Время проведения | Цели | Дидактические упражнения | Форма организации |
Сентябрь 3 неделя
| Научить определять направление звука в пространстве. | «Откуда раздался звук?» Ребёнок с закрытыми глазами. Взрослый звонит в колокольчик, а ребёнок должен рукой указать, откуда слышен звук.
| Подвижная игра |
| Учить различать неречевые звуки. Развитие коммуникативного общения, диалогической речи, слухового внимания. | «Продавец и покупатель» Крупа в баночках Покупатель (ребёнок) просит продать какую-нибудь крупу. Продавец предлагает выбрать нужную крупу по звуку.
| Сюжетно – ролевая игра «Магазин» - логопедический час
|
Сентябрь 4 неделя
| Развитие слухового внимания, координации движений, определение силы хлопков на слух. | «Найди игрушку» По мере приближения к игрушке хлопки должны звучать громче.
| Сюжетно-ролевая игра, в которой кто-то потерялся |
| Научить слушать и различать неречевые звуки. Развитие слухового внимания. | «Что ты слышишь?» С закрытыми глазами внимательно слушают и различают окружающие звуки.
| Прогулка, фронтальное занятие, логопедич час |
Октябрь 1 неделя | Развитие слухового внимания. | «Слушай и повтори» Взрослый ударяет в барабан 3 р: один сильно и 2 р. слабо, а ребёнок должен повторить. Затем ритм. рисунок меняется.
| Индивидуальное занятие |
Октябрь 2 неделя | Развитие слухового внимания. | «Хлопни на 2, 3, 4 раза больше (меньше) чем я» Взрослый хлопает в ладоши несколько раз (ребёнок при этом закрывает глаза) и предлагает хлопнуть на 2, 3, 4 раза больше (меньше), чем это сделал взрослый.
| Логопедич час, индивид занятие |
| Научить различать неречевые звуки по силе (тихо – громко). Учить дифференцировать на слух тихие и громкие звуки, развивать чувство ритма.
| «Тихо – громко» (барабан, бубен) | Физминутка, подвижная игра на прогулке, муз занятия. |
Октябрь 3 неделя | Учить определять направление звука в пространстве. | «Иди на звук» Ребёнок с завязанными глазами должен идти на звук колокольчика.
| Физминутка, логопедич час, |
| Научить узнавать музыкальные инструменты по звуку. Развитие слухового внимания, учить различать громкие и контрастные звуки. | «Узнай музыкальный инструмент по звуку» Ребёнок с закрытыми глазами должен узнать знакомый муз инструмент (дудочка, колокольчик, барабан…) | Фронт. занятия логопеда, логопед.час, муз.занятия
|
Октябрь 4 неделя | Развивать остроту слуха. | «Выполняй команды» Взрослый произносит шёпотом различные команды (поднят руки вверх, спрятать руки за спину…), а ребёнок слушает внимательно и выполняет.
| Часть фронтального занятия (оргмомент) |
Ноябрь 1 неделя | Учить определять количество услышанных звуков. | «Слушай внимательно» Взрослый хлопает в ладоши, а ребёнок, закрыв глаза, считает про себя и называет число.
| Часть фронтального занятия (оргмомент), логопедический час |
Ноябрь 2 неделя | Учить дифференцировать неречевые звуки по длительности. | «Длинный звук – короткий звук» Логопед протяжно дудит на дудочке (длинный звук), а затем ударяет в барабан (короткий звук), объясняет ребёнку разницу в звучании. Ребёнок слушает, а затем определяет самостоятельно длительность звука, а также по заданию («воспроизведи короткий, длинный звук») – выбирает сам музыкальный инструмент.
| Подгрупповое, индивидуальное занятия, логопедич. час, муз. занятие |
Ноябрь 3 неделя | Учить внимательно слушать и различать музыкальные ритмы. | «Сравни песенки» Взрослый воспроизводит на бубне 2 различных ритма, а ребёнок определяет, одинаково они звучат или по-разному. | Подгрупповое, индивидуальное занятия, логопедич. час, муз. занятие |
Ноябрь 4 неделя | Учить внимательно вслушиваться и различать неречевые звуки. Развитие слухового внимания, накопление словаря, развитие фразовой речи. | Детям предлагается рассмотреть знакомые предметы: чашку с водой, пустую чашку, карандаш, бумагу, и объясняет, что он только на слух должен определить, какие действия выполняются с этими предметами. (переливает воду, рвёт бумагу, чертит карандашом, стучит карандашом по чашке, режет бумагу ножницами)
| Фронт. занятие логопеда, логопедич. час |
Ноябрь – декабрь
Звук У. | Развитие речевого слуха. Учить узнавать близких людей по голосу, различение тембра голоса. | «Узнай по голосу» | Фронт. занятие логопеда, логопедич. час |
Декабрь 1 неделя
Звук А.
| Учить воспроизводить простой музыкальный ритм по образцу (развитие слухового внимания и подготовка к усвоению слоговой структуры слова). | «Повтори за мной» Взрослый отбивает на барабане простой ритм, ребёнок слушает и воспроизводит ритм.
| Индивидуальное занятие, логопедич. час |
Декабрь 2 неделя
Звуки А-У. | Развитие слухового внимания и силы голоса. Учить определять, далеко или близко находится звучащий объект, воспроизводить звукокомплексы различным по силе голосом.
| - Определи, далеко или близко находится звучащий объект, воспроизведи тихо, громко. Дети кричат: АУ (тихо, громко) Лает собака: АВ Мяукает кошка, мычит корова, квакает лягушка… | Часть фронтального занятия, логопедич. час |
Декабрь 3 неделя Звук И. | Учить различать по тембру максимально сокращённый звукокомплекс. | «Кто это?» В игре принимают участие несколько детей. Один из детей должен отвернуться и догадаться, кто из детей произнёс: «АУ».
| Часть фронтального занятия, логопедич. час |
Декабрь 4 неделя
Звук О. | Развитие речевого слуха. Учить узнавать близких людей по голосу, различение тембра голоса. | «Улиточка» Водящий с завязанными глазами в центре круга. Дети, изменяя голос, спрашивают: «Улиточка, улиточка высуни рога, дам тебе пирога!» чей голос улитка узнает, тот и становится водящим.
| Физ. пауза, прогулка |
Январь 2 неделя
Звуки: У – О.
| Развитие слухового внимания, чувства ритма, дифференциация количества хлопков. | «Наседка и цыплята» Каждый ребёнок знает, сколько цыплят у него на карточке (курицы стучат по столу, а цыплята слушают: сколько раз она стукнет, столько раз должен пропищать ребёнок, у которого на карточке такое же количество цыплят) | Часть фронтального занятия, организованная образовательная деятельность воспитателя
|
Январь 3 неделя
Звуки А-О-У-И. | Научить выделять элемент ритмического рисунка ударением. | «Слушай и повтори» Взрослый ударяет в барабан 3 р., выделив силой удара необходимый элемент. !! !, ! !! | Индивидуальное занятие |
Январь 4 неделя
Звук Ы. | Подготавливать к усвоению звуко-слогового ряда путём формирования пространственно – временных представлений.
| «Перед – между – после» Цифры от 1 до 10 | Часть фронтального занятия, логопедич. час |
Февраль 1 неделя
Звуки Ы - И.
| Подготавливать к усвоению звуко-слогового ряда путём формирования пространственно – временных представлений.
| «Перед – между – после» Времена года, месяцы, дни недели. | Часть фронтального занятия, логопедич. час |
| Развитие речевого слуха, учить соотносить изображение с предметом. | «Лото» Сначала игру проводит педагог, а затем ведущий - ребенок.
| Самостоятельная деятельность. |
Февраль 2 неделя
Звук М. | Повторение похожих по слоговому составу слов | Мак – бак – так Моток - поток - каток Тон – тук – так Батон – бутон - бетон Бык – бак – бок | Индивидуальное или часть фронтального занятия |
Февраль 3 неделя
Звук Н. | Повторение похожих по слоговому составу слов. | будка – дудка - утка нитка – ватка - ветка тыква – будка - буква Ком – дом – гном Дам – дым – дом
| Индивидуальное или часть фронтального занятия |
Февраль 4 неделя
Звуки М – Н. | Определите непохожие по звуковому составу слова.
| Мак-бак-так-банан Сом-ком-индюк-дом Лимон-вагон-кот-бутон Мак-бак-веник-так Совок-гном-венок-каток Пятка-ватка-лимон-кадка Ветка-диван-клетка-сетка Каток-дом-моток-поток
| Индивидуальное или часть фронтального занятия |
Март 1 неделя
Звук П. | Учить дифференцировать правильное и неправильное произношение знакомого слова (с опорой на наглядность). | Если ребёнок слышит правильное изображение того, что нарисовано на картинке, то хлопает в ладоши, если нет – прячет руки за спину.
Баман Паман Банан банам | Ваван Даван Баван ванан | Альбом Айбом Аньбом авьбом | Альпом Альмом Альном Аблём | Витамин Митанин Фитамин виталим | Витанин Митавин Фитавин витаним | Клетка Къетка Клетта Тлетка
| Къетка Квекта Тлекта кветка |
| Индивидуальное или часть фронтального занятия |
| Развитие речевого слуха | - Определи, в каком из 2- х слов есть звук [п]:
кивать - копать суп – сук урожай - попугай кони - пони жалко – палка | панама – канава шапка – шутка крот - укроп корыто – лопата ракета – победа | жук - паук кнопка – нотка дочка - почка кошка – кепка |
| Индивидуальное или часть фронтального занятия |
Март 2 неделя
Звук Т. | Учить выделять из ряда одинаковых по слоговому составу отличное по звуковому составу слово.
| «4-й лишний» - Из 4-х слов выберите то, которое отличается от остальных: Канава – канава – какао – канава Ком – ком – кот – ком Утёнок – утёнок – утёнок – котёнок Будка – буква – будка – будка
| Индивидуальное или часть фронтального занятия |
| Развитие речевого слуха | Определи, в каком из двух слов есть звук [т]:
Тыква–буква Батон–диван Ворота-ворона Плита–слова Томат–гамак
| Билеты – бананы Бритва – брови Ноты – ночи Шутка – шапка Ракета-рубашка | Забота – заноза Густой – кривой Злой – твой Нитка - миска Халат- халва
|
| Индивидуальное или часть фронтального занятия |
Март 3 неделя
Звук К. | Учить находить в ряду слово, отличающееся от остальных по звуковому составу. | Винт – винт – бинт – винт Минута – минута – монета – минута Балет – билет – балет – балет Буфет – буфет – букет – буфет Дудка – дудка – дудка – будка
| Индивидуальное или часть фронтального занятия |
Март 4 неделя
Звук Х.
| Развитие речевого слуха, учить выделять из ряда слово, непохожие по слоговой структуре.
| Мак – бак – так – банан Сом – ком – индюк – ком Лимон – вагон – кот – бутон Мак – рак – веник - бак | Индивидуальное или часть фронтального занятия |
Апрель 1 неделя
Звуки К - Х. | Учить подбирать похожие по звучанию слова, развивать внимание, речевой слух. | «Найди место своей картинке» На наборном полотне ряд картинок: ком, бак, сук, каток. Дети должны найти место своей картинке, название которой наиболее подходит по звучанию к выставленной.
| Подгрупповое занятие, логопедический час |
Апрель 2 неделя
Звук Ф.
Звуки В - Ф. | Учить сравнивать слова по звуко – слоговому составу | - На какое из названных слов больше подходит четвёртое? Мак – дом – ветка (сетка, ком, бак, метка, клетка) Совок – вагон – гном (дом, лимон, каток, бидон, лом, загон, моток) Калитка – дом – каток (улитка, гном, платок, листок, ком)
| Индивидуальное или часть фронтального занятия |
Апрель 3 неделя
Звук Б. Звуки Б – П. | Учить находить в ряду слово, отличающееся от других своей слоговой структурой. | Совок – гном – венок – каток Пятка – ватка – кот – кадка Ветка – корова – клетка – сетка Каток – дом – моток – поток
| Индивидуальное или часть фронтального занятия |
Апрель 4 неделя
Звук Д. Звуки Д – Т. | Учить подбирать слова в рифму. | Шепчет ночью мне на ушко Сказки разные … (перина, подушка, рубашка)
Ой, ребята, верь, не верь – От меня сбежала …(кошка, дверь, стенка)
Сказала дверь: «Мой, дорогой! Не открывай меня …»(плечом, коленом, ногой)
От грязнули даже стол Поздним вечером …(сбежал, ушёл, ускакал)
Две лисички, две сестрички Отыскали где-то …(спички, щётку, ложку)
Опустела мостовая, И уехали …(автобусы, трамваи, такси)
Говорила мышка мышке: - До чего люблю я …(сыр, мясо, книжки)
Сел в машину верный пёс, У него в чернилах …(лапа, шея, нос)
В выходной пошли куда-то Мама, папа и …(детишки, ребята, малыши)
Катя Лену просит дать Краски, карандаш …(ручку, тетрадь, книгу)
| Индивидуальное или часть фронтального занятия |
Апрель 5 неделя
Звук Г. Звуки Г – К. | Учить подбирать слова в рифму. | «Договорки» Подбор слов в рифму (вариантов не даётся)
Портфель я выронил из рук, Такой большой на ветки ….(жук)
Шел по лесу шустрый мишка, На него свалилась …(шишка) Здесь в лесу есть злые звери, Закрывайте на ночь …(двери)
Тише, Танечка, не плачь, Не утонет в речке …(мяч)
Как-то вечером две мышки Унесли у Пети …(книжки)
Не полезет Влад на ель, У него в руках …(портфель)
Мы собирали васильки, На головах у нас …(венки)
Пёс козе принёс букет, Будет сытный ей …(обед)
Ветер, ветер, ты могуч, Ты гоняешь стаи …(туч)
То назад, то вперёд Может плыть …(пароход)
Не дрожи, Серёжка, Это ж наша …(кошка)
| Индивидуальное или часть фронтального занятия |
Май 2 неделя
Звуки С, З.
| Учить выбирать из слов, близких по звуковому составу, нужное в соответствии с данным понятием. | «Расставь по местам»
Предметные картинки Взрослый читает стихотворение, на доске картинки. - Я тебе задачу дам-все расставить по местам: Ч то скатали мы зимой?... Что построили с тобой?.. На крючок в реке попал?.. Может все, хоть ростом мал?.. (дом, ком, сом, гном)
Я ещё задачу дам – всё расставит по местам: Вот печать на простыне… Зеленеет на окне… Волейбольная висит… Канарейка в ней сидит… (сетка, мета, клетка, ветка)
Я опять задачу дам – всё расставит по местам: Что стащил игривый кот?.. Детям мамочка плетёт?.. С гор спускается, течёт?.. Что за скользкий, ровный лёд?.. (каток, поток, венок, моток)
| Индивидуальное или часть фронтального занятия |
Май 3 неделя
Звуки С – З.
Тема: Звук Л
| Развивать языковое чутьё. Учить подбирать слова в рифму. | Подобрать в рифму названия овощей: Поздним летом в огороде Собирается народ. Зрел всё лето урожай, Что собрали? Угадай!
Где весною было пусто, летом выросла …(капуста) Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку ) От дождя земля намокла, вылезай толстушка … (свёкла ) Из земли за чуб плутовку тянем сочную … (морковку) Надо поклониться низко, чтобы вытащить… (редиску) Помогает деду внук – собирает с грядок… (лук) Вот зелёный толстячок – крупный гладкий … (кабачок) И красавец – великан тёмно – синий … (баклажан) Вот и всё! Хоть и устали, урожай мы весь собрали.
- Кот копеек накопил, кошке козочку … (купил)
- Кто идёт?
Куда идёт? Конь, коза, корова, кот, крыса, курица и крот. Мы идём на огород. Кто копает землю? (крот) Кто поймает крысу? (кот) Кто в картошке и капусте червяков – жуков клюёт? (курица) Кто нас на себе везёт? (конь) Кто нам молоко даёт? (корова) Ну а кто крадёт капусту? (коза)- Мы не пустим в огород! - Поставил кастрюлю Кирилл на комод, под крышкой в кастрюле клубничный … (компот)
- Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно, … (карандаш)
- Катя стала мяч искать и залезла под … (кровать)
- Кто уселся у окошка? Ну, конечно, наша … (кошка)
- Я сегодня утром рано умывался из –под … (крана)
| Индивидуальное или часть фронтального занятия |
Май 4 неделя
| Развивать языковое чутьё. Учить подбирать слова в рифму. | - Подберите рифму к словам: Мак (бак), гамак (судак), зайка (майка), Зина (корзина, резина), бочки (кочки, замочки)…
| Индивидуальное или часть фронтального занятия |
Июнь 1 неделя | Развивать языковое. Учить подбирать слова в рифму. | - Подберите рифму к словам: Мышка (сыр, мясо, книжка) Пёс (лапа, шея, нос)
| Индивидуальное или часть фронтального занятия |
Июнь 2 неделя | Развивать слуховое внимание и логическое мышление путём решения логических задач. | - Внимательно послушайте, подумайте и решите следующие логические задачи: - У мамы есть кот Пушок, собака Дружок и дочка Маша. Сколько всего детей у мамы? - У собаки Тяпки родились котята: 3 белых и один чёрный. Сколько всего котят родилось у собаки Тяпки? - Шёл зимой солдат лесом, полем, лесом, полем. Вдруг река. Как ему перебраться через реку? - Внимательно послушайте, подумайте и решите следующие логические задачи: - На Олином платье нарисованы 3 яблока и 2 вишенки. Одну вишню и 2 яблока съели. Сколько осталось? - Стоит в поле дуб. На дубе 3 ветки. На каждой ветки по 3 яблока. Сколько всего яблок? - Пошли 2 девочки в лес за грибами, а навстречу 2 мальчика. Сколько всего детей идёт в лес?
| Индивид. или часть коррек. занятия. |
Июнь 3 неделя | Учить внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать лексико-грамматические конструкции. | «Как правильно?» Телега везёт лошадь. Лошадь везёт телегу. Мышка поймала кошку. Кошка поймала мышку. Фонарь освещается улицей. Улица освещается фонарём.
| Индивид. или часть коррек. занятия. |
Июнь 4 неделя | Учить внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать лексико-грамматические конструкции и отвечать на вопросы. | «Ответь на вопросы» Учитель наказал мальчика. Кто провинился? Собаку укусила оса. Кто кусался? Мама зовёт дочку домой. Кто дома? Кто на улице? Петю ударил Ваня. Кто драчун? Володю ждёт Лена. Кто задержался?
| Индивид. или часть коррек. занятия. |