Дидактический материал «Звукознайки» по развитию фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста с ТНР
консультация по логопедии (старшая группа)

Дубинец Анастасия Сергеевна

В статье представлен дидактический материал по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskiy_material.docx31.63 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактический материал «Звукознайки» по развитию фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста с ТНР  

Аннотация. В статье представлен дидактический материал по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ТНР «Звукознайки. Предложенные  игровые приёмы помогают развивать умение выделять звуки в разных позициях в слове, определять количество слогов, что в свою очередь совершенствует навыки фонематического анализа и синтеза, развивают мыслительные процессы.

Ключевые слова. Игровая деятельность, навыки звукового анализа и синтеза, дидактические игры, фонематический анализ, фонематический слух.

Среди разнообразных нарушений речи  детей дошкольного возраста наиболее сложным для коррекции является нарушение фонематического восприятия.

Недоразвитие фонематического слуха ведет к трудностям в овладении звуковым анализом слова, в овладении грамотой, а в дальнейшем -навыками чтения и письма.

Самой сложной формой фонематического анализа (определение последовательности, количества и места звука по отношении к другим) дети дошкольного возраста овладевают только в процессе специального обучения.

Применение дидактических игр в коррекционной работе с детьми с ТНР позволяет выделять звуки в разных позициях в слове, слышать и отбирать в ряду других звуков, определять количество слогов в слове.

        «Разноцветные кольца»

Цель: формирование умений определять первый звук в словах.

Задачи игры:

  • развивать навыки звукового анализа слов;
  • формировать умение дифференцировать звуки по качественным характеристикам (согласный-гласный, согласные твердые – мягкие);
  • воспитывать самостоятельность в выполнении задания.

Игровой материал: кольца (красного, синего и зеленого цветов), фишки с картинками, буквы, цифры.

Правила игры: игра рассчитана на возраст 5-7 лет. Играть могут от 1-3 детей.

Ход игры

1 вариант игры «Цветные домики»

Дети  выбирают фишку с картинкой, определяют первый звук в названии изображенного предмета на картинке и кладут ее в кольцо нужного цвета (если слово начинается с гласного звука, кладет картинку в красное кольцо, если с согласного твердого - в синее, с согласного мягкого - в зеленое).

Выигрывает тот, кто правильно разложит фишки с картинками в кольца соответствующих цветов.

2 вариант игры «Найди картинку»

В кольцах лежат фишки с буквами.  Ведущий предлагает ребенку найти картинку, на которой изображенный предмет начинается с данной буквы.

Выигрывает тот, кто правильно выполнит задание.

«Угощение для ежей»

Цель: закрепление у детей понятия гласные, согласные (мягкие и твердые) звуки.

Задачи игры:

  • дифференцировать звуки по качественным характеристикам (гласные и согласные звуки);
  • развивать фонематический слух, мыслительные операции.
  • воспитывать у детей умение доводить до конца начатое дело.

Игровой материал: подставка для карандашей в форме ежей красного, синего и зеленого цвета, яблоки из картона на обратной стороне которых изображены картинки.

Правила игры: игра рассчитана на возраст 5-7 лет. Играть могут 1-2 игрока.

Ход игры

        Игроки выбирают яблоки с картинками, определяют первый или последний звук в названии картинки. Если звук гласный, кладут картинку ежу красного цвета, согласный твердый- ежу синего цвета, согласный мягкий- зеленого цвета.

        Выигрывает тот, кто правильно выполнит задание.

 «Логопедический калейдоскоп»

Цель: развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза.

Задачи игры:

  • учить ориентироваться в звуковой схеме, выкладывать схему слова или подбирать картинку к схеме;
  •  развивать фонематический слух, зрительное и слуховое восприятие;
  • воспитывать самостоятельность в выполнении задания.

Игровой материал: цилиндр с вращающимися картинками:

 - квадраты красного, синего и зеленого цвета, обозначающие гласные и                     согласные звуки;

-  цифры от 1 до 4;

- картинки - схемы для определения позиции звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).

Правила игры: игра рассчитана на возраст 5-7 лет.

Ход игры

1 вариант игры «Составь схему слова»

 Ребенок выбирает картинку и, прокручивая кольца с квадратами красного, синего и зеленого цвета, выкладывает звуковую схему слова.

2 вариант игры «Сколько в слове слогов?»

Ребенок выбирает картинку и определяет количество слогов в слове, прокручивая кольцо, находит нужную цифру.

3 вариант игры «Где находится звук?»

 Ребенку предлагаются карточки с картинками на определенный звук, педагог объясняет, что расположение кругов на картинке-схеме обозначает место звука в слове (вначале, в середине, в конце слова). Ребенок выбирает карточку с картинкой и перемещая кольца на цилиндре, находит нужную картинку-схему.

 «Парашютики»

Цель:  совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.

Задачи:

  • формировать навык звукового анализа слов, уточнить характеристику звуков;
  • учить ориентироваться в звуковой схеме, подбирать картинку к схеме;
  • воспитывать самостоятельность в выполнении задания

Игровой материал: парашюты картонные с звуковыми схемами, картинки.

        Игра рассчитана на возраст 5-7 лет. Играть могут от 1 до 3 игроков. 

Ход игры

Правила игры: дети выбирают картинку и подбирают парашют с подходящей звуковой схемой.

Усложнение: под парашютами разложены картинки несоответствующие звуковой схеме. Необходимо проверить, правильно ли подставлены картинки к парашютам и исправить.

Выигрывает тот, кто правильно выполнит задание.

 «Звукобусы»

Цель: совершенствование фонематических представлений.

Задачи:

  • развивать фонематический слух, зрительное и слуховое восприятие;
  • совершенствовать зрительно-моторной координации;
  • поощрять интерес к выполнению задания.

Игровой материал: вязанные бусины (красного, синего и зеленого цвета) нанизанные на нитку.

Правило игры: игра рассчитана на возраст 5-7 лет. Играть могут от 1 до 2 игроков.

Ход игры

Перед началом игры педагог напоминает детям, что есть гласные и согласные звуки. Обращает внимание на цвет бус (красный - гласный звук, синий - согласный твердый, зеленый - согласный мягкий).

          1-й вариант упражнения. Педагог называет изолированный звук (гласный или согласный). Предлагает ребенку выбрать бусину соответствующего цвета.

2-й вариант упражнения. Педагог предлагает ребенку самостоятельно назвать звук, дать характеристику этому звуку и выбрать бусину соответствующего цвета.

Усложнение: педагог предлагает ребенку самостоятельно придумать слог на определенный цвет бусин (например, слог «МА» - синий, красный; слог «КИ» - зеленый, красный)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений

Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при н...

Развитие слухового восприятия детей старшего дошкольного возраста. Дидактические игры и упражнения

Дидактические игры, направленные на развитие слухового восприятия и фонематического слуха помогают эффективно развивать связную речь у дошкольников. А. Томатис доказал, что ухо не только воспринимает ...

Сборник дидактического материала «Игры для развития речи у детей старшего дошкольного возраста»

Игры для развития фонетико-фонематической стороны речиИгры на совершенствование звукового анализа слова....

Авторское дидактическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей по развитию фонематических процессов детей старшего дошкольного возраста с ОНР «ЗВУКОБУК»

Паспорт пособияТема Авторское дидактическое пособие для логопедов и воспитателей по развитию фонематических процессов детей старшего дошкольного возраста  «ЗВУКОБУК» АвторыУчител...

Технология «Нейрогимнастика», как средство коррекции фонетико-фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста с ТНР

У детей с нарушениями речи отмечается недоразвитие процессов познавательной деятельности и незрелость эмоционально-волевой сферы. Наряду с этим наблюдаются отклонения в развитии двигате...