Рекомендации для родителей по закреплению лексического материала
методическая разработка (логопедия, старшая группа) по теме
Данный материал разработан для родителей воспитанников старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи в целях закрепления полученных речевых навыков в домашних условиях вместе с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Фрукты | 48.15 КБ |
Грибы. Ягоды | 247.95 КБ |
Домашние животные и их детёныши | 264.04 КБ |
Дикие животные | 56.12 КБ |
Зимующие птцы | 59.68 КБ |
Зимние забавы | 102.91 КБ |
Мебель | 90.37 КБ |
Насекомые | 53.96 КБ |
Перелётные птицы | 253.19 КБ |
Лето | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Побеседуйте с ребёнком о фруктах. Объясните, что фруктами мы называем плоды, которые растут на дереве в саду.
2.Предложите ребёнку перечислить фрукты круглой формы (яблоко, персик, апельсин, гранат), овальной формы (лимон, абрикос, киви, слива)
3.Поиграйте с мячом в игры: «Один – много», «Назови ласково», используя названия фруктов:
Апельсин – апельсины, абрикос – абрикосы, слива – сливы.
Яблоко – яблочко, лимон – лимончик, абрикос – абрикоска.
4.Придумайте с ребёнком загадки-описания о фруктах:
-Синяя, овальная, мягкая, сладкая (Слива)
-Круглый, оранжевый, сочный, кисло-сладкий (Апельсин)
-Желтый, овальный, кислый (Лимон)
5.Потренируйте ребёнка в образовании относительных прилагательных. Поиграйте в игру «Весёлый повар»
Сок из яблок – яблочный сок.
Нектар из груш – грушевый нектар.
Пюре из абрикос – абрикосовое пюре.
6.Потренируйте ребёнка в передаче ритмического рисунка слов: гру-ша, ба-нан, пер-сик, ли-мон.
7.Предложите ребёнку упражнение с массажным мячиком:
Сливу я держу в руке,
Зажимаю в кулаке,
Отпускаю, разжимаю
И ладошками катаю.
Предварительный просмотр:
1.Во время совместной прогулки в парке, в лесу покажите ребенку лиственные деревья - березу, клен, липу, осину, рябину, дуб и внимательно рассмотрите, какие у этих деревьев стволы, ветки, листья; научите различать их; покажите плоды этих деревьев; обратите внимание ребенка на изменение окраски листьев осенью; найдите в природе листья деревьев разного цвета; научите ребенка видеть в природе красивое, поговорите об этом.
2.Сходите с ребенком в лес за грибами и покажите ему съедобные грибы: белые, маслята, опята, лисички, подберезовики, подосиновики и несъедобные: поганки, мухоморы;
- рассмотрите с ребенком ножку и шляпку гриба, обратите внимание на строение и окраску шляпки;
- расскажите ребенку, где растут грибы, указать особые приметы этих мест (если вы не сможете побывать в лесу, купите грибы на рынке);
- вместе с ребенком почистите их и расскажите о том, что грибы можно жарить, солить, мариновать и варить.
3. Отгадайте загадку (выучить по выбору). Падают с ветки золотые монетки. (Листья.)На полянке девчонки в белых рубашках, зеленых полушалках. (Береза)
Предварительный просмотр:
- Побеседуйте с ребёнком о том, что мы называем домашними тех животных, которые живут рядом с человеком и приносят ему пользу, а человек за ними ухаживает. Пусть ребёнок перечислит домашних животных и расскажет, какую пользу приносит каждое из животных.
- Предложите поиграть в игру «Один-много». Вы бросаете ребёнку мяч и называете детёныша домашнего животного в форме единственного числа. Ребёнок ловит мяч, образует форму множественного числа и возвращает мяч.
Ягнёнок – ягнята, крольчонок – крольчата,
Щенок – щенята, поросёнок – поросята.
- Поиграйте с ребёнком в игру «Большой – маленький». Вы бросаете ребёнку мяч и называете животное. Ребёнок ловит мяч, образует уменьшительно-ласкательную форму и возвращает мяч.
Кошка – кошечка, собака – собачка, коза – козочка, овца – овечка.
4.Поиграйте с ребёнком в игру «Чей? Чья? Чьё? Чьи?»
Вы бросаете ребёнку мяч и называете часть тела животного; ребёнок ловит мяч, образует словосочетание с притяжательным прилагательным и возвращает мяч вам.
Уши кролика – кроличьи уши, лапы кошки – кошачьи лапы, хвост собаки – собачий хвост, рога козы – козьи – рожки.
5.Предложите ребёнку рассказать о домашнем животном по образцу:
Кошка – домашнее животное. Она живёт в доме у человека и ловит мышей. Человек кормит кошку мясом, рыбой, молоком.
1.Побеседуйте с ребёнком о том, кто работает на почте. На почте работает почтальон. Он разносит письма, газеты, журналы. Люди достают газеты, журналы из почтового ящика.
2. Предложите поиграть в игру «Один-много». Вы бросаете ребёнку мяч и называете слово по теме «Почта» в форме единственного числа. Ребёнок ловит мяч, образует форму множественного числа и возвращает мяч:
Письмо – письма, конверт – конверты,
Газета – газеты, журнал – журналы, почтальон - почтальоны
3.Предложите ребёнку разделить на слоги слова: поч-та, поч-таль-он, пись-мо, га-зе-ты, жур-нал.
4.Портренируйте ребёнка в образовании однокоренных слов от слова почта.
Поиграйте в игру с мячом «Слова одной семейки». Вы бросаете ребёнку мяч и задаёте вопрос, он ловит мяч, отвечает на ваш вопрос и возвращает мяч. В конце игры обратите внимание ребёнка на то, как похожи слова почта, почтальон, почтовый.
*Как называется место, откуда можно отправить письмо, посылку, бандероль? (Почта)
*Как называется человек, который разносит письма, газеты, журналы? (Почтальон)
*В какой ящик опускают письма, газеты? (В почтовый)
5.Прочитайте стихотворение С.Я.Маршака «Почта». Выучите отрывок наизусть. Поработайте над звукопроизношением и выразительностью.
Предварительный просмотр:
1.Рассмотрите с ребенком иллюстрации с изображением зверей наших лесов - зайца, белки, волка, медведя, ежа и лисы; отметьте их внешние признаки; расскажите о том, где они живут, чем питаются; закрепите в словарном запасе ребенка названия зверей и их детенышей. В качестве экскурсии посетить зоопарк.
2. Отгадайте загадки (выучите по выбору).
Я, сознаюсь, виновата: и хитра и плутовата. Я в курятник вечерком часто бегаю тайком. (Лиса)
Под соснами, под елками живет клубок с иголками. (Еж)
Быстрый маленький зверек по деревьям скок-поскок. (Белка)
3.Поиграйте в игру «Угадай, кто это?» (подобрать существительные к прилагательным). Бурый, косолапый - ... .Серый, зубастый, страшный - .... Хитрая, рыжая - ....Маленький, длинноухий, пугливый - ...., косолапый - ..., колючий - ... .
4.Поиграйте в игру «У кого - кто?» (упражнение в словообразовании): у медведя — медвежонок, у волка — ..., у лисы — ...; у медведя — медвежата, у волка — ....
5.Поиграйте в игру «Назови семью» (упражнение в словообразовании): папа — медведь, мама — медведица, детеныш(и) — медвежонок (медвежата)
6.Предложите поиграть в игру «Чей? Чья? Чьё? Чьи?»
Вы бросаете ребёнку мяч и называете часть тела животного; ребёнок ловит мяч, образует словосочетание с притяжательным прилагательным и возвращает мяч вам.
Уши зайца – заячьи уши, хвост лисы – лисий хвост, ухо медведя – медвежье ухо, дупло белки – беличье дупло.
Предварительный просмотр:
1.Выясните, помнит ли ребёнок, что птицы, которые остаются с нами зимовать, называются зимующими. Во время прогулки в парке, понаблюдайте за зимующими птицами: сороками, воронами, синицами, снегирями, воробьями, голубями, дятлами, клестами. Наклейте их изображения в тетрадь, подпишите названия, научите ребёнка узнавать этих птиц. Побеседуйте о том, чем можно подкормить этих птиц зимой.
2.Помогите ребёнку сделать кормушку и организовать столовую для птиц за окном или во дворе.
3.Прочитайте стихи о зимующих птицах. Предложите выучить. Следите за произношением поставленных звуков.
В жёлтой футболке и жёлтой жилетке
Птица-синица расселась на ветке.
Тенькает звонко птица-синица,
Лютых морозов она не боится.
Вот на ветках, посмотри,
В красных майках снегири
Распушили пёрышки,
Нежатся на солнышке.
Клюв, как клещи у клеста.
Вот так клюв! Вот это да!
Птица, грозная на вид.
В день, когда мела метель,
Прилетел к нам свиристель.
Мы ему насыплем крошек.
4.Поиграйте с ребёнком в игру «Подбери признак». Синица (какая?) - …, ворона (какая?) - …
5.Поиграйте в игру «Узнай птицу по описанию».
Я сегодня видела на улице птицу: маленькая, грудка жёлтая, сидит на веточке. Кто это? (Синица) и т.д.
Предварительный просмотр:
1.Выясните у ребёнка, какое сейчас время года, в какие игры любят играть дети зимой, что им нужно для зимних игр.
В качестве экскурсии сходите с ребёнком на зимний стадион. Обратите внимание, какими видами спорта занимаются дети.
2.Отгадайте загадки. Выучите одну из них. *Кто по снегу быстро мчится, провалиться не боится? (Лыжник)
*Мчусь, как пуля вперёд, лишь поскрипывает лёд.
Да мелькают огоньки. Кто несёт меня? (Коньки)
*Всё лето стояли, зимы ожидали
Дождались поры - помчались с горы. (Санки)
*Меня не растили – из снега слепили.
Вместо носа ловко сунули морковку.
Глаза – угольки, губы – сучки.
Холодная, большая. Кто я такая? (Снежная баба)
3.Дидиктическая игра «Кому что нужно?»
Лыжнику нужны лыжи, хоккеисту - …, фигуристу - …
4.Выучите стихотворение:
Я катаюсь на коньках, разгорелись ушки.
Рукавички на руках, шапка на макушке.
Раз, два – чуть не поскользнулся,
Раз, два – чуть не кувыркнулся,
Снег, снег, снег – засыпает он нас всех.
Дети все на лыжи встали и по снегу побежали.
Покатились санки вниз, крепче, куколка, держись.
Ты сиди, не упади – там канавка впереди.
Надо ездить осторожно, а не то разбиться можно.
Предварительный просмотр:
1.Рассмотрите с ребёнком мебель, которая находится у вас дома. Побеседуйте о её назначении, материалах, из которых сделана эта мебель.
2.Предложите ребёнку ответить на вопросы:
- Где хранят одежду? – Одежду хранят в шкафу.
- Где люди обедают? – Люди обедают за столом.
- На чём ты сидишь? – Я сижу на стуле.
- На чём спит бабушка? – Бабушка спит на кровати.
- Где отдыхает дедушка? – Дедушка отдыхает в кресле.
3.Поиграйте с детьми в игру «Без чего?»
- Если у стола нет ножки. – Стол без ножки.
-Если у кровати нет спинки. – Кровать без спинки.
- Если у стола нет сиденья. – Стул без сиденья.
- Если у шкафа нет дверцы. – Шкаф без дверцы.
- Если у буфета нет полки. – Буфет без полки.
4.Помогите ребёнку составить рассказ о любом из предметов мебели. Например: Это шкаф. Он большой, деревянный, коричневый. У него две дверцы, четыре ножки. Внутри у него есть полки и вешалки. В него вешают одежду, кладут бельё.
5.Потренируйте ребёнка в передаче ритмического рисунка слов: крес-ло, кро-вать, ди-ван, стол, шкаф, ко-мод, бу-фет.
6.Прочитайте ребёнку стихотворение К.Чуковского «Мойдодыр». Выясните, помнит ли он, какие названия мебели прозвучали в стихотворении.
Предварительный просмотр:
1.Понаблюдайте вместе с ребёнком за насекомыми. Предложите ему рассказать о некоторых из них по образцу:
Это насекомое – бабочка.
Она красивая, яркая, разноцветная .
У неё есть тело, голова, лапки, крылья.
На голове у неё глазки и усики.
Бабочка порхает над цветами и собирает сладкий нектар.
2. Поделите слова на слоги: жук, му-ха, ба-боч-ка, ко-мар, стре-ко-за, гу-се-ни-ца.
3. Поиграйте с ребёнком в игру «Два и пять». Вы бросаете ребёнку мяч и произносите словосочетание с числительным «два». Ребёнок ловит мяч, образует словосочетание с этим существительным, но с числительным «пять» и возвращает мяч.
Два жука – пять жуков; две бабочки – пять бабочек;
Два муравья – пять муравьёв; две гусеницы – пять гусениц.
4.Отгадайте и выучите с ребёнком загадки:
Сорвать цветок я захотел,
А он … вспорхнул и улетел. (бабочка)
Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик (стрекоза)
«Спинка в веснушках.,
Ах! Как неловко!»
И покраснела …(божья коровка)
Предварительный просмотр:
1.Побеседуйте с ребёнком о перелётных птицах: журавле, лебеде, дикой утке, диком гусе, ласточке, скворце…Рассмотрите на иллюстрациях их внешний вид, указав отличительные признаки. Объясните: почему они называются перелётными, расскажите, куда и когда они улетают;
-во время прогулки покажите детям перелётных птиц: стаю диких уток, диких гусей,…
2.Прочитайте стихотворение и обсудите . Осень
Опустел скворечник, улетели птицы.
Листьям на деревьях тоже не сидится,
Целый день сегодня всё летят, летят…
Видно тоже в Африку улететь хотят.(И.Токмакова)
3.Выучите:
Начинается считалка:
На дубу - скворец и галка.
Улетел домой скворец
И считалочке конец.
4.Дидактическая игра «Узнай по описанию». Взрослый описывает внешний вид птицы, ребёнок отгадывает птицу.
5.Дидактическая игра «Улетает, не улетает». Взрослый называет птицу, ребёнок говорит, улетает она на зиму или нет.
6.Дидактическая игра «IYлишний» (по картинкам)
Предварительный просмотр:
1.Предложите ребёнку дать полные ответы на вопросы:
Какое время года наступило?
Наступило лето.
Что делают дети летом?
Летом дети купаются, загорают, ходят в лес за ягодами.
2.Понаблюдайте за изменениями, происходящими в природе с приходом лета. Выучите приметы лета:
*Лето – самое тёплое время года. Солнце летом яркое и жаркое.
* Летом дуют тёплые ветры и идут тёплые дожди.
*Дни летом длинные, а ночи короткие.
*Летом люди легко одеваются.
*Летом люди много гуляют, отдыхают за городом, едут на море, купаются и загорают.
3.Прочитайте пословицу о лете. Пусть ребёнок объяснит её как понимает:
Летний день год кормит.
4.Предложите ребёнку сначала отгадать, а затем выучить загадку:
В чистом поле солнце светит,
Можно искупаться: очень жарко.
Нравится мне время года это
Угадали? Ну, конечно…(Лето)
5.Выучите с ребёнком стихотворение.
Вот жара. Вот солнцепёк.
От жары асфальт потёк.
На улице прохожие спасаются мороженым. В лужах плещутся скворцы,
А мальчишки-сорванцы
Под струю фонтана встали и прогонишь их едва ли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для родителей по закреплению лексической темы "Транспорт" (средняя группа)
Предлагаю вашему вниманию рекомендации по закреплению лексической темы "Транспорт"....
Рекомендации для родителей по закреплению лексической темы с детьми среднего дошкольного возраста в домашних условиях.
Успешное преодоление речевого дефекта возможно только при условии преемственности в работе учителя-логопеда, воспитателей и родителей. Вашему вниманию представлена система работы по взаимодействию учи...
Рекомендации для родителей по закреплению лексического материала дома (подготовительная группа)
Данный материал поможем педагогам и родителям в развитии речи дошкольников подготовительной к школе группы с опорой на наглядный материал представленный в тетрадях Н. Э. Теремковой "Логопедически...
Рекомендации для родителей по закреплению лексического материала дома (старшая группа)
Данный материал поможет педагогам и родителям в развитии речи дошкольников старшей группы с опорой на наглядный материал представленный в тетрадях Н. Э. Теремковой "Логопедические задания для дет...
Рекомендации для родителей по закреплению лексического материала дома (средняя группа)
Данные рекомендации предназначены для закрепления лексического материала, полученного детьми в течении недели....
Методические рекомендации для родителей по закреплению лексической темы «Дикие животные»
Набор дидактических игр и упражнений для проработки лексической темы "Дикие животные". Может быть использовано как педагогами во время занятий в детском саду, так и родителями дома. Предназн...
Методические рекомендации для родителей по закреплению лексической темы "Домашние животные"
Набор дидактических игр и упражнений для проработки лексической темы "Домашние животные". Может быть использовано как педагогами во время занятий в детском саду, так и родителями дома. Предн...