Пословицы раскрывают разные стороны поведения человека, черты его характера, помогают воспитывать в ребёнке и чувство любви к родной земле, родине, Отечеству. В них обобщён опыт нашего народа, сформулирован его кодекс. По определению Я. О. Каменского: «Пословица есть краткое и ловкое высказывание, в котором одно говорится и иное подразумевается, т. е. слова говорят о некотором внешнем физическом, знакомом предмете, а намекают на нечто внутреннее, духовное, незнакомое». Удачное применение пословиц и поговорок способствует исправлению тех или иных личностных недостатков ребёнка. Образность пословиц делает их эффективным средством убеждения, а определённый ритм облегчает детям их запоминание.       

       Пословицы благодаря своему разнообразию – прекрасный материал для развития речи. Их систематическое использование в работе с детьми способствует формированию умения выделять смысловые связи слов и словосочетаний. Стараясь объяснить их значение, дети совершенствуют навыки связной речи, а постигая смысл пословиц, развивают мыслительные способности.

      Работа с пословицей развивает мышление детей, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики, обогащает народной мудростью, развивает и обогащает речь.

В пословицах и поговорках находится «мысль, которая даёт богатый материал для развития детского мышления».

Пословицы и поговорки о животных

1.       На ловца и зверь бежит.

2.       Назвался груздем, полезай в кузов.

 

1.        Надоел , как горькая редька.

2.       Как снег на голову.

3.       Стрекочет , как сорока.

Птицы

1.       Воля птичке дороже золотой клетки.

2.       Всякая птица по-своему поет.

3.       Всякая птица свое гнездо хвалит.

4.       Всякая птица свои песни поет.

5.       Какая пташка раньше проснулась, та скорее и корму нашла.

6.       Как птица в клетке.

7.       Красна птица пером, а человек умом.

8.       Не велика птица.

9.       Орел всем птицам птица.

10.    Поешь, как канарейка.

11.   Подстреленной птице далеко не улететь.

12.   Попала птичка в клетку.

13.   Птица радуется весне, дитя матери( а мать детям)

14.   Птице крылья , а человеку – разум.

15.   Птицу узнают в полете , а человека – в работе.

16.   Видно сокола по полету.

17.   Мал сокол, да на руках носячи.

18.   Не пугай сокола вороною.

19.   Налетел, как ястреб на курицу.

20.   Сидит , как сыч.

21.   Сова- большая голова.

Ворона

22.    Была бы падаль, а воронье налетит.

23.   Ворон ворона не  клюет.

24.   Черен , как ворона.

25.   Ворон ворону глаз не выклюет.

26.   Как ворон , крови ждет.

27.   Каркает как ворона.

28.   Не разевай рта: ворона влетит!

29.   Не считай ворон, смотри под ноги.

30.   От ворон отстала и к павам не пристала.

31.   Попалась как ворона в сук.

32.   С воронами по-вороньи каркать.

Сорока

33.   Верится , как сорока на колу.

34.   Стрекочет как сорока.

35.   Сорока на хвосте весть принесла.

Соловей

36.   У него сороки изо рта скачут.

37.   Соловей мал , да голосист.

38.    Ласточка день начинает, а соловей кончает

39.   Соловей хором голосом, колхоз колосом.

40.   Соловья баснями не кормят.

41.   Сровнял соловья с кукушкой.

42.   Человек без Родины- соловей без песни.

Кукушка

43.   Безпамятлив , как кукушка.

44.   Жена не кукушка –гнездо свое знает

45.   Кукушка гнезда своего не вьет.

46.   Кукушка хвалит петуха за то , что хвалит он кукушку.

Дятел

47.   Долбит как дятел.

Тетерев

48.   Глух как тетерев.

Глухарь

49.   Бормочет ,как глухарь.

50.   Глух, как глухарь на току.

51.   Бух да бух , что выпь на болоте.

Кулик

52.   Всяк кулик свое болото хвалит.

53.   Далеко кулику до Петрова дня.

54.   Кулик долгоносый.

55.   Пара- кулик да гагара.

Журка

56.   По журавлиному ступает.

57.   Шел журавел по болоту- нос завяз; нос вытащил- хвост завяз.

Звери

58.   И звери любят своих детей.

59.   Лют как зверь.

60.   По когтям видно зверя.

Зайц

61.   Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет.

62.   Зайца носи спасают.

63.   Как заяц  прыгает.

64.   Не было у зайца хвоста и не будет.

65.   Труслив как заяц.

66.   Убить двух зайцев.

67.   Трус- что заяц: и тени своей боится.

Белка

68.   Хитрый как лиса, ловкий как белка.

Бобр

69.   Ударить бобра- не видать добра.

70.   От бобра бобренок, от свиньи поросенок.

Медведь

71.   Силен как медведь.

72.   Врасплох и медведь труслив.

73.   Два медведя в одной берлоге не живут.

74.   Живет медведь и не умывшись.

75.   Живет  один, как медведь в берлоге.

76.   Забрался как медведь на пасеку.

77.   Как медведь лапы сосать не станешь.

78.   Неповоротлив как медведь.

79.   Оказать медвежью услугу.

80.   Раненый медведь- опасный зверь.

81.   Русский с вилами ходит на медведя.

Волк

82.   Бьют волка и в чужом лесу.

83.   Виноват  ягненок , что волк голоден.

84.    Волка ноги ( зубы) кормят.

85.   Голоден, как волк.

86.   Голодный волк , зубами щелк.

87.   Отольются волку овечьи слезы.

88.    Поджал хвост, что волк на псарне.

89.   С волками жить – по-волчьи выть.

90.   Что волки жадны, всякий знает.

Лиса

91.   Лукав , как лисица.

92.   Лисий хвост да волчьи думы.

93.   Хитер, как лиса.

94.   Лиса спит, а во сне кур считает.

95.   У лисоньки –плутовки 43 уловки.

Хорь

96.   Навонял, как хорек.

Еж

97.   Голыми руками ежа не ухватишь.

98.   На него надо ежовые рукавицы.

99.   Ощетинился как еж.

МЫШЬ

100.                      Целил в лося, а попал в мышь.

Змея

101.                      Злая как змея.

102.                      Змеей извиваешься.

103.                      Змея подколодная.

104.                              Отогрел змею за пазухой.

105.                      Как ног у змеи, так и у плута концов не найдешь.

Муравьи

106.                      Муравьишки по телу бегают.

107.                      Трудолюбивый как муравей.

Комар

108.                      Уз комара (мухи) делают слона.

Овод

109.                      Холодно, так не оводно.

Осел

110.                      Упрям , как осел.

Вердлюд

      1 11. плюется, как верблюд.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: «Использование метода Ткаченко Т.А. в работе, для формирования описательной речи у детей»

Консультация для воспитателей на тему: "Использование метода Ткаченко Т.А. для формирования описательной речи у детей....

Консультация для воспитателей по теме "Использование мультимедийных презентаций в коррекционной работе учителя-логопеда и воспитателей"

ОДНО ИЗ АКТУАЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТУ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЯ- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ, ПОЗВОЛЯЮЩИХ СОЗДАТЬ ЭФФЕКТ НАГЛЯДНОСТИ НА ЗАНЯТИИ, ...

Консультация для воспитателей по теме «Использование русских народных сказок в работе воспитателя при формировании силы голоса».

Что такое русская народная сказка? Кто же не знает!... сказка – это «Репка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Колобок», «Курочка ряба», «Конек-горбунок», «Золушка»…Язык и ритмика русской сказки...

Семинар - практикум для воспитателей по теме «Использование пословиц и поговорок в связной речи».

При знакомстве детей с пословицами особое место уделяется пониманию меткости, точности их языка, осмыслению прямого и переносного смысла. Важно, чтобы дети смогли потом использовать их в речи....

Консультация для воспитателей на тему: « Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста » ( Использование в работе с детьми палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша )

Консультация для воспитателей на тему: « Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста »( Использование в работе с детьми палочек Кюизенера и...

Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста» Подготовила и провела воспитатель: Медведева Ольга Васильевна

Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»Что такое мнемотехника?Слова «мнемотехника» и «мнемоника&ra...