Консультация «Обучение пересказу и рассказыванию по картине детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО».
консультация (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Воскресенский детский сад № 7 «Сказка».
Консультация «Обучение пересказу и рассказыванию по картине детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО».
Воспитатель: Рыжова А. М.
2022г.
Картина – один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного образования.
Дошкольное детство- период, когда особое внимание должно уделяться развитию связной речи у детей. Правильно организованный литературный пересказ и рассказ по картине оказывают неоценимое влияние на развитие речевых навыков дошкольников.
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.
Картины для работы с детьми различают по следующим критериям:
- Формат (демонстрационные и раздаточные);
- Тематика (мир природный или предметный, мир отношений и искусства);
- Содержание (художественные, дидактические; предметные, сюжетные);
- Характер (реальное, символическое, фантастическое, юмористическое изображение);
- Функциональный способ применения (атрибут для игры, предмет обсуждения в процессе общения, иллюстрация к литературному или музыкальному произведению, дидактический материал в процессе обучения или самопознании окружающей среды и т.д.).
Общие требования к организации работы с картиной:
- Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.
- При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.
- Интересное, понятное содержание, воспитывающее положительное отношение к окружающему.
- После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две - три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.
- Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.
- Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием мыслительного приема.
- Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приёмов.
Требования к организации занятий по пересказу:
1. Чёткая организация занятия, планирование хода занятия, вопросов, подготовка используемых пособий картинок, тщательная подготовительная работа и внимание к каждому ребёнку, индивидуальный подход к каждому ребёнку.
2. Произведение читается всей группе, беседа проводится со всей группой. Начинать пересказ лучше поручить тому, кто это хорошо делает.
3. Количество участвующих в пересказе на одном занятии зависит от размера произведения и от полноты пересказов (примерно 5- 7 детей)
Схема обучения пересказу:
- Выбор текстов для пересказа
- Подготовительная работа
- Непосредственное обучение пересказу
- Требования к тексту для пересказа:
- Небольшой объём произведения.
- Разнообразие жанров (рассказ, описание, народная и авторская сказка).
- Доступность содержания для детей данного возраста.
- Четкая композиция.
- Простота сюжета Доступный, простой, но богатый язык.
- Высокая художественность текста.
- Высокая нравственность содержания- произведение должно учить чему-то полезному, развивать положительные черты личности (доброту, отзывчивость).
2. Подготовительная работа:
- Знакомство с материалом, связанным с темой и содержанием рассказа.
- Рассматривание картин, иллюстраций по изучаемой теме.
- Наблюдения в природе, окружающей жизни.
- Рисование, аппликация, лепка, поделки по содержанию темы и рассказа.
- Подготовка оборудования к занятию.
- Заучивание потешек, пословиц, чистоговорок, стихов, способствующих пониманию содержания рассказа.
- Непосредственное обучение пересказу, последовательность работы, методы и приёмы.
- Первое чтение текста без установки на запоминание и пересказ. Цель- целостное эмоциональное и художественное восприятие детьми (возможно чтение на занятии или заранее)
- Второе чтение с установкой на запоминание
- Беседа по содержанию. Цель- усвоение содержания. Вопросы тщательно планируются заранее (репродуктивные, поисковые, проблемные)
- Приёмы работы над текстом произведения:
- рассматривание иллюстраций, картинок;
- выстраивание в логической последовательности серии сюжетных картин;
- придумывание недостающей и дополнительной картинки к рассказу;
- выделение из текста фраз к каждой картинке;
- выделение, выборочное чтение отдельных фрагментов, выразительных средств, сравнений, повторов, прямой речи героев;
- лексико- грамматические упражнения по тексту:
* называние слов- действий, признаков предметов;
* подбор новых признаков;
* замена слов синонимами (скажи то же самое другим словом).
*подбор слов- антонимов («Скажи наоборот»);
- обсуждение составленных предложений, обсуждение наиболее удачных вариантов.
Виды рассказывания по картине:
Описание предметных картин - это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий.
Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не входящей за пределы содержания картины.
Рассказ по последовательной сюжетной серии картин: ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ.
Повествовательный рассказ по сюжетной картине: ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. Ему требуется не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.
Структура занятия:
- Часть – вводная (1-5 минут). Включает в себя небольшую вводную беседу или загадки, цель которых выяснить представления и знания, настроить детей к восприятию.
- Часть – основная (10-20 минут), где используются разные методы и приёмы.
- Часть – итог занятия, где проводится анализ рассказов, и даётся их оценка.
Методические приёмы:
- Вопросы (проблемные вопросы).
- Образец педагога.
- Частичный образец педагога.
- Совместное рассказывание.
- План рассказа.
- Коллективное обсуждение плана будущего рассказа.
- Составление рассказа подгруппами.
- Оценка детских монологов.
Этапы обучения рассказыванию по картине.
Младший возраст.
В младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста не могут ещё дать самостоятельного связного изложения. Речь их носит характер диалога с воспитателем.
Основные задачи воспитателя в работе по картине сводятся к следующему:
1) обучение детей рассматриванию картины, формирование умения замечать в ней самое главное;
2) постепенный переход от занятий номенклатурного характера, когда дети перечисляют изображенные предметы, объекты, к занятиям, упражняющим в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов).
Дети учатся рассказывать по картине предложениями из двух-трех слов. Рассматривание картины используется для развития годности и ясности речи. Рассматривание картин всегда сопровождается словом воспитателя (вопросами, объяснениями, рассказом). После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованном на картине. Иногда можно использовать и художественное произведение (например, рассказы писателей о домашних животных).
Средний дошкольный возраст.
Детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу. Используется приём сравнения двух персонажей. Проводятся беседы по сюжетным картинам, заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети. Можно поиграть в лексико-грамматическое упражнение «Продолжи предложение».
- Давайте поиграем. Я буду начинать предложение, а вы его будете продолжать. Но для этого надо очень внимательно всмотреться в картину. Я считаю, что на картине изображено начало дня, потому, что…
В средней группе дается образец для копирования. «Расскажите, как я», «Молодец, запомнил, как я рассказывала», - говорит педагог, т.е в этом возрасте е требуется отступления от образца. Когда дети научатся составлять небольшие рассказы описательного характера (рассказ об основных качествах, свойствах и действиях одного или нескольких предметов или объектов), можно перейти к рассказыванию по последовательной сюжетной серии картин. С помощью воспитателя дошкольники составляют связный последовательный рассказ описательного характера, объединяющий в единое целое все картинки серии.
Старший дошкольный возраст.
В старшем дошкольном возрасте в связи с тем, что возрастет активность детей, совершенствуется их речь, имеются возможности для самостоятельного составления рассказов по разным картинам.
Содержание, тематика картин, использующих в старшем дошкольном возрасте, требуют предоставить занятиям большего познавательного и эстетического акцента. Во вступительной беседе уместной может быть краткая информация о жизни и творчестве художника – автора картины, её жанр, обобщающая беседа о времени года, жизни животных, человеческих отношениях и т.д., т.е то, что настраивает детей на восприятие картины. Обращение к собственному опыту детей, участие в полилоге, соответствующему теме занятия, лексико-грамматические упражнения также активизируют умственную и речевую деятельность дошкольников, побуждают их к инициативности.
В старшем дошкольном возрасте беседу по содержанию картины можно начинать с анализа, точного названия: «Картина называется «Зимние забавы». Как вы считаете, почему именно так она называется? - обращается к детям воспитатель.
На занятиях в подготовительной к школе группе образец воспитателя следует предлагать лишь в том случае, если дети плохо владеют умением связно излагать содержание картины. На таких занятиях лучше дать план, подсказать возможный сюжет и последовательность рассказа. В группах старшего дошкольного возраста используются все виды рассказов по картине: описательный рассказ по предметной и сюжетной картинам, повествовательный рассказ, описательный рассказ по пейзажной картине и натюрморту. В старшей и подготовительной группе продолжается работа по развитию умения характеризовать самое существенное в картине.
Оценка рассказов.
Важное значение приобретают в процессе обучения рассказыванию по картине оценка и анализ рассказов детей.
В младшем дошкольном возрасте оценка должна быть только положительной.
В среднем возрасте воспитатель анализирует рассказы детей, подчеркивая, прежде всего, на положительных моментах и коротко выражает предложения по улучшению качества рассказа. К анализу можно поощрять детей, предлагая им подобрать более точное слово, составить более точное высказывание.
Дети старшего дошкольного возраста активно участвуют в анализе собственных рассказов и рассказов своих товарищей. Этот момент на занятии следует использовать для совершенствования связной речи детей, направляя их на более удачную лексическую замену, подбор и проговаривания дополнительных вариантов относительно характеристики образа, сюжетной линии, построения предложения, структуры повествования. То есть это не просто указание на ошибки, а признание других вариантов высказывания.
Важно, чтобы за подбором, сочетанием разнообразных методических способов мы не забывали, что картина – это лишь эффективное средство, а главное на занятии – ребенок, развитие которого мы должны направлять и сопровождать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста с учетом ФГОС».
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка....
ПРЕДМЕТНО –ПРОСТРАНСТВЕННО РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УЧЕТОМ ФГОС
Физкультурные уголки с учетом ФГОС...
ПРЕДМЕТНО –ПРОСТРАНСТВЕННО РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УЧЕТОМ ФГОС
Физкультурные уголки с учетом ФГОС...
Профилактика и коррекция нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО.
Ведущая форма работы с детьми дошкольного возраста является игра. Предлагаю вашему вниманию серии игр «Бесполезное – полезно» и «Весёлая затея». Я уверенна, что забавные игры понравятся педагогам, род...
Новые технологии в коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО
Использование инновационных технологий в коррекционно -логопедической работе позволяет учителю - логопеду не только идти в ногу со временем, но и индивидуализировать процесс коррекции речи, способство...
Выступление на муниципальном методическом объединении для воспитателей дошкольных учреждений «Речевое развитие детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО» на тему: «Интерактивные игры на развитие фонематического восприятия в старшем дошкольном возрасте
Выступление на тему "Интерактивные игры на развитие фонематического восприятия в старшем дошкольном возрасте"...
Особенности развития звуковой и интонационной культуры речи у детей дошкольного возраста с учетом ФГОС дошкольного образования
Речь — это важнейшее достижение человека, которое позволяет общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка.Звуковая культура речи является составной частью общей ре...