"Методика обучения детей дошкольного возраста рассказыванию по картине"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Методика обучения детей дошкольного возраста рассказыванию по картине.
Большое значение для развития речи ребёнка имеет рассказывание по картинке. Для рассказывания используются как предметные, так и сюжетные картины (серии “Наша Таня”, “Зимние развлечения” О.И. Соловьёвой, и др. ) Во второй младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине, поскольку трёхлетний ребёнок ещё не может составить связного предложения. Главным является учить детей рассматривать картину, замечать в ней самое главное и постепенно переводить их от простого перечисления предметов к связным высказываниям.
Первые картинки для младших дошкольников – это картинки изображающие отдельные объекты ( игрушки, предметы домашнего обихода, домашние животные ), а также несложные сюжеты, близкие личному опыту детей.
Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению детей с картинами может производиться разнообразно. Можно начать с вводной беседы, цель которой – выяснить представления и знания детей об изображенном, создать эмоциональный настрой для лучшего восприятия картины. Основной методический приём – вопросы воспитателя; они должны быть четкими, лаконичными. Если ребёнок затрудняется с ответом, надо помочь ему пояснениями, уточнениями. Необходимо добиваться, чтобы дети правильно соотносили слова с предметами, их качествами, действиями и говорили при этом грамматически правильно.
После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованном на картине. Иногда можно использовать и художественное произведение, например рассказ писателя о домашних животных, небольшое стихотворение, потешку.
Можно загадать загадку (« Мягонькие лапки, в лапках цап-царапки» - к картине « Кошка с котятами» ) Можно спеть с детьми знакомую песенку.
Можно использовать разные игровые приёмы «Расскажем кукле», « Что мы расскажем собачке». С помощью педагога дети с удовольствием рассказывают по картине пришедшей к ним в гости кукле собачке и другим персонажам.
После работы с картиной она остаётся в группе на несколько дней. Дети её рассматривают, замечают то, что не заметили раньше, высказываются.
В средней группе дети составляют небольшое связное повествование, в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает речевая и мыслительная активность. Детей учат составлять описательные рассказы как по предметам, так и по сюжетным картинкам. Рассказывание по картине проводиться по вопросам и образцу рассказа воспитателя. Элементы творчества появляются не сразу, а постепенно. Когда дети научатся рассказывать по образцу, можно задание усложнить, подводя к самостоятельному рассказыванию. Можно ввести рассказывание по плану.
В старших и подготовительных группах возрастает активность детей, совершенствуется речь, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинке. К рассказам детей предъявляют более высокие требования: точная передача сюжета, использование разнообразных языковых средств. Рассказ-образец даётся в старшей и особенно в подготовительной к школе группах для обобщенного подражания, а не для простого воспроизведения. Меняется роль воспитателя – он уже не принимает непосредственного участия в составлении рассказов, а только руководит деятельностью детей, вмешиваясь лишь в случае необходимости.
В работе со старшими дошкольниками широко используются серии сюжетных картин для составления рассказов с завязкой, кульминацией, развязкой. Сюжеты могут быть самыми разными ( «Как ёж спас ежонка», «Медвежонок на прогулке» и другие )
Очень важно учить детей не только видеть то что, изображено на картинке, но и воображать предшествующие и последующие события. В таких случаях воспитатель ставит ряд вопросов, которые намечают сюжетную линии. Придумывая начало или конец к изображенному, ребёнок приобретает умения, необходимые для самостоятельного рассказывания.
Интересно проходит составление коллективного рассказа. Один ребёнок придумывает, что происходило с персонажами раньше, другой описывает события, изображенные на картине, третий – последующие действия, поступки героев и чем закончились их приключения. На таких занятиях необходимо воспитывать у детей умение оценивать рассказы друг друга, подмечать удачные слова и выражения, точно отражающие содержание картины или метко характеризующие события, поступки персонажей. Одну и ту же картину можно использовать в течении года несколько раз, при этом педагог должен ставить разные задачи постепенно усложняя их.
Развитие связной речи по картине занимает центральное место, но вместе с тем очень важно сочетать эту задачу с другими речевыми задачами; обогащением и активизацией словаря, формированием грамматического строя речи. В беседы по содержанию картины можно включать различные грамматические и лексические упражнения.
Приведу пример составления рассказа по пейзажной картине «Весна. Большая вода» И. Левитана.
1. Формировать умение детей рассматривать картину,
правильно воспринимать, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже, передавать его в своих высказываниях.
2.Упражнять детей в подборе определений и сравнений, синонимов и антонимов.
3.Учить детей придумывать предложения на заданную тему и произносить их с различной интонационной окраской; передавать голосом радость и огорчение.
Непосредственная образовательная деятельность.
1. Воспитатель ( показывая детям картину ). Много лет назад в нашей стране жил замечательный художник И. Левитан. Он любил свою родину и писал картины, на которых изображал её природу. Его картины знают и любят не только у нас, но и в других странах. Он выбирал самые разные уголки природы, писал стройные берёзки, реки, небо.
Сегодня мы с вами рассмотрим его картину « Весна. Большая вода ».
Как вы думаете, что художнику хотелось рассказать нам про весну?
Что художнику кажется интересным, красивым?
Почему Левитан так назвал свою картину?
А теперь послушайте отрывок из рассказа И. Соколова- Микитова « Лесные картинки»: « Радостна, шумна и пахуча весна! Звонко поют птицы, звенят под деревьями весенние ручейки. Смолкой пахнут пахучие почки. Тёплый ветер пробегает в высоких вершинах.
Скоро, скоро оденется лес листвой, зацветёт на опушках черёмуха, защёлкают над ручьями голосистые соловьи. Прилетят, закукуют длиннохвостые кукушки: « Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!» Забегают по кочкам хлопотливые муравьи, вылетит из зимнего убежища, загудит первый шмель. Побегами молодой травы, голубыми и белыми подснежниками покроются лесные полянки. Хороша, радостна, весна в лесу!»
Скажите о какой весне говорится в этом рассказе. Какими словами автор характеризует весну? Какие описания вы запомнили?
2. Автор рассказал про весну. Какая она? Придумайте определение к слову весна….. Придумайте определение к слову лес. А теперь подумайте, где можно употребить это определение, в каком рассказе или сказке.
А какая черёмуха? Какие определения вы можете подобрать к слову ручеёк? С чем его можно сравнить?
Послушайте сказку: « Жили-были два братца ветра: один, старший брат – Северный ветер, другой - Южный. Как же они были не похожи друг на друга! Как подует Северный ветер – сразу становиться холодно и морозно». Какими словами ещё можно сказать про ветер? Подбери слова, близкие по смыслу. (Ледяной, морозный, колючий ).
А второй брат – Южный ветер – был совсем другим. К слову холодный подберите слова, противоположные по смыслу. Каким был Южный ветер? (Тёплый, ласковый, нежный ).
3.Постарайтесь сказать что-нибудь о весне так, чтобы всем было понятно, что вы увидели что-то красивое, интересное, обрадовались чему-то. (Солнышко светит! Травка зеленеет!)
Но и весной нас что-то может огорчить. Придумайте об этом предложение и произнесите его так, чтобы было ясно, что вы чем-то опечалены, огорчены.
( Дождь некстати…. Цветы завяли в вазе.)
Вот такая непосредственная деятельность и решает разные речевые задачи, которые наиболее эффективны для развития связной речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Обучение детей дошкольного возрасту рассказыванию"
В презентациии представлен материал для воспитетелей по обучению детей рассказыванию....
Собственное учебно-методическое пособие "Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию из опыта."
Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию из опыта....
Практическое занятие. Моделирование конспектов занятий по обучению детей дошкольного возраста рассказыванию по картинам
Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта! На дворе XXI век и у нас есть возможность учиться, не выходя из дома, использу...
Методика обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию по картине с использованием технологии ТРИЗ
Обучение детей составлению описательного рассказа по картине....
Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию по картине
Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта! На дворе XXI век и у нас есть возможность учиться, не выходя из дома, использу...
Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию из опыта. Рассказывание на тему из личного опыта «Как мы играем зимой на участке». Старшая группа.
Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию из опыта.Рассказывание на тему из личного опыта«Как мы играем зимой на участке»....