РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА - КАК ФОРМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
материал по развитию речи (старшая группа)
«Игра имеет важное значение в жизни ребёнка…Каков ребёнок в игре, таким во многом он будет в работе, когда подрастёт. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре…»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchaya_igra-kak_forma_raboty_sdetmi_doshkolnogo_vozrasta_s_onr.docx | 25.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА - КАК ФОРМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
«Вы хотите, чтобы ваш ребенок был внимательным, сообразительным, способным?
Это зависит от вас, от того, когда начнёте и как будете развивать его способности…» Б.П. Никитин. Высказывание Никитина наталкивает нас на вопрос о том, что способствует всестороннему развитию дошкольника? Игра! Ведь игра – основной вид деятельности в дошкольном возрасте.
Детские игры воспитывают и развивают в ребенке все, что составляет богатство человеческой личности.
А.С.Макаренко.
«Игра имеет важное значение в жизни ребёнка…Каков ребёнок в игре, таким во многом он будет в работе, когда подрастёт. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре…»
Понять природу игры, ее поразительный воспитательный потенциал — это понять природу счастливого детства.
Развивающие игры - это средство воспитания детей дошкольного возраста.
Игра - это школа общения, действенное средство нравственного воспитания, модель взрослой жизни, когда происходит не только знакомство с различными профессиями, но и учеба ценить труд, ощущать гордость быть тружеником.
Игра - это особая модель поведения, которая помогает адаптироваться личности как в кругу семьи (отдельно взятой ячейке общества), так и в окружающем ее социуме.
Игра - это неотъемлемая часть жизни, которая компенсирует все ограничения и запреты, становясь ее крепким фундаментом. Она воспроизводит стабильное инновационное в жизненной практике и значит, является деятельностью, в которой стабильное отражают именно правила и условности игры - в них заложены устойчивые традиции и нормы, а повторяемость правил игры создает тренинговую основу развития личности. Игра - непринужденная деятельность в воображаемой ситуации по определенным правилам. И если субъективная цель, ее мотив находятся в самом процессе деятельности, доставляющем удовольствие, то объективное значение игровой деятельности заключается в формировании и тренировке физических и духовных способностей, необходимых для осуществления других видов деятельности и жизни личности в обществе.
Таким образом, играя, ребенок познает мир вокруг себя.
Важно помнить, что игры, прежде всего, должны доставлять ребенку удовольствие. Он радуется, что узнал что-то новое. И эта радость является залогом успешного развития. У дошкольника пока не сформировано произвольное внимание. Он сможет эффективно заниматься, только тем, что ему будет интересно. Попытка «привить ребенку усидчивость», склоняя его делать что-то «через не хочу», может привести к противоположному результату: ребенок вообще откажется от занятий.
4. Поскольку детская игра — явление универсальное и дети в играх копируют окружающую жизнь, ее функции разнообразны.
Рассмотрим наиболее важные функции игры:
- Обучающая функция позволяет решить конкретные задачи воспитания и обучения, которые направлены на усвоение определенного программного материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для нравственного — эстетического воспитания детей.
- Развлекательная функция способствует повышению эмоционально-положительного тонуса, развитию двигательной активности, питает ум ребенка неожиданными и яркими впечатлениями, создает благоприятную почву для установления эмоционального контакта между взрослым и ребенком.
- Коммуникативная функция состоит в развитии потребности обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность.
- Воспитательная функция помогает выявить индивидуальные особенности детей, позволяет устранить нежелательные проявления в характере своих воспитанников.
- Развивающая функция заключается в развитии ребенка, коррекции того, что в нем заложено и проявлено.
- Релаксационная функция заключается в восстановлении физических и духовных сил ребенка.
- Психологическая функция состоит в развитии творческих способностей детей.
5.Работая в группе для детей с общим недоразвитием речи, я заметила, что даже элементы ОНР могут в той или иной степени оказывать отрицательное влияние на способность ребенка приобретать новые знания, умения и навыки. Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи коррегирующего общения и воспитания. Эти задачи решаются с помощью игры – как формы логопедического воздействия. Коррекция нарушений речи проводится с учетом ведущей деятельности, которая становится средством развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности ребенка.
Таким образом, у развивающей игры две цели: одна их них – обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. 6. Педагоги и родители , желая благо ребёнку, могут перегрузить его занятиями, поэтому важно соблюдать условия, которые помогут достичь результата. Важно помнить, что ни одно из этих условий, взятое отдельно, не приведёт к успеху. Только их совокупность даст определённые результаты.
1) «Пища» для ума с раннего возраста, т.е. раннее начало;
2) Условия для опережающего развития способностей в игре, т.е. создание среды, способствующей игровой деятельности ребёнка и стимулирующей её;
3) максимальное напряжение сил в процессе игровой деятельности, достижение «потолка» возможностей, т.е. поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребёнок развивается наиболее успешно;
4)обеспечение свободы в выборе деятельности, т.е. игры не терпят принуждения и создают атмосферу радостного творчества;
5) помощь взрослых, т.е. педагоги и родители учатся не мешать ребёнку в самостоятельной деятельности, а ненавязчиво предлагают помощь.
Это значит, что грамотное применение само по себе даст толчок в развитии ребёнка.
7. Важной особенностью игры является правила, которые доводят до сознания детей ее игровые действия и обучающую задачу. Правила бывают двух видов: правила действия и правила общения. Выполнение этих правил требует от ребенка определенных усилий, ограничивает его спонтанную активность. Однако это и делает игру увлекательной, интересной и полезной для развития ребенка. Развивающая игра- это эффективное средство формирования таких качеств, как организованность и самоконтроль. Оценивая вместе с взрослым действия сверстников, отмечая их ошибки, ребенок лучше усваивает правила игры, а после осознает и свои собственные просчеты. Тогда правила становятся как бы нормой поведения в группе, выполняя их, дети завоевывают одобрение взрослого, признание и уважение сверстников.
У всех развивающих игр есть правила:
1. Игра должна радость и ребёнку, и взрослому. Радуйтесь ему – это окрыляет малыша, это залог его будущих успехов.
2. Не обижайте ребёнка в игре. 3. Развивающие игры – игры творческие. Все задания дети должны делать самостоятельно. 4. Обязательно начинайте с посильных задач или с более простых частей их. Успех в самом начале обязательное условие.
5. Начинать с более лёгких задач, потом переходим к более сложным задачам.
6. Увлечения детей проходят «волнами», поэтому, когда у ребёнка остывает интерес к игре, «забывайте» об игре, а потом «случайно» пусть малыш вспомнит о ней. 7. Берегите игры. Пусть они стоят в доступном месте для детей. 8. Фантазируйте, пока ребёнок не увлечётся процессом игры. 9. Хвалите за успехи и в случае неудачи подбодрите малыша.
10.Создавайте в игре непринуждённую обстановку. Не сдерживайте двигательную активность ребёнка.
11. Материал и оборудование должен завлекать детей в игру
8.Существуют следующие виды развивающих игр:
- дидактические;
-игры с предметами;
-настольно-печатные;
-словесные;
-игры с пальчиками;
-сюжетно-ролевые;
-творческие;
-подвижные.
9. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления ребенка в школу. Уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие моторики и координации движения рук, родители и педагоги решают сразу две задачи: развитие речи и навыков письма. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношения многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлению речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.В пальчиковых играх практически не существует правил, они подходят детям любого возраста и помогают не только весело провести время, но и развить моторику и речь ребенка. Пальчиковые игры не имеет одного автора – они складывались годами, еще с тех времен, когда у родителей не было возможности заполнить время и внимание малыша различными игрушками. Тогда и зародились прототипы современных пальчиковых игр. Специалисты по детскому развитию, доказали, что регулярные пальчиковые игры с детьми развивают мелкую моторику, речь и воображение ребенка. Кроме того, пальчиковые игры не требуют специального оборудования или оснащения, а также специфической подготовки. Они могут выполняться с использованием только рук или с помощью любых безопасных для ребенка подручных средств. Пальчиковых игры играют положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушениями речи. Такой подход позволяет:
а) регулярно стимулировать речевые зоны коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей;
б) совершенствовать психологические процессы: внимание, память, мышление, которые тесно связаны с речью.
10.Таким образом, результаты обследования подтвердили, что использованные игры являются эффективным методом обучения детей в дошкольном возрасте.
Дошкольный возраст - самый благодатный для обогащения словарного запаса, развития мышления и памяти ребенка. Непосредственная образовательная деятельность построена на игре, в игре дошкольник развивается, общается со сверстниками и всесторонне развивается. Ведущая деятельность в дошкольном возрасте является игровая, она должна быть интересна и разнообразна, и исходить из интересов детей. Такие игры не требуют от взрослых больших усилий, нужно просто желание какое-то время быть с ребенком не только по факту присутствия, но всем сердцем, всеми мыслями. А уж если эти игры еще и развивают ребенка, учат чему-то новому, совсем хорошо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение логопедических игр в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Для эффективности коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения логопеду важно максимально использовать наглядность и игровые приемы, не забывая, что игра является ведущей д...
«Игра – как одна из важных форм логопедического воздействия при работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего общения и воспитания. Одним из важнейших направлений коррекционного обучения является ...
ТЕМА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»
На современном этапе идет активный поиск межпредметных связей и использованию их в дифференцированном коррекционном обучении. Поэтому встал вопрос об использовании интегрированного подхода в проведени...
Коррекционно-логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по развитию лексико-семантической стороны речи
В своей работе с детьми по формированию и расширению семантических полей мы используем систему дидактических игр, включающих блоки, соответствующие трем этапам обучения....
Использование малых форм фольклора с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, частушки, потешки и др.) – это формы, впитывающие в себя веками народную мудрость, величайший народный опыт. Благодаря своей особенной организа...
Логопедические игры в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Чистая, правильная речь ребенка является одним из важнейших условий его всестороннего развития. С каждым годом увеличивается число дошкольников с общим недоразвитием речи. Очень важ...
Коррекционно-развивающая программа физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «Шаг к слову». план-конспект занятия по физкультуре (старшая группа) по теме Опубликовано 10.02.2013 - 17:15 - Коваленко Окса
Коррекционно-развивающая программа физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «Шаг к слову».план-конспект занятия по физкультуре (старшая ...