Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических категорий с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с ТНР на тему: «Профессии»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Развитие лексико-грамматических категорий по теме: "Профессии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_professii.docx | 25.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №92 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга
Конспект занятия
по формированию лексико-грамматических категорий
с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с ТНР
на тему: «Профессии»
Разработала:
Учитель-логопед
Смирнова Е.Р.
Санкт-Петербург
2024
Цель: развитие лексико-грамматических категорий по теме «Профессии».
Задачи:
Обучающие:
1) Расширять представления о труде взрослых, его необходимости и общественной значимости.
2) Расширять и активизировать словарь по теме: «Профессии».
3) Совершенствовать синтаксическую сторону речи (сложноподчиненные предложения со словами для того чтобы).
4) Развивать фонематические представления, совершенствовать навыки звукового анализа слов.
5) Автоматизировать произношение и дифференцировать сонорные звуки в игровой деятельности.
6) Развивать связную речь.
Развивающие:
- Развивать зрительное внимание и слуховое восприятие.
- Развивать мышление при помощи составления интеллект-карты.
- Развивать память, творческое воображение.
- Развивать умение отгадывать загадки.
- Развивать речевую активность, диалогическую речь (посредством ответов на вопросы, диалога)
Воспитательные:
1) Воспитывать мотивацию и положительное отношение к обучению.
2) Воспитывать навык сотрудничества.
3) Формировать самостоятельность, взаимопонимание, инициативность, активность, ответственность.
4) Воспитывать интерес к профессиям родителей.
Оборудование: конверт с письмом от Фиксиков, мольберт, мнемотаблица, разрезные картинки, мягкий мяч, фишки для составления звуковой схемы.
План занятия:
Организационный момент.
1.Игра на общение.
2. Получение письма от Фиксиков
Основная часть.
3. Игра с мячом «Что делает».
4. Игра: «Сложи картинку».
5. Отгадывание загадок.
6. Разучивание стихотворения по мнемотаблице.
7. Упражнение «Составь схему».
8. Игра с мячом «Женская и мужская профессии».
9. Составление интеллект-карты.
Заключительная часть.
10. Подведение итогов.
Ход занятия:
Организационный момент.
(Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие с ними).
Л: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)
1. Игра на общение.
Л: Я так рада видеть вас! У меня замечательное настроение и я хочу им с вами поделиться!
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно!
Чтобы нам заулыбаться,
Нужно за руки всем взяться.
Чтобы было веселей-
Вы похлопайте скорей!
А теперь, мои друзья,
Присесть на стульчики пора!
2. Получение письма от фиксиков.
Л: Ребята, к нам в группу пришло письмо от фиксиков. Давайте я вам его прочитаю.
(Логопед читает письмо)
Письмо: «Ребята! Мы очень много всего изучаем, но никак не можем выбрать себе профессию. Помогите нам выбрать, кем стать?
Л: А знаете ли вы, что такое профессия? (Профессией называют ту работу, которую человек делает для людей).
Л: Давайте вспомним, кем работают ваши родители. Поднимите руку, те, кто знает кем работают ваши мамы и папы.
Л: Кем работают твои родители? (Ответ ребенка)
Л: А знаешь ли ты для чего твоя мама работает ….? (Ответ ребенка).
Л: Например, я работаю логопедом, для того что исправлять речь у детей.
Л: Расскажи для чего работает твоя мама, составь предложение со словами для того чтобы.
Л: Замечательно! Ребята, мы поможем фиксикам выбрать им профессию? (Ответы детей)
Л: Как мы можем послать им ответ? (Ответы детей)
Л: Вы столько способов предложили, а я предлагаю вам написать письмо в виде интеллект-карты, по другому она называется карта ума. Но для того, чтобы ее сделать, нам нужно вспомнить профессии.
Основная часть
Л: И первая игра, в которую мы сегодня поиграем называется: «Что делает?»
(Логопед берет мячик).
3. Игра «Что делает».
Л: Я буду называть профессию, кидать вам мяч, а вы говорить, что делает человек данной профессии и кидать мне его обратно.
Л: Например: почтальон что делает? Разносит письма, газеты, а что делает строитель… (Ответ ребенка).
Воспитатель… (Ответ ребенка).
Дворник… (Ответ ребенка).
Продавец… (Ответ ребенка).
Парикмахер… (Стрижет людей).
Фотограф… (Ответ ребенка).
Художник… (Ответ ребенка).
Пилот… (Ответ ребенка).
Л: Молодцы! Вы вспомнили много профессий! Для того, чтобы вспомнить какие еще бывают профессии, я предлагаю вам в парах собрать картинки.
4. Игра «Сложи картинку».
(Логопед убирает мяч и приглашает детей к столу, на котором разложены конверты с разрезными картинками. Дети в парах собирают картинки).
Л: Разделитесь на пары, выберите конверт с картинкой.
Л: Расскажите, какие профессии вы собрали?
Л: Очень здорово! А теперь я предлагаю вам вспомнить о еще одной очень важной и нужной профессии, но чтобы узнать о какой, вам нужно отгадать загадки о предметах, которые нужны для работы человеку этой профессии.
5. Отгадывание загадок.
Чайника подружка
Имеет два ушка,
Варит кашу, суп для Юли.
И зовут её…(Кастрюля)
И оладьи, и омлет,
И картошку на обед,
А блины – вот это да!
Жарит всё ...(Сковорода)
Если хорошо заточен,
Все легко он режет очень –
Хлеб, картошку, свеклу, мясо,
Рыбу, яблоки и масло. (Нож)
Л: Кому нужны для работы эти предметы? (Повару)
Л: Правильно, повару.
Л: Я предлагаю вам выучить стихотворение про повара. А поможет нам его запомнить подсказка-схема.
(Дети проходят на стульчики к мольберту).
6. Разучивание стихотворения по мнемотаблице.
Ходит повар в колпаке,
С поварешкою в руке.
Он готовит нам обед,
Рыбу, борщ и винегрет.
Л: Отлично, а теперь я предлагаю вам выложить звуковую схему к слову повар.
7. Упражнение «Составь схему».
(Дети возвращаются к столу и выкладывают схему слова повар)
Л: Сколько звуков в слове повар? (5)
Л: Какой звук первый? Второй? И тд….
Л: Молодцы, и с этим заданием вы справились!
Л: Профессий очень много. Ту или иную профессию может выбрать как мужчина, так и женщина. Сейчас мы поиграем в игру «Женская и мужская профессия». Я буду кидать вам мяч, называть мужскую профессию, а вы будете называть женскую профессию и кидать мне мяч обратно. Не забывайте следить за произношением звуков [р],[р`],[л],[л`].
8. Игра с мячом «Женская и мужская профессии».
Л: Например: официант-официантка
Художник-художница
Певец – певица
Пианист - пианистка
Актер-актриса
Продавец – продавщица
Ткач – ткачиха
Машинист-машинистка
Портной-портниха
Л: Замечательно!
Л: Все профессии нужны, все профессии важны. Мы с вами вспомнили много профессий, а теперь мы должны составить карту для фиксиков, они же будет ждать от нас ответа.
(Дети подходят к столу и составляют интеллект-карту).
9: Составление интеллект-карты.
Л: О чем мы сегодня с вами говорили? (О профессиях).
Л: Настя, приклей картинку с изображением профессий в середину листа.
Л: Выберите себе картинку с профессией и что нужно для работы, какие инструменты или оборудование.
Л: Сколько профессий у нас получилось? (8)
Л: Я проведу от картинки с профессиями 8 стрелочек.
Л: Теперь нам нужно приклеить картинки, которые вы выбрали на нашу карту, но правило такое, клеить будете поочереди.
(Дети поочереди приклеивают картинки на ватман. Сначала картинки с профессиями, потом с предметами которые нужны для работы).
Л: Ребята, посмотрите какая замечательная карта у нас получилась.
Л: Как вы думаете, фиксики смогут выбрать себе профессию с помощью нашей карты? (Ответы детей)
Л: Я после работы пойду домой и отправлю нашу карту фиксикам.
Заключительная часть
10. Подведение итогов.
Л: Вам понравилось наше занятие? (Ответы детей).
Л: Что тебе больше всего запомнилось?
Л: Какое задание для тебя было самым трудным?
Л: Что тебе больше всего понравилось?
(Логопед хвалит каждого ребенка)
Л: ….мне очень понравилось, как рычал твой язычок.
Л: …..мне понравилось, как ты внимательно всех слушал.
Л: ….мне понравилось, как ……и …. сложили картинки.
Л: …. ты очень хорошо отгадывал загадки.
Л: …..мне очень понравилось как ты составил схему.
Л: ….ты очень хорошо рассказывал стихотворение.
Л: ….ты очень хорошо называл мужские и женские профессии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ТЕМА: Путешествие в деревню к бабушке Наташе
обмен опытом работы по развитию речи у детей с тяжелыми нарушениями речи старшего возраста...
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО»
Итоговое логопедическое занятие по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....
Подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста Тема подгруппового занятия: «Продукты питания» Сюжетное занятие: «День рождения Мишки»
Закрепление знаний у детей старшего дошкольного возраста по лексической теме "Продукты питания"...
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИE ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ТЕМЕ «СЛОВА-ДЕЙСТВИЯ. ЖИВОТНЫЕ»
Занятие по активизации глагольного словаря....
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по развитию лексико - грамматического строя речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития. Тема: «Гости из Простоквашино»
Лексическая тема "Домашние животные"...
Конспект фронтального коррекционно-развивающего логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР "Предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД"
Конспект фронтального коррекционно-развивающего логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста "Предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД&quo...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста по теме "Народные промыслы"
Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста по теме "Народные промыслы"...