«Домашнее задание» одна из форм сотрудничества логопеда и родителей в старшей логопедической группе детей с ОНР».
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Черкашина Марина Петровна

  Положительный результат коррекционной работы во многом зависит от того, какие условия созданы в семье для общего и речевого развития детей. Именно совместное  сотрудничество логопеда и родителей в логопедической группе является наиболее эффективной формой. Помощь родителей детям с ОНР обязательна и чрезвычайно ценна, только у них есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки речи в процессе повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

«Домашнее задание»  одна из форм сотрудничества логопеда и родителей

в старшей логопедической группе детей с ОНР».

   Почему возникла необходимость   организовать целенаправленную работу с родителями, сделать их своими помощниками и единомышленниками в коррекционном процессе?

  Положительный результат коррекционной работы во многом зависит от того, какие условия созданы в семье для общего и речевого развития детей. Именно совместное  сотрудничество логопеда и родителей в логопедической группе является наиболее эффективной формой. Помощь родителей детям с ОНР обязательна и чрезвычайно ценна, только у них есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки речи в процессе повседневной жизни.

   Общее недоразвитие речи (ОНР) принято считать такую форму речевого нарушения, при котором у ребёнка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом не сформированы все компоненты языковой системы: фонетика, лексика, грамматика.

   Результаты анкетирования  родителей показали, что они затрудняются заниматься со своими детьми, которые имеют речевые нарушения.

   Поэтому мной была разработана система «домашних заданий», целью которых является привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе  по преодолению речевого дефекта у детей и подготовке их к школе.

   В основу положены принципы переход от простого к сложному, систематичность  при изучении материала.

Рекомендации к выполнению «домашних заданий».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

   В старшей логопедической группе каждое «домашнее задание» состоит из трёх частей. Все они объединены общей лексической темой и задачами, а содержание определяется целью.

   Для  первого задания логопед рисует объёмную букву (изучаемого звука) каждому ребёнку в тетради (в клетку). Для второго, логопед предлагает рисунок на альбомных листах. Первое и второе задание выполняются цветными карандашами. Третье задание в печатном  виде помещается в логопедическом уголке (в фойе перед групповой комнатой) и дополнительно раздаётся каждому родителю, его тоже готовит логопед.

   Все «домашние задания» родители получают еженедельно в  четверг и работают с детьми до понедельника, по 15 минут каждый день.                                              

    Цель первого задания: развитие фонематического слуха, подготовка к звукобуквенному анализу, закрепление правильного звукопроизношения.            

    Содержание: Раскрасить объемную букву, которая обозначает гласный звук красным карандашом. Букву, которая обозначает согласный звук: синим карандашом - твёрдый звук, а зелёным – мягкий звук. Напротив раскрашенной буквы наклеить или нарисовать три картинки, где заданный звук слышится  в названии предмета (в начале слова).

(Приложение №1 все задания под №1.)

   

     Цель второго задания: развитие мелкой моторики, фантазии в подборе цветовой гаммы, связной речи,  формирование правильной осанки.

    Содержание: Соединить рисунок по точкам и аккуратно раскрасить цветными карандашами. Уметь последовательно рассказывать о ходе своей работы.

 (Приложение №1 все задания под №2,  приложение №2.)

     

     Цель третьего задания:  Повторение лексических тем, обогащения словарного запаса, закрепление  правильного употребления грамматических категорий, закрепление навыков составления связного рассказа по плану, развитие памяти, мышления, воображения и навыков словообразования.

 (Приложение №1 все задания под №3.)

   

    При выполнении «домашних заданий» совместное творчество радует не только детей, но и  родителей. Взрослые начинают интересоваться успехами своих малышей, помогают  логопеду формировать  правильную и красивую речь.

    Родители отмечают, что у детей не ослабевает интерес к выполнению «домашних заданий» в течение всего периода обучения. Они становятся более самостоятельными, организованными, а время выполнения заданий детьми дома  постепенно сокращается.  

   В группе сами ребята с удовольствием организуют выставку домашних рисунков, а за рассказанное стихотворение каждый получает лепесток ромашки, цветок которого «распускается» на его шкафчике для одежды. Благодаря такому тесному сотрудничеству логопеда и родителей удаётся добиться самого главного – хороших результатов в развитии речи и психических процессов у детей с  ОНР.

   Идею сотрудничества выражаем словами: «Не жалейте затраченного времени для детей! Оно многократно окупится!».

    В «домашних заданиях» используются игры и задания, предложенные авторами, указанными в списке литературы, а также собственные  разработки.

                 

     ПРИЛОЖЕНИЕ №1 (образец «домашних заданий»).

                       Тема: «ГРИБЫ. ЯГОДЫ». Звук «А».                   

   

   ЗАДАНИЕ №1.

    Раскрасить букву красным карандашом. Рядом наклеить или нарисовать три картинки со звуком «А». Произносить слова, голосом выделяя звук «А».

   ЗАДАНИЕ №2. 

   Обвести гриб по пунктирным линиям и раскрасить его. Уметь последовательно рассказывать о ходе своей работы.

     ЗАДАНИЕ №3.

  • Наклеить картинки грибов: съедобных и ядовитых. Ядовитые грибы перечеркнуть красным карандашом. Почему? Знать названия грибов.
  • Выучить:      Возле леса на опушке,

                             Украшая тёмный бор,

                             Вырос пёстрый, как петрушка

                              Ядовитый мухомор.

  • Нарисовать (наклеить) картинку любого гриба. Составить рассказ по плану и уметь пересказывать его:

                                      1.Что это?

                                      2.Где растёт гриб?

                                      3.Он съедобный или ядовитый?

                                      4.Его внешний вид. 

              Например: Это гриб – мухомор. Он растёт в лесу. Мухомор ядовитый гриб. У                                                                                                                      

              него красная шляпка с белыми пятнышками и белая ножка с воротничком.

  • Посчитай грибы (устно до пяти).

             1 гриб, 2 гриба, 3…, 4…, 5 грибов;

             1 мухомор, 2 мухомора, 3…, 4…, 5 мухоморов;

             1 опёнок, 2 опёнка, 3…, 4…, 5 опят;

         1 сыроежка, 2 сыроежки, 3…, 4…, 5 сыроежек;

  • Наклеить (нарисовать) в центре листа корзинку, а вокруг разные ягоды. «Собери» только лесные: проведи линии к корзинке от лесных ягод.

                   

                 

Тема: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ».

                                               Звуки «Т», «ТЬ».

    ЗАДАНИЕ №1.

     Первую букву раскрасить, синим  карандашом (твёрдый звук). Рядом наклеить или нарисовать три картинки со звуком «Т».

    Вторую букву раскрасить зелёным карандашом (мягкий звук). Рядом наклеить или нарисовать три картинки со звуком «ТЬ».

    ЗАДАНИЕ №2.

    Обвести поросёнка по пунктирным линиям и раскрасить его. Уметь последовательно рассказывать о ходе своей работы.

    ЗАДАНИЕ №3.

    Наклеить картинки домашних животных и поиграть:

  • «Кто кем был?»  Собака была щенком.

                                              Лошадь была жеребёнком.

                                              Корова была телёнком.

                                              Свинья была поросёнком.

                                              Кошка была котёнком.

                                              Овца была…, коза…, верблюд…, осёл.

  • «Один много» Одна собака – много собак и т. д.
  • Выучить: « Мои друзья».

                              На подворье нашем

                              Овцы и барашек,

                              Хрюшка с поросёнком

                               И коза с козлёнком.

                               Добрый пёс Трезорка

                               И корова Зорька,

                               Все они хорошие,

                              Я их всех люблю.

  • Наклеить картинку любого домашнего животного. Составить рассказ по плану и уметь пересказывать его:

                               1.Название.

                               2.Как называется его домик?

                               3.Чем его кормят?

                               4.Части тела.

                               5.Какую пользу приносит?

              Например: Это – лошадь Звёздочка со своим жеребёнком. Они живут в конюшне. Звёздочка – травоядное животное; питается травой и овсом. У неё есть туловище, голова, грива,  хвост, 4 ноги, на ногах копыта. Тело лошади покрыто шерстью. Лошадь – друг человека. Она помогает ему перевозить грузы, работать в поле.

                             

                              Тема: «СЕЛО, ДОМ». Звуки «Б», «БЬ».

 

   ЗАДАНИЕ №1.

   Первую букву раскрасить, синим карандашом (твёрдый звук). Рядом наклеить или нарисовать три картинки со звуком  «Б».

    Вторую букву раскрасить зелёным карандашом (мягкий звук). Рядом наклеить или нарисовать три картинки со звуком «БЬ». (Произносить слова, голосом выделяя звуки «Б»,  «БЬ»).

    ЗАДАНИЕ №2.

    Наложить на образец прозрачный лист бумаги или плёнку. Уметь проводить прямые линии (дорожка, забор). Прямые замкнутые линии (гараж, окошко, дверь, крыша, окно).   Размещая предметы на альбомном листе (вверху, внизу, в центре, с левой стороны, с правой стороны). Уметь последовательно рассказывать о ходе своей работы.

Например: В центре я нарисовал дом: вот окно, вот крыша, вот дверь. Около дерева я нарисовал гараж. Вверху – солнышко и птичку. Внизу – травку и цветочек.

  ЗАДАНИЕ №3.

  • Выучить: «Новый дом».

Чтобы дом построить новый,

Запасают тёс дубовый,

Кирпичи, железо,

Краску, гвозди,

Паклю и замазку,

А потом, потом, потом

Начинают строить дом. (Объяснить детям значение подчёркнутых слов).

  • Поиграй в игру: «Строим дом».

Сначала в доме был один этаж – одноэтажный, потом два этажа…, затем три этажа…, и т. д., десять этажей - десятиэтажный. Теперь это не дом, а многоэтажный домище!

И стало в нём много:

  • Этажей
  • Окон
  • Лестниц
  • Ступенек
  • Комнат
  • Стен
  • Потолков
  • Полов
  • Балконов
  • Подъездов
  • Дверей
  • Квартир (многоквартирный дом)

                           

                              Тема: «СКОРО НОВЫЙ ГОД». Звук «О».

 

    ЗАДАНИЕ№1

    Раскрасить букву красным карандашом. Рядом наклеить или нарисовать три  картинки со звуком «О». Произносить слова, голосом выделяя звук «О».

   ЗАДАНИЕ №2.

    Обвести ёлочку по пунктирным линиям. Раскрасить и нарисовать игрушки на ней. Уметь последовательно рассказывать о ходе своей работы.

   ЗАДАНИЕ №3.

  • ВЫУЧИТЬ: «Новогодние игрушки».

Целый год в коробке спали                   Но ничуть не потускнели,

Новогодние игрушки                             Также  ярок их наряд.

Очень в темноте скучали                       Мы повесим их на ели,

Зайки, клоуны, петрушки                      Пусть сверкают и горят!

  • Подобрать новогоднюю открытку (сюжетную) и по ней составить рассказ (5-6 предложений).
  • Повторить основные цвета: жёлтый, красный, синий, зелёный, коричневый, чёрный. Наклеить картинку с изображением предмета на каждый цвет.

Например: Красная машина, жёлтый карандаш и т. д.

                                             

                                                   

                                                           ЛИТЕРАТУРА

 

      Арефьева Н.Л. Лексические темы по развитию речи детей 4 – 8 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128 с. – (Серия «Логопед в ДОУ».)

    Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: «Детство - Пресс», 2001. – 352 с.

   Нищева Н.В. Тетрадь №1, №2 для средней логопедической группы (1-й год обучения)/ Худ. И. Ф. Дукк. – СПб.: «Детство – Пресс», 2000. – 24с., 32 с.

   Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М.: «Мозаика-Синтез», 2005. 80с.

    Суслова Т.Н. Сотрудничество логопеда и родителей при коррекции речевого развития детей // Поиск, 2003 №2. – 76 с.  

   Шашкина Г.Р., Зернова Л. П., Зимина И.А., Логопедическая работа с дошкольниками. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240 с.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь учителя-логопеда с педагогами старшей логопедической группы

Материал для  проведения   индивидуальной коррекционной работы в старшей логопедической группе на первое полугодие....

Тема "Профессия пожарного": Сотрудничество учителя-логопеда и родителей в старшей логопедической группе детей с ОНР; Коррекционно-образовательная деятельность с детьми с ОНР.

Пояснительная записка.ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ – коррекционно-образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи.ИСТОЧНИКОригинальность заключ...

Взаимодействие учителя – логопеда с воспитателями старшей логопедической группы

Взаимодействие учителя – логопеда  с воспитателями старшей логопедической группы по месяцам (с октября по май) составлено в соответствии с программой Н.В. Нищевой. Содержание: Еженедельные задани...

Коррекционная работа учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы по подготовке к школе

В работе представлен материал по коррекции общего недоразвития речи у детей старшей логопедической группы....

Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»

ОДОД  ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга    Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...

"Виды работ по закреплению функции фонематического анализа" Практический материал для учителей-логопедов и воспитателей старших логопедических групп для детей с ТНР.

Данный комплекс способствует развитию быстрому и точному побуквенному анализу, помогает лучше ориентироваться в звуко-слоговом составе слова и тем самым не допускать ошибки в процессе чтения и письма....

Домашние задания родителям детей старшей логопедической группы (детей с ТНР)

Данный материал представляет задания логопеда родителям детей старшей логопедической группы (детей с ТНР) для отработки лексических тем (лексико-грамматический строй речи)...