деловая игра по развитию речи
материал по логопедии по теме

Рощина Ольга Владимировна

приемы по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delovaya_igra_po_razvitiyu_rechi.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Цели:

  • Активизировать деятельность педагогов;
  • Донести до сознания педагогов актуальность формирования у детей правильной и красивой речи;
  • Обучить педагогов правильному выполнению упражнений артикуляционной гимнастики;
  • Способствовать приобретению ими опыта коллективной работы;
  • Совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности;
  • Закрепить умение выбирать нужную информацию из разных источников.

Ход игры:

     Сегодня мы с вами поговорим о развитии речи и научимся некоторым приемам развития речи.

     У многих взрослых и детей наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти. Необходимы специальные двигательные упражнения (артикуляционная гимнастика) для мышц речевого аппарата. И сейчас мы с вами вместе выполним некоторые упражнения общей артикуляционной гимнастики:

 

  1. Упражнение «Бегемотики».

Необходимым условием четкой, хорошей речи является умение правильно открывать рот.

Описание упражнения: голова держится прямо, открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счета «пять», потом закрыть рот.

  1. Упражнение «Улыбочка»:

Чтобы научиться красиво говорить, надо научить свои губы хорошо работать. И знаете, что здесь главное? Улыбка. Больше улыбайтесь и учите улыбаться своих детей.

Описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении до счета «пять», затем вернуть губы в исходное положение.

3. Упражнение «Трубочка»: еще одно упражнение для губ. И секрет этого упражнения прост. Больше целуйте своих детей и учите их передавать через поцелуй свои чувства.

Сомкнутые губы вытянуть вперед и удерживать в таком положении до счета «пять», вернуться в исходное положение.

4. Упражнение «Лошадка»: это упражнение для язычка.

Улыбнуться, широко открыть рот, щелкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язык.

5. А сейчас мы научимся чередовать эти упражнения. Приготовились: бегемотики – улыбочка – трубочка – лошадка.

Задание 1 «Загадки – близнецы»:

У русского народа есть много загадок об одних и тех же вещах, явлениях, предметах. Попробуйте по описанию найти похожие загадки в левом и правом столбиках и дать правильный ответ.

Карточка №1

1.

Ползун ползет,

Иглы везёт,

Всегда их при себе носит,

А шить не может.

2.

Золотой Демид

Весь день на солнышко глядит.

3.

Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает – слезы проливает.

4.

Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает.

5.

Маленький Ивашка,

Деревянная рубашка,

Где носом ткнет,

Там черту проведет.

6.

Не ездок, а со шпорами.

Не сторож, а всех будит.

1.

Черный Ивашка,

Деревянная рубашка,

Где носом ведет,

Там заметку кладет.

2.

Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.

3.

Сидит на заборе,

Пел да кричал,

А как все собрались,

Взял, да замолчал.

4.

Лежит дед на палатах

И весь в заплатах.

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает.

5.

Кто молча учит и говорит?

6.

Золотое решето

Черных домиков полно.

Карточка №2

1.

Сам не берет

И воробьям не дает.

2.

День прибывает,

А он убывает,

Дни пройдут,

Все листы опадут.

3.

Красные лапки,

Длинная шея,

Щиплет за пятки,

Беги без оглядки.

4.

У нашей Анютки

Зверь в атласной шубке

Возле печи греется,

Без водички моется.

5.

Конь стальной овса не просит, а пашет и косит.

6.

Белая морковка зимой растет.

1.

На водопой не хожу, овса не прошу,

Коли хочешь, попашу,

Коли хочешь, помолчу.

2.

Растет вниз головой

Не летом, а зимой.

3.

В огороде Тим стоит,

Ничего не говорит,

Сам с грядок не берет,

И воронам не дает.

4.

Годовой кусточек

Каждый день роняет листочек,

Год пройдет – весь лист опадет.

5.

В воде купался, да сух остался.

6.

Ночью не спит,

Мышей сторожит

        Задание 2 «самый болтливый»:

Сейчас мы попробуем свои силы в составлении предложений из предложенных слов. За самое оригинальное и развернутое предложение команда получает балл.

Пузатый, мышонок, арбуз

Осень, бывает, бегемотики.

Листья,  мальчики, ужасно.

Дождь, превращаться, лягушки.

Жарко, холодно, подосиновик.

Допрыгнуть, солнышко, красиво.

        Задание 3: Прочитай стихотворение

Ответьте на вопрос - Что такое интонация? (Это выразительность нашего голоса: сила голоса, тон). Вы наверное обратили внимание, что на утренниках одни дети выразительно читают стихи, другие не очень? Я предлагаю вам произнести стихи с заданной интонацией.

Прочитай стихотворение «как новый русский»:

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

- Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

Прочитай стихотворение «как робот»:

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

- Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду.

Прочитайте стихотворение «как дошкольник»:

У меня живет козленок,

Я сама его пасу.

Я козленка в сад зеленый

Рано утром отнесу.

Он заблудится в саду –

Я в траве его найду.

Прочитайте стихотворение «как школьник, не выучивший урок»:

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

        Задание 4-  Произнести предложенную скороговорку в быстром темпе.

( по одному человеку из каждой команды, кто лучше):

Жили были три японца:

Як, Як Ци Драк, Як Ци Драк Ци Драк Ци Дроне,

Жили были три японки:

Ципе, Ципе Дрипе, Ципе Дрипе Лимпопони,

Вот они переженились:

Як на Ципе, Як Ци Драк на Ципе Дроне, Як Ци Драк Ци Драк Ци Дроне на Ципе Дрипе Лимпопоне.

        Задание 5 – Нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла её прочитать:

Не плюй в колодец, случится воды напиться.

Язык до Киева доведет.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

        Задание 6 – показать сценку – пантомиму одной из предложенных сказок так, чтобы команда противников могла узнать её:

1-я команда – «Теремок», 2-я команда – «Три медведя».

        Задание 7 – «Лжезагадка».

Лжезагадка – это такая загадка, которая так или иначе уже содержит в себе ответ. В ней речь идет не о том, чтобы, собственно, «отгадывать», а о том, чтобы сосредоточить внимание ни стишке, чутко уловить каждый составляющий его звук.

 (По очереди каждой команде).

- На край Курска пойдешь, что найдешь? (Звук А)

- Как написать «сухая трава» четырьмя буквами? (Сено)

- Без чего хлеб не испечешь? (без корки)

- В небе есть, в земле нет. В бабе две, в мужике ни одной нет. (буква Н)

- Когда у человека бывает столько глаз, сколько дней в году? (2 января)

- Что остается в коробке, если спички вынешь? (дно)

- Чем до неба докинешь? ( Взгляд)

- У человека одно, у ворона два, у медведя нет ни одного. ( буква О)

- Два мальчика и девочка шли домой под одним зонтом, но никто из них не промок. Почему? (потому что не было дождя)

- Что сушит, когда мокнет? (полотенце)

- Когда 2 и 2 бывают больше четырех? (когда из них составлено 22)

- Кто быстрее плавает: утенок или цыпленок? (цыпленок не умеет плавать).

        Задание 8 – «Говорим образно и точно»: Ответьте на вопрос, что такое фразеологизм?  Заменить одним предложением (фразеологизмом) данное выражение:

 Например, Человек сам знает как поступить, не нуждается в чьих-то указаниях, себя считает не хуже и не лучше других. (сам с усами).

Что-то небольшое по величине, размерам, очень маленькое.

_________

С гулькин нос

Сильно бояться, волноваться, дрожать от страха

_________

Дрожать, как осиновый лист

Браться сразу за два дела и ни одного не закончить…

---------

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь

Говорить какую-нибудь нелепицу, ерунду, обманывать.

_____

Вешать лапшу на уши


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра по развитию речи

Цель мероприятия: активизировать деятельность педагогов....

Деловая игра по развитию речи.

Цель. Активизировать деятельность педагогов; способствовать приобретению ими опыта коллективной работы; совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности; закреплять умение отбирать н...

Деловая игра по развитию речи

Цель: Способствовать приобретению опыта коллективной работы; закреплять умение отбирать нужную информацию из разных источников; помочь самореализоваться на педагогическом поприще....

Деловая игра по развитию речи детей "Педагогический экспресс"

Цель методической игры:Активизировать деятельность педагогов по речевому развитию детей;• Способствовать приобретению ими опыта коллективной работы;•Совершенствовать практические навыки проф...

Деловая игра по развитию речи для педагогов «Путешествие в страну Речезнай-ка»

Деловая игра по развитию речи «Путешествие в страну Речезнай-ка»Цель: формирование педагогической компетентности педагогов; развитие коммуникативных качеств педагогов, умения работать в ко...

ДЕЛОВАЯ ИГРА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ЧТО? КОГДА? ПОЧЕМУ?

ДЕЛОВАЯ ИГРА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ЧТО? КОГДА? ПОЧЕМУ?...

Деловая игра Тема: «Развитие речи дошкольников»

ЦЕЛЬ: формирование педагогической компетентности педагогов, развивать коммуникативные качества педагогов,  умение работать  в  коллективе,  уточнение знаний и умений педагогов по п...