" Звук и буква Ш"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Богаткина Наталья Юрьевна

 

Профилактика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста.
 
 

Эта проблема актуальна, что и побудило обратиться к этой теме, так как среди неуспевающих младших школьников более половины детей в дошкольном возрасте имели речевые проблемы: поздно заговорили, имели дефекты звукопроизношение, ограниченный словарь, несформированный фонетический слух.

Для полноценной подготовки к школе детей с недоразвитием всех компонентов языковой системы нужно решить ряд задач, а именно:

- выработать у детей навык продуктивной учебной деятельности,

-устранить фонетико-фонетическую недостаточность,

-сформировать навыки звукового анализа , а затем и послогового чтения,

-развить связную речь

-предупредить нарушения письма и чтения, вероятность проявления которых особенно велика у детей данной категории.

Осуществляя работу по коррекции речи, в том числе и звукопроизношению, уже в дошкольном возрасте, можно успешно предупредить целый ряд нарушений письменной речи, которая возникает к концу первого года обучения в школе, поэтому логопед может параллельно проводить профилактику.

Изучая гласные звуки можно предложить детям подобрать родственные ( проверочные) слова , что позволяет избежать ошибок на безударную гласную: дом- дома, пол- полы. Важно не только находить проверочное слово но и аргументировать свои ответы: « слышу – А, пишу - О, проверочное слово дом, поле».
Затем предлагается серия слов на безударную « е »; река – реки, стена – стены. Но только после овладения этим материалом, мы усложняем задание: предлагаем слова без дифференцировки по безударным гласным: « Покажи букву, которую нужно написать в слове ( дается ряд слов, а ребенок подбирает и показывает нужную букву для этих слов из числа четырех гласных А, О,И,Е лежащих перед ним).
В подготовительной группе это задание усложняется тем, что дети вставляют пропущенную букву в напечатанные слова. Этот вид позволяет сэкономить время проработать большее количество слов.
Результативность значительно возрастает, когда ребенок овладевает стихотворным правилом: « Если гласная вызвала сомнение, ты ее скорее ставь под ударение».
Предложенные задания по профилактике нарушений письменной речи вполне доступны старшим дошкольникам, не вызывают у них особых трудностей, способствуют более успешному овладению этим материалом , что практически сводит на нет возможные ошибки при дальнейшем обучении в школе.
Также второе место занимают ошибки на оглушение согласных в конце и в середине слова. Чтобы избежать эти ошибки, при изучении парных гласных по звонкости – глухости не только рассматриваем их артикуляцию, разницу, сходство в произношении, но и предлагаем выполнить профилактические задания, а именно: «Подбери или измени слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук, или найди проверочное слово: таз – тазы, глаз - глаза.
Существенные трудности у детей вызывают правописание слов с разделительными Ь и Ъ знаками, которые чаще всего пропускаются ими: пю- пью.
Работая над этим разделом, можно использовать различные куклы, что значительно оживляет занятие, охотно ищут ошибки, исправляют их, получая при этом огромное удовольствие, т.к. делают это для любимой куклы.
Этой профилактической работе предшествует знакомство с буквами Ь и Ъ, разучивание стихотворений из « Веселой азбуки:
Мягкий знак – хитрый знак,
Не назвать его никак.
Он не произносится,
Но слово часто просится.
Большой процент ошибок наблюдается и в правописании гласных после шипящих. Поэтому, изучая шипящие, можно параллельно отрабатывать правила.
Жи –ши –пиши только с И;
Ча –ща – пиши только с буквой А;
Чу – щу – пиши только с буквой У.
Знакомя с каждым звуком, уточняем их характеристику Ш,Ж всегда только твердые, поэтому мы слышим « Ы» , но пишем «И»; ч, щ – всегда только мягкие, поэтому они смягчают на слух последующую гласную, но пишем « А» или « У».

Все эти факторы побудили меня обратить внимание и заинтересоваться этой темой. Одно из занятий, по профилактике нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста, я предлагаю вашему вниманию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuk_i_bukva_sh.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Звук и буква Ш»

Цель:

  1. Чёткое произношение звука Ш;
  2. Выделение начального согласного перед гласными;
  3. Закрепление согласования количественных численных 1, 2, 5, 9 и существительных;
  4. Деление слов на слоги;
  5. Звуко - буквенный анализ слов: шок, кошка, мишка;
  6. Учить понимать поставленную задачу и выполнять её самостоятельно.

Ход занятия:

  1. Оргмомент:

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости, а к кому вы сейчас отгадаете, прочитав слово.

               Н          Й          А

         З          А          К    

- Правильно, мы поедем в гости к Знайке, а на чём мы к нему поедем, тоже надо отгадать.

О + Т + А – О + К + У + С + И – У

(Логоритмическое упражнение «Маршрутное такси»)

  1. Введение в тему:

- Ну вот, мы приехали к Знайке.

- Ребята, посмотрите, здесь какое-то задание. Давайте узнаем, для кого оно, что нам надо сделать.

Записка : Для того чтобы вызвать Знайку, вы должны повторить слоговые ряды.

ША – ШО – ШУ – ШИ

ШО – ШУ – ШИ – ША

ШУ – ШИ – ША – ШО

ШИ – ША – ШО – ШУ

(Выходит Знайка в руке буква Ш)

- Здравствуйте ребята, очень рад вас видеть. Вчера я ходил в Буквоград к королеве букв и звуков. Она меня предупредила о том, что вы приедете ко мне в гости. А ещё она сказала, что вчера на занятии вы познакомились со звуком Ш. Это очень хорошо. Королева дала для вас несколько заданий. Я думаю, что вы с ними справитесь. Но сначала она попросила меня познакомить вас с буквой Ш. Вот буква Ш. Ребята, на что похожа буква Ш? Правильно. Ну а теперь переходим к заданиям.

3.      Игра «Раздели на слоги»:

  1. Ребята вы должны разделить слова на слоги.
  2. Предлагается слова шуба,шапка, шины.

Дети делят слова на слоги используя предлагаемые карточки со словами.

4.      Игра «1, 2, 3, 5, 8, 9»:

  1. В этом задании, королева просит вас посчитать предметы.

Дети считают: одна шуба,две шубы,три шубы и т. е.

    5.       Пальчиковая гимнастика и дыхательная

  1. Подбор слов со звуком Ш ( в начале,в середине,в конце слова) самостоятельно детьми.

    7.    Найди и подчеркни букву ш в таблице:

                                                 Таблица

М И Ш К О Д Э Ы Ш З

Р У Ж Ш Х Ъ Ч Ш Ц Д

Ш К К М В Ы Д Ь Ш А

С П В Ш Ш Т А В Ф К

Д А К Е Ш Т Т Р В У С

Ж Ю Л Ь Р Ш Г О Н Н

Д Ю Х Э Л Р А Н Е Т Р

Л Ш О Н П И Б Д О Х

Р В А К Е Ш Д Ы Ч К

К У Ы Я Ч П Ш Ш З Ж

     

8.    Игра «Разноцветные кружочки»:

- Ребята в этом задании, вы должны сделать анализ слов. Вспомните, каким кружочком мы отмечаем твёрдый согласный? Мягкий согласный? Гласный?

ШОК        КОШКА

МИШКА

  ФРОНТАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ В          

       ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ      

   

    ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ

« ЗВУК И БУКВА Ш»

                       Учитель-логопед

                                                             

                                                    Богаткина Наталья Юрьевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

Презентация  адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....