Использование компьютерных технологий в работе логопеда.
консультация по развитию речи на тему
Всего три десятилетия назад казалось, что компьютер это сложный и загадочный прибор отдаленного будущего, который доступен только избранным. А сегодня, благодаря своей многофункциональности он полезен человеку любой профессии. Именно универсальность компьютерных средств определяет их развивающий эффект в образовании. Компьютер может быть применён не только как практическое пособие на уроках информатики, но и как средство расширения возможностей воспитательно-образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_kompyuternyh_tehnologiy_v_rabote_logopeda.docx | 18.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование компьютерных технологий в работе логопеда.
Логопедические занятия очень специфические и требуют огромного напряжения и труда ребенка. Особенно когда у него что-то плохо или совсем не получается. Работая с такими детьми требуется особый подход, в результате которого эмоциональная заинтересованность будет сохраняться в течение всего занятия. Зачастую такие занятия требуют неоднократного повторения, что со временем приводит к утрачиванию интереса у ребенка.
Но в настоящее время у логопедов, как впрочем, и у других педагогов, появился прекрасный терпеливый помощник – компьютер. Его использование на занятиях с детьми намного повышает мотивацию к обучению. Мультипликация, движения, звук, надолго привлекают внимание ребенка. Информация подается малышам в виде образов, что соответствует наглядно-образному типу мышления дошкольников. Немаловажным плюсом в использовании компьютера на занятии является возможность индивидуального подхода к малышу, ведь ребенок самостоятельно выполняет задания, исправляет ошибки, обретает уверенность в себе. Дети с удовольствием неоднократно повторяют название ярких картинок, стараясь заслужить одобрение компьютерного героя, четко проговаривая звуки, неторопливо и правильно повторяют фразу или придумывают предложение с заданными словами.
К счастью, разнообразие компьютерных игр и обучающих программ на сегодняшний момент таково, что даже человек, не имеющий специального образования, но владеющий ПК на уровне пользователя, может не только использовать игры в обучении детей, но и создавать свои собственные презентации.
Создавая презентации для занятий по различным темам можно использовать следующие виды компьютерных программ:
- программа PowerPoint – дает возможность ребенку в режиме просмотра слайдов увидеть и назвать (а детям постарше – прочитать) слова с проблемными звуками, познакомиться с новыми понятиями, позволяет создать целое занятие с серией разнообразных заданий;
- программы Paint, Adobe Photoshop, CorelDRAW – помогают создавать яркие иллюстрации;
- программа Windows Movie Maker – дает возможность создавать видеоролики на интересующую тематику;
- программы Macromedia Flash, PowerPoint – с их помощью создаются анимированные персонажи, буквы.
Особое внимание необходимо уделять подбору компьютерных игр для занятий. Не секрет, что современный рынок компьютерных игр наполнен продукцией разного качества. Есть очень полезные, интересные развивающие игры, а есть, абсолютно ненужные, так называемые, "бродилки", "стрелялки" и «ловилки» в которые очень быстро втягиваются дети, прививают им жестокость.
Требования к подбору компьютерных игр и программ:
- Программа должна иметь указание на возраст ребенка
- Программа должна быть яркой, красочной, со звуковым оформлением
- Объекты, отображенные на экране, не должны быть мелкими или непонятными малышу
- Программа должна быть на русском языке
- Текст заданий, если он имеется, желательно должен быть озвучен диктором
- Задания - интересные, понятные малышу, простые для выполнения
- Периоды и эпизоды игры должны быть не более 3-5 минут
- Программа должна развивать малыша, давать ему знания, обучать навыкам в незатейливой игровой форме
Наиболее эффективными логопедическими компьютерными программами являются: специализированная компьютерная логопедическая программа “Игры для Тигры”, “Веселая азбука”, “Даша-следопыт”, “Самые умные”, “Фонема”. Например, программа “Игры для Тигры” предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Детям очень нравится игра «Баба-Яга учится читать». В ней ребенок вместе со сказочными персонажами учит буквы в «Букварике», овладевает первоначальными навыками чтения в «Слогарике», тренирует зрительную память, освобождая от жуков старый дуб, помогает муравью вылезти из подземных ходов, определяя первый звук в словах, и выполняет еще ряд заданий, тренируя и развивая при этом мышление, память, чувство ритма.
Еще одна из любимых детьми программ – это программа «Радуга в компьютере» с веселым героем Логошей. Состоит она из различных упражнений, на выполнение которых отведено определенное время. При завершении упражнения на экран выводятся его статистические данные: результат работы (выполнено или не выполнено); количество правильно и неправильно выполненных действий; общие результаты по всем проведенным играм: количество выполненных (выигранных) или невыполненных (проигранных) игр.
Обогащению словарного запаса, развитию связной речи способствуют задания других компьютерных обучающих программ "Гарфилд малышам", «Школа Кролика», «Учимся говорить правильно» и другие. С целью повышения мотивации к обучению в них дается объективная оценка результатов деятельности каждого ребенка в устной форме или озвучивается голосовым сообщением ("Молодец!", "Правильно!", "Попробуй еще раз!").
Компьютер позволяет логопеду плодотворно работать с несколькими детьми одновременно, создавая своеобразный соревновательный момент. Это способствует активизации непроизвольного внимания, повышению мотивации к обучению, способствует достижению поставленных логопедом целей.
Педагогу, использующему на занятии компьютерные технологии необходимо учитывать и негативные моменты при работе с компьютером. С осторожностью следует решать вопрос о компьютерных занятиях, если у ребенка имеются невротические расстройства, судорожные реакции, нарушение зрения, поскольку компьютер может усилить все эти отклонения в состоянии здоровья. Учитывая все это, при планировании занятия необходимо руководствоваться следующими правилами:
- Продолжительность занятия на компьютере - 10 минут
- Игра может быть включена, как часть занятия (на основном или заключительном этапе)
- Периодичность - 2 раза в неделю
- Индивидуальное дозирование нагрузки при зрительных нарушениях
- Противопоказания - эпилепсия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование компьютерных технологий в работе логопеда
В статье дается краткое описание компьютерных игр, которые можно использовать на логопедических занятиях для повышения эффективности работы. Представлены требования к отбору игровых программ и правила...
использование компьютерных технологий в работе учителя- логопеда
В представленном материале приводятся примеры использования ИКТ в работе логопеда, с целью повышения эффективности процесса коррекции языкового и речевого развития у детей дошкольного возраста....
использование компьютерных технологий в работе логопеда
В представленной работе приводятся примеры использования ИКТ в работе логопеда для повышения эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей дошкольного возраста...
Использование компьютерных технологий в работе учителя - логопеда ДОУ.
Целенаправленное системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию нарушений языкового и речевого развития у детей, с использованием компьютерной технологии позволяет значительно повысит...
"Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда".
В презентации представлен практико-ориентированный проект, цель которого - создание игры-презентации "Автоматизация звука С в словах"....
Консультация "Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда"
Консультация "Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда"...
«Использование интерактивно-компьютерных технологий в работе логопеда».
Доклад выступления на методическом объединении...