Язык как средство общения. Для чего нужна речь?
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: «Язык как средство общения. Для чего нужна речь? Какой окраски твой голос? Интонация, темп и тон речи»
Цели:1/ познакомить учащихся с речью как отличительной способностью человека; 2.дать понять детям, что говорение–слушание, письмо–чтение – это важнейшие речевые умения; 3.воспитывать культуру речи.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Беседа по теме
– Сейчас, ребята, мы начнем читать рассказы про мальчика Федю. Мы будем читать и беседовать о том, что вы узнаете. Слушайте внимательно.
Сегодня воскресенье. Федя проснулся поздно.
– Мама! – крикнул он. – Папа! Нюша!
Никто не отозвался. Федя встал и обошел квартиру. Тут он увидел на столе записку, написанную крупными буквами. Федя медленно прочитал вслух:
«Федя! Мы пошли в клуб на репетицию. Твой завтрак на плите. Не забудь покормить Тяпу. Папа будет ждать тебя у стадиона в одиннадцать часов. Желаем хорошо провести время. Мама и Нюша».
«Как здорово, что я умею читать! – подумал Федя. – Сейчас быстро соберусь – и на матч!»
– Эй, Тяпа, сюда! Нука прочитай записку!
Тяпа, маленькая черная собачка, равнодушно посмотрела на исписанный листок и пошла прочь.
«Сейчас надену ей на нос дедушкины очки, – решил Федя. – Пусть учится читать».
– Как вы думаете, ребята: почему Тяпа отошла, не проявив никакого интереса к записке? Помогут ли ей очки? Можно ли научить собаку читать? Читать и понимать письменную речь может только человек. Так какая же речь называется письменной? (Написанная буквами.) Федя знает буквы, он научился читать – значит, он умеет и писать. Правда, еще не очень хорошо. А кого называют писателем? Да, писатель – это тот человек, который пишет книги: стихи, рассказы, сказки и другое. Каких вы знаете писателей? (Если дети не могут назвать ни одного или называют очень мало, учитель напоминает им авторов знакомых стихов, сказок.) Но каждый человек может научиться писать.
А теперь, ребята, подумайте, что такое устная речь. Устная – от слова «уста». Кто знает, что такое уста? Почему устная, звучащая речь так называется?
Мы все умеем говорить и слушать – значит, мы владеем устной речью. Будем читать дальше.
Тут Тяпа заскулила.
– Тяпа, Тяпочка, – сказал Федя, – что с тобой? – Тяпа подняла голову и печально посмотрела на своего хозяина. – Ты, наверное, проголодалась? – догадался Федя. – Что же ты молчишь? Так и скажи: «Хочу есть». Вот твоя косточка. Грызи на здоровье.
– Как вы думаете, ребята: чем животное отличается от человека? Да, отдельные слова собаке знакомы. Она понимает различные команды. Но может ли собака рассказать о чемнибудь? Могла ли Тяпа ответить на вопрос Феди? Нет, это может только человек. Только человек владеет речью.
Подумайте и скажите, что такое речь. (Речь – это то, что человек говорит и слышит, пишет и читает.)
Что вы знаете о речи устной и письменной? Какой речью вы владеете? А для чего человеку нужна речь?
Да, вы правильно это понимаете. Значит, речь нужна человеку, чтобы общаться с другими людьми. И нужно учиться хорошо говорить и слушать, писать и читать. Всему этому учат в школе.
2. Оздоровительная минутка
3. Беседа по теме
– Продолжим чтение рассказов о Феде. Рассказ, который я прочитаю сейчас, называется «На стадионе».
Скоро 11 часов. Федя спешит на стадион. Это совсем рядом с домом. А вот и папа. Он приветливо машет рукой.
– Здравствуй, сынок! Молодец, пришел вовремя. Все в порядке? Проведем время в мужской компании. У нас отличные билеты.
– Здравствуй, папа. Все в полном порядке.
– Вы слышали вежливый разговор.
Что папа сказал при встрече? Что ему ответил сын?
А вы здороваетесь при встрече со своими родителями? Что вы говорите маме, папе, просыпаясь утром?
Какой вопрос задал папа после приветствия? Какой вопрос вы можете задать друг другу после приветствия? Читаем дальше.
Папа и Федя пришли на футбольный матч. Сегодня играет «Спартак» – это их любимая команда.
Удар! Мяч летит мимо ворот.
– Мазила! – кричит Федя. Он сердито размахивает руками, задевает своего соседа, но не замечает этого.
– Какой невоспитанный, некультурный мальчик, – тихо произнес сидящий рядом пожилой мужчина, – совсем не умеет вести себя в общественном месте.
– Почему сосед назвал Федю некультурным, невоспитанным? Что значит «общественное место»? Как ведут себя в общественном месте воспитанные, культурные люди?
Каждый из вас должен стремиться к тому, чтобы его речь и поведение были культурными.
4. Игра «Запретное движение»
Звучит веселая, ритмичная музыка. Дети стоят кругом, ведущий в центре показывает несколько движений, одно из которых запретное. Дети должны повторять все движения ведущего, кроме запретного.
Тот, кто ошибется, выбывает из игры, а оставшиеся дольше всех становятся лучшими игроками.
5. Беседа по теме
– Разговаривая друг с другом, мы произносим слова с разной интонацией. Поэтому одни и те же слова воспринимаются по разному.
Задание:
– Вспомните сказку Корнея Чуковского «Федорино горе».
Прочитайте с нужной интонацией следующие фразы действующих лиц.
Испугалася коза,
Растопырила глаза:
«Что такое? Почему?
Ничего я не пойму!» (Вопросительно.)
Но ответило корыто:
«На Федору я сердито».
И сказала кочерга:
«Я Федоре не слуга!». (Сердито.)
«Кококо! Кококо!
Жить вам было нелегко!». (Сочувственно.)
И заплакали блюдца:
«Не лучше ль вернуться?». (Вопросительно.)
И зарыдало корыто:
«Увы, я разбито, разбито!». (Жалобно.)
И сказала скалка:
«Мне Федору жалко».
И сказала чашка:
«Ах, она бедняжка!». (Сочувственно.)
«Уж не буду, уж нe буду
Я посуду обижать,
Буду, буду я посуду
И любить, и уважать!» (Ласково.)
6. Итог занятия
– Для чего человеку нужна речь? Какой окраски твой голос? Что помогает нам понять друг друга?
Занятие – беседа проводилось в старшей группе , в начале учебного года .Думаю ,что я донесла детям необходимость правильной и культурной речи . На примере сказки «Федорино горе » с детьми уточнили разные интонации языка , обсудили мимические изменения.Дети пытались отвечать хором ,перекрикивая друг друга, и здесь раскрывалась одна из задач : умение слушать –это умение говорить. К концу занятия ,ребята давали возможность ответить одному , а затем высказывался следующий . Мне кажется ,что такие беседы (на примерах детей )необходимы и полезны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОМПЛЕКС ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ИМЕЮЩИХ ПРОБЛЕМЫ В ОБЩЕНИИ из опыта работы «Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения»
Обучать детей эффективным способам общения. Снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоци...
КОМПЛЕКС ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ИМЕЮЩИХ ПРОБЛЕМЫ В ОБЩЕНИИ из опыта работы «Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения»
Обучать детей эффективным способам общения. Снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоци...
«РАЗВИТИЮ РЕЧИ - КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА, НАКОПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, ОСВОЕНИЯ ЯЗЫКА, РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ОБЩЕНИЯ»
Формирование личности человека в большой степени зависит от педагогического воздействия, от того, насколько рано его начинают оказывать. Учитывая это, детские сады включены в нашей стране в систему на...
«Язык это средство общения»
В средние века язык называли «рукой души» и я думаю, что были абсолютно правы. Ведь непроизвольные движения языка еще красноречивее, чем слетающие с него слова. Слова выдают наши тайные мысли, отражаю...
Для чего нужно развивать у дошкольников невербальное общение
Для чего нужно развивать у дошкольников невербальное общение...
«Что нужно делать для того, чтобы ребёнок начал играть? С чего нужно начинать учить ребёнка играть?
Долгое время игра рассматривалась, как процесс самореализации ребёнка, развёртывающейся спонтанно самостоятельно. Главным фактором игры считались внутренние задатки ребёнка и самопроизвольное развитие...
Язык - важнейшее средство человеческого общения.
требования к речи воспитателя ДОУ. Речь педагога-как образец для ребенка...