«Дифференциация звуков [с] — [ш]»
план-конспект занятия (логопедия, подготовительная группа) на тему

Шевченко Елена Евгеньевна

Конспект группового занятия по формированию фонетико-фонематических процессов (подготовительная группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon front_zan.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект группового занятия по формированию фонетико-фонематических процессов (подготовительная группа)

Тема «Дифференциация звуков [с] — [ш]»

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

• Закреплять навыки различения на слух звуков [с] ..... [ш] и

правильного употребления их в речи.

• Совершенствовать навыки проведения звукового анализа на примере слова мышка.

• Формировать практические павыки согласования прилагательных с существительными множественного числа в дательном падеже.

• Уточнять лексическое значение слов: сундук, шкатулка, пышка, вышка, мушка.

 Обогащать словарный запас за счет с лов-паронимов.

• Закреплять умение использовать в речи различные типы предложений.

• Воспитывать доброту, отзывчивость, умение видеть хорошее, положительное в действиях товарищей.

ОБОРУДОВАНИЕ

Магнитофон; кассета с записью музыки; картинный материал (Бабушка-Загадушка, девочка, мальчик, носки, катушка, солнышко, машина, совок и др.); кузовок; раздаточный материал для составления схем звукового анализа; плакат с кроссвордом; сундук; шкатулка.

Организационный момент

Дети рассматривают предметы, которые стоят на столе.

Логопед. Посмотрите на эти два предмета: справа от меня — сундук, слева — шкатулка. Повторите эти слова за мной.

Дети повторяют.

Скажите, чем эти предметы отличаются друг от друга? Дети. Сундук больше, чем шкатулка. Шкатулка маленькая и очень красивая. У сундука есть замок... Логопед. А в чем их сходство?

Дети. Они похожи на ящик с крышкой. В сундуке и шкатулке что-то хранят.

Логопед обобщает и уточняет значения данных слов (сундук — ящик для хранения вещей с крышкой на петлях и замком; шкатулка — небольшой закрывающийся ящик для мелких вещей).

Логопед. Произнесите слово сундук и выделите первый звук. Дети. С-с-с.

Логопед. Произнесите слово шкатулка и выделите первый звук. Дети. Ш-ш-ш.

Логопед. Возьмите со стола по одной картинке, назовите изображенный на ней предмет. Если в слове слышится звук [с], то картинку (предмет) положите в сундук, если слышите звук [ш], то в шкатулку. Но прежде чем сесть за столы, расскажите, что вы сделали.

Предполагаемые ответы детей: Я положила носки в сундук. Я положил катушку в шкатулку.

Сообщение темы занятия

Логопед. Какие звуки вы выделяли в своих словах? Дети, [с]   - [ш].

Логопед. Сегодня мы будем различать звуки [с] — [ш] на слух и учиться правильно произносить их.

Актуализация имеющихся знаний у детей

Логопед. Что делают наши губы, зубы, язык, когда мы произносим звук [с]?

Дети. Когда мы произносим звук [с], наши губы улыбаются, зубы смыкаются, кончик языка упирается в нижние зубы.

Логопед. Л как работают губы, язык при произнесении звука [га]?

Дети. При произнесении звука [ш] наши губы вытягиваются в «трубочку», зубы сближены, язык поднят «чашечкой» к нёбу. Логопед. Что еще мы можем сказать про эти звуки? Дети. Эти звуки согласные, глухие. Логопед. Почему вы так считаете?

Дети. Их нельзя пропеть. Они состоят из шума. Воздух, выходя изо рта, встречает препятствия.

Логопед. Докажите, что это звуки глухие.

Дети закрывают ладошками уши, прикладывают тыльную сторону ладони к горлу и произносят звуки [с], [ш]. Логопед обобщает ответы детей.

Основная часть

Логопед. Сегодня к нам на занятие пришла... (открывает карт-инку па фланеле графе). Дети. Бабушка-Загадушка.

Логопед. Она, как всегда, со своим кузовком. Скажите, из какого материала он сделан?

Дети. Из коры-дерева или из верхнего слоя коры березы. Логопед. Как вы думаете, что у нее в кузовке? Дети. Там могут быть игрушки, загадки.

Логопед. Давайте посмотрим, что у нее в кузовке (достает картинку «солнышко» ).

Дети проговаривают хором название картинки. Логопед читает задание на обратной стороне рисунка.

1

Игра «Узнай звук»

Логопед. Когда вы услышите в произнесенных мной словах звук [с], хлопните в ладоши 1 раз, а когда услышите звук [ш] — 2 раза (сом, шапка, душ, самолет, шуба, кошелек, оса, шлем, пушка, кошка, сук).

Дети выполняют задание.

Логопед достает из «кузовка» картинку с изображением Степашки. Дети называют героя телевизионной передачи и выполняют задание Бабушки-Загадушки.

Развитие движений кистей рук

Логопед. Представим, что ваша кисть руки — это язык. Если пальчики опущены вниз, то произносим слог са (со ...), если пальчики подняты вверх (как наш язычок), то слог ша (шо ...).

Дети повторяют за логопедом слоговые ряды ( са — ша, со — шо, су — шу — су, ши — сы — ши, ее — еш — ее). Проговаривание слоговых рядов сопровождают движениями кистей рук (упражнение выполняется сначала правой, потом — левой, затем обеими кистями рук одновременно).

Придумайте, пожалуйста, имя для мальчика, в котором слышатся звуки [с], [ш]. (Достает из кузовка картинку с изображением мальчика.)

Дети. Саша.

Логопед. Назовите мальчика ласково. Дети. Сашенька, Сашуленька, Сашок.

Игра «Угадай имя»

На фланелеграф выставляются две картинки, на которых нарисованы грустные мальчик и девочка. Рядом с каждой из них — небольшое панно с набором картинок. У девочки — машинка, шлем, пушка, клюшка, у мальчика — коляска, совок, синяя сумка, собачка.

Логопед. Бабушка-Загадушка просит отгадать имя мальчика. Для этого необходимо выполнить следующее задание: выделить первый звук из названия каждой картинки и соединить эти звуки. (Выставляет и называет картинки — мишка, игрушки, шапка, автобус.)

Дети повторяют названия, выделяют первые звуки и произносят слово ( Миша ).

Имя девочки узнать сложнее, но я вам немного помогу. (Выставляет плакат с кроссвордом и читает загадки.)

Дети по очереди записывают фломастером (маркером) ответы, читают эти слова.

1.

2.

3.

4.

1. Вот украшение, которое носят на шее. Оно состоит из мелких стеклянных, пластмассовых или деревянных шариков. Как оно называется?

Дети. Бусы.

2. Насекомые, очень похожие на пчел. (Осы.)

3. Состояние покоя и отдыха ночью. (Сон.)

4. Углубление в земле или снегу. (Яма.) Логопед. Прочитайте имя девочки по вертикали. Дети. Соня.

Логопед. Как вы думаете, почему на наших картинках девочка и мальчик грустные?

Дети. У них не было имен. Девочку и мальчика кто-то обидел.

Логопед. А может быть Миша и Соня не очень довольны своими игрушками. Что нужно сделать, чтобы развеселить их?

Дети. Им нужно поменяться игрушками.

Логопед. Тогда скажите, что должна отдать Соня Мише?

Дети. Соня должна отдать Мише машину, шлем, пушку и клюшку.

Логопед. А что отдаст Миша Соне?

Дети. Миша Соне отдаст коляску, совок, синюю сумку, собачку.

Динамическая пауза

Звучит музыка.

Логопед. Я буду читать стихи, а вы будете выполнять движения, подражая животным.

На полочке нашей Смешные игрушки:

Смешные ежи Дети бегают мелкими шагами.

И смешные лягушки. Прыгают, как лягушки.

Смешные медведи,       Ходят, как медведи.

Смешные олени, Подносят к голове руки, пальцы раздвинуты.

Смешные моржи,        Двигаются боком.

Смешные тюлени.       Бегут с подскоком.

Музыка смолкает.

Скажите, каким животным вы подражали? Дети. Смешным ежатам, смешным лягушатам.

Хоровые и индивидуальные ответы.

2

Дети садятся за столы: сначала девочки, потом мальчики.

Логопед. Выполните анализ слова, написанного на картинке. (Достает из кузовка Бабушки-Загадушки картинку, на которой нарисована мышка.)

Дети выполняют задание.

Звукослоговой анализ

Логопед. Определите количество слогов в слове мышка. Дети. Два.

Логопед. Назовите первый слог (мыш-), второй слог (-ка), сколько звуков в первом слоге (три), перечислите их ([м], [ы], [ш]), дайте характеристику этим звукам ([м] — согласный, твер дый, звонкий; [ы] — гласный; [ш] — согласный, твердый, глухой), сколько звуков во втором слоге (два), назовите их ([к], [а]), охарактеризуйте эти звуки ([к] — согласный, твердый, глухой; [а]      гласный).

Один из детей проводит полный звукослоговой анализ слова мышка, составляет схему.

Игра «Измени слово»

Логопед. А теперь я вам предлагаю поиграть со словом мышка. Если вы замените первый звук в данном слове, то получится новое слово.

Дети смотрят на схему. Логопед помогает, если у детей что-то не получается.

Дети. Мышка — пышка, мышка ~— вышка, мышка — мушка.

Логопед. А что обозначает слово пышка? Дети. Еда. Круглая булочка. Логопед. Что обозначает слово вышка?

Дети. Высота, высокая башня, с которой можно наблюдать. Логопед. А как вы понимаете слово мушка? Дети. Это маленькая муха.

Логопед. Это слово имеет много значений: маленькая муха; устройство у огнестрельного оружия, которое служит для прицела; искусственная родинка, которую делают из черного пластыря.

Логопед оценивает работы детей.

Итогзанятия

Логопед. Вот и закончились задания от Бабушки-Загадушки. Она прощается с нами и уходит. Ее ждут в других детских садах. Что хотели бы вы сказать на прощание Ба буш ке-Загад у гаке?

Дети. Спасибо, что она пришла к нам. Ее задания нам понравились. Пусть она не болеет.

Логопед. А как вы думаете, она осталась довольна вами, вашими ответами, поведением?

Дети. Да. Мы хорошо отвечали. Много придумывали слов со звуками [с], [ш].

Логопед. Как вы считаете, кто ей больше всех поправился? Почему?

Дети. Катя, Илюша, они хорошо отвечали. Логопед. Дети, кого вы лично хотели бы похвалить? Выходите из-за столов и скажите друг другу добрые слова.

Звучит музыка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».

Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....

«Звуки /С/, /Сь/. Дифференциация звуков /С-Сь/». Занятие по ЗКР в подготовительной логопедической группе.

Цели: развивать у детей фонематический слух и восприятие, закреплять навыки четкого произношения звуков С, Сь в словах, фразах, предложениях; учить давать сравнительную артикуляционную и акустическую ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад  № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Самоанализ коррекционного занятия в подготовительной группе по теме «Дифференциация дифференциации звуков и букв С — Ш».

Данное занятие посвящено звуков и букв С — Ш. Учебный материал соответствует требованиям государственной программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной для детей с ОНР в условиях специального детского ...

Конспект занятия в старшей группе. Дифференциация звуков С-Ш Дифференциация звуков [Ж] – [Ш]

Цель: научить различать звуки [Ж] – [Ш]Задачи: 1. Закрепление понятий «согласные звуки», «глухие и звонкие»2. Дифференциация звуков [ж] – [ш]3. Развитие фонематичес...


 

Комментарии

Елена Николаевна Каменева

Елена Евгеньевна! Спасибо огромное за такой подробный интересный конспект ! Взяла к себе вкопилочку( с Вашего позволения). Я работаю с детьми-иностранцами - " С-Ш" для них это очень проблематично..

Шевченко Елена Евгеньевна

Очень приятно, что смогла помочь.