«Развитие чувства ритма детей через приобщение детей с ТНР к игре на детских музыкальных инструментах»
методическая разработка по коррекционной педагогике
В материале представлены формы и методы работы с шумовыми инструментами на музыкальных занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_tema_pro_shumovoy_orkestr.docx | 31.38 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка на тему:
«Развитие чувства ритма детей через приобщение детей с ТНР к игре на детских музыкальных инструментах»
Введение
Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание.
Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.
В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на ДМИ, дети открывают для себя удивительный мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, дети чётче воспроизводят ритм. Для многих детей игра на ДМИ помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.
ЦЕЛЬ: скорректировать работу в области освоения игры на музыкальных инструментах
ЗАДАЧИ:
- Познакомить с музыкальными инструментами и приемами игры на них.
- Способствовать формированию музыкального слуха.
- Развивать моторные навыки и мелкую пальцевую и кистевую мускулатуру.
- Воспитывать у ребят эмоциональную отзычивость.
«Жизнь есть музыка с ее живым и творящим ритмом» (Э. Жак-Далькроз)
Актуальность темы
Практика показывает, что развитие чувства ритма является самым сложным компонентом в системе развития музыкальных способностей детей. Именно поэтому педагог должен прекрасно владеть методикой, умением находить такие технические приёмы, которые бы наиболее эффективно способствовали
развитию чувства ритма, творческого потенциала. Движения, соединённые с речью, звучащими жестами, шумовыми инструментами, преподнесённые в форме игры, – находка для увлекательных занятий с детьми. В соответствии с ФГОС образовательным стандартам, а именно: приобщение детей к мировой и национальной музыкальной культуре, знакомство детей с произведениями классической, народной, современной музыкой, развитие представлений детей о различных видах музыкального искусства, различных жанрах музыкальных произведений, предоставление детям права выбора средств для самовыражения, создание условий для развития музыкального творчества.
Определяющим в нашей деятельности являются нормативные базы следующих документов:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Федеральная программа развития образования;
- Программа развития образования Рязанской области.
ТИП ПРОЕКТА: творческий
Актуальность темы.
Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворение индивидуальных их потребностей и интересов.
Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей велико. Музыка, как и любое другое искусство, способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно – эстетическим переживаниям, к активному мышлению. Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.
Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности. Прежде чем музыка стала чистым искусством, она много столетий была связана с речью и движением. Поэтому процесс обучения детей музыке методически мало эффективен и не оправдан, если не опираться в своей деятельности на речь, движение и музыку. Эти три средства составляют главное содержание орфовской музыкальной педагогики. Музыкальное воспитание по Орфу - это не просто приобщение детей к исполнению. «Задача учителя - облечь необходимые упражнения в форму игры, чтобы они стали доступны детям»
(Э. Жак-Далькроз). Дети должны не повторять, а создавать собственную детскую элементарную музыку. Поэтому для воспитания, сегодня как никогда актуально «развивать в игре индивидуальность. Играя, ребенок учится воспроизводить свои впечатления и идеи, поэтому игра- могущественное оружие для укрепления способностей мыслить и для развития сознания»
(Э. Жак-Далькроз). Соответствовать данному утверждению нам помогает современные авторские методики Т. Э. Тютюнниковой, Т. А. Боровик, В. А. Жилина, основанные на системе К. Орфа.
Мои педагогические принципы совпадают с принципами, которые лежат в основе данных методик, и, в первую очередь, понимание того, что сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности.
Карл Орф - творец уникальной концепции музыкального образования для детей считал, что «удобрения обогащают земли и позволяют зернам прорасти, и, как и музыка, вызывает у ребенка силы и способности, которые иначе никогда бы не расцвели». Музыка является одной из сторон жизни, а «жизнь- главный предмет школьного обучения» (по образному выражению Д. Родари). Элементарная музыка предназначается не для воспроизведения, а для творческого самовыражения детей. Основным предназначением является первичное приобщение всех детей к музыке, независимо от их способностей, раскрепощение индивидуально-творческих сил, раскрытие природной музыкальности.
Следуя этим советам, занятия организую как игровое общение, которое создается посредством общения равных партнеров- детей и педагога. Возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребенку проявлять свою индивидуальность. Повторяющаяся структура занятия помогает детям быстро ориентироваться в новом материале, быть уверенными, создавать образы, творить, помогать другим участникам и радоваться их успехам и удачным находкам. Элементарное музицирование использую как на занятиях, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную. Сущность приобщения детей к элементарному музицированию определяется такой формулировкой: «меньше обучать - больше взаимодействовать». Этот девиз способствует созданию условий для развития творческих способностей детей. В своей педагогической практике применяю приёмы, направленные на поддержание интереса, на активизацию самостоятельности и инициативности ребёнка, его творческих способностей.
Орфовская система музыкального воспитания полностью построена на развитии творческих способностей, навыков ребенка (“Учимся, делая и творя”, поэтому в основе данной системы лежит раскрепощение индивидуально-творческих сил ребенка, развитие природной музыкальности.
Формы организации
1этап Подготовительный - Работа с методической литературой; сентябрь; муз. рук
-Подбор музыкального репертуара;
-Разработка перспективно-тематического
плана, разработка конспектов занятий.
-Диагностика музыкально-творческих
способностей детей старшего возраста.
-Подбор иллюстраций, создание картотеки
музыкальных инструментов.
2этап Основной -Цикл развивающих занятий по обучению
на детских музыкальных инструментах.
-Индивидуальные занятия, помогающие
одаренным детям показать свои способности,
проявить умение в игре на
детских на музыкальных инструментах
-Выступление на детских утренниках.
-Мастер класс для родителей по изготовлению
вместе с детьми самодельных шумовых
музыкальных инструментов.
-Оформление стендовой информации для родителей.
-Организация музыкальных уголков в группах.
-Приобщение родителей к оснащению
музыкальных уголков.
-Кружок для воспитателей (на котором Воспитатели
взрослые учатся играть на музыкальных
инструментах, для дальнейшей помощи детям)
3 эап Заключительный. Участие в межрегиональном конкурсе «Традиция» ноябрь. Итоговое занятие «Музыкальная шкатулка» Февраль концерт «Веселые музыканты», оформление фотовыставки.
Методы, используемые в работе:
- Наглядно-слуховой
- Практический
- Объяснение
- Наглядно-зрительный
- Метод активизации творческих проявлений
- Метод моделирования музыкального языка
Формы учебных занятий:
- разные виды музыкальных занятий;
- занятия кружка «Детский оркестр»;
- музыкально-дидактические игры;
- индивидуальная и самостоятельная музыкально-эстетическая деятельность;
- музыкальные досуги
Приёмы, используемые в работе:
- побуждения,
- совместного поиска,
- помощи,
- наблюдения.
Последовательность обучения:
- звуковые жесты (хлопки, движения под музыку, притопы, шлепки…);
- ознакомление со звучащими самодельными и орфовскими инструментами;
творческое исследование тембро - динамических возможностей орфовских инструментов
- самодельных инструментов с помощью таких приемов: показ педагога
- импровизационная игра детей; вопросы, стимулирующие к изобретательности («Как еще можно поиграть на инструменте?»);
- свободный обмен инструментами по желанию детей;
- разучивание музыкальных произведений с опорой на музыкально-слуховые представления дошкольников о средствах выразительности (создана система упражнений, направленных на освоение ребенком за инструментом каждого из средств музыкального языка);
- формирование представления о мажорном и минорном ладах, их выразительных возможностях.
Педагогические условия, необходимые для успешного развития музыкально – ритмического творчества детей на музыкальных занятиях и занятиях кружка «Забавушка»
- развитие интереса к игре на музыкальных инструментах;
- воспитание у детей веры в свои силы, в свои творческие способности;
- последовательное усложнение музыкально-ритмической деятельности обеспечение перспектив развития творчества учащихся;
- целенаправленное, систематизированное использование рассказов или бесед о музыке, музыкантах и музыкальных инструментах, активизирующих внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость;
- предложения,
- совместного поиска,
- наблюдения,
- помощи.
Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность:
Доступность учебного материала, основанного на широком привлечении жизненного опыта детей и примеров из окружающей действительности, работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности, служит источником развития музыкально – эстетического воспитания детей.
Эффективность опыта подтверждается выступлением на различных внутрисадовских мероприятиях.
Полученный в опыте результат:
Диагностика по критериям К. В. Тарасовой показывает, что игра на детских музыкальных инструментах развивает музыкальные способности детей, а именно разные виды музыкального слуха: звуковысотного, метроритмического, ладогармонического, тембрового, динамического.
У дошкольников активизируется музыкальная память и творческое воображение, формируется эмоциональный отклик на классическую музыку, развиваются импровизационные навыки.
Игра на детских музыкальных инструментах также способствует формированию волевых качеств, собранности, сосредоточенности, упорству в достижении цели
Средняя группа.
В средней группе предусматривается новый вид детской музыкальной деятельности – игра на металлофоне. Игра на этом инструменте способствует развитию у детей мелодического слуха, ритма и музыкальной памяти. Первоначальное обучение проводится на занятии, а затем во время индивидуальной работы с детьми. Большое значение уделяется правильной посадке детей во время игры. Обеспечивается свобода корпуса и рук. Показ сопровождается объяснением. В ходе игры на инструменте дети самостоятельно изображают большой и маленький колокольчик, прыжки воробушка, удары дятла. После того, как дети почувствовали, что звуки металлофона могут быть низкими и высокими, громкими и тихими, долгими и короткими и выражать различные образы, мы начинаем игру несложных песенок на одном звуке. Сначала знакомлю детей с попевкой, показываю иллюстрацию, затем поём всей группой и индивидуально. С самого начала учу детей точно воспроизводить ритм. Для этого предлагаю прохлопать ритмический рисунок попевки, используя различные ударные инструменты. Дети передают ритм на бубне, кубиках, музыкальных молоточках. При этом учимся согласовывать свои движения с движениями товарищей, чтобы не обгонять и не опережать, и не отставать.
Упражнение “Уточки”
Наши уточки с утра:
кря-кря-кря (поют дети)
кря-кря-кря (звуки инструмента)
Наши гуси у пруда:
га-га-га (поют дети)
га-га-га (звуки инструмента)
Наши курочки в окно:
ко-ко-ко (поют дети)
ко-ко-ко (звуки инструмента)
После таких упражнений дети играют дружнее, слаженнее.
Продолжая развивать взятую попевку на следующем занятии, ставлю перед детьми задачу узнать её по мелодии, спеть её, прохлопать ритм. И только после того, как все дети хорошо усвоят ритм, переходим к игре этой попевки на инструменте. Постепенно дети осваивают навык игры на металлофоне: играют знакомые песенки на одном звуке, передают ритмический рисунок на группе ударных, учатся прислушиваться друг к другу.
Старшая группа.
В старшей группе, при обучении игре на детских музыкальных инструментах важное место отводится музыкально-дидактическим играм. Музыкально-дидактические игры помогают развивать в детях определённые умения и навыки, так необходимые при овладении тем или иным инструментом, прививают интерес и желание играть на них самостоятельно, развивают музыкальные способности. Поэтому я обязательно применяю в своей работе различные игры, способствующие более эффективному обучению детей игре на музыкальных инструментах. Например:
Игра для развития тембрового слуха “Лесная школа”
“Дети, сейчас мы с вами будем играть в школу, но в школу необычную – лесную.
Те, кто сидит в третьем ряду, будут медвежатами, кто сидит во втором ряду, будут лисятами, а те дети, что сидят в первом ряду, будут зайчатами.
(Детям раздаются шапочки- эмблемы с изображением соответствующих животных). Ну, зверушки лесные, будем учиться различать звучание разных инструментов.
Послушайте! Это звучит металлофон. А это стучат кастаньеты. Ну а этот мелодичный звук у колокольчика. Когда я буду стучать в кастаньеты, затопают ногами “медвежата”.
Когда зазвучит металлофон, захлопают в ладоши-лапки “лисята”, а когда колокольчик – “зайчата” будут показывать, как в него играют, - кистями рук покачивать”.
Игра с раздаточным материалом “Определи по ритму”.
Каждый ребёнок загадывает свой образ: капель, часы, гром, самолёт, машина, поезд и т.д. и передаёт его звучание в определённом ритме на выбранном им самим инструменте. Другие дети отгадывают эту загадку, находя сам предмет или карточку с его изображением. Выигрывает тот, чьи загадки будут разгаданы.
В этой группе продолжаю обучение игре на металлофоне. Дети переходят к игре мелодий, построенных на 3-х и более звуках, с более усложнённым ритмическим рисунком, а также мелодий, включающих широкие интервалы. Разучивание таких партий начинаю с работы на бумажной клавиатуре. На ней дошкольники знакомятся с расположением клавиш, порядком нот, играют песенки-гаммы, узнают, где расположена нота “до” первой октавы (“на первом этаже”) и “до” второй октавы (“на втором этаже”). В результате дети учатся легко находить ноты глазами. Мелодическая линия “проигрывается” детьми на клавиатуре сначала в первой октаве, затем во второй. Когда дети научатся хорошо ориентироваться на бумажной клавиатуре, им предлагается сыграть то же самое на металлофоне.
В старшей группе знакомлю детей с новым инструментом – цитрой. Сначала слушаем звучание инструмента, обращая внимание на то, что на ней можно играть медиатором, задевая за струны. Сравнивая звучание цитры с другими инструментами, находим разницу в звучании. Поскольку этот инструмент сложен для освоения, обучение на нём идёт в основном на индивидуальных занятиях.
Работая над несложными песенками, мы формируем у детей навыки игры в ансамбле, приучаем слушать себя и других, играть с динамическими оттенками. Разученные произведения исполняем на детских праздника, используя выступления для совершенствования навыков коллективной игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие музыкальных способностей у детей в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии»В.А. Сухомлинский...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Взаимосвязь развития чувства ритма с умственным воспитанием детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на музыкально-ритмических занятиях "
В данном материале для родителей представлены цели и задачи музыкально- ритмических занятий, раскрывается специфика их проведения, даны рекомендации родителям по развитию чувства ритма при прослушиван...
Опыт работы "Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста".
Опыт работы...
Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.
Опыт работы...
Мастер-класс "Развитие чувства ритма детей через музыкально- речевые игры"
Данный мастер-класс расскажет вам как развить чувства ритма детей через музыкально-речевые игры. Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в музыкальном воспита...
Презентация "Развитие чувства ритма детей через музыкально-речевые игры"
Развитие ритмико-интонационной структуры речи является важнейшим фактором развития речи у детей дошкольного возраста. Музыкально-речевые игры направленые на развиие чувчтва ритма помогают выстроить ри...
«Использование ИКТ в процессе обучения детей старшего дошкольного возраста игре на детских музыкальных инструментах»
laquo;Использование ИКТ в процессе обучения детей старшего дошкольного возраста игре на детских музыкальных инструментах» Меняется мир – меняются и дети. Перемены ...