Статья.Применение ИКТ в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.
статья по логопедии по теме
Предварительный просмотр:
Применение ИКТ (информационно - коммуникационных технологий) в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.
Гейне Вера Сергеевна
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад №737
г. Видное Московской области.
Учитель – логопед.
«Научно-техническая революция стала основой процесса информатизации всех сфер жизни общества, в том числе и образования. Именно поэтому одной из приоритетных задач развития образования в России является создание единой образовательной информационной среды.
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены.... Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий (далее - НИТ), в первую очередь компьютеров.
Необходимо отметить, что использование НИТ в детском саду предусматривает … преобразование предметно-развивающей среды ребенка, создание новых, научно обоснованных средств для его развития… с целью совершенствования методики управления детским садом, а также обновления форм и методов работы с детьми...» [1]
Новые информационные технологии коррекционно-педагогического сопровождения речевого развития у детей дошкольного возраста с нарушением речи включают в себя и информационно - коммуникационные технологии (ИКТ). ИКТ – это обобщающее понятие, объединяющее устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшие современные устройства ИКТ - компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией. ИКТ позволяют использовать информацию в электронном формате (текст, видео, аудио, анимация, изображение), с информационных носителей DVD, CD, флеш –памяти, средств мультимедиа (игровые компьютерные программы, презентации и др.), аудиовизуальное оборудование (компьютер, ноутбук, ЖК-телевизор, проектор, интерактивная доска).
Современный учитель-логопед должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и владеть навыками по их применению в своей профессиональной деятельности. Включение компьютерных технологий в работу учителя- логопеда позволяет оптимизировать механизмы компенсации и достичь наилучшей коррекции нарушенных функций.
Информационно - коммуникационные технологии (ИКТ) - это перспективное средство коррекционно-развивающей работы с детьми с речевыми нарушениями. Активное распространение компьютеризации дает возможность применять новые варианты обучения. Грамотное использование современных ИКТ способствует повышению мотивации детей к обучению, помогает более широкому раскрытию способностей дошкольников, активизации их умственной деятельности.
Из всего многообразия ИКТ для логопедической работы в ДОУ мною применяются следующие средства:
• Обучающие, которые сообщают знания, помогают сформировать умения и навыки учебной деятельности.
• Тренажеры, которые предназначены для отработки умений и навыков, повторения или закрепления пройденного материала.
• Учебно-игровые, которые предназначаются для реализации деятельности дошкольников в форме игры.
Применение средств ИКТ позволяет решить следующие задачи:
• Осуществлять диагностику.
• Организовать фронтальную и индивидуальную образовательную деятельность.
• Осуществлять работу с родителями.
• Обмениваться опытом с педагогами.
Логопедическая диагностика.
Обследование речи учащихся - важный этап всего коррекционного процесса.
Использование диктофона, микрофона для записи речи ребёнка на начальном этапе работы и дальнейшего отслеживания результативности, позволяет ребёнку услышать себя, наблюдать результаты коррекционной работы. Применение ПК позволяет хранить и обрабатывать диагностические материалы, использовать их для построения диаграмм, графиков и т.п.
Организация фронтальной и индивидуальной образовательной деятельности.
Для фронтальной работы мною используются презентации, созданные с помощью программы Power Point (для закрепления лексических тем, пополнения и активизации номинативного и предикативного словаря, введения в речь предлогов, числительных, прилагательных), которые разрабатываются в соответствии с темой и задачами, а также, уровнем речевого развития учащихся.
В индивидуальной работе мною используются компьютерные программы, направленные на устранение речевых недостатков, развитие психических процессов дошкольников. Это - материалы, размещенные на портале МЕРСИБО (http://mersibo.ru), собственные интерактивные игры и пособия, презентации, созданные в программе Power Point.
Образовательный портал МЕРСИБО содержит разделы, предназначенные для работы специалистов и родителей. Использование материалов этого портала позволяет мне вести документацию, осуществлять контроль за занятиями детей в домашних условиях, поддерживать связь с их родителями.
На МЕРСИБО также размещены интерактивные обучающие и развивающие игры для детей дошкольного возраста разных возрастных категорий.
Для индивидуальных логопедических занятий я использую следующие рубрики:
«Развиваем речь», «От буквы к слову», «Учимся читать», «Логопедические игры».
В процессе индивидуальной логопедической работы интерактивные игры помогают реализовать следующие задачи:
• Развивать фонематический слух («Музыкальная школа», «Загадки звуков», «Тик-так звуки», «Цветочный базар», «Пожужжим» и др.)
• Выполнять артикуляционную гимнастику
• Упражнять ребенка в выработке воздушной струи («Вертолет», «Торт со свечками», «Ветерок и жуки» и др.)
• Работать над грамматикой («На рынке», «Кто за кем», «Рюкзак туриста»)
• Развивать связную речь («Что сначала», «Кто сказал «МУ», «Сказочная ошибка»)
• Отрабатывать звукопроизношение («Веселые рыболовы», «Хитрая половинка»)
• Обучать чтению и письму («Лишний слог», «Сладкоежка», «Джин» и др.)
• Развивать моторику (Физкультминутка «А ты так можешь?»)
• Развивать мышление, логику, внимание, память («Правильный банан», «Невнимательный художник» и др.)
В процессе коррекционно-развивающего обучения мною используются и собственные интерактивные игры и пособия.
Для их создания мною используются материалы из сети интернет и конструктор картинок в МЕРСИБО, которые помогают подготовиться к занятиям и обследованию, составить пособия самостоятельно или с детьми, решить проблему с наглядным материалом, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка. Созданные макеты сюжетных картин и наборы для обследования грамматики и звукопроизношения сохраняются, чтобы потом предъявляться детям. Это можно делать заранее или создавать картинки вместе с детьми, выбирая фон, героев и предметы вместе с учениками.
Обмен опытом.
ИКТ используются мною для обмена опытом с коллегами. Это:
• выступления на педсоветах (презентация «Использование нестандартного оборудования в коррекционной работе с детьми с ОНР» «Современные отрасли педагогической науки: от теории к практике»);
• доклады на семинарах, конференциях («Использование нестандартного оборудования для реализации здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья», «Реализация коррекционных задач в логопедической работе с детьми младшего дошкольного возраста с учетом ФГТ»);
• участие в электронных конкурсах и фестивалях (Международный конкурс «Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в дошкольном образовании – 2013» (1 января- 31 июля 2013г.));
• размещение профессиональных работ на сайтах в интернете (Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru).
Работа с родителями.
В работе с родителями ИКТ позволяют организовать проведение родительских собраний, проводить практикумы с родителями по постановке звуков и проведению артикуляционной гимнастики.
Применение ИКТ помогает существенно облегчить и оптимизировать логопедическую работу с детьми с речевыми нарушениями. Однако, следует помнить, что влияние компьютерных игр на дошкольников недостаточно изучено. Особенно это касается дошкольников с ОНР. Поэтому применение компьютера должно быть строго дозированно и, ни в коем случае, не заменять непосредственное общение ребенка и учителя-логопеда. Важно, также, учитывать уровень сложности заданий индивидуально для каждого дошкольника. После работы на компьютере необходимо выполнить зрительную гимнастику для улучшения циркуляции крови, укрепления глазодвигательных мышц и улучшения процесса аккомодации.
Список литературы:
1. Информационное письмо Минобразования РФ от 25 мая 2001 г. N 753/23-16 "Об информатизации дошкольного образования в России"
2. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно - коммуникационные технологии в дошкольном образовании- М.: Мозаика-Синтез, 2011.
3. Новые информационные технологии в образовании
Материалы международной научно-практической конференции
Екатеринбург, 1–4 марта 2011 г. Часть 1 Екатеринбург РГППУ 2011
4. под.ред. Микляевой Н.В. Интерактивная педагогика в детском саду. - М.: ТЦ «Сфера»,2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
о применении мультимедийных электронных образовательных ресурсов...
Использование русского фольклора в логопедической работе с детьми дошкольного возраста
Консультация...
ВКЛЮЧЕНИЕ В ЛОГОПЕДИЧЕСКУЮ РАБОТУ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДИК
ВКЛЮЧЕНИЕ В ЛОГОПЕДИЧЕСКУЮ РАБОТУ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДИК...
Мастер-класс для педагогов коррекционных групп "Использование нетрадиционных приемов и игровых упражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"
В этой публикации представлены нетрадиционные формы и игровые упражнения, для работы с детьми, имеющими речевые нарушения (развитие мимической и артикуляционной моторики, различные дыхательные упражне...
Презентация опыта работы. Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста.
В презентации представлен опыт работы по теме "Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста". Материал был разработан и обобщен в представленных слайдах....
Опыт работы по теме ""Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"
Данный опыт работы включает в себя краткое содержание о камешках марблс, что они развивают у детей дошкольного возраста и виды работ с этим необычным материалом....
Программа Дополнительного образования (кружковая работа) Тема: «Су-Джок терапия как нетрадиционная форма повышения эффективности логопедической работы с детьми дошкольного возраста»
В настоящее время появилась возможность использования в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционного Су-Джок метода. Су–Джок терапия является одним из эффекти...