Статья на тему:"Коррекционные возможности игр - драматизаций в профилактике речевых нарушений"
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме
Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная деятельность оказывает выраженное психо-терапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение центр развития ребенка – детский сад № 173
Семинар: «Музыкально-театрализованная деятельность как средство успешного общения дошкольников»
Доклад на тему: «Коррекционные возможности игр-драматизаций в профилактике речевых нарушений»
(15.11.2012 г.)
Подготовила учитель – логопед:
Махмудова Г.А.
Самара, 2012 год
Доклад на тему: «Коррекционные возможности игр – драматизаций в профилактике речевых нарушений»
«Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира
детей…»
( Б. М. Теплов)
Актуальность темы:
Значение театра в развитии личности дошкольника переоценить невозможно.
Сила воздействия театрализованной деятельности на ребенка огромна, ее педагогические возможности – неисчерпаемы. Театрализованная деятельность весьма успешно используется в работе с детьми разного возраста в детском саду.
Нарушение речевого развития детей, будь то ФФН, ОНР, заикание и другие речевые нарушения, рассматриваются прежде всего как нарушение общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка.
Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная (театрально – игровая) деятельность оказывает выраженное психо – терапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы.
Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации. В игре формируется личность ребенка, реализуются ее потенциальные возможности и первые творческие проявления. В театрально – игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально – личностной сферы. Игра может изменить отношение ребенка к себе, самочувствие, а главное способы общения со сверстниками. Психотерапевтический механизм сценических игр состоит в определении ролей для участников. Роль может раскрыть в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образцом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Театрализованная деятельность в психокоррекционной практике следует рассматривать как совокупность методик, построенных на применении этого искусства в своеобразной символической форме. ЕЕ основные функции:
- освобождение от негативных состояний;
- снятие нервно – психического напряжения, моделирование положительного психоэмоционального состояния;
- коррекция нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки.
Театрализованная деятельность служит важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей. В основе эмпатии лежит умение распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях, находит адекватные способы воздействия. Как писал Теплов Б.М. , чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно встать на его место.
Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:
- игры в кукольный театр;
- игры – драматизации;
- игры – представления (спектакли).
В процессе участия в музыкально – театрализованной деятельности я , как логопед, ставлю перед собой следующие задачи:
• Активизировать познавательный интерес.
• Развивать зрительное и слуховое внимание, память, воображение, образное мышление.
• Развивать умение общаться с людьми в разных ситуациях.
• Сочинять этюды по сказкам.
• Импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок.
• Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.
• Развивать дикцию на материале скороговорок и стихотворений.
• Тренировать четкое произношение согласных в конце слова.
• Пополнять словарный запас.
• Составлять предложение с заданными словами.
• Учить строить диалог, самостоятельно выбирая партнера.
• Учит подбирать определения к заданным словам.
• Учит подбирать слова, соответствующие заданным существенным признакам.
• Научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.
Принимаем активное участие в экспериментальной деятельности.
Тема исследования: «Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста средствами музыкально – театрализованной деятельности».
Наиболее адекватной формой деятельности для решения коррекционных задач является игра – драматизация.
Игры – драматизации хорошо зарекомендовали себя как форма коррекционной работы с дошкольниками с речевыми нарушениями. Дети с речевыми нарушениями, как правило, отличаются низким уровнем социальной адаптации и неудовлетворенностью в общении. Они отличаются эмоциональной неразвитостью, их речь бедна и невыразительна, монотонна по звучанию. Они слабо владеют своими голосовыми данными, речевым дыханием, им часто недоступны эмоционально-экспрессивная окрашенность и правильное интонирование текста. Игры – драматизации направлены одновременно и на исправление нарушений речи, и на коррекцию недостатков развития, и на реконструкцию личности. Это деятельность, в которой ребенок может свободно выражать себя, освободившись от напряжения.
Устранению этих дефектов и способствуют игры - драматизации, в ходе которых дети не просто выполняют то или иное задание логопеда, но и перевоплощаются в определенных персонажей со своими характерами, речью, системой взаимоотношений с окружающими. В результате дети усваивают нормы, идеалы и нравственные качества как игровых персонажей, так и реальных лиц – сверстников и взрослых. У детей с нарушениями речи часто нарушена координация движений, что вызывает трудности понимания глаголов и выполнения заданий, требующих соблюдения определенной направленности собственных движений и последовательности действий. Удерживание в памяти стихотворного
ритмически организованного текста сказки и ряда последовательных действий игры-инсценировки способствует развитию у детей оперативной памяти и направленного внимания. У них исчезает двигательное беспокойство, все движения становятся целенаправленными, что, в свою очередь, способствует упорядочению и раскованности речи.
Дети сами становятся «артистами», исполняя в инсценировках несложные роли, что помогает им свободно вступить в речевое общение. Затем инсценировки включаются в программу праздничного утренника.
В ходе подготовки группы к выступлению логопед учитывает речевые возможности, психологические особенности каждого ребенка и степень трудности материала на данном этапе работы. Задача логопеда и воспитателя – не только исправить речь, но и психологически подготовить детей к общению в любых условиях. Выступление на детских праздниках и утренниках является для ребят своеобразным экзаменом, где в присутствии гостей (других детей, родителей) дети читают стихи, разыгрывают небольшие инсценировки.
Подготовка утренника помогает дошкольникам наладить контакт друг с другом, обрести уверенность в своих силах. Дети учатся использовать мимику и определенные жесты, управлять голосом, речевым дыханием. В ходе игр – драматизаций и подготовки утренников дети не только выполняют определенные логопедические задания, но и оценивают поступки друг друга, усваивают конкретные этические представления о доброте и зле, правде и обмане, справедливости.
Речевые игры и упражнения направлены на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией. Сюда же включаются игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Таким образом, данные упражнения делятся на три вида:
- дыхательные и артикуляционные;
- дикционные и интонационные;
- творческие (со словом).
Заниматься с дошкольниками специальной профессиональной подготовкой невозможно, поскольку у них недостаточно сформирован дыхательный и голосовой аппарат. Поэтому необходимо стремится к тому, чтобы дети понимали: речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни. В зависимости от поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на интонацию или высоту звучания.
В коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес. Именно поэтому велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Стихотворный текст как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания. Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. На следующем этапе из стихотворения можно создать целый мини – спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.
Работа над спектаклем – очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть трудности в общении. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки. Русские народные сказки несут в себе активизирующее воздействие как на речевую деятельность, так и эмоциональную сферу ребенка. Чувства, вызываемые сказкой, неустойчивы и выразительны, как и эмоции детей. Сказка базируется на народно – этнической культуре, фольклорных корнях и обладает богатым социальным, нравственно – педагогическим потенциалом.
С социально – педагогической точки зрения сказка выполняет следующие функции:
- социолизации, поскольку приобщает новое поколение к общечеловеческому и этническому опыту;
- креативную, поскольку выявляет, развивает и реализует творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление;
- лексико – образную, поскольку формирует языковую культуру личности, активизирует и развивает внутреннюю слухо – речевую память. При слушании и чтении сказок происходит интериоризация вербально – знаковых форм сказок, а при пересказе, драматизации – становление речевой культуры. Развиваются основные языковые функции: экспрессивная (вербально-образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу);
-развивающе-терапевтическую, поскольку имеет психотерапевтический эффект, который Аристотель обозначил термином катарсис (очищение души, умиротворение, снятие стресса). Иначе говоря, при работе над спектаклем формируются такие качества личности, как активность, предполагающая способность владеть инициативой в общении; социальная компетентность, связанная с сопереживанием и содействием, познанием другого человека, выбором адекватных ситуаций, способов общения и поведения.
Кукольный театр. Ребенок с удовольствием берет в руки персонажа кукольного театра и от его лица рассказывает о своих мыслях. С помощью куклы он может выразить и отрегулировать собственные переживания. Кукла правоцирует детей на ведение диалога, что служит стимулирующим фактором для развития диалогической речи. Опосредуя с куклами взаимодействие с другими людьми, дети постигают процесс общения со сверстниками. Исполняя роли персонажей с разными характерами, они применяют на себя различные модели социального поведения.
Мероприятия, проведенные с детьми старших и подготовительных групп:
• Проведена литературная викторина по произведениям Николая Носова.
• Проведен интеллектуальный марафон «Мы дружим с книгой» по произведениям Чарушина, Бианки, Осеевой, Носова.
• Поставлена и проведена музыкальная сказка «Зимовье зверей» по мотивам русской народной сказки.
• Проведено мероприятие, посвященное 130 – летию К. Чуковскому.
Итак: Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практические все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Все вышесказанное дает основание утверждать, что применение театрализованной деятельности повышает эффективность психокоррекции, задержки речевого развития детей дошкольного возраста за счет комплексного аффективно-коммуникативного воздействия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/19/picture-349066-1384877462.jpg)
Обобщение педагогического опыта учителя-логопеда «Развитие пальцевой моторики как одно из направлений работы по профилактике письменной речи в коррекционно-логопедической работе у детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста».
В.А. Сухомлинский справедливо утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточно...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/29/picture-1109354-1548751682.jpg)
Статья для родителей и педагогов ДОУ «Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
Статья о причинах и профилактике речевых нарушений у дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/13/picture-1354359-1634124260.jpg)
Конспект видеоурока. Тема: «Развитие мелкой моторики как средство профилактики речевых нарушений у дошкольников».
Конспект видеоурока на тему: «Развитие мелкой моторики как средство профилактики речевых нарушений у дошкольников»....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/13/picture-577545-1423846572.jpg)
Презентация на тему:«Су-Джок терапия как метод профилактики речевых нарушений»
В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применять нетрадиционные методы здоровьесбережения детей. К ним относится массаж и самомассаж....
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/17/picture-1200299-1576614329.jpg)
Комплекс коррекционно – развивающих упражнений, направленных на профилактику речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Ранняя коррекция недостатков развития ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/21/picture-1023593-1521654078.jpg)
Презентация на тему«Логоритмика -как здоровьесберегающая технология по профилактике речевых нарушений у дошкольников»
ВВ настоящее время актуальна проблема, развития речи у дошкольников. Количество детей с различными нарушениями речи с каждым годом растет.Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедичес...