" Звук и буква Ш"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
- Профилактика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Эта проблема актуальна, что и побудило обратиться к этой теме, так как среди неуспевающих младших школьников более половины детей в дошкольном возрасте имели речевые проблемы: поздно заговорили, имели дефекты звукопроизношение, ограниченный словарь, несформированный фонетический слух.
Для полноценной подготовки к школе детей с недоразвитием всех компонентов языковой системы нужно решить ряд задач, а именно:
- выработать у детей навык продуктивной учебной деятельности,
-устранить фонетико-фонетическую недостаточность,
-сформировать навыки звукового анализа , а затем и послогового чтения,
-развить связную речь
-предупредить нарушения письма и чтения, вероятность проявления которых особенно велика у детей данной категории.
Осуществляя работу по коррекции речи, в том числе и звукопроизношению, уже в дошкольном возрасте, можно успешно предупредить целый ряд нарушений письменной речи, которая возникает к концу первого года обучения в школе, поэтому логопед может параллельно проводить профилактику.
- Изучая гласные звуки можно предложить детям подобрать родственные ( проверочные) слова , что позволяет избежать ошибок на безударную гласную: дом- дома, пол- полы. Важно не только находить проверочное слово но и аргументировать свои ответы: « слышу – А, пишу - О, проверочное слово дом, поле».
- Затем предлагается серия слов на безударную « е »; река – реки, стена – стены. Но только после овладения этим материалом, мы усложняем задание: предлагаем слова без дифференцировки по безударным гласным: « Покажи букву, которую нужно написать в слове ( дается ряд слов, а ребенок подбирает и показывает нужную букву для этих слов из числа четырех гласных А, О,И,Е лежащих перед ним).
- В подготовительной группе это задание усложняется тем, что дети вставляют пропущенную букву в напечатанные слова. Этот вид позволяет сэкономить время проработать большее количество слов.
- Результативность значительно возрастает, когда ребенок овладевает стихотворным правилом: « Если гласная вызвала сомнение, ты ее скорее ставь под ударение».
- Предложенные задания по профилактике нарушений письменной речи вполне доступны старшим дошкольникам, не вызывают у них особых трудностей, способствуют более успешному овладению этим материалом , что практически сводит на нет возможные ошибки при дальнейшем обучении в школе.
- Также второе место занимают ошибки на оглушение согласных в конце и в середине слова. Чтобы избежать эти ошибки, при изучении парных гласных по звонкости – глухости не только рассматриваем их артикуляцию, разницу, сходство в произношении, но и предлагаем выполнить профилактические задания, а именно: «Подбери или измени слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук, или найди проверочное слово: таз – тазы, глаз - глаза.
- Существенные трудности у детей вызывают правописание слов с разделительными Ь и Ъ знаками, которые чаще всего пропускаются ими: пю- пью.
- Работая над этим разделом, можно использовать различные куклы, что значительно оживляет занятие, охотно ищут ошибки, исправляют их, получая при этом огромное удовольствие, т.к. делают это для любимой куклы.
- Этой профилактической работе предшествует знакомство с буквами Ь и Ъ, разучивание стихотворений из « Веселой азбуки:
- Мягкий знак – хитрый знак,
- Не назвать его никак.
- Он не произносится,
- Но слово часто просится.
- Большой процент ошибок наблюдается и в правописании гласных после шипящих. Поэтому, изучая шипящие, можно параллельно отрабатывать правила.
- Жи –ши –пиши только с И;
- Ча –ща – пиши только с буквой А;
- Чу – щу – пиши только с буквой У.
- Знакомя с каждым звуком, уточняем их характеристику Ш,Ж всегда только твердые, поэтому мы слышим « Ы» , но пишем «И»; ч, щ – всегда только мягкие, поэтому они смягчают на слух последующую гласную, но пишем « А» или « У».
Все эти факторы побудили меня обратить внимание и заинтересоваться этой темой. Одно из занятий, по профилактике нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста, я предлагаю вашему вниманию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_i_bukva_sh.doc | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Звук и буква Ш»
Цель:
- Чёткое произношение звука Ш;
- Выделение начального согласного перед гласными;
- Закрепление согласования количественных численных 1, 2, 5, 9 и существительных;
- Деление слов на слоги;
- Звуко - буквенный анализ слов: шок, кошка, мишка;
- Учить понимать поставленную задачу и выполнять её самостоятельно.
Ход занятия:
- Оргмомент:
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости, а к кому вы сейчас отгадаете, прочитав слово.
Н Й А
З А К
- Правильно, мы поедем в гости к Знайке, а на чём мы к нему поедем, тоже надо отгадать.
О + Т + А – О + К + У + С + И – У
(Логоритмическое упражнение «Маршрутное такси»)
- Введение в тему:
- Ну вот, мы приехали к Знайке.
- Ребята, посмотрите, здесь какое-то задание. Давайте узнаем, для кого оно, что нам надо сделать.
Записка : Для того чтобы вызвать Знайку, вы должны повторить слоговые ряды.
ША – ШО – ШУ – ШИ
ШО – ШУ – ШИ – ША
ШУ – ШИ – ША – ШО
ШИ – ША – ШО – ШУ
(Выходит Знайка в руке буква Ш)
- Здравствуйте ребята, очень рад вас видеть. Вчера я ходил в Буквоград к королеве букв и звуков. Она меня предупредила о том, что вы приедете ко мне в гости. А ещё она сказала, что вчера на занятии вы познакомились со звуком Ш. Это очень хорошо. Королева дала для вас несколько заданий. Я думаю, что вы с ними справитесь. Но сначала она попросила меня познакомить вас с буквой Ш. Вот буква Ш. Ребята, на что похожа буква Ш? Правильно. Ну а теперь переходим к заданиям.
3. Игра «Раздели на слоги»:
- Ребята вы должны разделить слова на слоги.
- Предлагается слова шуба,шапка, шины.
Дети делят слова на слоги используя предлагаемые карточки со словами.
4. Игра «1, 2, 3, 5, 8, 9»:
- В этом задании, королева просит вас посчитать предметы.
Дети считают: одна шуба,две шубы,три шубы и т. е.
5. Пальчиковая гимнастика и дыхательная
- Подбор слов со звуком Ш ( в начале,в середине,в конце слова) самостоятельно детьми.
7. Найди и подчеркни букву ш в таблице:
Таблица
М И Ш К О Д Э Ы Ш З
Р У Ж Ш Х Ъ Ч Ш Ц Д
Ш К К М В Ы Д Ь Ш А
С П В Ш Ш Т А В Ф К
Д А К Е Ш Т Т Р В У С
Ж Ю Л Ь Р Ш Г О Н Н
Д Ю Х Э Л Р А Н Е Т Р
Л Ш О Н П И Б Д О Х
Р В А К Е Ш Д Ы Ч К
К У Ы Я Ч П Ш Ш З Ж
8. Игра «Разноцветные кружочки»:
- Ребята в этом задании, вы должны сделать анализ слов. Вспомните, каким кружочком мы отмечаем твёрдый согласный? Мягкий согласный? Гласный?
ШОК КОШКА
МИШКА
ФРОНТАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ В
ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ
« ЗВУК И БУКВА Ш»
Учитель-логопед
Богаткина Наталья Юрьевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")
Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...
Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).
Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...
Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.
методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"
Презентация адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....