Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи, второй год обучения
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) по теме
представлен конспект логопедического занятия в группе для детей с ОНР второго года обучения, апробирован в работе с детьми, обучающимися со средней группы, может использоваться в старшей группе для детей первого года обучения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
УЧИТЕЛЬ - ЛОГОПЕД МБДОУ ДС КВ №3 БЫКОНЯ С.В.
ТЕМА: ЗВУК Э.
ЦЕЛЬ: Упражнение в чётком произнесении звука Э, уточнение артикуляции и характеристика звука, произношение звука в слогах, словах, предложениях, звуковой анализ и синтез прямого слога, упражнение в делении слов на слоги, определении места звука в слове; развитие слухового и зрительного внимания, формирование способности к усилению и ослаблению силы голоса, развитие пальчиковой моторики; воспитание активности, самостоятельности в речевом общении.
ОБОРУДОВАНИЕ: потешка «пальчик – мальчик», пеньки, деревья и кусты из фанеры или пластика, «красная полянка в лесу», схемы гласных звуков, схема слога СГ, картинки в «волшебном яблоке»:кафе, кушетка, этажерка, блюдце, поезд «Горошек», «волшебные камни» с загадками и отгадками под ними, подушки на ковре, куклы – Эдик и Эмма, «волшебная шкатулка с картинками – существительными мужского и женского рода: цепь, антенна, эмблема, эскимос, экскаватор, экран, призы – эмблемы для детей.
ХОД:
1 Организация детей: подзываю детей к себе, играем с пальчиками - потешка «пальчик - мальчик». – Вспомните, куда ходил пальчик – мальчик с этим братцем? (указательный пальчик) Мы тоже пойдём в лес – необыкновенный, волшебный, звуковой лес.
2 Введение в тему: подвожу детей к ковру, это - «красная полянка», дети рассаживаются на пеньках. – Кто догадался, почему в этом звуковом лесу красная полянка? Припоминаем, что красным цветом обозначаются гласные звуки, они поются, тянутся.
3 Изучение нового материала:
1) На полянке изображения разных гласных звуков (символы). – Отгадайте, какой это звук? (показываю общепринятые символы артикуляции гласных по участию губ: А, У, И, О, Ы. На полянке звуков появился новый звук, когда его произносим, рот полуоткрыт, губы смеются. Этот звук звучит в начале слова «этот».
2) Изолированное произношение хором и индивидуально по движению руки.
3) Выделение звука из ряда гласных : Э-А-У-И-Ы-О; из слов: эхо, игры, кафе, там, этаж, крекер, безе, утка, аист. –Остановим звук Э сигналами.
4) Произнесение цепочек слогов с разной силой голоса: МЭ-ПЭ-ТЭ, КЭ-ХЭ-НЭ – варианты слогов в игре «Моё эхо в лесу».
5) Синтез и анализ прямого слога: - Посмотрите, на нашей звуковой полянке есть слог (показываю схему). Он не звучит, а только изображён, давайте озвучим его. Слог МЭ ( ХЭ) синтезируем из звуков, затем проводим анализ. –Поиграли мы со звуками, пора уходить, смотрите, мои пальцы вновь соединились, а вы сможете так? Соединяем большой и средний пальчики, вспомните, что делали этот братец и этот братец? (с этим братцем щи варил). Пойдём к ним в гости. Но как же нам выбраться из леса, кто укажет дорожку к братцам? Поищите на полянке. Дети находят яблоко - игрушку за деревом. Оно волшебное, в нём спрятаны картинки.
6) Деление слов на слоги: «прошагаем эти слова и спрячем их в ладошки»: кафе, кушетка, этажерка, блюдце. Дети двигаются в сторону домика при произношении этих слов.
7) Отгадывание названий предметов по их описанию: - Вот и дошли мы до домика, в котором «этот братец варил щи с этим братцем» - показываем пальцами, садитесь вокруг домика, будем слушать, что здесь происходит. Разные предметы стоят, а пальчиков – мальчиков нет. Я догадалась, они хотят поиграть с нами. Я задумаю слово, а кто самый внимательный, отгадает и назовёт (даю короткие загадки – описания предметов: торшер, стека, солнце, блюдце, экран, этикетка) предметы. По мере отгадывания раздаю игрушечные предметы детям. – Куда же мы поместим эти игрушки? Вот стоит наш поезд – «Горошек», посадим пассажиров по местам.
8) Определение места звука в слове: каждый ребёнок называет предмет и размещает его в первом, втором, третьем вагонах поезда в зависимости от места звучания Э в начале, середине, конце слова соответственно. –Разместили мы игрушки, скоро они поедут, пора и нам собираться, посмотрите, опять мой пальчик пошёл, теперь к этому братцу, что они делали? (кашу ели). И мы пойдём туда, где дети часто едят кашу, в наш детский сад.
9) Отгадывание загадок: - Путь наш лежит через волшебные камни, и каждый камень мы сможем перешагнуть, если отгадаем загадку ( под камешками загадки с картинкой – отгадкой (полотенце, эскимо, эскалатор).
10)Согласование местоимения «этот» с существительным в роде и употребление словосочетания в предложении: - Отгадали последнюю загадку и подошли к нашей групповой полянке, садитесь на удобные подушки и посмотрите, у нас в группе гости Эмма и Эдик (куклы), а у них наша волшебная шкатулка. Поможем им разобраться. В шкатулке разные картинки, их надо разложить этим куклам. Если о предмете можно сказать «этот», мы дадим его Эдику, если «эта», мы дадим его Эмме. Послушайте, как можно сказать: Эта цепь будет у Эммы. Этот эскимос будет у Эдика. (антенна, эмблема, экскаватор); ответы полными предложениями.
4 Итог занятия: мы разложили картинки, куклы – гости довольны и вдруг «пальчик – мальчик» запел с этим братцем, смотрите, опять мои пальцы вместе. Как вы считаете, песенку какого звука они поют? Звук Э гласный или согласный? Как мы его произносим? И в нашей шкатулке что-то запело. Посмотрим, что там? Достаю изображения. –Это эмблема нашего детского сада, а в слове этом поселился ещё один гласный звук – Э. Раздаю эмблемы детям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи в образовательной области "Чтение художественной литературы" на тему "Эти любимые сказки".
Итоговое занятие,с элементами драматизации....
Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи, первый год обучения
представлен конспект итогового логопедического занятия в группе для детей с ОНР III ур речевого развития первого года обучения....
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи в образовательной области "Коммуникация" на тему "Широкая масленица".
В конспекте представлены педагогическая технология - мнемотехника, а также нетрадиционная методика валяния мокрой шерсти....
Конспект непосредственной общеобразовательной деятельности в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи 3 уровня, второй год обучения.
Конспект игрового занятия для детей логопедических групп, с помощью которых можно построить воспитательно - образовательный процесс в соответствии с ФГТ, вызвать у детей со сложными нарушениями речи и...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи "Происшествие в Простоквашино".
Конспект разрабатывался в рамках участия в конкурсе творческих проектов "Зеленый огонек" (по правилам дорожного движения) среди педагогов ДОУ....
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи "Происшествие в Простоквашино".
Конспект разрабатывался в рамках участия в конкурсе творческих проектов "Зеленый огонек" (по правилам дорожного движения) среди педагогов ДОУ....
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в средней группе для детей с общим недоразвитием речи на тему: «Вода источник жизни»
Цель: интеграция образовательных областей (коммуникация, познание, социализация, здоровье).Коррекционно-образовательные задачи:Образовательная область «Коммуникация»:Ø Закрепление в речи слов характер...