Рекомендации для родителей по закреплению лексического материала дома (средняя группа)
методическая разработка по логопедии (средняя группа)

Данные рекомендации предназначены для закрепления лексического материала, полученного детьми в течении недели.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Весна. Мамин праздник.

1. Родителям рекомендуется:

Рассказать ребенку о празднике 8 Марта – кого поздравляют в этот день,  почему его называют «Мамин день»; научить ребенка словам поздравления для того, чтобы он сказал их в этот день маме, бабушке, сестре, воспитательнице в детском саду; побеседовать с ребенком о женских профессиях повара, продавца, учителя, воспитателя, врача; объяснить ребенку кто что делает на работе, какую пользу приносит, кому что нужно для работы.

2. Назови ласково

Мама – мамочка, мамуля, матушка

Бабушка - …, сестра - …., тетя - …,

3. Какая твоя мама?

Моя мама добрая (ласковая, заботливая, ….)

4. «Расскажи, как ты помогаешь маме и бабушке» (рассказ из личного опыта)

5. Какое слово отличается от других?

Бабушка, бабочка, бабушка, бабушка. 

Весна. Мамин праздник.

1. Родителям рекомендуется:

Рассказать ребенку о празднике 8 Марта – кого поздравляют в этот день,  почему его называют «Мамин день»; научить ребенка словам поздравления для того, чтобы он сказал их в этот день маме, бабушке, сестре, воспитательнице в детском саду; побеседовать с ребенком о женских профессиях повара, продавца, учителя, воспитателя, врача; объяснить ребенку кто что делает на работе, какую пользу приносит, кому что нужно для работы.

2. Назови ласково

Мама – мамочка, мамуля, матушка

Бабушка - …, сестра - …., тетя - …,

3. Какая твоя мама?

Моя мама добрая (ласковая, заботливая, ….)

4. «Расскажи, как ты помогаешь маме и бабушке» (рассказ из личного опыта)

5. Какое слово отличается от других?

Бабушка, бабочка, бабушка, бабушка.

Весна. Мамин праздник.

1. Родителям рекомендуется:

Рассказать ребенку о празднике 8 Марта – кого поздравляют в этот день,  почему его называют «Мамин день»; научить ребенка словам поздравления для того, чтобы он сказал их в этот день маме, бабушке, сестре, воспитательнице в детском саду; побеседовать с ребенком о женских профессиях повара, продавца, учителя, воспитателя, врача; объяснить ребенку кто что делает на работе, какую пользу приносит, кому что нужно для работы.

2. Назови ласково

Мама – мамочка, мамуля, матушка

Бабушка - …, сестра - …., тетя - …,

3. Какая твоя мама?

Моя мама добрая (ласковая, заботливая, ….)

4. «Расскажи, как ты помогаешь маме и бабушке» (рассказ из личного опыта)

5. Какое слово отличается от других?

Бабушка, бабочка, бабушка, бабушка.



Предварительный просмотр:

Весна. Приметы весны.

Родителям рекомендуется побеседовать с ребенком о времени года, которое наступило. Обратите внимание на то, что весной солнце светит ярче, пригревает сильнее, тает снег, бегут ручьи, появляются проталинки, начинается ледоход, прилетают птицы, вьют гнезда, дети пускают кораблики.

1. Пальчиковая гимнастика.

Ритмично ударять подушечками пальцев обеих рук по столу, как бы играя на рояле.

Кап, кап, кап – звенит капель.

Приближается апрель.

2. Упражнение «Что делает?»

Солнышко – светит, греет, сверкает, блестит, припекает.

Ручеек - ……

Подснежник - …..

3. «Скажи ласково»

Ручей – ручеек, птица - …, проталина - …, сосулька - …, капля - ….

4.  Альбом Теремковой Н. Э. № 3, стр. 18 -21 (устно)

Весна. Приметы весны.

Родителям рекомендуется побеседовать с ребенком о времени года, которое наступило. Обратите внимание на то, что весной солнце светит ярче, пригревает сильнее, тает снег, бегут ручьи, появляются проталинки, начинается ледоход, прилетают птицы, вьют гнезда, дети пускают кораблики.

1. Пальчиковая гимнастика.

Ритмично ударять подушечками пальцев обеих рук по столу, как бы играя на рояле.

Кап, кап, кап – звенит капель.

Приближается апрель.

2. Упражнение «Что делает?»

Солнышко – светит, греет, сверкает, блестит, припекает.

Ручеек - ……

Подснежник - …..

3. «Скажи ласково»

Ручей – ручеек, птица - …, проталина - …, сосулька - …, капля - ….

4.  Альбом Теремковой Н. Э. № 3, стр. 18 -21 (устно)

Весна. Приметы весны.

Родителям рекомендуется побеседовать с ребенком о времени года, которое наступило. Обратите внимание на то, что весной солнце светит ярче, пригревает сильнее, тает снег, бегут ручьи, появляются проталинки, начинается ледоход, прилетают птицы, вьют гнезда, дети пускают кораблики.

1. Пальчиковая гимнастика.

Ритмично ударять подушечками пальцев обеих рук по столу, как бы играя на рояле.

Кап, кап, кап – звенит капель.

Приближается апрель.

2. Упражнение «Что делает?»

Солнышко – светит, греет, сверкает, блестит, припекает.

Ручеек - ……

Подснежник - …..

3. «Скажи ласково»

Ручей – ручеек, птица - …, проталина - …, сосулька - …, капля - ….

4.  Альбом Теремковой Н. Э. № 3, стр. 18 -21 (устно)



Предварительный просмотр:

Тема: «Растения луга и сада»

1. Родителям рекомендуется: побеседовать с ребенком о том, какие изменения произошли в природе весной, какие цветы появились, объяснить, что первые весенние цветы называются первоцветами; вспомнить названия цветов; рассмотреть их части: цветок, стебель, лист, корень (на картинке и в природе; обратить внимание на цвет и запах цветов.

2. Отгадать загадки.

* Нарядные сестренки весь день гостей встречают,

   Медом угощают.         (Цветы)

3.Пальчиковая гимнастика.

Наши алые цветы распускают        Плавно разжать пальцы.

        Лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки        Помахать руками перед собой.

        Колышет.

Наши алые цветки закрывают         Плавно сжать пальцы.

        Лепестки,

Тихо засыпают, головой        Плавно опустить их на стол.

        Качают.

4. Выучить стихотворение по выбору, нарисовать этот цветок.

        Одуванчик

Носит одуванчик желтый сарафанчик.

Подрастет – нарядится в беленькое платьице,

Легкое, воздушное, ветерку послушное.

         Колокольчик

Колокольчик голубой поклонился нам с тобой.

Колокольчики-цветы очень вежливы. А ты?

        Ландыш

Родился ландыш в майский день, и лес его хранит;

Мне кажется, его задень – он тихо зазвенит.

        Ромашки

Нарядные платьица, желтые брошки,

Ни пятнышка нет на красивой одежке.

Такие веселые эти ромашки –

Вот-вот заиграют, как дети в пятнашки.

5. «Один – много»: одуванчик-одуванчики…и т.д.

6. «Чего не стало»: ромашки, одуванчика (прячем картинку)  и др.

7. «Лото» (растения луга и сада).

8. Посчитай до 5.

Одна ромашка,  …. пять ромашек

Один одуванчик, … пять одуванчиков.

Один ландыш, ……. пять ландышей.

Тема: «Насекомые»

1. Родителям рекомендуется:

В парке, в сквере, во дворе вместе с ребенком найти и рассмотреть насекомых: пчелу, муравья, кузнечика, стрекозу, бабочку, божью коровку, жуков, муху, комара, паука;

Рассказать ребенку о том, какую пользу приносят эти насекомые, учить ребенка бережному отношению к природе; объяснить, что муха – вредное насекомое.

2. Рассмотреть иллюстрации с изображением насекомых и обсудить их внешний вид.

3. Отгадай загадку. Загадку выучи, а отгадку нарисуй.

        * Не зверь, не птица, а нос как спица. (Комар)

        * Одежды не шью, а ткань тку.   (Паук)

4. «Назови ласково»

Комар – комарик, паук - …., жук - …., пчела - ….., муравей -….

Тема: Насекомые

1. Родителям рекомендуется:

В парке, в сквере, во дворе вместе с ребенком найти и рассмотреть насекомых: пчелу, муравья, кузнечика, стрекозу, бабочку, божью коровку, жуков, муху, комара, паука;

Рассказать ребенку о том, какую пользу приносят эти насекомые, учить ребенка бережному отношению к природе; объяснить, что муха – вредное насекомое.

2. Рассмотреть иллюстрации с изображением насекомых и обсудить их внешний вид.

3. Отгадай загадку. Загадку выучи, а отгадку нарисуй.

        * Не зверь, не птица, а нос как спица. (Комар)

        * Одежды не шью, а ткань тку.   (Паук)

4. «Назови ласково»

Комар – комарик, паук - …., жук - …., пчела - ….., муравей -….

Тема: Насекомые

1. Родителям рекомендуется:

В парке, в сквере, во дворе вместе с ребенком найти и рассмотреть насекомых: пчелу, муравья, кузнечика, стрекозу, бабочку, божью коровку, жуков, муху, комара, паука;

Рассказать ребенку о том, какую пользу приносят эти насекомые, учить ребенка бережному отношению к природе; объяснить, что муха – вредное насекомое.

2. Рассмотреть иллюстрации с изображением насекомых и обсудить их внешний вид.

3. Отгадай загадку. Загадку выучи, а отгадку нарисуй.

        * Не зверь, не птица, а нос как спица. (Комар)

        * Одежды не шью, а ткань тку.   (Паук)

4. «Назови ласково»

Комар – комарик, паук - …., жук - …., пчела - ….., муравей -….



Предварительный просмотр:

Тема: «Собираем урожай»

1. Расскажите ребенку, что овощи растут в огороде на грядках или в поле, фрукты растут в саду на деревьях, а в лесу растут ягоды и грибы. Ягоды и грибы растут на кустах или на кустиках, грибы растут под деревьями, во мху, в траве. Собирают урожай осенью.

2. Потренируйте ребенка в назывании овощей и фруктов. Произнесите названия сами, затем вместе с ребенком, потом попросите его проговорить названия самостоятельно: огурец, помидор, свекла, морковка, картошка; яблоко, груша, слива, лимон, апельсин.

3. Рассмотрите вместе с ребенком изображения мухомора, белого гриба, подберезовика. Объясните ребенку, что мухомор есть нельзя. Обратите его внимание на цвет, форму ножек и шляпок грибов. Прочитайте ребенку стишок.

Мухомор красив на вид,

Но опасен, ядовит.

4. Назови ласково:

Яблоко – яблочко, морковь - …., лук - …., груша - …., лимон - … и т.д.

5. Пальчиковые игры: «Капуста», «Апельсин»

Тема: «Собираем урожай»

1. Расскажите ребенку, что овощи растут в огороде на грядках или в поле, фрукты растут в саду на деревьях, а в лесу растут ягоды и грибы. Ягоды и грибы растут на кустах или на кустиках, грибы растут под деревьями, во мху, в траве. Собирают урожай осенью.

2. Потренируйте ребенка в назывании овощей и фруктов. Произнесите названия сами, затем вместе с ребенком, потом попросите его проговорить названия самостоятельно: огурец, помидор, свекла, морковка, картошка; яблоко, груша, слива, лимон, апельсин.

3. Рассмотрите вместе с ребенком изображения мухомора, белого гриба, подберезовика. Объясните ребенку, что мухомор есть нельзя. Обратите его внимание на цвет, форму ножек и шляпок грибов. Прочитайте ребенку стишок.

Мухомор красив на вид,

Но опасен, ядовит.

4. Назови ласково:

Яблоко – яблочко, морковь - …., лук - …., груша - …., лимон - … и т.д.

5. Пальчиковые игры: «Капуста», «Апельсин»



Предварительный просмотр:

.

Тематический цикл «Деревья»

Дети должны усвоить: четыре — пять видов деревьев (береза, рябина, дуб, клен, липа); строение дерева (ствол, ветки, листья, корни); различие деревьев по форме листьев и стволов; существительное с обобщающим значением деревья.

Лексико-грамматические игры и упражнения

  • «Где растут деревья?» Практическое употребление в речи предлога в.

Береза растет в лесу. Рябина растет в лесу. Дуб растет в лесу. Клен растет в лесу. Липа растет в лесу.

Используются картинки с изображением данных деревьев и картинка с изображением леса. Предлог подчеркивается артикуляцией и голосом.

  • «Ответь правильно». Практическое употребление в речи предлога на.

— Где растут веточки? (Веточки растут на дереве.)

— Где растут листочки? (Листочки растут на веточке.)

— Где растут деревья? (Деревья растут на земле.)

— Где сидят птички? (Птички сидят на веточке.)

— Где сидят жучки? (Жучки сидят на листочке.)

  • «Назови много». Образование множественного числа существительных.

Оборудование: лист, ветка, корень, картинки деревьев. Взрослый произносит предложение, дети договаривают последнее слово и повторяют по возможности все предложение.

У меня лист, а на дереве... (листья).

У меня ветка, а на дереве... (ветки).

У меня дерево, а в лесу... (деревья).

У меня корень, а у деревьев... (корни).

У меня ствол, а у деревьев... (стволы).

У меня береза, а в лесу... (березы).

У меня елка, а в лесу... (елки). И так далее.

  • «Осень пришла». Заучивание стихотворения. Взрослый читает стихотворение, выставляя на доске «подарки» осени.

Осень, осень к нам пришла!

Нам подарки принесла:

Желтые листочки,

Вкусные грибочки,

Овощи и фрукты,

Хлебные продукты!

Развитие связной речи

  • Рифмованный рассказ «Маша и деревья» (с опорой на предметные картинки).

Вышла Маша на крыльцо:

Вот растет деревцо,

Вот растет другое —

Красивое какое!

Стала Машенька считать,

Насчитала ровно пять.

Все деревья эти

Сосчитайте, дети!

Дети (считают). «Одно дерево, два дерева, три дерева, четыре дерева, пять деревьев».

Стихотворение заучивается наизусть.

Физкультминутка - логоритмика

Дети проговаривают вслед за воспитателем стихотворение. Они поднимаются на носочки с вытянутыми вверх руками, затем приседают и т. д.

На дереве — птички,  

Под деревом — лисички,

На дереве — листочки,

Под деревом — грибочки.



Предварительный просмотр:

                  Тема: «Животные жарких стран»

1.Рассмотрите картинки с изображением животных жарких

 стран и животных севера. Обсудите какие животные

 хищники? (почему они так называются), какие травоядные

 и не опасны для др.

2. Отгадать загадки, выучить одну по выбору:

Некрасивый он, пожалуй…                 Спит зеленое бревно.

Вместо носа – шланг пожарный,         В ил запуталось оно.

Уши вроде опахал,                                У бревна большая пасть.

Ростом с башню отмахал.                    Зубы в пасти – просто страсть.

                                  (Слон)                                            (Крокодил)

Зверь я горбатый,                                  Что за коняшки –

А нравлюсь ребятам.                             На всех тельняшки.

                             (Верблюд)                                               (Зебры)

3.Игра «Назови ласково»:

Слон – слоник                    Носорог –

Бегемот – бегемотик         Жираф –

Верблюд –                          Обезьяна –                        и др.

4. Игра « Сосчитай до 5»: Один лев, два льва, три льва, четыре льва, пять львов.

Один крокодил,..., …, …, пять крокодилов и др.

4. Игра «Один – много»:

Зебра – зебры       Верблюд – верблюды        Тигр –

Слон – слоны        Жираф – жирафы              Обезьяна –

5. Игра «Четвертый лишний»:

Лев, жираф, белый медведь, слон.     Тигр, морж., слон, зебра.

               

  Тема: «Животные жарких стран»

1.Рассмотрите картинки с изображением животных жарких

 стран и животных севера. Обсудите какие животные

 хищники? (почему они так называются), какие травоядные

 и не опасны для др.

2. Отгадать загадки, выучить одну по выбору:

Некрасивый он, пожалуй…                 Спит зеленое бревно.

Вместо носа – шланг пожарный,         В ил запуталось оно.

Уши вроде опахал,                                У бревна большая пасть.

Ростом с башню отмахал.                    Зубы в пасти – просто страсть.

                                  (Слон)                                            (Крокодил)

Зверь я горбатый,                                  Что за коняшки –

А нравлюсь ребятам.                             На всех тельняшки.

                             (Верблюд)                                               (Зебры)

3.Игра «Назови ласково»:

Слон – слоник                    Носорог –

Бегемот – бегемотик         Жираф –

Верблюд –                          Обезьяна –                        и др.

4. Игра « Сосчитай до 5»:

Один лев, два льва, три льва, четыре льва, пять львов.

Один крокодил,..., …, …, пять крокодилов и др.

4. Игра «Один – много»:

Зебра – зебры       Верблюд – верблюды        Тигр –

Слон – слоны        Жираф – жирафы              Обезьяна –

5. Игра «Четвертый лишний»: Лев, жираф, белый медведь, слон.  

  Тигр, морж., слон, зебра.

                  Тема: «Животные жарких стран», ср.гр .(педагогам).

1.Рассмотрите картинки с изображением животных жарких

 Стран.

 Обсудите какие животные

 хищники? (почему они так называются), какие травоядные

 и не опасны для др.

2. Отгадать загадки, выучить одну по выбору:

Некрасивый он, пожалуй…                 Спит зеленое бревно.

Вместо носа – шланг пожарный,         В ил запуталось оно.

Уши вроде опахал,                                У бревна большая пасть.

Ростом с башню отмахал.                    Зубы в пасти – просто страсть.

                                  (Слон)                                            (Крокодил)

Зверь я горбатый,                                  Что за коняшки –

А нравлюсь ребятам.                             На всех тельняшки.

                             (Верблюд)                                               (Зебры)

3.Игра «Назови ласково»:

Слон – слоник                    Носорог –                     крокодил -–…. и др.

Бегемот – бегемотик         Жираф –

Верблюд –                          Обезьяна –                        

4. Игра « Сосчитай до 5»: Один лев, два льва, три льва, четыре льва, пять львов (крокодилов, зебр, обезьян и т.п.)

Один крокодил,..., …, …, пять крокодилов и др.

5. Игра «Один – много»:

Зебра – зебры       Верблюд – верблюды        Тигр –

Слон – слоны        Жираф – жирафы              Обезьяна –

6. Игра «Третий лишний»:

Лев, жираф, лиса.     Лось, слон, зебра.

7. Игра «Какое слово лишнее»:

Жираф, жираф, граф, жираф.

Слон, стон, слон, слон.

Зебра, верба, зебра, зебра.

Носорог, носорог, носорог, пирог.

8. Игра «Кого не стало»(прячем картинку):

Зебры, крокодила и т.п.

9.

               



Предварительный просмотр:

«Зима»

1. Побеседуйте с ребенком о времени года, которое наступило. Спросите его, знает ли он, что пришла зима, что зимой земля покрыта снегом, реки покрыты льдом, бывают сильные морозы, снегопады, метели, люди тепло одеваются, дети катаются на лыжах и санках. Попробуйте прохлопать слово «зи-ма» по слогам.

2. Наклейте в тетрадь  картинку по теме «Зима».

Помогите ребенку составить рассказ о зиме.

3. Игра «Один – много»

 Сосулька – сосульки, сугроб - …., снежинка - …., сосулька - ….

4. Развитие силы голоса

Пропевание гласных звуков: начинается низким голосом и заканчивается высоким:

А - О – У.

5. Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок слепили.

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем-совсем не сладкий.

 Раз – подбросим,

Два – поймаем,

Три -  уроним

И …сломаем.

 «Зима»

1. Побеседуйте с ребенком о времени года, которое наступило. Спросите его, знает ли он, что пришла зима, что зимой земля покрыта снегом, реки покрыты льдом, бывают сильные морозы, снегопады, метели, люди тепло одеваются, дети катаются на лыжах и санках. Попробуйте прохлопать слово «зи-ма» по слогам.

2. Наклейте в тетрадь  картинку по теме «Зима».

Помогите ребенку составить рассказ о зиме.

3. Игра «Один – много»

 Сосулька – сосульки, сугроб - …., снежинка - …., сосулька - ….

4. Развитие силы голоса

Пропевание гласных звуков: начинается низким голосом и заканчивается высоким:

А - О – У.

5. Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок слепили.

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем-совсем не сладкий.

 Раз – подбросим,

Два – поймаем,

Три -  уроним

И …сломаем.



Предварительный просмотр:

«Зима»

1. Побеседуйте с ребенком о времени года, которое наступило. Спросите его, знает ли он, что пришла зима, что зимой земля покрыта снегом, реки покрыты льдом, бывают сильные морозы, снегопады, метели, люди тепло одеваются, дети катаются на лыжах и санках. Попробуйте прохлопать слово «зи-ма» по слогам.

2. Наклейте в тетрадь  картинку по теме «Зима».

Помогите ребенку составить рассказ о зиме.

3. Игра «Один – много»

 Сосулька – сосульки, сугроб - …., снежинка - …., сосулька - ….

4. Развитие силы голоса

Пропевание гласных звуков: начинается низким голосом и заканчивается высоким:

А - О – У.

5. Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок слепили.

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем-совсем не сладкий.

 Раз – подбросим,

Два – поймаем,

Три -  уроним

И …сломаем.



Предварительный просмотр:

Тема: «Зима. Зимующие птицы»

1. Понаблюдайте с ребенком за птицами, которые встречаются зимой в городе. Произнесите четко сами, а потом попросите ребенка повторить их названия: сорока, ворона, воробей, снегирь, синица.

 2. Рассмотрите картинки с изображениями птиц. Альбом Теремковой № 2, стр. 26- 30.

3. Предложите ребенку послушать стихотворение «Кормушка». За 2- 3 дня постарайтесь выучить его с малышом. Сначала подсказывайте малышу начало каждой строчки, проговаривайте отдельные слова хором с ним, потом пусть он попробует рассказать стихотворение самостоятельно.

        Возле леса, на опушке

        Мы повесили кормушку

        Для щеглов и для синичек,

        И для всех голодных птичек.

        Не едите вы с ладошки

        Зерна, семечки и крошки-

        Прилетайте на опушку,

        Угощение ждет в кормушке.

4. Сделайте вместе с ребенком кормушку для птиц. Насыпьте в кормушку пшена и семечек. Понаблюдайте за птицами. Побеседуйте с ребенком по теме.

5. Игра «Один – много»

Ворона – вороны, снегирь - …, воробей - …, синица - …, сорока - …

«Зима. Зимующие птицы»

1. Понаблюдайте с ребенком за птицами, которые встречаются зимой в городе. Произнесите четко сами, а потом попросите ребенка повторить их названия: сорока, ворона, воробей, снегирь, синица.

 2. Рассмотрите картинки с изображениями птиц. Альбом Теремковой № 2, стр. 26- 30.

3. Предложите ребенку послушать стихотворение «Кормушка». За 2- 3 дня постарайтесь выучить его с малышом. Сначала подсказывайте малышу начало каждой строчки, проговаривайте отдельные слова хором с ним, потом пусть он попробует рассказать стихотворение самостоятельно.

        Возле леса, на опушке

        Мы повесили кормушку

        Для щеглов и для синичек,

        И для всех голодных птичек.

        Не едите вы с ладошки

        Зерна, семечки и крошки-

        Прилетайте на опушку,

        Угощение ждет в кормушке.

4. Сделайте вместе с ребенком кормушку для птиц. Насыпьте в кормушку пшена и семечек. Понаблюдайте за птицами. Побеседуйте с ребенком по теме.

5. Игра «Один – много»

Ворона – вороны, снегирь - …, воробей - …, синица - …, сорока - …



Предварительный просмотр:

Тема: «Космос»

1. Родителям рекомендуется: рассмотреть картинки и иллюстрации в книгах с изображением космоса, космонавтов и космической техники, рассказать ребёнку о первом космонавте – Ю.А.Гагарине.

2. «Объясни словечко»: взлёт, посадка, старт, приземление, скафандр, шлем, невесомость, созвездие, спутник, космонавт.

3. Сосчитай до пяти.

Один искусственный спутник, два …..

Одна большая звезда, …

Одно яркое созвездие, …

4. Составь предложение из слов.

Ракета, космос, лететь, в.

Луна, вращаться, Земля, вокруг.

5. Отгадай загадку, отгадку нарисуй в тетради.

* Крыльев нет, но эта птица полетит и прилунится. (Ракета).

6. Сделать звуковой анализ слова «Ракета»

Тема: «Космос».

1.Родителям рекомендуется:

Объяснить ребенку, почему празднуют День космонавтики, что это за праздник; рассмотреть картинки и иллюстрации в книгах с изображением космоса, космонавтов и космической техники; рассказать ребенку о первом космонавте – Ю. А. Гагарине, полетевшем в космос 12 апреля 1961 года. Рассмотреть иллюстрации с изображением планет, солнечной системы и др. Обсудить сколько планет вращаются вокруг СОЛНЦА, как называются. Объяснить ребенку, что ЛУНА – это спутник ЗЕМЛИ. Используйте иллюстрации, интернет, энциклопедии и др.  

2. Объяснить ребенку значение слов: взлет, посадка, старт, приземление, скафандр, шлем.

3. Сосчитать до 5 (планеты, космонавтов, звезды и т.д.): Одна звезда, две звезды, три …, четыре …, пять заезд.

4.  Какое слово не подходит?:

         Солнце, солнечный, сон, солнышко.

         Космос, косматый, космонавт, космический.

4. Дидактическая игра «Подскажи словечко»:

        Понеслись к другой планете

        Космонавты на … (ракете).

5. Выложить фигурку из счетных палочек по образцу (ракету, звезду и др.)

6. Игра «Назови ласково»:   планета – планеточка, планетка,    

  космонавт - …                    ракета - …                      комета - …         звезда - …

7.Игра «Один – много»:       звезда – звезды, ракета – ракеты, комета – кометы,

   открытие – открытия ,  планета – планеты  и т.п.  

Тема: «Космос».

1.Родителям рекомендуется:

Объяснить ребенку, почему празднуют День космонавтики, что это за праздник; рассмотреть картинки и иллюстрации в книгах с изображением космоса, космонавтов и космической техники; рассказать ребенку о первом космонавте – Ю. А. Гагарине, полетевшем в космос 12 апреля 1961 года. Рассмотреть иллюстрации с изображением планет, солнечной системы и др. Обсудить сколько планет вращаются вокруг СОЛНЦА, как называются. Объяснить ребенку, что ЛУНА – это спутник ЗЕМЛИ. Используйте иллюстрации, интернет, энциклопедии и др.  

2. Объяснить ребенку значение слов: взлет, посадка, старт, приземление, скафандр, шлем.

3. Сосчитать до 5 (планеты, космонавтов, звезды и т.д.): Одна звезда, две звезды, три …, четыре …, пять заезд.

4.  Какое слово не подходит?:

         Солнце, солнечный, сон, солнышко.

         Космос, косматый, космонавт, космический.

4. Дидактическая игра «Подскажи словечко»:

        Понеслись к другой планете

        Космонавты на … (ракете).

5. Выложить фигурку из счетных палочек по образцу (ракету, звезду и др.)

6. Игра «Назови ласково»:   планета – планеточка, планетка,    

  космонавт - …                    ракета - …                      комета - …         звезда - …

7.Игра «Один – много»:       звезда – звезды, ракета – ракеты, комета – кометы,

   открытие – открытия ,  планета – планеты  и т.п.  



Предварительный просмотр:

Тема: «Мой дом, моя квартира»

1. Родителям рекомендуется провести беседу с ребенком по теме, при возможности понаблюдать за работой на стройке.

2. Прочитать стихотворение

                                Пальчики – строители.

Пальчики – мальчики, вы – строители?

На стройке поработать не хотите ли?

Этот пальчик цемент и песок заливает,

Этот воду туда добавляет,

Этот включает бетономешалку,

Чтобы раствор был похож на сметанку.

На этот раствор кирпичи по линейке

Каменщик уложит, получится стенка.

Кровельщик крышу покроет железом.

Там высоко, мы туда не полезем.

Вот штукатур. Он выровнял стенку.

Маляр постарался – покрасил панели.

Электрик свет уже включил,

Сантехник воду подключил.

Осталось только подать газ –

Прекрасный дом будет у нас.

Новоселье отпразднуем в эту субботу.

Спасибо, строители, вам за работу!

3. Пальчиковая гимнастика.

Тук, тук молотком,

Строим, строим новый дом.

 Этот дом – для Маши,

 Этот дом – для Саши,

 Этот дом – для Даши,

 Этот – для Наташи.

Все соседи,

 Все друзья.

Жить без дружбы им нельзя.

4. Упражнение «Скажи, какой …»

Дом из 1 этажа – одноэтажный

2 этажа – двухэтажный

5 этажей – пятиэтажный

Много этажей – многоэтажный.

Дом из кирпича – кирпичный

Дом из дерева -  ….. и т. д.



Предварительный просмотр:

Тема: «Зима. Новогодний праздник»

1. Родителям рекомендуется: побеседовать с ребенком о том, какой праздник скоро будет, что он обозначает?; если в доме уже поставлена елка, рассмотреть ее и рассказать, какими игрушками украшают новогоднюю елку; вместе с ребенком украсить новогоднюю елку.

2. Выучить стихотворение

Ёлка

Наша ёлка велика, наша ёлка высока,

Выше мамы, выше папы, достаёт до потолка!

Будем весело плясать, будем песни распевать,

Чтобы ёлка захотела в гости к нам прийти опять!

3. Игра «в подробности».

Взрослый говорит: «Дед Мороз едет к нам», а потом спрашивает:

- На чем он едет? (Дед Мороз едет к нам на санях.)

- С чем он едет? (дед Мороз едет к нам с мешком подарков.)

- Зачем он едет? (Дед Мороз едет, чтобы поздравить нас с Новым Годом!)

4. Выложить ёлочку из счетных палочек по образцу:

5. Назови ласково:

Елка – елочка;

Санки - …., палки - …., шар - …, звезда - ….. снег - ….., зима - …

6. Вырезать картинку с изображением новогоднего праздника и вклеить в тетрадь.

 Тема: «Зима. Новогодний праздник»

1. Родителям рекомендуется: побеседовать с ребенком о том, какой праздник скоро будет, что он обозначает?; если в доме уже поставлена елка, рассмотреть ее и рассказать, какими игрушками украшают новогоднюю елку; вместе с ребенком украсить новогоднюю елку.

2. Выучить стихотворение

Ёлка

Наша ёлка велика, наша ёлка высока,

Выше мамы, выше папы, достаёт до потолка!

Будем весело плясать, будем песни распевать,

Чтобы ёлка захотела в гости к нам прийти опять!

3. Игра «в подробности».

Взрослый говорит: «Дед Мороз едет к нам», а потом спрашивает:

- На чем он едет? (Дед Мороз едет к нам на санях.)

- С чем он едет? (дед Мороз едет к нам с мешком подарков.)

- Зачем он едет? (Дед Мороз едет, чтобы поздравить нас с Новым Годом!)

4. Выложить ёлочку из счетных палочек по образцу:

5. Назови ласково:

Елка – елочка;

Санки - …., палки - …., шар - …, звезда - ….. снег - ….., зима - …

6. Вырезать картинку с изображением новогоднего праздника и вклеить в тетрадь.

Упражнение на координацию речи с движением.

Мы слепили снежный ком,

Ушки сделали потом.

Вместо глаз – угольки нашлись у нас.

Кролик вышел, как живой:

И с хвостом, и с головой.

За усы не тяни – из соломинки они!

Длинные, блестящие, точно настоящие!

 Упражнение на координацию речи с движением.

Мы слепили снежный ком,

Ушки сделали потом.

Вместо глаз – угольки нашлись у нас.

Кролик вышел, как живой:

И с хвостом, и с головой.

За усы не тяни – из соломинки они!

Длинные, блестящие, точно настоящие!

Упражнение на координацию речи с движением.

Мы слепили снежный ком,

Ушки сделали потом.

Вместо глаз – угольки нашлись у нас.

Кролик вышел, как живой:

И с хвостом, и с головой.

За усы не тяни – из соломинки они!

Длинные, блестящие, точно настоящие! 

Упражнение на координацию речи с движением.

Мы слепили снежный ком,

Ушки сделали потом.

Вместо глаз – угольки нашлись у нас.

Кролик вышел, как живой:

И с хвостом, и с головой.

За усы не тяни – из соломинки они!

Длинные, блестящие, точно настоящие!

Упражнение на координацию речи с движением.

Мы слепили снежный ком,

Ушки сделали потом.

Вместо глаз – угольки нашлись у нас.

Кролик вышел, как живой:

И с хвостом, и с головой.

За усы не тяни – из соломинки они!

Длинные, блестящие, точно настоящие!

Упражнение на координацию речи с движением.

Мы слепили снежный ком,

Ушки сделали потом.

Вместо глаз – угольки нашлись у нас.

Кролик вышел, как живой:

И с хвостом, и с головой.

За усы не тяни – из соломинки они!

Длинные, блестящие, точно настоящие!



Предварительный просмотр:

                                     Тема: «Фрукты».

Беседа с ребенком по теме, используя альбом Теремковой № 1.

Задание 1. Игра «Большой -  маленький»

        Яблоко – яблочко                               лимон – лимончик

        апельсин – апельсинчик                    банан – бананчик

        груша – грушка

 Задание 2. Игра «Один - много»

         Яблоко – яблоки                               лимон – лимоны

         Апельсин – апельсины                    банан – бананы

         Абрикос – абрикосы                        мандарин – мандарины

         Слива – сливы                                   груша – груши

         Персик – персики                             фрукт – фрукты

 Задание 3. Игра «Веселый счет».

            Один лимон, два лимона,…пять лимонов (апельсин, банан, персик,

             абрикос, слива).

            Одна груша, две груши,…пять груш.

            Одно яблоко, два яблока,…пять яблок.

Задание 4. Пальчиковая игра «Апельсин»

 Мы делили апельсин

Много нас, а он один

Эта долька для ежа

Эта долька для чижа

Эта долька для утят

Эта долька для котят

Эта долька для бобра

А для волка – кожура

Он сердит на нас – беда

Разбегайтесь, кто – куда!

Задание 5. Отгадай загадку и раскрась отгадку. Жёлтый, сочный, кислый он. Называется...

                                     



Предварительный просмотр:

1.Побеседуйте с ребенком о времени года, которое наступило. Повторите несколько paз вместе с ним слово осень и  попросите его произнести это слово самостоятельно. Закрепите в речи ответ на вопрос:

  • Какое сейчас время года?
  • Сейчас осень.

2.Расскажите ребенку, что на улице стало холодно, часто идут дожди, листья на деревьях стали красными или желтыми, они опадают, стало меньше бабочек, жуков, улетают птицы, в садах и огородах убирают овощи и фрукты. Произнесите вместе с ребенком эти словосочетания, попросите его самостоятельно рассказать об осени.

  1. Побеседуйте с ребенком об осени на прогулке, понаблюдайте с ним приметы осени. Закрепите произношение отдельных слов и словосочетаний по теме.
  2. Найдите небольшие яркие листики березы, тополя, дуба, клена, покажите их ребенку. Научите ребенка узнавать и различать их.

4. Прочитайте ребенку стихотворение об осенних листьях.

                                    НА ЧТО ПОХОЖИ ЛИСТЬЯ?

На мою ладошку лист похож у клена,                                                                                                  Осенью оранжевый,                                                                                                                           Летом он зеленый.

Словно перышки листочки у рябинки,                                                                                                       Что склонилась тихо над тропинкой.                                                                                                          У берёзы листья как монеты.                                                                                                                        Было листьев очень много летом.                                                                                                 Осенью их очень мало стало.

5. Найди и раскрась картинку, на которой изображена осень

C:\Users\Cthutq\Pictures\вап.jpg

1.Побеседуйте с ребенком о времени года, которое наступило. Повторите несколько paз вместе с ним слово осень и  попросите его произнести это слово самостоятельно. Закрепите в речи ответ на вопрос:

  • Какое сейчас время года?
  • Сейчас осень.

2.Расскажите ребенку, что на улице стало холодно, часто идут дожди, листья на деревьях стали красными или желтыми, они опадают, стало меньше бабочек, жуков, улетают птицы, в садах и огородах убирают овощи и фрукты. Произнесите вместе с ребенком эти словосочетания, попросите его самостоятельно рассказать об осени.

  1. Побеседуйте с ребенком об осени на прогулке, понаблюдайте с ним приметы осени. Закрепите произношение отдельных слов и словосочетаний по теме.
  2. Найдите небольшие яркие листики березы, тополя, дуба, клена, покажите их ребенку. Научите ребенка узнавать и различать их.

4. Прочитайте ребенку стихотворение об осенних листьях.

                                    НА ЧТО ПОХОЖИ ЛИСТЬЯ?

На мою ладошку лист похож у клена,                                                                                                  Осенью оранжевый,                                                                                                                           Летом он зеленый.

Словно перышки листочки у рябинки,                                                                                                       Что склонилась тихо над тропинкой.                                                                                                          У берёзы листья как монеты.                                                                                                                        Было листьев очень много летом.                                                                                                 Осенью их очень мало стало.

5. Найди и раскрась картинку, на которой изображена осень

C:\Users\Cthutq\Pictures\вап.jpg



Предварительный просмотр:

Тема: «Посуда. Продукты питания»

Задание № 1.

Покажите ребенку, какая посуда есть у вас дома. Побеседуйте с ребенком о том, для чего нужна посуда: «Это чашка. Из нее пьют. Это тарелка. Из нее едят» и т. п. Покажите, что посуда бывает металлической, фарфоровой, стеклянной. Попросите ребенка помочь взрослым: вымыть посуду, приготовить салат или винегрет, накрыть стол к обеду.

Задание № 2.

Пальчиковая гимнастика «Помощники».

Раз, два, три, четыре,

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так мы маме помогали.

Задание № 3.

Дидактическая игра «Какое это блюдо?»

Как называется  суп из …(гороха, курицы, грибов, овощей)?

Какая каша из …(пшена, манки, риса, гречки…)?

Какое варенье из …(малины, абрикоса, сливы, яблок...)?

Какой сок из …(моркови, груши, апельсина …)?

Задание № 4.

Исправь предложения:

Суп разлили по стаканам.

На чайнике кипит чай

Тема: «Посуда. Продукты питания»

Задание № 1.

Покажите ребенку, какая посуда есть у вас дома. Побеседуйте с ребенком о том, для чего нужна посуда: «Это чашка. Из нее пьют. Это тарелка. Из нее едят.» и т. п. Покажите, что посуда бывает металлической, фарфоровой, стеклянной. Попросите ребенка помочь взрослым: вымыть посуду, приготовить салат или винегрет, накрыть стол к обеду.

Задание № 2.

Пальчиковая гимнастика «Помощники».

Раз, два, три, четыре,

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так мы маме помогали.

Задание № 3.

Дидактическая игра «Какое это блюдо?»

Как называется  суп из …(гороха, курицы, грибов, овощей)?

Какая каша из …(пшена, манки, риса, гречки…)?

Какое варенье из …(малины, абрикоса, сливы, яблок...)?

Какой сок из …(моркови, груши, апельсина …)?

Задание № 4.

Исправь предложения:

Суп разлили по стаканам.

На чайнике кипит чай.

Пальчиковая гимнастика «Помощники».

Раз, два, три, четыре,

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так мы маме помогали.



Предварительный просмотр:

Повторение и закрепление темы «Зимующие птицы»

Задание 1. Повторите с ребенком стихотворение «Кормушка», попросите ребенка рассказать его выразительно.

Задание 2.

Отгадать загадки.

Хоть я не молоток – по дереву стучу:

В нем каждый уголок обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной и акробат прекрасный.

(дятел)

Эта птица болтлива, воровата, суетлива,

Стрекотунья, белобока, а зовут её … (сорока)

Озорной мальчишка в сером армячишке

По двору шныряет, крошки собирает.  

                                        (воробей)

Зимой на ветках яблоки! Скорей же собери!

И вдруг вспорхнули яблоки – ведь это …. (снегири)

Побеседуйте с детьми, как они понимают значения некоторых слов в загадках    (вспорхнули, обследовать, воровата, суетлива, стрекотунья, озорной, армячишко, шныряет и т. д.). При затрудении – объясните значения данных слов.

Задание 3.

Дыхательная гимнастика – потренируйте детей в надувании мыльных шаров (выдыхаемый воздух идёт длительной, плавной воздушной струёй)

Задание 4.

Назови ласково: синица - …., воробей_..., снегирь - …, зерно - …., и т. д.

Повторение и закрепление темы «Зимующие птицы»

Задание 1. Повторите с ребенком стихотворение «Кормушка», попросите ребенка рассказать его выразительно.

Задание 2.

Отгадать загадки.

Хоть я не молоток – по дереву стучу:

В нем каждый уголок обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной и акробат прекрасный.

(дятел)

Эта птица болтлива, воровата, суетлива,

Стрекотунья, белобока, а зовут её … (сорока)

Озорной мальчишка в сером армячишке

По двору шныряет, крошки собирает.  

                                        (воробей)

Зимой на ветках яблоки! Скорей же собери!

И вдруг вспорхнули яблоки – ведь это …. (снегири)

Побеседуйте с детьми, как они понимают значения некоторых слов в загадках    (вспорхнули, обследовать, воровата, суетлива, стрекотунья, озорной, армячишко, шныряет и т. д.). При затрудении – объясните значения данных слов.

Задание 3.

Дыхательная гимнастика – потренируйте детей в надувании мыльных шаров (выдыхаемый воздух идёт длительной, плавной воздушной струёй)

Задание 4.

Назови ласково: синица - …., воробей_..., снегирь - …, зерно - …., и т. д.



Предварительный просмотр:

                                  Ср.группа

                                     

                              Тема: «Рыбы»

1. Родителям рекомендуется:

Рассказать ребенку о рыбах (водятся в реке, море, аквариуме); обратить внимание на особенности проживания, питания, строения и дыхания рыб; рассмотреть с ребенком иллюстрации рыб; прочитать сказки С.Я.Маршака «Сказка о глупом мышонке», Сутеева « Кто сказал МЯУ».

2. Отгадать и объяснить загадки про рыб

* У родителей и деток вся одежда из монеток.

* Блещут в речке чистой спинкой серебристой.

3. Подобрать родственные слова: рыба – рыбка, рыбак, рыболов, рыбный.

4. Объяснить ребенку, почему так говорит «Молчит как рыба».

5. Выложить фигуру рыбки из спичек по образцу. 

СТАР,ГРУППА

Тема: «Рыбы»

1. Родителям рекомендуется:

Рассказать ребенку о рыбах (морских, пресноводных, аквариумных); обратить внимание на особенности проживания, питания, строения и дыхания рыб; рассмотреть с ребенком иллюстрации рыб; прочитать и обсудить с ребенком «Сказку о рыбаке и рыбке» А, С. Пушкина.

2. Отгадать и объяснить загадки про рыб

* У родителей и деток вся одежда из монеток.

* Блещут в речке чистой спинкой серебристой.

3. Подобрать родственные слова: рыба – рыбка, рыбак, рыболов, рыбной.

4. Объяснить ребенку, почему так говорит «Молчит как рыба».

5. Дидактическая игра «Сосчитай рыбок» (согласование имен существительных с числительными): «Одна щука, две щуки, … пять щук». (карасей, акул, дельфинов и т.п.)

6. Игра «Один – много»: Хвост – хвосты    плавник – плавники    глаз – глаза

                                           рот – рты               карась – караси        окунь – окуни

                                          щука – …               акула – …            дельфин –…и др.



Предварительный просмотр:

Тема: «Транспорт. Правила дорожного движения»

Задание № 1.

«Ходим» пальцами (указательным и средним) по «зебре» дорожного перехода на ударные слоги:

        Нас с тобой переведет

        Пешеходный переход.

Ребенок выполняет это упражнение сначала одной рукой, потом двумя – одновременно.

Задание № 2.

Назови ласково:

Паровоз – паровозик,

Самолет - ……

Машина - ….

Корабль - ….

Лодка - …

Пароход - …

Вертолет -  ….

Задание № 3.

Кто быстрее? Кто медленнее?

Черепаха, человек, машина, самолет.

(Черепаха движется медленнее, чем человек. Человек движется быстрее, чем черепаха, но медленнее  машины. Машина движется быстрее, чем человек, но медленнее, чем самолет.)



Предварительный просмотр:

Тема: «Транспорт»

1. Проведите беседу с ребенком по теме «Транспорт». Попытайтесь добиться от малыша четкого произношения слова транспорт. Объясните, что транспорт – это машины, которые перевозят грузы и пассажиров, что транспорт бывает грузовой и пассажирский. Рассмотрите с ребенком картинки по теме (легковая машина, автобус, троллейбус, трамвай, самолет, поезд, теплоход, метро, вертолет, грузовик и т.д. Помогите ребенку запомнить, где у грузовика расположены кабина, капот, кузов, колеса.

2. Игра «Один – много».

Самолет – самолеты, автобус - …, грузовик - …, машина - …., трамвай - …., троллейбус - …. и т. д.

3. Пальчиковая игра. Соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с указательного, на каждый ударный слог:

Автобус, троллейбус, машина, трамвай –

О них ты на улице не забывай (смена рук).

В морях – корабли, ледоколы, суда,

         Они очень редко заходят сюда.

4. Отгадай загадку и нарисуй отгадку.

        Что за птица –

         Песен не поет,

Гнезд не вьет,

Людей и груз везет? (самолет) 

5. Перечисли, что может:   Летать - ….Ездить - …Плавать - …

6. Учим стихотворение:

                Самосвал.

Самосвалом я зовусь:

Сам я сваливаю груз.

Разгружать меня не надо,-

Все такой машине рады.

Не хвалюсь я, не хвалюсь.

Вовсе я не самохвал

Самосвалом я зовусь, самосвал я – самосвал!

7. Альбом Теремковой №  3, стр.27 – 30


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по закреплению лексического материала

Данный материал разработан для родителей воспитанников старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи в целях закрепления  полученных речевых навыков в домашни...

Рекомендации для родителей по закреплению лексической темы "Транспорт" (средняя группа)

Предлагаю вашему вниманию рекомендации  по закреплению лексической темы "Транспорт"....

Рекомендации для родителей по закреплению лексической темы с детьми среднего дошкольного возраста в домашних условиях.

Успешное преодоление речевого дефекта возможно только при условии преемственности в работе учителя-логопеда, воспитателей и родителей. Вашему вниманию представлена система работы по взаимодействию учи...

Рекомендации для родителей по освоению программного материала в средней группе

Рекомендации  для родителей по освоению программного материала представлены тематическими модулями...

Рекомендации для родителей по закреплению лексического материала дома (подготовительная группа)

Данный материал поможем педагогам и родителям в развитии речи дошкольников подготовительной к школе группы с опорой на наглядный материал представленный в тетрадях Н. Э. Теремковой "Логопедически...

Рекомендации для родителей по закреплению лексического материала дома (старшая группа)

Данный материал поможет педагогам и родителям в развитии речи дошкольников старшей группы с опорой на наглядный материал представленный в тетрадях Н. Э. Теремковой "Логопедические задания для дет...

Картотека рекомендаций для родителей по закреплению пройденного материала на занятиях с учителем-логопедом (старшая группа)

Картотека рекомендаций учителя-логопеда по закреплению пройденного материала (старшая группа)...