Конспект НОД в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР "Забавные приключения со звуками С-СЬ"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Рудник Анна Иосифовна

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с ОНР "Забавные приключения со звуками С - СЬ". Интеграция областей: коммуникация, познание, здоровье. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zabavnye_priklyucheniya_s-s.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

           Конспект непосредственно-образовательной деятельности

                          в подготовительной к школе  группе

                                      для детей с ОНР

                  «Забавные приключения со звуками С- СЬ».

Интеграция образовательных областей: Коммуникация, Здоровье, Познание, Художественное творчество.       

Цели:

Образовательные: Обобщить и систематизировать знания детей о звуках С - СЬ. Учить детей различать звуки [с] и [с']; Учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости; Продолжать обучать детей звуковому анализу слов;Закрепить артикуляцию звука С, работать над автоматизацией этого звука в изолированном виде, в слогах, словах. Закреплять навыки чтения. Закрепить умение детей образовывать множественное число имен существительных на материале лексической темы «Дикие животные».

Коррекционные: Закреплять умение детей делать глубокий вдох и плавный, медленный выдох выдох. Развивать внимание, память, мышление. Развивать у детей: фонематический слух, восприятие; общую, мелкую и артикуляционную моторику; мимические мышцы лица.

Воспитательные: Воспитывать у детей самоконтроль за речью. Воспитывать выдержку, терпение, усидчивость, умение работать в коллективе.

Оборудование: Мольберт, макет леса, вырезанная из бумаги птица, театр на магнитах (лиса, сова, заяц, медведь, бабка Звукоежка),  буква С, ребус — портрет зайца из букв, буквы в конвертах, для составления слов,  набор фигурок, изображающих животных, пособие «Волшебное зеркало» - три соединенных между собой зеркала.

                                                           Ход занятия.

Я здороваюсь везде -

Дома и на улице.

Даже «Здравствуй» говорю

Я соседской курице...

Дети показывают «крылышки»

Здравствуй, солнце золотое!

Показывают «солнышко»

Здравствуй, небо голубое!

Показывают «небо»

Здравствуй, вольный ветерок!

Показывают  «ветерок»

Здравствуй, маленький  дубок

Показывают  «дубок»

Здравствуй, утро!

Жест вправо

Здравствуй, день!

Жест влево

Нам здороваться не лень!

Разводят руки в стороны.

  1. Ребята, как замечательно у нас получилось!

Понравилось вам здороваться стихами? Давайте поздороваемся с нашими пальчиками.

Пальчиковая гимнастика.

  1. Чтобы лучше говорить надо с пальцами дружить.

Пальцы — дружная семья

Друг без друга им нельзя.

Сжимаем и разжимаем кулачки.

Вот большой, а это средний,

Безымянный и последний.

Наш мизинчик -малышок.

Указательный забыли.

Показываем пальцы.

Чтобы пальцы дружно жили.

Будем их соединять

И движенья выполнять.

Каждый палец соединяем с большим.

Мы рога козы покажем.

Показываем «рожки»

И рога оленя даже.

Показываем «рога»

И про зайца не забудем.

Ушками водить мы будем.

Показываем  и шевелим «ушками»

Чтобы четко говорить надо с пальцами дружить.

Каждый палец соединяем с большим.

Протянуло солнышко нам свои ладошки.

Позвало нас солнышко к сказочным дорожкам.

С солнцем мы покружимся

Со звуками подружимся.

Логопед:   

Меня зовут — Анна Иосифовна, как зовут? Ответь мне, назови свое имя и 1-й, и последний звук в своем имени. (Машенька — М А, Никита — Нь А).

Логопед:

  1. Начнем мы с «Гимнастики для ума». Ответьте на вопросы:
  2. Число, следующее за цифрой 6? (семь)
  3. Птица с желтой грудкой (синица)
  4. Усатая рыба (сом)
  5. Что мы видим, когда спим? (сон)
  6. Насекомое, напоминающее вертолет? (стрекоза).
  7. Какие звуки часто повторялись в словах? (С -СЬ)
  8. Сегодня  я приглашаю вас в необыкновенное путешествие в Волшебный лес полный сказок и чудес. Мы познакомимся с его героями  и поиграем в интересные игры.
  9.  А вот и наш автобус!  На автобус билетов нет. - служит пропускам ответ.

 Игра «Есть — нет».

Я приглашаю вас занять свои места. Но я смотрю колеса слабо накачены, надо потрудиться.

6. Игра на дыхание и автоматизацию звука С.

    Накачали шину — С — С— С !

    Завели машину — СССС!

    Улыбнулись веселей

    И поехали скорей!

  1. Артикуляционная гимнастика «Улыбка».

От улыбки хмурый день светлей.

Улыбочка — трубочка.

От улыбки в небе радуга проснется.

Заборчик.

Поделись улыбкою своей

Щеточка внизу.

И она к тебе не раз еще вернется.

Щеточка вверху.

И тогда наверняка

Вдруг запляшут облака.

Лошадка

И кузнечик запиликает на скрипке.

Гармошка.

С голубого ручейка начинается река.

Качеля.

Ну а дружба начинается с улыбки!

Заборчик.

  1. Ну вот мы и приехали в Волшебный лес.  

Только вот молва идет:

Птица в том лесу живет.

Птица вот какая:

Днем на дереве сидит.

То ли дремлет, то ли спит.

Ночью по лесу летает,

Малых детушек пугает.

-Что за птица -то?  (Сова)

Сова мудрая птица, сама много знает и любит тех, кто к знаниям стремится.

  1. А вы совушку боитесь?
  2. И назад не воротитесь?
  3. Какой 1 и последний звук в слове «Сова»? Сколько слогов в слове? Сколько гласных звуков? Какой ударный гласный звук?
  4. Тогда смело пойдем в путь.

Тропинка, тропинка, ты нас проведи.

Пойдем за тобою, а ты впереди.

Веди через поле, ручей и овраг.

Вот только зачем ты крутишься так...

 - Полянка перед нами, давайте присядем на пенечки...

Дети садятся.

                         Сказка про лису — рыжую красу.

Логопед. Жила-была на лесной опушке Лиса — рыжая краса (звучит музыка, появляется Лиса). И всё-то у нее было хорошо, да только не умела Лиса произносить звук С. Сидит она на опушке и плачет. Вдруг видит — птица летит..

Птица.  Отчего ты плачешь, Лиса — рыжая краса?

Лиса.  Как же мне не плакать, если ...

Логопед.  И рассказала лиса птице о том, что не умеет звук С произносить.

Лиса. Не подШкажите ли,  кто может научить меня?

Птица. Ты сначала подуй на меня, а то налетела тучка и намочила дождиком мои крылышки — трудно летать.

Лиса. Как же я подую? Я не умею ...Кто мне поможет?

Дети дуют 3 раза.

Птица. Спасибо вам, дети! Теперь мои крылышки сухие, и я опять могу летать. А научиться звук С произносить тебе поможет Сова (Исчезают).

Логопед.  Сидит Лиса — рыжая краса, плачет, а мимо Сова летит. (звучит музыка)

Сова. Здравствуй, Лиса — рыжая краса!

Лиса. Здравствуй.

Сова   О чем плачешь?

Логопед. Рассказала Лиса Сове о том, что не умеет звук С произносить.

Сова.  Кажется, я смогу твоему горю помочь.

                       Язык широкий как можно ниже,

                       Кончик к нижним зубкам ближе,

                       Посередине языка бежит струйка воздуха.

                       Улыбнись и посвисти,

                       Звук С-С-С произнеси!

Лиса. С-С-С! Ах, какой красивый звук!

Сова. Теперь ты можешь играть в игры со звуком С. Ребята, научат тебя.  

Логопед.  Давайте научим лису играть в игры «Мы подуем высоко…».

  1. Какой это звук?(согласный, глухой, бывает мягким , твердым.)

Игра «Волшебники»

са-са-са — ся-ся-ся, со..., су..., сы..., сэ...

Дети выполняют упражнения игр.

Лиса. Ой,  как интересно. Спасибо вам ребята.

Сова.  Игра «Кто, где живет?» Помогите, ребята, расселить животных по своим домикам. Животных в названии которых слышится твердый звук С — надо поселить в синий домик, а животных в названии которых слышится мягкий звук — в зеленый.

(Лось, рысь, лиса, соболь, барсук, росомаха,...)

- Где слышатся звуки С-СЬ.  

Лиса.  Спасибо вам ребята.

Сова. А ещё звук С можно обозначать буквой С.   Шел конь,

                                                                                      Подковами звеня.

                                                                                       Как буква С,

                                                                                       Следы коня.

Ребята, а как вам кажется на что ещё похожа буква С ( серп, месяц, радуга, мостик, рога, улыбка и т.д)

Лиса. Спасибо детям и тебе сова, что помогли мне.

Логопед. Пожалуйста – ответила сова. И только лиса её и видела. Сидит она по прежнему на лесной опушку и улыбается, а мимо Зайка идет. (музыка)

Заяц. Здравствуй,  лиса – рыжая краса! Что это ты разулыбалась.

Лиса. Как же мне не улыбаться?. Раньше я не умела Звук С произносить, а сова меня научила и букву С я теперь знаю.

Заяц. Рад за тебя! А мне фотографию мою прислали, да только нечего я понять не могу.

Логопед.    Зайка фотографию смотрел          

                  С удивлением глядел                    

                  И себя он не узнал

                  Только буквы увидал.

 - Ребята назовите, какие буквы заяц увидел на своей фотографии.

Заяц. - Молодцы, ребята! Все буквы отгадали, А может вы ещё и читать умеете?

Игра «Составь слово».               Много  буквами хлопот,                    

                                                       Уж такой они народ.                            

                                                        Но когда с умом, толково                      

                                                        Их построишь в четкий ряд –

                                                        Превратятся буквы в слово

                                                        И с тобой заговорят.

Заяц. Молодцы вы правильно составили слова. Но мне пора уходить.

 Вдруг слышит кто-то летит.

Бабка-Звукоежка. - Кто это  звук С научился произносить? Будет чем подкрепиться. Сейчас я его во всех словах съем. Я звук С в словах съедаю и значение слов меняю.

Был САД — стал..АД,  Был СМЕХ — стал ..МЕХ.

Логопед. - Предлагаю самым бесстрашным и смелым вступиться в схватку с Бабкой Звукоежкой. ...МИРНЫЙ, ...УТКИ, ...УШКИ, ...КЛАД, ...КОТ,...НАРЯД, ...ПЕШКА, ...ПУТНИК,...ТРОЙКА, ...ПОРТ.  

Логопед.- Ура! Мы победили Звукоежку.

Лиса. Как я рада. Я даже стихи сочинила. Повторяйте за мной.

Ес-ес-ес — вот приехали вы в лес

Су-су-су — было холодно в лесу.

Ос-ос-ос — заморозил вас мороз.

Са-са-са – под кустом сидит лиса.              

Сы-сы-сы – есть лисята у лисы!

Со-со-со – хвост лисы как колесо.  

Логопед. - Медведь идет, кусты к земле гнет. (Звучит музыка, появляется медведь)

Медведь. Здравствуй, Лиса – рыжая краса!

Лиса. Здравствуй, Мишенька. А что ты такой грустный?

Медведь. Да вот шел по лесу, нашел слова. А одно из них говорит – заблудилось.

Игра «Слово заблудилось»                           

                                Заблудиться может каждый.

                             Даже очень, очень важный.

                             Бизнесмен или ребенок.

                             Белка, мишка и котенок.

                             Вот и слово заблудилось.

                              Не в том месте очутилось.

                              Ты найди его скорей,

                              Успокой и пожалей!.

СОСНА, СОК, шишка, СТОЛ

СЛОН, СУМКА, кошка, СЫР

ВОЛЧИЦА, МЕДВЕДИЦА, лиса, КУНИЦА

уши. НОС, ХВОСТ, УСЫ

селедка, апельсин. МАСЛО, персик

сок, мясо, КИСЕЛЬ, сало.

Медведь. А может вы мне поможете и письмо исправить. Я письмо написал. А в нем все не правильно. Как исправить не знаю.                         

Логопед. - Сейчас мы тебе поможем. Я вам читаю предложение, если в нем все правильно, вы хлопаете, если есть ошибка, поднимаете руку вверх.

У лисы медвежий хвост.

У белки беличий хвост.

У лисы волчий нюх.

Барсук живет в беличьем дупле.

У собаки  заячьи уши.

У оленя оленьи рога.

Еж любит мед.

У рыси волчий хвост.

Медведь.  Спасибо вам ребята за науку.

Ушел медведь – только его лиса и видела.                                                                          

                       

 Физкультминутка.   «Как живешь?»

Логопед. До свидания Лиса – рыжая краса. Мы рады , что смогли помочь тебе. А сейчас мы отправляемся дальше.

Тропинка, тропинка, ты нас проведи.

Пойдем за тобою, а ты впереди.

Веди через поле, ручей и овраг.

Вот только зачем ты крутишься так...

  1. А вот и снова полянка. Что на этот раз приготовила нам Совушка, какие испытания?

Игра «Звуковая мозаика». Совершенствование навыков слогового и звукового анализа слов, используя прищепки.

Девочки составляют звукослоговую схему слова: ЛИСИЦА.

Мальчики: СОВУШКА.

Игра «Волшебное зеркало».                  За то что мы справились с заданиями , помогли лесным животным,  Сова подарила нам волшебное зеркало и хочет показать нам различные чудес, а вы будете правильно называть всё, что покажет зеркальце..

Логопед. 

                    Зеркал широкий разворот

                    Нас в Зазеркалье позовет…

                    Ребята, смотрите: у нас

                    Фигурки животных есть.

                     Мы аккуратно сейчас

                     Будем их ставить здесь.

                 (показ места перед зеркалом)

                     Возьмем животное одно

                     Поставим перед зеркалами…

                     И что же видим? Вот чудно!

                     Животных много перед нами!

- Кто это? (лиса)   А теперь я поставлю его к чудесному зеркалу. Кто теперь у нас? (лисы).  Кого мы видим в зеркале? (лис,свиней, ослов и т.д.).

Логопед. – Спасибо тебе  Совушка-Сова за волшебную, необыкновенную игру.

Итог. Мы побывали с вами в волшебном лесу, познакомились с разными героями. А сейчас нам надо возвращаться в группу.

Тропинка, тропинка, ты нас проведи.

Пойдем за тобою, а ты впереди.

Веди через поле, ручей и овраг.

Вот только зачем ты крутишься так...

Тропинка послушалась.

Стала прямой и мы потихоньку вернулись домой.

                                                          Рудник Анна Иосифовна

                                                                учитель-логопед

                                                         МБДОУ МО г.Краснодар

                                       «Детский сад комбинированного вида № 126»

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно- образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. Тема: Автоматизация звука [ч] в словах и предложениях.

Конспект непосредственно- образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.Тема: Автоматизация звука [ч] в словах и предложениях. ...

Конспект занятия в средней логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи "Звук А".

Попасть в сказочную страну звуков и познакомиться с её жителями. Что может быть интереснее? Занятие в игровой форме знакомит детей со звуком А....

Развлечение «Приключения в зимней сказке» в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР

Данное развлечение предлагается с целью закрепления знаний, полученных в первом и начале второго периодов обучения (формирование звукового анализа и синтеза и обучение грамоте). ...

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР с использованием интерактивной доски "Как Листёнок весну встречал"

Занятие "Как Листёнок весну встречал" проводится с использованием интерактивной доски, что значительно повышает интерес детей к занятию, вносит  разнообразие в учебную деятельность и по...

Конспект НОД в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР по теме: "Животные жарких и северных стран"

Цели занятия: Коррекционно-образовательная: - систематизировать знания детей по темам: Животные жарких стран", "Животные севера"...

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе для детей 6-7 лет Тема: «Лекарственные растения» (поход на луг, в лес)

Конспект занятия по образовательной области  "Познавательное развитие", "Ознакомление дошкольников 6-7 лет с миром природы"....