Путешествие по родному поселку
презентация к занятию по логопедии (подготовительная группа) по теме
Данное занятие включено в проект "Моя малая родина - поселок Томилино"
Для детей подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie.pptx | 1.41 МБ |
puteshestvie_po_rodnomu_poselku.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ТОМИЛИНО
УЛИЦЫ ТОМИЛИНО
Первое письменное упоминание о деревне Хлыстово относится к 1598 году!
Водяная мельница
Внутреннее устройство мельницы
Лён
Подберите верную схему к слову «МЕЛЬНИК»
Шерстопрядильное производство
Клавдий Николаевич Томилин
6 июня 1968 года в Томилино был открыт памятник А.С. Пушкину
Белка и Стрелка
Юрий Гагарин
Вертолеты, которые рождаются на томилинской земле
Томилинская птицефабрика
Храм Успения Пресвятой Богородицы (село Жилино)
Герб посёлка Томилино
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной деятельности
по логопедии
Тема: «Путешествие по родному поселку»
Цель: формирование представлений учащихся о малой родине – поселке Томилино.
Задачи:
• Образовательные:
- развивать языковой анализ и синтез;
- закреплять знания детей о любимом поселке.
• Коррекционно-развивающие:
- расширять и активизировать лексический запас;
- развивать фонематическое восприятие;
- закреплять умение деления слов на слоги, учить соотносить схемы ударных слогов с данными словами;
- формировать лексико-грамматические категории по данной теме;
- совершенствовать диалогическую и монологическую речь, закреплять умение отвечать на вопросы;
- формировать музыкальный вкус, кругозор.
• Воспитательные:
- воспитывать любовь к Родине, к малой родине – поселку Томилино, чувство гордости за людей, живущих в ней – томилинцев;
- формировать добрые взаимоотношения между детьми.
Ход занятия
- Организационный момент.
Учитель-логопед: - Здравствуйте, дети!
Лес, ручей, машина, руки…
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные.
Какие?
Дети: Гласные и согласные.
Учитель-логопед: А теперь сядет тот, у кого первый звук в имени гласный, затем - у кого – согласный. (дети садятся)
Учитель-логопед: Послушайте стихотворение (читает стихотворение З. Александровой «Родина»):
Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка – скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь: от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.
2. Объявление темы.
Учитель-логопед: О чём это стихотворение?
Дети: Это стихотворение о Родине.
Учитель-логопед: Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на занятии? (предп. ответ: о Родине, о нашем любимом поселке).
Учитель-логопед: А с какой целью? Зачем? (ответы детей)
- Вводная беседа.
Учитель-логопед: У каждого человека есть Родина – край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным. Всё в нём до боли знакомо, некогда остановиться, оглянуться… Но бывают мгновенья, когда свой родной дом становится дороже всего на свете, и мы связываем понятие человеческого счастья с отчим домом, улицей, селом…
Понятие «Родина» имеет для нас несколько значений: это великая страна с великой историей. А как называется наша страна? (ответы детей)
Правильно, Россия или Российская федерация. Это первое и главное значение этого слова.
Это и то место на земле, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где он познал первые радости и неудачи. Не случайно в трудные критические минуты своей жизни люди вспоминают место, где родились, то есть свою малую Родину. Сегодня мы с вами поговорим о нашей малой родине, о нашем родном поселке. А как называется наш поселок?
Дети: Томилино. (Слайд № 1, 2)
Учитель-логопед: А как называют жителей нашего поселка?
Дети: томилинцы.
Учитель-логопед: Настоящие томилинцы, такие, как Вы, должны знать свой родной поселок. Сегодня на занятии вас ждёт много интересного.
- Основная часть.
Учитель-логопед: Ребята! А вы любите путешествовать? Я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие – в далёкое время, когда наша малая родина – Томилино только родилось. Итак, отправляемся.
Томилино... (Слайд № 3) Улица Гоголя, улица Пионерская. Проложенные по древней земле хлыстовской, они ничем не напоминают свою «прародительницу». Первое письменное упоминание о деревне Хлыстово относится к 1598 году! (Слайд № 4) Название Хлыстово происходило от названия реки Хлыстовки.
Начиналась деревня с двух-трех дворов с мельницей на стыке рек Хлыстовки и Пехорки. По другую сторону располагались леса. (Слайд №5)
Учитель-логопед: Что такое «мельница», для чего она была нужна в XVI веке? (Слайд № 6)
Дети: На мельницах из зерна получали муку.
Учитель-логопед: Совершенно верно, на мельницах мололи зерно на муку, крупу, а также толкли толокно, получали льняное масло. (Слайд № 7) Льняное масло получали из какого растения?
Дети: Масло из льна. (Слайд № 8)
Учитель-логопед: Верно, а точнее из семян льна. А как называлась профессия человека, который работал на мельнице?
Дети: Мельник.
Учитель-логопед: Сколько слогов в слове мельник?
Дети: Два.
Учитель-логопед:Верно. Назовите первый слог? Второй? (Ответы детей.)
Учитель-логопед: Молодцы. А теперь подберите правильную звуко-буквенную схему к слову «мельник» из представленных на экране. (Слайд № 9)
Учитель-логопед: Вернемся к истории посёлка… С 1598 г. Хлыстово принадлежит братьям Михаилу и Юрию Татищевым. Эти земли царь Борис Годунов пожаловал им за то, что они первыми подписали грамоту об избрании его Государем. Но до этого деревня была вотчиной (собственностью, полученной в наследство) Воротинского. Его же вотчина была и Кирилловка (Михайловка). В 1666 г. Хлыстово перешло к боярыне Анне – жене могущественного Бориса Морозова, воспитателя царевича Алексея Михайловича. Он был фактически правителем русского государства. На тот период дворов 6 уже было, а в них крестьян 18. После смерти Бориса Хлыстово перешло к его брату Глебу и его жене знаменитой боярыне Морозовой, старообрядке, ученице Протопопа Аввакума, но задолго до владения землей Глеб умер, а боярыню отправили в Боровск, где она погибла вместе со своей сестрой в тюрьме.
В дальнейшем владельцами Хлыстовских земель были известные фамилии: Нарышкины, Демидовы, Кожины.
К 1861 году в деревне Хлыстово было уже 23 двора (202 человека), налажено шерстопрядильное производство. (Слайд № 10)
Учитель-логопед: Что это за производство такое «шерстопрядильное»? Какие два слова составляют название производства?
Дети: «шерсть» + «прядут», т.е. изготовление ниток из шерсти.
Учитель-логопед: Сейчас от старой деревни Хлыстово остался один частный дом с населением 5 человек.
В 1865 году открылось железнодорожное движение до Рязани. Вдоль железной дороги стали строиться дачи, дачные поселки. Выбрал себе здесь место для строительства и Клавдий Николаевич Томилин, купец, вложивший свои деньги в строительство Московско-Рязанской железной дороги. (Слайд № 11) По фамилии первого застройщика за поселком и закрепилось название Томилино.
Быстро росли дома и улицы по обе стороны станции Томилино. Дачевладельцы решили именовать улицы по фамилиям известных русских писателей. Первыми появились улицы Пушкина, Гоголя, Никитина, Гаршина. Появился летний театр с танцевальной площадкой. В 1920 году на улице Пушкина в доме № 14 открылась начальная школа (теперь школа №14), где сейчас разместилась пожарная команда.
А 6 июня 1968 года в Томилино был открыт памятник А.С. Пушкину. (Слайд № 12) Взгляд великого поэта направлен в сторону улицы, носящей его фамилию.
С течением времени здесь появились промышленные предприятия.
Более двухсот лет назад на острове реки Пехорки московский купец Воронцов держал крупчатую мельницу. В 1958 году на этом месте создается Томилинский абразивный завод. Цель - наладить производство алмазных кругов на базе якутских алмазов. Так возник широко известный завод алмазных инструментов. А ниже по течению реки выросла Пехорская прядильная фабрика.
Славу поселку принесли предприятия авиационного значения. В первую очередь акционерное общество НПП «Звезда». Открылся завод 2 октября 1952 года - для изготовления средств обеспечения безопасности экипажей скоростных и высотных самолетов (кресла-катапульты и т.д.). А потом здесь начали работать и по космической программе. Первоначально в Томилино сшили «одежду» для собачек Белки и Стрелки. (Слайд № 13) С особой любовью готовили костюм для первого космонавта. Юрий Гагарин неоднократно бывал здесь, примерял скафандр. (Слайд № 14) Посещали предприятие и все последующие покорители космоса.
Важную роль в экономике поселка играет база авиапромышленности - ОАО «Лазурь».
Всемирную известность обрели вертолеты марки Миля, которые тоже рождаются на томилинской земле. (Слайд № 15)
Летом 1929 года близ деревни Часовня начали строить птицеферму, которая со временем выросла в крупную фабрику. (Слайд № 16)
Оставило свой след в истории и село Жилино, входящее с состав посёлка Томилино. Здесь останавливался полководец М.И. Кутузов, делая со своей армией обходной маневр вокруг Москвы, чтобы добить наполеоновские войска. В сентябре 1812 года в Жилино он изложил план знаменитого Тарутинского марша-маневра. (Слайд № 17)
Учитель-логопед: У каждого государства, города есть свои символы. Какие символы нашей страны вы знаете? (Герб, флаг, гимн). А как вы думаете, есть такие символы у нашего любимого поселка?
Дети: Да, герб и гимн.
Учитель-логопед: Взгляните на герб поселка Томилино. (Слайд № 18) «В лазоревом поле - золотое заполненное зеленью стропило, внизу усеченно-зубчатое, с зеленым ромбом, обременяющим каждый зубец; из вершины стропила вниз выходит золотой гонт, соединенный на конце с таким же шестиугольником, обремененным зеленым ромбом. Вверху стропило сопровождено двумя серебряными вогнутыми ромбами, в каждый из которых вписан золотой четырехлопастной пропеллер. Внизу в зеленом поле стропило сопровождено золотой отторгнутой петушьей головой с червлеными гребнем, глазами и бородкой, держащей в раскрытом клюве серебряный вогнутый ромб».
Герб городского поселения гармонично отражает историю зарождения административного центра поселения поселка Томилино, природные особенности его расположения, а так же основной профиль деятельности местного населения. Золотое стропило с орнаментом указывает на то, что основание поселка связано со строительством деревянных дач, для которых резные стропила были характерным украшением фасадов. Серебряные ромбы-звезды, пропеллеры и голубой цвет символизируют основную сферу деятельности местных предприятий, связанных с авиацией и космонавтикой. Петух с ромбом-алмазом в клюве показывает другие производства, действующие в поселке: первую в стране промышленную птицефабрику и завод алмазного инструмента.
Учитель-логопед: И в завершение нашего занятия-путешествия я предлагаю вам послушать гимн нашего поселка Томилино в исполнении томилинского детского хора. (Слайд № 19)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместный досуг с родителями воспитанников средней группы «Путешествие по родному поселку»
Тема: Путешествие по родному поселку.Цель: Закрепить знания детей об общественных зданиях поселка, их назначениях. Задачи: -обогащать и систематизировать знания детей о достопримечательностя...
Конспект сюжетно - ролевой игры "Путешествие по родному поселку".
Обогащение игрового опыта каждого ребенка, расширение игрового творчества....
Конспект занятия в средней группе «Путешествие по родному поселку»
В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГАМ...
Квест-игра "Путешествие по родному поселку"
Цель квест-игры: закрепление знаний о родном поселке Селенгинск, совершенствовать знания о поселке; развить интерес к заданиям жанра КВЕСТ; развивать у детей умение работать в команде, понимая, ...
НОД "Путешествие по родному поселку"
Конспект занятия...
Занятие по краеведение "Путешествие по родному поселку".
Занятие по краеведение "Путешествие по родному поселку"....