Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических категорий с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с ТНР на тему: «Профессии»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Елена Романовна Смирнова

Развитие лексико-грамматических категорий по теме: "Профессии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_professii.docx25.06 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №92 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия

по формированию лексико-грамматических категорий

с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с ТНР  

на тему: «Профессии»

Разработала:

 Учитель-логопед  

Смирнова Е.Р.

Санкт-Петербург

2024

Цель: развитие лексико-грамматических категорий по теме «Профессии».

Задачи:

Обучающие:

1) Расширять представления о труде взрослых, его необходимости и общественной значимости.

2) Расширять и активизировать словарь по теме: «Профессии».

3) Совершенствовать синтаксическую сторону речи (сложноподчиненные предложения со словами для того чтобы).

        4) Развивать фонематические представления, совершенствовать навыки звукового анализа слов.

5) Автоматизировать произношение и дифференцировать сонорные звуки в игровой деятельности.

6) Развивать связную речь.

Развивающие:

  1. Развивать зрительное внимание и слуховое восприятие.
  2. Развивать мышление при помощи составления интеллект-карты.
  3. Развивать память, творческое воображение.
  4. Развивать умение отгадывать загадки.
  5. Развивать речевую активность, диалогическую речь (посредством ответов на вопросы, диалога)

Воспитательные:

1) Воспитывать мотивацию и положительное отношение к обучению.

2) Воспитывать навык сотрудничества.

3) Формировать самостоятельность, взаимопонимание, инициативность, активность, ответственность.

4)  Воспитывать интерес к профессиям родителей.

Оборудование: конверт с письмом от Фиксиков, мольберт, мнемотаблица, разрезные картинки, мягкий мяч, фишки для составления звуковой схемы.

План занятия:

Организационный момент.

1.Игра на общение.

2. Получение письма от Фиксиков

Основная часть.

3.  Игра с мячом «Что делает».

4. Игра: «Сложи картинку».

5. Отгадывание загадок.

6. Разучивание стихотворения по мнемотаблице.

7. Упражнение «Составь схему».

8. Игра с мячом «Женская и мужская профессии».

            9. Составление интеллект-карты.

Заключительная часть.

10. Подведение итогов.

Ход занятия:

Организационный момент.

(Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие с ними).

Л: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)

1. Игра на общение.

Л: Я так рада видеть вас! У меня замечательное настроение и я хочу им с вами поделиться!

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно!

Чтобы нам заулыбаться,

Нужно за руки всем взяться.

Чтобы было веселей-

Вы похлопайте скорей!

А теперь, мои друзья,

Присесть на стульчики пора!

2. Получение письма от фиксиков.

Л: Ребята, к нам в группу пришло письмо от фиксиков. Давайте я вам его прочитаю.

(Логопед читает письмо)

Письмо: «Ребята! Мы очень много всего изучаем, но никак не можем выбрать себе профессию. Помогите нам выбрать, кем стать?

Л: А знаете ли вы, что такое профессия? (Профессией называют ту работу, которую человек делает для людей).

Л: Давайте вспомним, кем работают ваши родители.  Поднимите руку, те, кто знает кем работают ваши мамы и папы.

Л: Кем работают твои родители? (Ответ ребенка)

Л: А знаешь ли ты для чего твоя мама работает ….? (Ответ ребенка).

Л: Например, я работаю логопедом, для того что исправлять речь у детей.

Л: Расскажи для чего работает твоя мама, составь предложение со словами для того чтобы.

Л: Замечательно! Ребята, мы поможем фиксикам выбрать им профессию? (Ответы детей)

       Л: Как мы можем послать им ответ? (Ответы детей)

Л: Вы столько способов предложили, а я предлагаю вам написать письмо в виде интеллект-карты, по другому она называется карта ума. Но для того, чтобы ее сделать, нам нужно вспомнить профессии.

Основная часть

      Л: И первая игра, в которую мы сегодня поиграем называется: «Что делает?»

(Логопед берет мячик).

3. Игра «Что делает».

Л: Я буду называть профессию, кидать вам мяч, а вы говорить, что делает человек данной профессии и кидать мне его обратно.

Л: Например: почтальон что делает? Разносит письма, газеты, а что делает строитель… (Ответ ребенка).

Воспитатель… (Ответ ребенка).

Дворник… (Ответ ребенка).

Продавец…  (Ответ ребенка).

Парикмахер… (Стрижет людей).

Фотограф… (Ответ ребенка).

Художник… (Ответ ребенка).

Пилот… (Ответ ребенка).

        Л: Молодцы! Вы вспомнили много профессий! Для того, чтобы вспомнить какие еще бывают профессии, я предлагаю вам в парах собрать картинки.

        4. Игра «Сложи картинку».

(Логопед убирает мяч и приглашает детей к столу, на котором разложены конверты с разрезными картинками. Дети в парах собирают картинки).

         Л: Разделитесь на пары, выберите конверт с картинкой.

        Л: Расскажите, какие профессии вы собрали?

        Л: Очень здорово! А теперь я предлагаю вам вспомнить о еще одной очень важной и нужной профессии, но чтобы узнать о какой, вам нужно отгадать загадки о предметах, которые нужны для работы человеку этой профессии.

        5. Отгадывание загадок.  

Чайника подружка
Имеет два ушка,

Варит кашу, суп для Юли.
И зовут её…(Кастрюля) 

И оладьи, и омлет,

 И картошку на обед, 

А блины – вот это да!
Жарит всё ...(Сковорода)

Если хорошо заточен,

Все легко он режет очень –
Хлеб, картошку, свеклу, мясо,
Рыбу, яблоки и масло. (Нож)

        Л: Кому нужны для работы эти предметы? (Повару)

        Л: Правильно, повару.

        Л: Я предлагаю вам выучить стихотворение про повара. А поможет нам его запомнить подсказка-схема.

(Дети проходят на стульчики к мольберту).

        6. Разучивание стихотворения по мнемотаблице.

Ходит повар в колпаке,

С поварешкою в руке.

Он готовит нам обед,

Рыбу, борщ и винегрет.

        Л: Отлично, а теперь я предлагаю вам выложить звуковую схему к слову повар.

        7. Упражнение «Составь схему».

(Дети возвращаются к столу и выкладывают схему слова повар)

        Л: Сколько звуков в слове повар? (5)

        Л: Какой звук первый? Второй? И тд….

        Л: Молодцы, и с этим заданием вы справились!

        Л: Профессий очень много. Ту или иную профессию может выбрать как мужчина, так и женщина. Сейчас мы поиграем в игру «Женская и мужская профессия». Я буду кидать вам мяч, называть мужскую профессию, а вы будете называть женскую профессию и кидать мне мяч обратно. Не забывайте следить за произношением звуков [р],[р`],[л],[л`].

        8. Игра с мячом «Женская и мужская профессии».

Л: Например: официант-официантка

Художник-художница

Певец – певица

Пианист - пианистка

Актер-актриса

Продавец – продавщица

Ткач – ткачиха

Машинист-машинистка

Портной-портниха

Л: Замечательно!

Л: Все профессии нужны, все профессии важны. Мы с вами вспомнили много профессий, а теперь мы должны составить карту для фиксиков, они же будет ждать от нас ответа.

(Дети подходят к столу и составляют интеллект-карту).

        9: Составление интеллект-карты.

        Л: О чем мы сегодня с вами говорили? (О профессиях).

        Л: Настя, приклей картинку с изображением профессий в середину листа.

        Л: Выберите себе картинку с профессией и что нужно для работы, какие инструменты или оборудование.

        Л: Сколько профессий у нас получилось? (8)

        Л: Я проведу от картинки с профессиями 8 стрелочек.

        Л: Теперь нам нужно приклеить картинки, которые вы выбрали на нашу карту, но правило такое, клеить будете поочереди.

(Дети поочереди приклеивают картинки на ватман. Сначала картинки с профессиями, потом с предметами которые нужны для работы).

Л: Ребята, посмотрите какая замечательная карта у нас получилась.

        Л: Как вы думаете, фиксики смогут выбрать себе профессию с помощью нашей карты? (Ответы детей)

        Л: Я после работы пойду домой и отправлю нашу карту фиксикам.

Заключительная часть

             10. Подведение итогов.

             Л: Вам понравилось наше занятие? (Ответы детей).

            Л: Что тебе больше всего запомнилось?

            Л: Какое задание для тебя было самым трудным?

            Л: Что тебе больше всего понравилось?

(Логопед хвалит каждого ребенка)

            Л:  ….мне очень понравилось, как рычал твой язычок.

            Л:  …..мне понравилось, как ты внимательно всех слушал.

            Л: ….мне понравилось, как ……и …. сложили картинки.

            Л:  …. ты очень хорошо отгадывал загадки.

            Л: …..мне очень понравилось как ты составил схему.

            Л:  ….ты очень хорошо рассказывал стихотворение.

            Л: ….ты очень хорошо называл мужские и женские профессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО»

Итоговое логопедическое занятие по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....

Конспект фронтального коррекционно-развивающего логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР "Предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД"

Конспект фронтального коррекционно-развивающего логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста "Предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД&quo...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста по теме "Народные промыслы"

Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста по теме "Народные промыслы"...