Путешествие по родному поселку
презентация к занятию по логопедии (подготовительная группа) по теме

Будюкина Людмила Викторовна

Данное занятие включено в проект "Моя малая родина - поселок Томилино" 

Для детей подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie.pptx1.41 МБ
Microsoft Office document icon puteshestvie_po_rodnomu_poselku.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОДНОМУ ПОСЁЛКУ

Слайд 2

ТОМИЛИНО

Слайд 3

УЛИЦЫ ТОМИЛИНО

Слайд 4

Первое письменное упоминание о деревне Хлыстово относится к 1598 году!

Слайд 6

Водяная мельница

Слайд 7

Внутреннее устройство мельницы

Слайд 8

Лён

Слайд 9

Подберите верную схему к слову «МЕЛЬНИК»

Слайд 10

Шерстопрядильное производство

Слайд 11

Клавдий Николаевич Томилин

Слайд 12

6 июня 1968 года в Томилино был открыт памятник А.С. Пушкину

Слайд 13

Белка и Стрелка

Слайд 14

Юрий Гагарин

Слайд 15

Вертолеты, которые рождаются на томилинской земле

Слайд 16

Томилинская птицефабрика

Слайд 17

Храм Успения Пресвятой Богородицы (село Жилино)

Слайд 18

Герб посёлка Томилино



Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности

по логопедии

Тема:  «Путешествие по родному поселку»

Цель: формирование представлений учащихся о малой родине – поселке Томилино.

Задачи:
Образовательные:
- развивать языковой анализ и синтез;
- закреплять знания детей о любимом поселке.
Коррекционно-развивающие:
- расширять и активизировать лексический запас;
- развивать фонематическое восприятие;
- закреплять умение деления слов на слоги, учить соотносить схемы ударных слогов с данными словами;
- формировать лексико-грамматические категории по данной теме;
- совершенствовать диалогическую и монологическую речь, закреплять умение отвечать на вопросы;
- формировать музыкальный вкус, кругозор.
Воспитательные:

- воспитывать любовь к Родине, к малой родине – поселку Томилино, чувство гордости за людей, живущих в ней – томилинцев;
- формировать добрые взаимоотношения между детьми.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Учитель-логопед: - Здравствуйте, дети!

Лес, ручей, машина, руки…
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные.
Какие? 
Дети: Гласные и согласные.

Учитель-логопед: А теперь сядет тот, у кого первый звук в имени гласный, затем - у кого – согласный. (дети садятся)

Учитель-логопед: Послушайте стихотворение (читает стихотворение  З. Александровой «Родина»):

Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка – скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь: от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.

2. Объявление темы.

Учитель-логопед: О чём это стихотворение? 

Дети:  Это стихотворение о Родине.

Учитель-логопед: Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на занятии? (предп. ответ: о Родине, о нашем любимом поселке).

Учитель-логопед: А с какой целью? Зачем? (ответы детей)

  1. Вводная беседа.

Учитель-логопед: У каждого человека есть Родина – край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным. Всё в нём до боли знакомо, некогда остановиться, оглянуться… Но бывают мгновенья, когда свой родной дом становится дороже всего на свете, и мы связываем понятие человеческого счастья с отчим домом, улицей, селом…

Понятие «Родина» имеет для нас несколько значений: это великая страна с великой историей. А как называется наша страна? (ответы детей)

Правильно, Россия или Российская федерация. Это первое и главное значение этого слова.

Это и то место на земле, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где он познал первые радости и неудачи. Не случайно в трудные критические минуты своей жизни люди вспоминают место, где родились, то есть свою малую Родину. Сегодня мы с вами поговорим о нашей малой родине, о нашем родном поселке. А как называется наш поселок? 

Дети: Томилино. (Слайд № 1, 2)

Учитель-логопед: А как называют жителей нашего поселка?

Дети: томилинцы.

Учитель-логопед: Настоящие томилинцы, такие, как Вы, должны знать свой родной поселок. Сегодня на занятии вас ждёт много интересного.

  1. Основная часть.

Учитель-логопед: Ребята! А вы любите путешествовать? Я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие – в далёкое время, когда наша малая родина – Томилино только родилось. Итак, отправляемся.

Томилино... (Слайд № 3)  Улица Гоголя, улица Пионерская.  Проложенные по древней земле хлыстовской, они ничем не напоминают свою «прародительницу». Первое письменное упоминание о деревне Хлыстово относится к 1598 году! (Слайд № 4) Название Хлыстово происходило от названия реки Хлыстовки.

Начиналась деревня с двух-трех дворов с мельницей на стыке рек Хлыстовки и Пехорки. По другую сторону располагались леса. (Слайд №5)

Учитель-логопед: Что такое «мельница», для чего она была нужна в XVI веке? (Слайд № 6)

Дети: На мельницах из зерна получали муку.

Учитель-логопед: Совершенно верно, на мельницах мололи зерно на муку, крупу, а также толкли толокно, получали льняное масло. (Слайд № 7) Льняное масло получали из какого растения?

Дети: Масло из льна. (Слайд № 8)

Учитель-логопед: Верно, а точнее из семян льна. А как называлась профессия человека, который работал на мельнице?

Дети: Мельник.

Учитель-логопед: Сколько слогов в слове мельник?

Дети: Два.

Учитель-логопед:Верно. Назовите первый слог? Второй? (Ответы детей.)

Учитель-логопед: Молодцы. А теперь подберите правильную звуко-буквенную схему к слову «мельник» из представленных на экране. (Слайд № 9)

Учитель-логопед: Вернемся к истории посёлка… С 1598 г. Хлыстово принадлежит братьям Михаилу и Юрию Татищевым. Эти земли царь Борис Годунов пожаловал им за то, что они первыми подписали грамоту об избрании его Государем. Но до этого деревня была вотчиной (собственностью, полученной в наследство) Воротинского. Его же вотчина была и Кирилловка (Михайловка). В 1666 г. Хлыстово перешло к боярыне Анне – жене могущественного Бориса Морозова, воспитателя царевича Алексея Михайловича. Он был фактически правителем русского государства. На тот период дворов 6 уже было, а в них крестьян 18. После смерти Бориса Хлыстово перешло к его брату Глебу и его жене знаменитой боярыне Морозовой, старообрядке, ученице Протопопа Аввакума, но задолго до владения землей Глеб умер, а боярыню отправили в Боровск, где она погибла вместе со своей сестрой в тюрьме.

В дальнейшем владельцами Хлыстовских земель были известные фамилии: Нарышкины, Демидовы, Кожины.

К 1861 году в деревне Хлыстово было уже 23 двора (202 человека), налажено шерстопрядильное производство. (Слайд № 10)

Учитель-логопед: Что это за производство такое «шерстопрядильное»? Какие два слова составляют название производства?

Дети: «шерсть» + «прядут», т.е. изготовление ниток из шерсти.

Учитель-логопед: Сейчас от старой деревни Хлыстово остался один частный дом с населением 5 человек.

В 1865 году открылось железнодорожное движение до Рязани. Вдоль железной дороги стали строиться дачи, дачные поселки. Выбрал себе здесь место для строительства и Клавдий Николаевич Томилин, купец, вложивший свои деньги в строительство  Московско-Рязанской железной дороги. (Слайд № 11) По фамилии первого застройщика за поселком и закрепилось название Томилино.

Быстро росли дома и улицы по обе стороны станции Томилино. Дачевладельцы решили именовать улицы по фамилиям известных русских писателей. Первыми появились улицы Пушкина, Гоголя, Никитина, Гаршина. Появился летний театр с танцевальной площадкой. В 1920 году на улице Пушкина в доме № 14 открылась начальная школа (теперь школа №14), где сейчас разместилась пожарная команда.

А 6 июня 1968 года в Томилино был открыт памятник А.С. Пушкину. (Слайд № 12) Взгляд великого поэта направлен в сторону улицы, носящей его фамилию.

С течением времени здесь появились промышленные предприятия.

Более двухсот лет назад на острове реки Пехорки московский купец Воронцов держал крупчатую мельницу. В 1958 году на этом месте создается Томилинский абразивный завод. Цель - наладить производство алмазных кругов на базе якутских алмазов. Так возник широко известный завод алмазных инструментов. А ниже по течению реки выросла Пехорская прядильная фабрика.

Славу поселку принесли предприятия авиационного значения. В первую очередь акционерное общество НПП «Звезда». Открылся завод     2 октября 1952 года - для изготовления средств обеспечения безопасности экипажей скоростных и высотных самолетов (кресла-катапульты и т.д.). А потом здесь начали работать и по космической программе. Первоначально в Томилино сшили «одежду» для собачек Белки и Стрелки. (Слайд № 13) С особой любовью готовили костюм для первого космонавта. Юрий Гагарин неоднократно бывал здесь, примерял скафандр. (Слайд № 14) Посещали предприятие и все последующие покорители космоса.

Важную роль в экономике поселка играет база авиапромышленности - ОАО «Лазурь».

Всемирную известность обрели вертолеты марки Миля, которые тоже рождаются на томилинской земле. (Слайд № 15)

Летом 1929 года близ деревни Часовня начали строить птицеферму, которая со временем выросла в крупную фабрику. (Слайд № 16)

Оставило свой след в истории и село Жилино, входящее с состав посёлка Томилино. Здесь останавливался полководец М.И. Кутузов, делая со своей армией обходной маневр вокруг Москвы, чтобы добить наполеоновские войска. В сентябре 1812 года в Жилино он изложил план знаменитого Тарутинского марша-маневра. (Слайд № 17)

Учитель-логопед: У каждого государства, города есть свои символы. Какие символы нашей страны вы знаете? (Герб, флаг, гимн). А как вы думаете, есть такие символы у нашего любимого поселка?

Дети: Да, герб и гимн.

Учитель-логопед: Взгляните на герб поселка Томилино.  (Слайд № 18) «В лазоревом поле - золотое заполненное зеленью стропило, внизу усеченно-зубчатое, с зеленым ромбом, обременяющим каждый зубец; из вершины стропила вниз выходит золотой гонт, соединенный на конце с таким же шестиугольником, обремененным зеленым ромбом. Вверху стропило сопровождено двумя серебряными вогнутыми ромбами, в каждый из которых вписан золотой четырехлопастной пропеллер. Внизу в зеленом поле стропило сопровождено золотой отторгнутой петушьей головой с червлеными гребнем, глазами и бородкой, держащей в раскрытом клюве серебряный вогнутый ромб».

Герб городского поселения гармонично отражает историю зарождения административного центра поселения поселка Томилино, природные особенности его расположения, а так же основной профиль деятельности местного населения. Золотое стропило с орнаментом указывает на то, что основание поселка связано со строительством деревянных дач, для которых резные стропила были характерным украшением фасадов. Серебряные ромбы-звезды, пропеллеры и голубой цвет символизируют основную сферу деятельности местных предприятий, связанных с авиацией и космонавтикой. Петух с ромбом-алмазом в клюве показывает другие производства, действующие в поселке: первую в стране промышленную птицефабрику и завод алмазного инструмента.

Учитель-логопед: И в завершение нашего занятия-путешествия я предлагаю вам послушать гимн нашего поселка Томилино в исполнении томилинского детского хора. (Слайд № 19)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместный досуг с родителями воспитанников средней группы «Путешествие по родному поселку»

Тема: Путешествие по родному поселку.Цель: Закрепить знания детей об общественных зданиях поселка, их назначениях. Задачи: -обогащать и систематизировать знания детей о достопримечательностя...

Конспект сюжетно - ролевой игры "Путешествие по родному поселку".

Обогащение игрового опыта каждого ребенка, расширение игрового творчества....

Квест-игра "Путешествие по родному поселку"

Цель квест-игры: закрепление знаний о родном поселке Селенгинск, совершенствовать знания о  поселке; развить интерес к заданиям жанра КВЕСТ; развивать у детей умение работать в команде, понимая, ...

Занятие по краеведение "Путешествие по родному поселку".

Занятие по краеведение "Путешествие по родному поселку"....