Учебно-методическое пособие по автоматизации звуков "Стрелки"
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) по теме
Пособие помогает повысить эффективность работы по автоматизации звуков в отдельных словах. Инновационный характер разработки заключается в целесообразном слиянии наглядности, действий и речи. Действуя согласно установке дети «включают» одновременно 3 сенсорных канала – кинестетический, визуальный, аудиальный. Подобная деятельность способствует развитию межполушарных связей, которые повышают уровень развития ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
posobie.doc | 45 КБ |
naglyadnost.doc | 2.05 МБ |
naglyadnost2.docx | 239.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно – методическое пособие
по автоматизации звуков
«Стрелки»
Автор:
учитель – логопед ГБДОУ № 22
Шевченко Наталья Рудольфовна
Назначение:
Учебно – методическое пособие « Стрелки» разработано мною в 2009 году. Идея его создания появилась после знакомства с разработкой коллеги «Весёлый алфавит», которая направлена на ознакомление с буквами. Предложенные мной материалы могут быть использованы на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми старшего дошкольного возраста. Пособие помогает повысить эффективность работы по автоматизации звуков в отдельных словах. Инновационный характер разработки заключается в целесообразном слиянии наглядности, действий и речи. Действуя согласно установке дети «включают» одновременно 3 сенсорных канала – кинестетический, визуальный, аудиальный. Подобная деятельность способствует развитию межполушарных связей, которые повышают уровень развития ребёнка.
Задачи:
- развитие ориентировки в пространстве и на плоскости
- развитие фонематического анализа
- развитие координации движений
- повышение заинтересованности в работе
- развитие внимания, восприятия, мышления
- развитие межполушарных связей
- развитие лексико – грамматического строя речи
Кому адресовано:
Учителя – логопеды, воспитатели
Описание:
Пособие представлено в виде набора таблиц выполненных в черно – белом варианте. Формат таблицы может быть любым, НО необходимо соблюдать чёткие столбики, строчки и расстояния между ними.
На каждую группу искажаемых звуков разработана серия таблиц. Корректируемый звук автоматизируется в различных позициях в слове (в различных типах слогов). В работе с пособием предусмотрено отработать слова с определенным типом слогов в двух вариантах таблиц разного уровня сложности (выделены рамками разного цвета).
Первый уровень сложности представлен в таблицах со специально подобранными картинками и стрелочками под каждой картинкой. Стрелки «направляют» движения рук ребёнка (ребёнок видит направление движения, которое необходимо выполнить).
Второй уровень сложности представлен в таблице с теми же картинками, но усложнённым вариантом обозначения направления движений рук детей. Теперь это не стрелочки, а буквы (Л – лево, П – право, В – вместе).
В приложении представлены варианты таблиц для работы по автоматизации и дифференциации звуков [Р], [Л].
Методика работы:
Начинать работу рекомендуется с таблицы первого уровня – картинки со стрелками. Ребёнок четко, правильно называет картинку и одновременно поднимает руку в сторону согласно стрелке под рисунком – вправо, влево, одновременно в обе стороны. Рука напряжена, пальцы выпрямлены и плотно сжаты – рука – «стрелочка». После каждой картинки руки опускаются вниз, чётко фиксируясь на бедре.
После того как первый уровень тщательно отработан, можно переходить на второй уровень – те же картинки с буквами. Ребёнок должен одновременно правильно произносить слова по картинкам и выполнять движения руками согласно буквам.
Л – влево
П – вправо
В – влево и вправо вместе, одновременно
Работа осуществляется ежедневно как в индивидуальной, так и в подгрупповой форме (дети не должны смотреть друг на друга и мешать движениям рук соседа – оптимально стоять рядом).
Сначала ребёнок осваивает таблицу в собственном темпе, далее возможно либо вводить определённый ритм выполнения задания, либо ограничивать выполнение задания по времени. Введение соревновательного момента также является хорошим стимулом к наилучшей работе (кто меньше затратит времени, кто дольше не ошибётся, …)
Во время работы ребёнка с пособием взрослому рекомендуется стоять за спиной ребёнка и, при необходимости, оказывать помощь.
Ранние и многократные ошибки являются показателем снижения работоспособности в данный момент.
На каждом уровне сложности возможны различные виды работ:
- отработать всю таблицу от начала до конца
- отработать всю таблицу от конца до начала
- отработать только конкретно определённые строчки
(вторая снизу, средняя, …)
- отработать материал столбиками (сверху вниз, снизу вверх, найти определённый столбик)
- выбрать и правильно назвать только те картинки, которые связаны с определённым направлением действий руками (только вправо, только влево, только движения двумя руками одновременно)
- называть только первый звук из слов, которые представлены в картинках
- выбрать и назвать только те картинки, названия которых начинаются с согласного (гласного) звука
- выбрать картинки, о которых можно спросить КТО ЭТО? (ЧТО ЭТО?)
При хорошем владении материалом таблицы педагог может прерывать работу ребёнка дополнительными вопросами (попросить назвать примеры к обобщающим понятиям, назвать множественное число слов).
- варианты заданий не ограничены, всё зависит от творчества педагога.
Опыт работы показывает, что моим непоседам нравятся встречи со «Стрелочками». Цели и задачи, поставленные в работе, успешно реализуются. Надеюсь, это пособие заинтересует и Вас.
Приложение:
Перечень картинок, включённых в таблицы для автоматизации и дифференциации звуков [Р]:
- [Р] в открытых слогах;
Барабан, Буратино, карандаш, мороженое, воробей, муравей, кукуруза, пирамида, корова, борода, кенгуру, подарок, подбородок, парус, пароход, горох, перо, сарафан, корыто, шуруп, ворота, горы, гитара, коробка, корона.
- [Р] в стечениях;
Ведро, крыша, зрачок, пробка, градусник, инструменты, трап, фрукты, швабра, квадрат, дракон, трава, палитра, пюпитр, кобра, тройня, трамвай, пружина, игрушки, вопрос, круг, краб, открывалка, открытка, огрызок.
- Дифференциация [Р] - [Л], [Р’] - [Л’];
Руль, зеркала, рельсы, кресло, троллейбус, тарелка, крыло, лорнет, грелка, вертолёт, лекарство, карусель, штурвал, карамель, кролик, берлога, пропеллер, кастрюля, Карлсон, цилиндр, дуршлаг, стрела, ролики, рыболов, балерина
Аналогично подобраны слова и выполнены таблицы на другие группы звуков.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Бытовая техника» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Бытовая техника» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Лес. Деревья. Кустарники» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Лес. Деревья. Кустарники» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Детский сад» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Детский сад» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Домашние животные» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.
Пособие представляет собой мультимедийный материал, включающий в себя иллюстрации с текстовым материалом и красочно оформленные слайды, направленные на активизацию словаря, совершенствование гр...
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме: «23 февраля. Военные профессии» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.
Пособие представляет собой мультимедийный материал, включающий в себя иллюстрации с текстовым материалом и красочно оформленные слайды, направленные на активизацию словаря, совершенствование грамматич...
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Новогодний праздник. Зимние забавы» к учебно-электронной - мультимедиатеке по развитию речи.
Пособие представляет собой мультимедийный материал, включающий в себя иллюстрации с текстовым материалом и красочно оформленные слайды, направленные на активизацию словаря, совершенствование гра...
Учебно- методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Осень. Приметы осени» к учебно-электронной разработке «Мультимедиатека по развитию речи»
Пособие представляет собой текстовый материал, направленный на активизацию словаря, совершенствование грамматического строя речи, формирование звуковой культуры речи и развитие связн...