Деловая игра для логопедов "Развитие речи в онтогенезе"
методическая разработка по логопедии по теме
Активизация знаний педагогов по логопедии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Деловая игра «Развитие речи в онтогенезе»
Цель: активизация знаний педагогов по логопедии.
Оборудование: жетоны 2 цветов, 2 музыкальных инструмента, памятки (по количеству участников); магнитная доска, цифры; карточки с заданиями.
Ход игры:
Распределение участников игры на 2 команды с помощью цветных жетонов; выбор жюри.
- Задание. Придумать название команды, девиз.
- Речь формируется по периодам, этапам. Задание: назовите их, укажите возраст.
Формирование речи происходит в 2 периода:
- дофонемный (от рождения до года);
- фонемный (после года).
А.Н.Леонтьев устанавливает 4 этапа в становлении речи детей:
- подготовительный (с момента рождения до года);
- преддошкольный (от 1 года до 3 лет);
- дошкольный (с 3 лет до 7);
- школьный (от 7 до 17 лет).
- Задание. Назовите речевые вокализации в дофонемном периоде, укажите возраст появления данных вокализаций.
В дофонемный период различают 4 речевые основные вокализации:
1.гуканье (короткие тихие вскрики – смычные – г, к);
2.гуление (протяжные плавные звуки – а); гуление в норме появляется с 2 мес. до 5 мес.
3.гуление развёрнутое (агу, абу); в норме – с 3 - 7 мес.
4.лепет: слоговой лепет (с 6 - 8 мес.)
- Что появляется у детей в самом начале фонемного периода?
В самом начале фонемного периода (с 10 мес. до 1 года) у детей появляются слова. С появлением первых слов заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи. Первые слова ребёнка носят обобщённо-смысловой характер. Одним и тем же словом он может обозначить и предмет, и просьбу, и чувства. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение с взрослым. Поэтому такую речь называют ситуационной.
- Задание. Перечислите условия для развития правильной речи.
Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определённые условия. Так, ребёнок должен:
- быть психически и соматически здоровым;
- иметь нормальные умственные способности;
- иметь нормальный слух и зрение;
- обладать достаточной психической активностью;
- обладать потребностью в речевом общении;
- иметь полноценное речевое окружение.
Таким образом, мы видим, что ребёнок должен быть, не только здоров и активен, но и развиваться при полноценном речевом окружении и хотеть общаться. Ведущая роль в этом принадлежит близким ребёнка, прежде всего – родителям. Именно они, а в большей степени мать, постоянно находятся рядом с малышом. Родители должны разговаривать со своим ребёнком с самых первых дней. Так они активизируют его потребность в общении. Кроме того, родители обязаны следить за своей речью. Зачастую они «сюсюкают», искажают слова и звуки, в результате у ребёнка воспитывается искажённое звукопроизношение.
Нормальное (своевременное и правильное) речевое развитие ребёнка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем.
- Задание. Провести физкультминутку любому участнику со своей командой.
- К становлению нормального звукопроизношения имеют отношение 2 анализатора.
Задание. Назовите их. Какой анализатор развивается раньше?
К становлению нормального звукопроизношения имеют отношение 2 анализатора:
- речеслуховой;
- речедвигательный.
Они постоянно взаимодействуют между собой, но речеслуховой развивается раньше, практически дифференциация всех звуков происходит уже в 2 года. Речедвигательный – к 5-6 годам. У речеслухового анализатора – ведущая роль. Он сравнивает звукопроизношение свое с образцом и старается его достичь. В случае нарушения деятельности речеслухового анализатора образец размывается и изначально формируется неправильное звукопроизношение. Произношение звуков речи подчинено возможностям речедвигательного анализатора.
- Задание. По какому принципу идёт усвоение звуков?
Общий принцип усвоения звуков – от простого к сложному (вначале простые по артикуляции, затем сложные). Раньше формируются звуки, которые совпадают с какими-нибудь безусловными рефлексами (губные - м, п – близки к сосательным; заднеязычные – к, г, х – к покашливанию). Раньше усваиваются смычные, т.к. смычка более грубое движение, позже щелевые, т.к. важна форма щели.
1-2 года – а, о, э, м, п, б
2-3 года – и, у, ы, ф, в, т, д, н
3-5 лет – с, з, ц, ш, ж, ч, щ
5-6 лет – л, р.
- Задание. Что формируется параллельно с фонетической стороной речи?
Параллельно с фонетической стороной формируется лексика, грамматическая сторона речи.
10. Задание. Распределите по возрастам объём словаря. (Карточки).
С полутора лет слово приобретает обобщённый характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоение знаний, накопление новых слов.
К 1 году ребёнок произносит 10-15 слов,
к концу 2-го года - 200 – 400 слов; на протяжении 2-го и 3-го года жизни у ребёнка происходит значительное накопление словаря.
к 3-4 годам – около 1000 слов.
Накопление словаря в значительной мере зависит от речевой среды, в которой находился ребёнок.
Активный словарь ребёнка к 4-6 годам достигает 3000 – 4000 слов.
Значения слов ещё больше уточняются и во многом обогащаются.
- Задание. Распределите по возрастам усвоение детьми различных структур предложения. (Карточки)
На 2-м году жизни у ребёнка начинает формироваться грамматический строй речи. Сначала ребёнок выражает свои желания, просьбы, одним словом. Потом – примитивными фразами без согласования. Затем появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении.
В дошкольный период дети овладевают связной речью. После 3-х лет происходит значительное усложнение содержание речи ребёнка, увеличивается её объём. Это ведёт к усложнению структуры предложений, и дети начинают овладевать способами словоизменения и словообразования.
1 год – аморфные слова – предложения (одно слово или корень слова);
1,5- 2,5 года – простое нераспространённое предложение;
2 –3,5 года – распространённое предложение (фразовая речь, предложения);
с 3,5 лет – формирование сложносочиненного предложения, позже сложноподчиненного предложения.
В 5 лет дети без дополнительных вопросов составляют пересказ рассказа из 40 – 50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи – монологической речью.
Вывод: Итак, мы с вами, уважаемые педагоги, активизировали знания по теме: «Развитие речи в онтогенезе». Мы знаем, что речь ребёнка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения. Речь не является врождённой способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребёнком родного языка происходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для того, чтобы понять патологию речи, необходимо чётко представить весь путь последовательного речевого развития в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание. Знание закономерностей речевого развития детей необходимо для правильной диагностики нарушений речи, и для построения коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевой патологии.
Подведение итогов деловой игры.
Конспект
Деловая игра
Учитель-логопед МБДОУ № 9
Хоботова Н.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредствам игровой деятельности"
Данный материал является частью педагогического совета по теме : "Развитие речи дошкольников"...

родительское собрание в форме деловой игры "Развитие диалогической речи дошкольников в игре"
привлечь внимание родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей. Предложить игры для развития диалогической речи....

Деловая игра по развитию речи.
Цель. Активизировать деятельность педагогов; способствовать приобретению ими опыта коллективной работы; совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности; закреплять умение отбирать н...
Деловая игра по развитию речи
Цель: Способствовать приобретению опыта коллективной работы; закреплять умение отбирать нужную информацию из разных источников; помочь самореализоваться на педагогическом поприще....

Деловая игра «Как развивать речь у ребенка или путешествие по стране «Развитие речи»
Деловая игра «Как развивать речь у ребенка или путешествие по стране «Развитие речи»...