Использование компьютерных игр в работе логопеда
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Песоцкая Светлана Васильевна

Краткое описание компьютерной игры "Игры для Тигры". Конспект занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_kompyuternyh_igr_v_rabote_logopeda.docx37.65 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад «Золотой петушок»

филиал детский сад «Тополёк»

Использование

          компьютерных технологий

          в работе учителя-логопеда

        Учитель – логопед: С.В.Близнюк

        

Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда

Всего три десятилетия назад казалось, что компьютер -  это сложный и загадочный прибор отдаленного будущего, который доступен только избранным. А сегодня, благодаря своей многофункциональности он полезен человеку любой профессии. Именно универсальность компьютерных средств определяет их развивающий эффект в образовании. Компьютер может быть применён как средство расширения возможностей воспитательно-образовательного процесса всех учебных заведений от детского сада до школы. Интерес детей к компьютеру огромен, и дело взрослых, обратить его в полезное русло. В связи с этим возникла необходимость в “приобщении” детей к компьютерному миру, как можно раньше, уже в дошкольном возрасте, с тем, чтобы этот мир стал для ребёнка привычным и естественным. Л.С. Выготский писал, что детская игра рождается из противоречия: ребенок хочет действовать как взрослый, но не может, так как еще мал, и тогда, вместо того, чтобы скакать на лошади или управлять настоящим автомобилем, он садится верхом на палочку или даже просто гудит сам как автомобиль или поезд, т.е. играет, замещает действительность в игре. В случае с компьютером мечта ребенка легко сбывается, но только благодаря специальным компьютерным игровым программам. Так рождается мотивационная готовность к вхождению в компьютерный мир, появляется желание освоить компьютерные премудрости и начать игру.

Подходы к применению компьютера в дошкольном и младшем школьном возрасте:

  1. Первое направление применения компьютера как средство обучения, основная цель которого использование компьютерных программ при обучении письму, чтению.
  2. Второе направление: использование компьютера как средства познавательного развития ребенка. Наиболее распространенное и полезное направление применения компьютера в дошкольном и младшем школьном возрасте – использование его в качестве средства обучения в системе развивающей дидактики.

Первые опыты применения компьютера позволили выявить, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников и младших школьников компьютер обладает рядом преимуществ.

  1. Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним.
  2. Компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.
  3. Это отличное средство поддержания задач обучения. Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, является стимулом познавательной активности детей.
  4. Компьютер предоставляет возможность индивидуализации обучения. В процессе своей деятельности за компьютером ребёнок приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.
  5. Компьютер очень “терпелив”, никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет пока он сам исправит их.

Следовательно, можно говорить о том, что компьютер это путь к интеллектуализации ребенка, помощь в диагностике развития, совершенствование всего педагогического процесса, развитие детской инициативы и любознательности, создание элементов развивающей среды, индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку и положительного эмоционального фона. Применение компьютера возможно и необходимо. Оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, всесторонне развивает ребенка.

Основной контингент детей с нарушениями речевого развития это дети с ОНР.  У детей с ОНР отмечаются грубые недостатки в произношении и различении звуков речи, нарушение слоговой структуры даже двух-, трехсложных слов. Словарный запас беден. Наблюдаются многочисленные ошибки в грамматическом оформлении самостоятельных высказываний и трудности в понимании сложных грамматических конструкция. Особенно страдает связная речь. Дети затрудняются в построении развернутого высказывания, его лексико-грамматического оформления. По мере обучения устная речь приближается к общепринятым нормам, но возникают трудности при овладении письменной речью. Все типы ошибок, которые отмечаются в устной речи, находят свое проявление на письме: несовершенство звукового и буквенного анализа, трудности использования сложных слоговых структур, недостаточное развитие лексико-грамматического строя речи. Отмечаются устойчивые затруднения при овладении техникой чтения и осмысления прочитанного.

Другая группа детей имеет некомпенсированное фонетико-фонематическое недоразвитие речи.  У детей с ФФНР наблюдается общая смазанность речи, ее недостаточная четкость и выразительность. В речи чаще всего проявляются замены при произнесении одного звука другим и смешении звуков. Нарушение письма у таких детей обусловлено несформированностью предпосылок к овладению звуковым анализом: дети с трудом выделяют звуки из анализируемого слова, не всегда достаточно четко дифференцируют на слух выделяемый звук, смешивают его с акустически парным и т.п. На письме чаще всего встречаются фонологические замены, нарушение структуры слова, раздельное написание частей слова, аграмматизмы, большое количество орфографических ошибок.

Для учащихся с ОНР и ФФРН характерны неустойчивость внимания, отвлекаемость, недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.

 Для детей с речевой патологией требуются специальные методы обучения. В результате поиска наиболее эффективных способов решения традиционных и коррекционных задач, новых способов обучения возникла необходимость внедрения компьютерных технологий в специальное коррекционное обучение. Использование компьютерных технологий в учебном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства, методы обучения, увеличивая тем самым интерес к изучаемому материалу.

Необходимо учитывать и негативные моменты при работе с компьютером. С осторожностью следует решать вопрос о компьютерных занятиях, если у ребенка имеются невротические расстройства, судорожные реакции, нарушение зрения, поскольку компьютер может усилить все эти отклонения в состоянии здоровья.

Разнообразие нарушений развития требует системного подхода к их коррекции. Одной из компьютерных программ является специализированная компьютерная логопедическая программа “Игры для Тигры”. Данная программа предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. “Игры для Тигры” позволяют эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми. Программа построена на основе методик обучения детей с отклонениями в развития Л.Н. Ефименковой, Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Р.И. Лалаевой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Решение учебных и коррекционных задач с помощью программы “Игры для Тигры” встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями детей. Каждое занятие является комплексным, то есть представляет собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения, отвечающую индивидуальным образовательным потребностям ребенка с нарушениями речевого и языкового развития. Работа с использованием компьютерной программы проводится с опорой на зрительное восприятие и контроль над результатами деятельности пользователя. В некоторых упражнениях, вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной опоры на слух. Таким образом, активизируются компенсаторные механизмы, позволяющие сформировать устойчивые визуально-кинестетические условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе логопедической работы на их основе формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем самоконтроль за своей речью. Это позволяет эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения. Компьютерная технология “Игры для Тигры” предлагает серии упражнений, входящих в четыре блока – Звукопроизношение, Просодика, Фонематика, Лексика, использование которых позволяет работать над формированием, развитием и коррекцией следующих характеристик:

-звукопроизношение;

-просодические компоненты устной речи;

-фонематический слух и восприятие;

-фонематический анализ и синтез;

-лексико-грамматического строя речи;

-коммуникативные навыки;

-артикуляционная моторика;

-мелкая моторика (работа с мышью, клавиатурой);

-слуховое и зрительное восприятие;

-внимание;

-словесно-логическое мышление.

Несколько слов о том, как с помощью компьютера можно “вылечить” дисграфию. В настоящее время необходимость разнообразить речевую практику ребенка, у которого есть трудности в письменной речи, - одна из наиболее сложных и важных задач, стоящим перед учителем-логопедом. Помочь решить эту задачу может компьютер.

Поскольку у детей дисграфиков очень часто формируется напряжение, страх письма, а также нежелание совершенствовать навыки чтения, занятия на компьютере частично снимает эти проблемы, не превращая занятия в бесконечный процесс письма и переписывания. Работа на компьютере разнообразна и привлекательна, поэтому вызывает положительный эмоциональный настрой, что является залогом успеха. Работа в текстовом редакторе напоминает урок обучения грамоте – поиск нужной клавиши сначала затягивается во времени и сопровождается проговариванием вслух, артикулированием каждого звука. Таким образом, при работе включается речеслуховой анализатор, речедвигательный анализатор, зрительный анализатор. Двигательный анализатор включается на уровне движения пальцев по клавишам, что способствует развитию мелкой моторики руки ребенка. По мере впечатывания букв, слогов, слов, фраз ребенок имеет возможность проследить строку слева направо, что важно для дисграфика.

Память компьютера позволяет учителю-логопеду весь свой раздаточный материал по коррекции и развитию речи перенести в электронные картотеки, по мере своей работы пополнять их и извлекать когда это необходимо, что тоже очень удобно и эстетично.

Удобства и эффективность работы в текстовом редакторе, очевидны, когда возникает необходимость исправить опечатку, удалить или переместить слово, предложение, заменить часть задания.

Для каждого ребенка важно увидеть конечный результат выполненной им самостоятельно или с помощью взрослого работы. Учитывая это, набранный текст может быть отпечатан с помощью принтера или его правильный вариант записан в тетрадь.

Примерные виды заданий для работы с компьютером на логопедических занятиях:

1. Работа на синтаксическом уровне.

Основная задача: развитие языкового анализа и синтеза.

Примерные виды заданий: разделить записанные без пробелов между словами предложения, определить количество слов и пробелов между ними, расставить границы предложения; изменить порядок слов в предложении; составить из двух предложений одно; исправить ошибки в предложении; дифференцировать написание предлога и приставки и др.

2. Работа на лексическом уровне.

Основная задача: развитие словаря, развитие лексико-грамматического строя речи. Примерные виды заданий: подобрать имена прилагательные к именам существительным; подобрать глагол к имени существительному (составить предложение); образовать единственное и множественное число имен существительных; образование имен существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; найти синонимы (антонимы) и др.

3. Работа на уровне смешиваемых букв.

Основная задача: развитие фонематического анализа и синтеза.

Примерные виды заданий: вставить пропущенные буквы; исправить ошибки; вставить слоги; заменить букву и др.

Таким образом, компьютерные программы, предназначенные для коррекционного обучения детей, в первую очередь учитывают закономерности и особенности их развития, а также опираются на современные методики преодоления и предупреждения отклонений в развитии. Многообразие дефектов, их клинических и психолого-педагогических проявлений предполагает применение разных методик коррекции, а следовательно, и использование разных компьютерных технологий. Их применение способствует повышению результативности коррекционно-образовательного процесса. Поэтому разработка новых приемов, методов и средств коррекционного обучения детей представляется одним из актуальных направлений развития специальной педагогики.

Программное содержание:

*Закрепление правильного произношения звука «Р», знакомство с буквой «Р».

*Развитие фонематического восприятия.

*Подбор антонимов.

*Произнесение звука «Р» в слогах, слоговых сочетаниях и словах.

*Разгадывание ребусов. Словообразование.

*Звуко-слоговой анализ слова. 

*Закрепление навыков послогового чтения.

*Произношение звука «Р»  в  скороговорках. Словотворчество детей.

Ход занятия

1. Оргмомент.

Психогимнастика.

Раз-два – повернись и в животных превратись.

Изобразите сердитого тигра и покажите как грозно он рычит – р-р-р-р,  р-р-р.

Изобразите, как мурлычет ласковая кошечка – мур-р-р, мур-р-р.

Покажите, как любопытный воронёнок выглядывает из гнезда и пищит тоненьким голосом – кар-р-р, кар-р-р.

Вы догадались, какой звук мы будем изучать? Звук Р.

2. Уточнение артикуляции и произношении звука Р.

Произносите звук «Р».

Характеристика звука (согласный, твердый, звонкий).   

3. Построй из пальцев рук букву Р.

Указательный с большим
Мы в кольцо соединим.
Руки правой – указательный
К кольцу слева прислоним.
Что получилось? – буква Р.
Нарисуйте  букву Р на воздухе.

4. Определите место звука Р в словах (в начале, в середине, в конце).

Картинки: ромашка, роза, рак, арбуз, груша, гранат, помидор, мухомор, сыр.

 

 

 

5. Придумайте слова, противоположные по смыслу – со звуком [Р] (Картинки)

Длинное – короткое                   

Злой – добрый

Узкая – широкая

Соль – сахар

Веселая – грустная

6. Четвертый лишний.

Хор – вор – бор – гол

Топор – забор – мотор – футбол

Лама – рама – мама – дама

7. Произнесение звука [Р] в слогах.

РА – РО – РУ – РЫ               АР – ОР – УР – ЫР

8. Закончи слова, добавляя слоги.

РА

Но…, го…, ко…,

…ма, …дуга, …кета.

РО

Ут…,  мет…, вед…,

…га, …ща, …дина.

РУ

Кенгу…, …ка,

…чей, …башка.

РЫ

Ша…, боб… , кома…,

…ба, …нок, …сь.

9. Отгадай ребусы

На рисунке нарисованы:

шар и буква Ф (шарф)

рыба  и буква К (рыбак) 

буква К и картинка рот (крот)

буква Г и картинка роза (гроза)

буква Б и картинка рак (брак)

10. Подумай и подбери к словам подходящие по смыслу слова:

Тигр
Виноград
Маляр
Воробей
Сверчок
Ворона
Ручей

чирикает
журчит
стрекочет
зреет
красит
рычит
каркает

11. Догадайся, какие слова здесь спрятались.

СВУМДКУКУРУЗАШБОЛНЦ

ЗИФЛОЖМАКАРОНЫУБЧАПД

КЖБГОРОХФЛАНЗШРОЗАСМТПСЦХ

Фикультминутка

Встанем в круг по порядку,
Побежали, встали в круг.
Мы руки поднимаем,
Мы бодро приседаем ,встаем
Повороты вправо, влево
И качаем головой.

12. Звуко-слоговой анализ и синтез.

РАДУГА

13. Произношение звука [Р] в скороговорках.

На дворе – трава, на траве – дрова.
Не руби дрова, на траве двора.

14. Итог занятия.

Информационные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Компьютерные игры занимают досуг детей, взрослые общаются через интернет, заказывают необходимые товары, узнают новости. Компьютер нашёл своё применение в обучении и даже оздоровлении. Хорошо это или плохо – однозначно никто ответить не может. А пока наши дошколята с лёгкостью осваивают новые игры и общаются со сложной техникой на «ты». Компьютер вызывает у них стойкий интерес. Так почему бы не использовать его в логопедической работе? Сейчас в продаже появилось большое количество игровых программ для логопедов, работающих с дошкольниками.  Авторы предлагают интересные задания для детей на всех этапах коррекционного процесса, способствующие формированию необходимых навыков и умений. Неинтересный, но такой важный, материал  на экране монитора становится крайне привлекательным. Многократное повторение, сопровождающееся красочным действом, не утомляет, а, наоборот, добавляет положительных эмоций. Занятие с использованием компьютера «удерживает» на месте даже гиперактивного ребёнка, и недостатка внимания при этом не наблюдается. Дошколята быстро и без усилия запоминают новую информацию, учатся соотносить реальные предметы с обобщёнными символами игры (о знаковой функции сознания писали А.А.Леонтьев и А.Р.Лурия), осваивают работу с манипулятором «мышь», а это развивает способность к координированной работе зрительного и моторного анализаторов.

Оказывается, что с помощью слайдовой презентации можно значительно облегчить подготовку к занятиям и улучшить качество коррекционного процесса. Низкий словарный запас у детей с общим недоразвитием речи  и наглядно-образное мышление дошкольников требуют большого количества наглядного материала, как демонстрационного, так и раздаточного. Не всегда учитель-логопед имеет под рукой необходимые иллюстрации, не каждый способен нарисовать картинку. Творческий подход педагога к созданию презентации позволит легко «составить» необходимую картинку или схему, изменить её в случае необходимости без дополнительных затрат. Кроме того, меняющиеся на экране картинки вызывают у детей больший интерес, чем традиционные иллюстрации.  Изучение нового с помощью презентации весьма интересно, слайды могут содержать детские рисунки, фотографии детей. Очень удобна эта программа при ознакомлении дошкольников с художественными произведениями: картинки «оживают» и появляются по мере прочтения текста. Последовательно меняющиеся иллюстрации или схемы послужат наглядным планом для пересказа. В логопедической практике применимы компьютерные задания на занятиях по обучению грамоте, обогащению и уточнению и активизации словаря детей, автоматизации и дифференциации звуков.

Кто из логопедов не знает, как монотонна и однообразна работа по автоматизации поставленных звуков. Чтобы разнообразить этот процесс специалисты подбирают множество картинок, игр, рисуют в детских тетрадках иллюстрации. Но «продвинутым» современным детям это быстро надоедает. Мы попробовали разнообразить занятия на этапе автоматизации компьютерными заданиями. Для этого подготовили презентацию, содержащую привычные этапы отработки произношения: изолированного звука, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Преимущества использования презентации неоспоримы: красочная яркая картинка на экране монитора может передвигаться, что необычайно нравится детям; остановившаяся картинка – сигнал для повторения неправильно произнесённого звука -  мощная мотивация для дошкольника; элемент сюрприза – новая картинка появится только тогда, когда правильно произнесёшь слово; и, наконец, дайте ребёнку «мышь», пусть он сам подвигает, покрутит, поуправляет, а вам останется только нажать кнопку и вернуть всё в исходное положение. Картинки презентации не выцветают, не пачкаются, их не нужно ламинировать и отводить место в кабинете для хранения. Если вы захотите пополнить словарик – в вашей презентации всегда найдётся место.

Конечно, компьютерные игры не могут заменить традиционных занятий, но  могут стать частью как индивидуальных, подгрупповых, так и фронтальных занятий с детьми дошкольного возраста. Единственное условие применения презентации во фронтальной и подгрупповой работе – наличие мультимедийной установки, т.к. перед маленьким экраном монитора нельзя разместить нескольких детей. Содержание же презентации будет зависеть от вида занятий и целей, которые поставил перед собой логопед.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерных игр в работе логопеда

Краткое описание компьютерной игры "Игры для Тигры". Конспект занятия....

Использование компьютерных технологий в работе логопеда

В статье дается краткое описание компьютерных игр, которые можно использовать на логопедических занятиях для повышения эффективности работы. Представлены требования к отбору игровых программ и правила...

использование компьютерных технологий в работе учителя- логопеда

В представленном материале приводятся примеры использования ИКТ в работе логопеда, с целью повышения эффективности процесса коррекции языкового и речевого развития у детей дошкольного возраста....

использование компьютерных технологий в работе логопеда

В представленной работе приводятся примеры использования ИКТ в работе логопеда  для повышения эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей дошкольного возраста...

Использование компьютерных технологий в работе учителя - логопеда ДОУ.

Целенаправленное системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию нарушений языкового и речевого развития у детей, с использованием компьютерной технологии позволяет значительно повысит...

"Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда".

В презентации представлен практико-ориентированный проект, цель которого - создание игры-презентации "Автоматизация звука С в словах"....

Использование компьютерных технологий в работе логопеда.

Всего три десятилетия назад казалось, что компьютер это сложный и загадочный прибор отдаленного будущего, который доступен только избранным. А сегодня, благодаря своей многофункциональности он полезен...


 

Комментарии

ПОЛЕВСКАЯ ЭЛЕОНОРА ЮРЬЕВНА

У Вас уже богатый опыт в использовании компьютерных игр на занятиях. Надо брать с вас пример.