Изучение состояния связной речи у детей с общим недоразвитием речи ІІІ уровня старшего дошкольного возраста
статья по логопедии (старшая группа) по теме
Исследование связной речи детей с общим недоразвитием речи III уровня
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Изучение состояния связной речи у детей с общим недоразвитием речи ІІІ уровня старшего дошкольного возраста
Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей. От уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все это требует достаточного уровня развития связной речи.
В современных психологических и методических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения детей в школе, особенно если это дети с речевым недоразвитием, у которых спонтанное речевое развитие затруднено. А в настоящее время процент таких детей достаточно высок.
Нарушения связной речи чаще всего рассматриваются как общая глобальная проблема при изучении речевого недоразвития. Поскольку основное внимание исследователи сосредотачивают на выявлении особенностей лексических, грамматических и фонетических средств языка, многие вопросы, связанные с выявлением особенностей связной речи и уровня ее развития на определенном этапе развития, остаются нерешенными, что затрудняет построение эффективной методики формирования монологической формы речи.
Безусловно, уровень развития связной речи у детей с речевой патологией ниже, чем у сверстников, не имеющих речевых нарушений. Но какой уровень сформированности связной речи характерен для них, какие специфические ошибки преобладают, какие особенности выделяются?
С этой целью нами было проведено изучение связной речи у детей с общим недоразвитием речи ІІІ уровня старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось на базе ДОУ № 11 города Зеленодольска и ДОУ №351 города Казани. В круг исследования было включено 45 детей старшего дошкольного возраста. Экспериментальную группу составили 30 детей, в личных делах которых по результатам психолого-медико-педагогической комиссии имелось заключение общее недоразвитие речи ΙΙΙ уровня.
Изучение состояния связной речи проводилось по двум методикам: по методике Глухова В. П. и методике Воробьевой В. К.
Методика В. П. Глухова направлена на исследование особенностей связной речи, уровня ее сформированности у детей и включает следующие задания: составление предложений по ситуационным картинкам и по трем картинкам, связанных тематически; пересказ текста; составление рассказа на заданную тему, по серии сюжетных картинок, на основе личного опыта, по заданному началу с использованием картинки и рассказа-описания.
Уровень сформированности связной речи определялся следующим образом: ребенку предъявлялись серии из трех сюжетных картинок, и предлагалось составить по ним рассказ. І уровень сформированности связной речи характеризовался неумением последовательно раскладывать серию сюжетных картинок и составлять по ним рассказ. ІІ уровень сформированности связной речи предполагал выполнение задания с помощью взрослого. ІІІ уровню соответствовало самостоятельное раскладывание картинок в верной последовательности и составление по ним рассказа, но с недостаточным языковым оформлением, структурной неполнотой предложений. ІV уровню – самостоятельный, полный, последовательный рассказ с правильным лексико-грамматическим оформлением.
Все данные, полученные при исследовании уровня сформированности связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня и у детей, не имеющих речевых нарушений старшего дошкольного возраста, представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Уровень сформированности связной речи.
При исследовании связной речи по серии заданий был подсчитан общий балл для каждого ребенка. Максимальный балл при правильном выполнении всех заданий составлял 22 единицы.
В соответствии с этим были выделены четыре уровня выполнения заданий, по которым можно было судить о состоянии связной речи детей.
I уровень – низкий (6-9 баллов): логическая последовательность изложения нарушена, отмечаются смысловые ошибки, пропуски существенных моментов, бедность содержания рассказов, требуется постоянная помощь взрослого.
II уровень - недостаточный (10-12 баллов): все задания выполнены с помощью повторных, наводящих вопросов, отмечаются пропуски отдельных моментов действия, перечисления, нарушения структуры фраз, недостаточная информативность.
III уровень - удовлетворительный (13-16 баллов): пересказ, рассказ по серии сюжетных картинок, рассказ-описание, рассказ из личного опыта, продолжение рассказа – все выполнено на достаточном уровне, но с помощью взрослого (побуждение, стимулирующие вопросы, указание на картинку).
IV уровень - хороший (17-22 балла): пересказ, рассказ по серии сюжетных картинок, рассказ-описание составлены самостоятельно, последовательно; соблюдаются смысловые и синтаксические связи между фрагментами текстового сообщения.
Результаты, полученные при изучении связной речи детей экспериментальной и контрольной групп, отображены на рисунке 2.
Рисунок 2. Уровень выполнения серии заданий.
Таким образом, у детей с третьим уровнем речевого развития имеются значительные отставания в развитии связной речи.
Методика В. К Воробьевой представляет собой комплексную программу выявления состояния связной речи у детей с речевым недоразвитием и состоит из четырех серий: исследование репродуктивной связной речи - серия №1 (полный и краткий пересказ); исследование продуктивных видов связной речи - серия №2 (составление рассказа по серии сюжетных картинок); изучение смыслообразующего компонента связной речи - серия №3 (составление продолжения рассказа по прочитанному зачину, по предметным картинкам, самостоятельное составление рассказа на любую тему); исследование ориентировки в признаках связной речи - серия №4 (определить, какой образец речи можно назвать рассказом, а какой – нельзя).
За каждое задание ребенок получал от 1 до 4 баллов, после чего все баллы складывались, делились на количество заданий (7) и соотносились с одним из четырех уровней развития связной речи.
В ходе проведения экспериментального изучения связной речи у детей с общим недоразвитием речи ΙΙΙ уровня старшего дошкольного возраста по методике Воробьевой В. К. было выявлено, что уровень развития связной речи у большинства детей (60%) соответствует второму уровню (1,5 – 2,4 балла). При пересказе у них отмечались трудности в последовательной передаче событий, паузы, замена существительных местоимениями; дети пропускали семантически значимые слова, ограничивались перечислением действий и предметов при составлении рассказов, в которых отсутствовал единый замысел, связное высказывание опознавали интуитивно. Для остальных детей (40%) характерен Ι уровень развития связной речи (1 – 1,4 балла). Дети с Ι уровнем развития связной речи не раскладывали серию сюжетных картинок, не составляли по ним рассказ; при пересказе основное содержание не передавали, начало рассказа продолжали неадекватными высказываниями, не отождествляли предложенный отрывок с рассказом, или оба отрывка принимали за рассказ. Третий и четвертый уровни развития связной речи в экспериментальной группе составили по 0 % соответственно.
В контрольной группе были получены следующие данные: для большинства детей (60%) характерен четвертый уровень развития связной речи (2,5 – 3,4 балла) – пересказ детей полностью передавал содержание текста, сюжетные картинки раскладывались в логической последовательности; продолжение рассказа соответствовало его началу; текстовое сообщение узнавалось по нескольким признакам. У 40% детей уровень развития связной речи соответствует третьему уровню (3,5 – 4,4 балла): дети составляли относительно полный пересказ, но с недостаточным языковым оформлением. По правильно разложенной серии сюжетных картин составлялся неразвернутый рассказ; связное высказывание опознавалось на основе одного признака. Первый и второй уровни развития связной речи в контрольной группе не выявлены.
По результатам, полученным в ходе проведения методики В.К.Воробьевой, можно сделать вывод о том, что связная речь у детей экспериментальной группы по сравнению с речью детей контрольной группы находится на достаточно низком уровне.
Таким образом, проведенное исследование показало, что дети с ОНР ІІІ уровня не могут удерживать в памяти последовательную программу сообщения; у них не сформированы правила перевода наглядной программы (последовательности серии сюжетных картин) в речевое высказывание; отмечаются трудности в нахождении и развитии темы связного сообщения. Их связную речь отличают: низкая информативность высказываний, пропуски смысловых звеньев, трудности в языковой реализации замысла, длительные паузы на границах фраз, неверное оформление связи слов, возвращение к ранее сказанному, незавершенность речевых сообщений, невыразительность, отсутствие правильных синтаксических конструкций, содержащих в своей основе умозаключение, констатацию фактов, передачу логической связи событий.
В связи с этим возникают нарушения цельности и связности речевого высказывания, что затрудняет восприятие их речевой продукции и приводит к возникновению трудностей при обучении в школе.
Список литературы
- Белякова Л. И. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью / Л. И. Белякова, Ю. Ф. Гаркуша, О. Н. Усанова. – М.: Издательский центр «Академия», 1991. – с. 78.
- Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие / В. К. Воробьева. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – с. 6-69.
- Глухов В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию./ В. П. Глухов // Дефектология.-1994. -№2. с. 56-73.
- Жукова Н. С. Логопедия: преодоление ОНР у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева.– Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2004 – с. 34-42.
- Филичева Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М.: Айрисс – пресс, 2005. – с. 5-19.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ». Воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 122 Кислякова В.П.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям.Сообщение из опыта работы и ниже предложен конспект...
Мастер-класс "Моделирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи приёмами мнемотехники"
В данном материале вы можете познакомиться со структурой проведения мастер-класса, деятельностью мастера (в данном случае учителя-логопеда) и необходимым оборудованием. А так же выдержками из мастер-к...
«Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи»
Обобщение опыта работы по теме: "Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи"Презентация "Составление описательных рассказов по теме...
Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи в ходе краеведческой работы
С каждым годом увеличивается число детей с нарушением речи и в связи с этим проблема речевых нарушений принимает глобальный характер. Известно, что любое нарушение речи в той или иной степени мож...
"Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей с общим недоразвитием речи в старшем дошкольном возрасте"
В современном обществе все больше внимания уделяется обучению, воспитанию и развитию подрастающего поколения. Особая роль в образован...
Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи ІІІ уровня
В настоящее время в логопедические группы поступает большое количество детей с общим недоразвитием речи. Развитие речи этих детей значительно отличается от развития речи детей, не имеющих речевых нару...
Преемственность в формировании связной речи у детей с общим недоразвитием речи.
Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Овладение связными формами высказываний – сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководств...