Уровни ОНР
методическая разработка по логопедии по теме

Доброскок Светлана Анатольевна

Дифференциальная диагностика речевых нарушений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференциальная диагностика речевых нарушений

ОНР I уровня

ОНР II уровня

ОНР III уровня

ОНР IV уровня


Понимание


Ситуативное


На бытовом уровне. Отсутствует понимание: форм, числа и рода прилагательных, значение предлогов, форм муж. и жен. рода глаголов


Неполное. Затруднено понимание пространственных,

временных, логико-грамматических конструкций.


Ограничено. Затруднено понимание существительных с суффиксомединичности,

притяжательных прилагательных, малознакомых сложных слов.


Фразовая речь


Не сформирована, часто использование

парадигматических средств общения.


Начатки фразовой речи. Простая фраза из 2х - Зх слов.


Низкий уровень возрастного развития. Развернутая фразовая речь с остаточными проявлениями лексико-грамматического

и фонетико-фонематического недоразвития. Отсутствует

четкость, последовательность изложения, акцент на внешние,

поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные

взаимоотношения. Отсутствует чувство рифмы и ритма.


1. Нарушение логической последовательности, «застревание» на второстепенных

деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов.

2. В самостоятельном рассказывании пользуются простыми малоинформативными

предложениями.

3. Трудности при планировании высказываний, отборе языковых средств.


Фонематический слух

Не сформирован


Не дифференцирует звуки раннего онтогенеза. Грубо

нарушено слуховое восприятие. Литеральные парафазии.


Недостаточно сформирован. Низкий уровень сформированности

операций анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения и

сравнения. Литеральные парафазии – показатель стойкости нарушения фонематического слуха.


Недостаточно сформирован. Низкий уровень сформированности операций

анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения и сравнения. Единичные латеральные парафазии.


Слоговая структура слов


Не сформирована


Множественные и стойкие элизии, персеверации и контаминации.


Нарушена. Трудности в воспроизведении сложных слов. В основном страдает звуконаполняемость (персеверации,

элизии, контаминации).


Отдельные нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости:

1. Элизии - единичные пропуски слогов, чаще сокращения звуков.

2. Персеверации (редкие)


Звуко

произношение


Звуки раннего онтогенеза редуцированы


Резко нарушены звуки раннего онтогенеза. Полиморфные

замены, редуцированность звуков.


Нарушены звуки среднего и позднего онтогенеза. Неверно произносят 10-20 звуков. Нестойкие замены, смешение звуков (изолировано может быть норма, в речевом потоке замены).



Процесс фонемообразования не закончен:

1. Смешение звуков.

2. Недостаточная внятность, выразительность, нечеткая дикция.

3. Общая смазанность речи


Словарный запас


Лепетные слова, отдельные существительные и глаголы, непонятные для окружающих, звукоподражание, пассивный словарь шире.


Не называет, объясняет. Не знает части предметов. Опускает предлоги, заменяет слова близкими по смыслу, затрудняется в использовании действий, признаков; не знает цвет, форму, размер.


Ниже возрастной нормы. Бедный. Отсутствуют, или

наличествуют в искаженном виде, менее употребительные

слова, обозначающие названия предметов, объектов, действий, их признаки.

Наиболее характерные лексические трудности касаются:

- частей предметов и объектов;

- глаголов, выражающих уточнённость действий (лакает);

- приставочных глаголов;

- антонимов;

- относительных прилагательных, родственных слов.


1. Недостаточный предметный словарь.

2. Замена родовых и видовых понятий (лес - березки, деревья - елочки).

3. При обозначении действий и признаков предметов замена их типовыми названиями и названиями приблизительного значения (овальный - круглый).

4. Трудности при дифференцированном обозначении лиц мужского и женского рода (летчик - вместо летчица).


Грамматический строй


Не понимают грамматических изменений слов


Не владеет навыками словообразования, путает падежную форму, употребляет существительные в И. п., глаголы в инфинитиве, не согласует число и род прилагательных и

существительных, числительных и существительных, существительных и глаголов, опускает предлоги.


Единичный аграмматизм рода, числа, падежных конструкций.

Нарушение согласования различных частей речи, употребления предлогов, пропуск союзов в

сложноподчиненных предложениях.


Стойкие ошибки:

1. Уменьшительно-ласкательных сущ. (пальтовка - пальтишко,

платенка - платьице).

2. Сущ. с суффиксом единичности (горошка, гороховка - горошинка; пуховка, пушка - пушинка).

3. Прилагательные, образованные от сущ. с различными значениями

соотнесенности (пухной - пуховый; сосный -сосновый).

4. Прилагательные с суффиксами, характеризующими эмоционально-волевое и

физическое состояние (хвастовый - хвастливый; улыбниный - улыбчивый).

5. Притяжательные прилагательные (волкин - волчий)

6. Трудности в образовании малознакомых сложных слов.

7. Трудности в выражении антонимических отношений (вежливость - злой,

добродушный, не вежливость).

8. Ошибки в употреблении сущ. родительного и винительного падежа множественного числа.

9. Конструкции предложений:

а) пропуски союзов;

б) замена союзов;

в) инверсия.


Динамика


Прогноз относительно благоприятный с логопедической помощью


Прогноз с 4-х лет со сроком обучения 3 года в речевую группу ДОУ.

Выписывается:

а) с хорошей речью в массовую школу;

б) со значительным улучшением в речевую школу или в класс коррекции.


Динамика положительная. С логопедической помощью -

полная коррекция или остаточные явления (нарушения письменной речи); без помощи – нарушения устной и письменной речи.


Динамика положительная с логопедической помощью. При отсутствии таковой - стойкие нарушения письма.


Соотнесение с медицинской классификацией


Моторная алалия

Сенсорная алалия

Сенсомоторная алалия

Псевдобульбарная дизартрия

Заикание


1. ОНР II уровень речевого развития, моторная (экспрессивная) алалия, ст. ф. диз. (Выраженные экспрессивные и импрессивные аграмматизмы. Фраза одно- двусловная. Недостаточное развитие психомоторики; нарушено переключение от одного движения к другому, плавность, координация

движений, отмечается слабость правой руки; слуховое

внимание, функция рядообразования. В поведении симптомы негативизма, контакт непостоянный, избирательный.

Речевая активность требует стимуляции. Игровая деятельность с помощью взрослого).

2. ОНР II уровня, сенсорная алалия, ст. ф. диз. (Первичное

недоразвитие импрессивной речи. Несформированность фонематической стороны речи. Экспрессивная речь отсутствует. Эхолалия. Сохранна интонационно-ритмическая сторона речи.)

3. ОНР II уровня, сенсомоторная алалия, ст. ф. диз.


Может сочетаться ОНР III уровня, ст. ф. дизартрии

ОНР III уровня, заикание

ОНР III уровня, ринолалия

ОНР III уровня, обусловлено двуязычием в семье

ОНР III уровня, невыясненного онтогенеза

ОНР III уровня, выход из моторной алалии (у школьников)

ОНР III уровня, дисграфия (у школьников)


ОНР IV уровня, стертая дизартрия;

ОНР IV уровня, заикание;

ОНР IV уровня, ринолалия;

ОНР IV уровня, обусловленное двуязычием в семье

ОНР IV уровня, выход из моторной алалии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание индивидуального маршрута сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи (ТНР ОНР 2 уровня речевого развития, ТНР ОНР 3 уровня речевого развития)

Данный материал поможет специалистам (медицинскому работнику, учителю-логопеду, психологу, музыкальному руководителю, инструктору по физической культуре) образовательного учреждения логопедической гру...

Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня на 2015 – 2020 год старшего профессионального уровня на 2015 – 2020 год старшего воспитателя МБДОУ № 7 «Чебурашка» ЗМР РТ Яшиной Евгении Георгиевны

Методическая тема:  «Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов»Технология, по которой работаю: технология системно-деятельностного метода обучения.  Общественно-педагог...

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ОЦЕНКИ УРОВНЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ (В %), КАРТА ОЦЕНКИ УРОВНЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ (Автор Ю.Афонькина)

КАРТА ОЦЕНКИ УРОВНЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙСВОДНАЯ ТАБЛИЦА ОЦЕНКИ УРОВНЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ (В %)...

2.1. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока от МО муниципального уровня)

2.1. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока от МО ...

Презентация «Интеллектика» часть 1(6) (после занятий): 1.Проверка уровня развития способности анализировать. 2.Проверка уровня развития способности планировать. 3.Проверка уровня развития способности рассуждать. 4.Проверка уровня развития способности ко

Презентация «Интеллектика»  часть  1(6) (после занятий): 1.Проверка уровня развития способности анализировать. 2.Проверка уровня развития способности планировать. 3.Проверка уров...

" Три уровня души, три уровня речи" Анна Кирьянова.

Человек может быть красивым и прекрасно одетым. А может носить скромное платье и не отличаться красотой. А может, как академик Лосев, ходить в лагерном бушлате или носить телогрейку закопченную, как а...