Консультация «Развитие чувства ритма у дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ»
консультация по музыке
Ритм в музыке — это её распределение во времени — последовательность длительностей звуков, отвлечённая от их высоты. Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой невозможна никакая музыкальная деятельность, а ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки.
В составную часть музыкальных занятий в ДОУ входят гимнастические упражнения, которые способствуют развитию чувства ритма через динамику движений. Это разнообразные круговые движения рук, локтей, кистей; ходьба - медленная, быстрая, на пятках, носках, зигзагами с переменой направления, остановками, поворотами, подскоками, прыжками, приседаниями, покачиваниями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ns_2.docx | 21.32 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Консультация «Развитие чувства ритма у дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ»
Развитие чувства ритма у дошкольников
на музыкальных занятиях в ДОУ
Ритм - важнейшее средство музыкальной выразительности и первостепенное в комплексе музыкальных способностей. Его сущность и восприятие рассматривается в музыкальной теории, как совокупность составляющих его компонентов - темпа, метра, ритмического рисунка и обуславливается эмоционально-образным содержанием музыкального произведения в тесной взаимосвязи с мелодией, гармонией, тембром.
Ритм в музыке — это её распределение во времени — последовательность длительностей звуков, отвлечённая от их высоты. Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой невозможна никакая музыкальная деятельность, а ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки.
В составную часть музыкальных занятий в ДОУ входят гимнастические упражнения, которые способствуют развитию чувства ритма через динамику движений. Это разнообразные круговые движения рук, локтей, кистей; ходьба - медленная, быстрая, на пятках, носках, зигзагами с переменой направления, остановками, поворотами, подскоками, прыжками, приседаниями, покачиваниями.
Для выработки чувства ритма используется также метод усвоения ритмовчерез звучащее слово: воробей, кошечка и т. д. Материалом могут служить цвета, имена и другие близкие детям слова. До овладения игрой на музыкальных инструментах, элементарное музицирование начинается с использования природных «инструментов» - рук и ног («звучащие жесты» - хлопки, притопы, шлепки, щелчки). С их помощью дети, разделившись на группы, импровизируют сопровождение к звучащим песням и стихам.
Для развития чувства ритма К. Орф использовал игру «эхо», где ритм, заданный педагогом, точно воспроизводится ребенком. При этом допускаются любые сложности, даже еще не пройденные теоретически. Для развития творческого начала и чувства формы, применялась игра «эхо-ответ» или «эхо с продолжением», когда ребенок заканчивает фразу взрослого или прохлопывает вариацию на нее.
По мнению психолога Б. М. Теплова восприятие музыки «совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими временный ход музыкального движения…». Он указывал, что ритм в музыке воспринимается не только слухом и сознанием, но и всеми клетками организма. При слушании музыки, у человека возникает интуитивная потребность двигаться и даже дышать в ощущаемом ритме.
Исследования учёных, занимавшихся изучением детей с проблемами речи (Л. А. Венгер, Г. А. Волкова, В. А. Гринер и др.) обращали внимание на то, что у дошкольников, имеющих речевые нарушения, наблюдалось недостаточное развитие чувства ритма, вследствие чего отмечались нарушения слоговой структуры слова и неритмизированная речь. В связи с этим проблема развития ритмических основ у данной категории дошкольников всегда оставалась актуальной.
Учёные доказали, что под действием музыки у ребёнка изменяется тонус мышц, ускоряются сердечные сокращения, снижается давление. Во время слушания музыки у детей меняется электрическая активность клеток мозга, улучшается память.
Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приёмов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.
Речевые игры – важная форма творческой работы с детьми в развитии речи и в певческой деятельности. Артикуляционные упражнения, голосовые и речевые игры способствуют эффективной работе над дикцией, звукообразованием, развивают метроритмическое чувство детей дошкольного возраста. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Использование речевых игр на занятиях, а так же дома позволяет детям с раннего возраста овладевать полным комплексом средств музыкальной выразительности.
Слушаю – двигаюсь – пою – понимаю – говорю – такова логика постижения ребенком музыкального языка.
В работе с детьми необходимо использовать разнообразные звукоподражания, которые интонируются в медленном или быстром темпе, тихо или громко, в разном интервальном соотношении, необходимом для моделирования содержания эмоции.
Упражнения по ритмодекламации, скороговорки, речевые игры со звучащими жестами – вот способы, которые очень помогают в развитии музыкально – ритмических способностей дошкольников, в устранении дефектов речи, развитию артистических способностей.
Технологическая карта работы с музыкально-речевыми играми.
1. Устанавливается метрическая пульсация самыми простыми способами, используя звуки своего тела - «звучащие жесты»,вместе с детьми выполняются: шлепки по коленям, удары сжатыми кулачками, указательными пальцами, тихими хлопками и. т. д.
2. На этом фоне нужно выразительно и ритмично декламировать текст.
3. Затем предложить детям повторять слова по фразам, играя в «Эхо». Помогать им мимикой вступить вовремя после пауз. Либо каждую паузу в тексте отмечать какому-нибудь шумовому инструменту.
4.При повторении речевой игры предложить детям декламировать текст по-разному: громко, как рассказчик; тихо, как ябеда, писклявым голосом; басом и т. д. Каждое повторение - разнообразный опыт слышания музыкальных интонаций.
5. Когда текст будет произноситься легко детьми,можно добавить движения: метричные шаги по залу в рассыпную, по кругу с различными вариантами остановок, приседаний, поворотов, движение змейкой.
Описание игр и упражнений для развития чувства ритма
Игра «Сильные и слабые»
Изучаем простые размеры 2/4, 3/4, сильную и слабые доли, учимся отличать их друг от друга. Под звучание музыки в размере 2/4 (Полька) один ребенок стучит сильные доли, другой слабые; в размере 3/4 (Вальс) один – сильные, двое слабые, динамически выделяя сильные. Затем дети меняются местами, чтобы каждый мог попробовать играть и сильную, и слабые доли.
Игра “Уточки”
В этом упражнении чередуется произнесение простого ритмического рисунка голосом и любым шумовым музыкальным инструментом.
Наши уточки с утра:
кря-кря-кря (поют дети)
кря-кря-кря (звуки инструмента)
Наши гуси у пруда:
га-га-га (поют дети)
га-га-га (звуки инструмента)
Наши курочки в окно:
ко-ко-ко (поют дети)
ко-ко-ко (звуки инструмента)
Игра “Определи по ритму”
Каждый ребёнок загадывает свой образ: капель, часы, гром, самолёт, машина, поезд и т. д. и передаёт его звучание в определённом ритме на выбранном им самим инструменте. Другие дети отгадывают эту загадку, находя сам предмет или карточку с его изображением. Выигрывает тот, чьи загадки будут разгаданы.
«Игры с именами»
«Игры с именами» имеют особую ценность для личностного становления детей, хотя носят и прикладной характер – помогают в развитии чувства ритма, внимания, способности к импровизации и т. д. Игры с именами являются своеобразными тренингами, дающими возможность ребенку представить себя в различных ролях, «примерить» на себя эти роли, найти свой образ, свой стиль. Этот прием позволяет ребенку не только увидеть себя со стороны, но и ощутить свою значимость в коллективе. Кроме этого, звучание собственного имени из уст окружающих вызывает положительные эмоции и настраивает на доброжелательные отношения с ними. Громкое, четкое произношение своего имени помогает ребенку справиться с робостью, почувствовать свои силы и уверенность в себе.
У этой игры существуют различные варианты:
1. Ребенок четко произносит свое имя и одновременно отстукивает его ритм при помощи шумового инструмента.
2. Ребенок – ведущий произносит и отстукивает ритм имени только мальчиков (девочек) своей группы.
3. Взрослый отстукивает ритмический рисунок, а дети определяют к чьему имени он может подойти.
И т. д.
Игра «Музыкальные импровизации»
1. «Поиграй на своем инструменте. Изучи, какие в нем живут звуки, постарайся найти разные» (работа проводится со всей группой одновременно).
2. «Сыграй музыку на инструменте, как ты хочешь» (свободные импровизации соло по кругу).
3. «Будь дирижером, покажи музыкантам, чтобы они поняли, как сыграть музыку, какую ты хочешь» (ребенок дирижирует оркестром из 3-4 шумовых инструментов, которые солируют по очереди).
4. «Подумай, какие инструменты подойдут, чтобы сыграть на них «музыку дождя», «песню ветра», «танец ежика», «солнечный свет», «твое сегодняшнее настроение», «радостную мысль».
5. «Попробуй подобрать инструменты и озвучить стихотворение».
6. «Поговори со своим соседом, расскажи ему, что хочешь» - диалоги инструментов, например, коробочки и маракаса.
Для развития чувства ритма у детей дошкольноговозраста можно использовать следующие приемы:
Ритмичное декламирование текста, сопровождаемое звучащими жестами, шумовым аккомпанементом, игрой на ДМИ.
Мимическое и пантомимическое обыгрывание текста в различном тембровом и фактурном оформлении;
Координационно – подвижные игры коммуникативные, выполняющие психотерапевтические задачи развития социальной адаптации ребенка, игры команды.
Уделяя внимание развитию чувству ритма нужно стремимся к поиску качественного, эффективного, продуктивного взаимодействия с детьми. Музыкально-речевые игры как трамплин для развития музыкально-ритмических способностей, способствующих общему развитию: умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для детей дошкольного возраста. Чувство ритма даёт возможность и шанс каждому ребёнку выразить себя, показать своё отношение к музыке, а воспитание с помощью музыки формирует духовно богатый мир ребёнка, помогает стать ему творческой, всесторонне-развитой личностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие чувства ритма у дошкольников посредством музыкально-ритмических движений»
Опыт работы по теме: «Развитие чувства ритма у дошкольников посредством музыкально-ритмических движений»...
Развитие чувства ритма у дошкольников в процессе музыкальных занятий
Ритм – один из важных элементов в различных видах музыкальной деятельности дошкольников (пение, ритмические и танцевальные движения, игра на детских музыкальных инструментах)....
Развитие чувства ритма у дошкольников посредством музыкальной образовательной деятельности
Традиционное обучение музыкально - ритмическим движениям включает три этапа. На первом этапе ставятся задачи: ознакомить детей с новым упражнением, п...
РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ
ДОКЛАД-ПРЕЗЕНТАЦИЯ «МОЙ УСПЕШНЫЙ ПРОЕКТ»...
Методическая разработка - Развитие чувства ритма у дошкольников через музыкально-ритмические движения
Цель музыкально - ритмических упражнений – помочь педагогу в организации музыкальных занятий, направленных на развитие чувства ритма, музыкального воспитания.Задачи:- Формировать у де...
Консультация Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма старших дошкольников
Консультация Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма старших дошкольников...
«Развитие чувства ритма у дошкольников посредством музыкально-игровой деятельности с применением нетрадиционных инструментов»
laquo;Развитие чувства ритма у дошкольников посредством музыкально-игровой деятельности с применением нетрадиционных инструментов»...