Уровни ОНР
методическая разработка по логопедии по теме
Дифференциальная диагностика речевых нарушений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differencialnaya_diagnostika_rechevyh_narusheniy_v_tablice.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Дифференциальная диагностика речевых нарушений
ОНР I уровня | ОНР II уровня | ОНР III уровня | ОНР IV уровня | |
Понимание | Ситуативное | На бытовом уровне. Отсутствует понимание: форм, числа и рода прилагательных, значение предлогов, форм муж. и жен. рода глаголов | Неполное. Затруднено понимание пространственных, временных, логико-грамматических конструкций. | Ограничено. Затруднено понимание существительных с суффиксомединичности, притяжательных прилагательных, малознакомых сложных слов. |
Фразовая речь | Не сформирована, часто использование парадигматических средств общения. | Начатки фразовой речи. Простая фраза из 2х - Зх слов. | Низкий уровень возрастного развития. Развернутая фразовая речь с остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отсутствует четкость, последовательность изложения, акцент на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения. Отсутствует чувство рифмы и ритма. | 1. Нарушение логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов. 2. В самостоятельном рассказывании пользуются простыми малоинформативными предложениями. 3. Трудности при планировании высказываний, отборе языковых средств. |
Фонематический слух | Не сформирован | Не дифференцирует звуки раннего онтогенеза. Грубо нарушено слуховое восприятие. Литеральные парафазии. | Недостаточно сформирован. Низкий уровень сформированности операций анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения и сравнения. Литеральные парафазии – показатель стойкости нарушения фонематического слуха. | Недостаточно сформирован. Низкий уровень сформированности операций анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения и сравнения. Единичные латеральные парафазии. |
Слоговая структура слов | Не сформирована | Множественные и стойкие элизии, персеверации и контаминации. | Нарушена. Трудности в воспроизведении сложных слов. В основном страдает звуконаполняемость (персеверации, элизии, контаминации). | Отдельные нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости: 1. Элизии - единичные пропуски слогов, чаще сокращения звуков. 2. Персеверации (редкие) |
Звуко произношение | Звуки раннего онтогенеза редуцированы | Резко нарушены звуки раннего онтогенеза. Полиморфные замены, редуцированность звуков. | Нарушены звуки среднего и позднего онтогенеза. Неверно произносят 10-20 звуков. Нестойкие замены, смешение звуков (изолировано может быть норма, в речевом потоке замены). | Процесс фонемообразования не закончен: 1. Смешение звуков. 2. Недостаточная внятность, выразительность, нечеткая дикция. 3. Общая смазанность речи |
Словарный запас | Лепетные слова, отдельные существительные и глаголы, непонятные для окружающих, звукоподражание, пассивный словарь шире. | Не называет, объясняет. Не знает части предметов. Опускает предлоги, заменяет слова близкими по смыслу, затрудняется в использовании действий, признаков; не знает цвет, форму, размер. | Ниже возрастной нормы. Бедный. Отсутствуют, или наличествуют в искаженном виде, менее употребительные слова, обозначающие названия предметов, объектов, действий, их признаки. Наиболее характерные лексические трудности касаются: - частей предметов и объектов; - глаголов, выражающих уточнённость действий (лакает); - приставочных глаголов; - антонимов; - относительных прилагательных, родственных слов. | 1. Недостаточный предметный словарь. 2. Замена родовых и видовых понятий (лес - березки, деревья - елочки). 3. При обозначении действий и признаков предметов замена их типовыми названиями и названиями приблизительного значения (овальный - круглый). 4. Трудности при дифференцированном обозначении лиц мужского и женского рода (летчик - вместо летчица). |
Грамматический строй | Не понимают грамматических изменений слов | Не владеет навыками словообразования, путает падежную форму, употребляет существительные в И. п., глаголы в инфинитиве, не согласует число и род прилагательных и существительных, числительных и существительных, существительных и глаголов, опускает предлоги. | Единичный аграмматизм рода, числа, падежных конструкций. Нарушение согласования различных частей речи, употребления предлогов, пропуск союзов в сложноподчиненных предложениях. | Стойкие ошибки: 1. Уменьшительно-ласкательных сущ. (пальтовка - пальтишко, платенка - платьице). 2. Сущ. с суффиксом единичности (горошка, гороховка - горошинка; пуховка, пушка - пушинка). 3. Прилагательные, образованные от сущ. с различными значениями соотнесенности (пухной - пуховый; сосный -сосновый). 4. Прилагательные с суффиксами, характеризующими эмоционально-волевое и физическое состояние (хвастовый - хвастливый; улыбниный - улыбчивый). 5. Притяжательные прилагательные (волкин - волчий) 6. Трудности в образовании малознакомых сложных слов. 7. Трудности в выражении антонимических отношений (вежливость - злой, добродушный, не вежливость). 8. Ошибки в употреблении сущ. родительного и винительного падежа множественного числа. 9. Конструкции предложений: а) пропуски союзов; б) замена союзов; в) инверсия. |
Динамика | Прогноз относительно благоприятный с логопедической помощью | Прогноз с 4-х лет со сроком обучения 3 года в речевую группу ДОУ. Выписывается: а) с хорошей речью в массовую школу; б) со значительным улучшением в речевую школу или в класс коррекции. | Динамика положительная. С логопедической помощью - полная коррекция или остаточные явления (нарушения письменной речи); без помощи – нарушения устной и письменной речи. | Динамика положительная с логопедической помощью. При отсутствии таковой - стойкие нарушения письма. |
Соотнесение с медицинской классификацией | Моторная алалия Сенсорная алалия Сенсомоторная алалия Псевдобульбарная дизартрия Заикание | 1. ОНР II уровень речевого развития, моторная (экспрессивная) алалия, ст. ф. диз. (Выраженные экспрессивные и импрессивные аграмматизмы. Фраза одно- двусловная. Недостаточное развитие психомоторики; нарушено переключение от одного движения к другому, плавность, координация движений, отмечается слабость правой руки; слуховое внимание, функция рядообразования. В поведении симптомы негативизма, контакт непостоянный, избирательный. Речевая активность требует стимуляции. Игровая деятельность с помощью взрослого). 2. ОНР II уровня, сенсорная алалия, ст. ф. диз. (Первичное недоразвитие импрессивной речи. Несформированность фонематической стороны речи. Экспрессивная речь отсутствует. Эхолалия. Сохранна интонационно-ритмическая сторона речи.) 3. ОНР II уровня, сенсомоторная алалия, ст. ф. диз. | Может сочетаться ОНР III уровня, ст. ф. дизартрии ОНР III уровня, заикание ОНР III уровня, ринолалия ОНР III уровня, обусловлено двуязычием в семье ОНР III уровня, невыясненного онтогенеза ОНР III уровня, выход из моторной алалии (у школьников) ОНР III уровня, дисграфия (у школьников) | ОНР IV уровня, стертая дизартрия; ОНР IV уровня, заикание; ОНР IV уровня, ринолалия; ОНР IV уровня, обусловленное двуязычием в семье ОНР IV уровня, выход из моторной алалии |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...
Создание индивидуального маршрута сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи (ТНР ОНР 2 уровня речевого развития, ТНР ОНР 3 уровня речевого развития)
Данный материал поможет специалистам (медицинскому работнику, учителю-логопеду, психологу, музыкальному руководителю, инструктору по физической культуре) образовательного учреждения логопедической гру...
Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня на 2015 – 2020 год старшего профессионального уровня на 2015 – 2020 год старшего воспитателя МБДОУ № 7 «Чебурашка» ЗМР РТ Яшиной Евгении Георгиевны
Методическая тема: «Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов»Технология, по которой работаю: технология системно-деятельностного метода обучения. Общественно-педагог...
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ОЦЕНКИ УРОВНЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ (В %), КАРТА ОЦЕНКИ УРОВНЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ (Автор Ю.Афонькина)
КАРТА ОЦЕНКИ УРОВНЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙСВОДНАЯ ТАБЛИЦА ОЦЕНКИ УРОВНЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ (В %)...
2.1. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока от МО муниципального уровня)
2.1. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока от МО ...
Презентация «Интеллектика» часть 1(6) (после занятий): 1.Проверка уровня развития способности анализировать. 2.Проверка уровня развития способности планировать. 3.Проверка уровня развития способности рассуждать. 4.Проверка уровня развития способности ко
Презентация «Интеллектика» часть 1(6) (после занятий): 1.Проверка уровня развития способности анализировать. 2.Проверка уровня развития способности планировать. 3.Проверка уров...
" Три уровня души, три уровня речи" Анна Кирьянова.
Человек может быть красивым и прекрасно одетым. А может носить скромное платье и не отличаться красотой. А может, как академик Лосев, ходить в лагерном бушлате или носить телогрейку закопченную, как а...