ПРИМЕНЕНИЕ МНЕМОТЕХНИК В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТНР
статья по коррекционной педагогике на тему
В статье рассматривается необходимость использования мнемотехник в логопедической работе с детьми с ТНР для более эффективной коррекции речевых нарушений у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПРИМЕНЕНИЕ МНЕМОТЕХНИК В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТНР | 131.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Предеина Галина Петровна,
учитель- логопед,
МБДОУ №96
г. Иркутск, Россия
ПРИМЕНЕНИЕ МНЕМОТЕХНИК В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТНР
Аннотация: В статье рассматривается необходимость использования мнемотехник в логопедической работе с детьми с ТНР для более эффективной коррекции речевых нарушений у дошкольников.
Ключевые слова: мнемотехника, мнемоквадраты, мнемодорожка, мнемотаблица.
На протяжении многих лет, работая с детьми логопедической группы, я сделала вывод о необходимости внедрения в коррекционный процесс эффективных методов и приемов направленных на развитие психических процессов у детей с целью улучшения их речевого развития. Изучив большое количество литературы по данной теме остановилась на необходимости применения в своей работе мнемотехник с целью улучшения коррекционного процесса . Обследуя детей поступающих в логопедическую группу мною было замечено, что дети испытывают значительные трудности при пересказе текстов, составлению рассказов из личного опыта, составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин, а так же затрудняются в усвоении тем повседневных фронтальных и подгрупповых занятий по лексическим темам и звуковой культуре речи. Так же детям с нарушением речи тяжело даются разучивания стихотворений. Так как характерными особенностями детей с общим недоразвитием речи являются нарушения лексического и грамматического компонентов, а так же бедная диалогическая речь ( неспособность грамотно сформулировать вопрос и построить краткий развернутый ответ) , недостаточная сформированность таких процессов как внимание и память, возникает необходимость использования методов моделирования: использование схем-моделей и мнемотаблиц для эффективного развития связной речи.
Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания». Мнемотехника — это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов. В свою очередь мнемотаблица — это схема, в которую заложена необходимая информация которая основывается на педагогическом принципе от простого к сложному. Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: строение рассказа, его последовательность и лексико-грамматическую наполняемость. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится всё более актуальным.
В своей работе я использую мнемотехники для:
- обогащения словарного запаса детей с ОНР
- при обучении составлению рассказов по картине, серии сюжетных картин, составлению рассказов описаний, рассказов из личного опыта дошкольников
- при работе с пересказом художественной литературы
- при отгадывании и загадывании загадок
- при заучивании стихов
- для автоматизации поставленных звуков.
Свою работу я строю с учетом основного принципа от простого к сложному.
- мнемоквадраты
- мнемодорожки
- мнемотаблицы
На первоначальном этапе я использую в своей работе готовые символы и модели. Когда дети научатся воспроизводить информацию с опорой на готовую модель, мы переходим на другой этап работы, учимся составлять модели совместно с детьми. Когда дети хорошо усваивают этот этап работы я учу составлять детей модели самостоятельно опираясь на их индивидуальный зрительный образ.
Важной частью работы с мнемотехникой являются правильно подобранные игры и упражнения:
- на развитие внимания
- на развитие зрительного восприятия
- на развитие слухового восприятия
- активизирующие двигательную память, мелкую моторику
- связанные с тактильным восприятием
- связанные с обонянием
- связанные с фантазией
В моей работе применение мнемотехник с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, способствует активизации психических процессов, что в свою очередь благотворно отражается на развитии речи детей. Такая работа позволяет добиться очень хороших результатов в конце учебного года. У детей быстрее автоматизируются звуки речи, обогащается словарный запас, дети начинают легко выражать свои мысли, грамматически правильно строить предложения. Работа с детьми в такой форме не только благоприятно влияет на весь коррекционный процесс, но и приносит удовольствие как детям, так и специалисту.
Список литературы:
1. Выготский Л. С. Память и ее развитие в детском возрасте : хрестоматия по общей психологии: Психология памяти / Л. С. Выготский. – М.., 1979.
2. Матюгин, И. Ю. Как развить внимание и память вашего ребенка (книга для детей и их родителей) / И. Ю. Матюгин, Т. Ю. Аскоченская, И. А. Бонк. – М. : Эйдос. 1994.
3. Матюгин, И. Ю. , Методы развития памяти, образного мышления, воображения / И. Ю. Матюгин, И. К. Рыбникова – Волгоград : Учитель, 2000.
4. Подлиняев, О. Л. Эффективная память: учеб. Пособие : 4 –е изд., испр. И доп. / О. Л. Подлиняев. - Иркутск : Иркут. гос. ун-т, 2006.
5. Развитие логической памяти у детей / под ред. А. А. Смирнова. – М. : Педагогика, 1976.
6. 126 эффективных упражнений по развитию вашей памяти. – М. : Эйдос, 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
о применении мультимедийных электронных образовательных ресурсов...
"Элементы мнемотехники в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Грамота - достаточно сложный предмет для дошкольников. Детям старшего дошкольного возраста очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в их практическом мире, понятия. С целью активизации ...
Инновационный педагогический опыт работы "Применение квест-технологии в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Данный инновационный опыт может быть использован педагогами ДОУ с целью реализации эффективных методов развития речи старших дошкольников с ОВЗ, а также родителями дома....
Применение мнемотехники при изучении фольклора в логопедической работе с детьми с ОНР
Показать возможности решения задач по развитию речи и других интеллектуальных процессов посредством методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, ...
" Применение здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста " Из опыта работы учителя-логопеда.
Статья из опыта работы учителя-логопеда по применению здоровьесберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....
«Использование приёмов мнемотехники и наглядного моделирования в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
Овладение полноценной речью помогает адаптироваться ребёнку к жизни окружающих людей, к меняющемуся социуму, а также является активным, могучим стимулом всестороннего развития личности человека на про...