использование игр при становлении правильного звукопроизношения
материал (логопедия) по теме

 Кудашева Елена Викторовна

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_igr.doc200.62 КБ

Предварительный просмотр:

      Исправление произношения возрастного, физиологического порядка, когда нужно предупредить появление и закрепление неправильного произношения звуков, возможно путем проведения специально подобранных игр.

      Во все периоды формирования речи родители и воспитатели легко могут помочь детям в овладении ею, проводя индивидуальные или коллективные игры, способствующие развитию слухового внимания и восприятия, развитию движений языка и губ, вызыванию правильных речевых звуков, закреплению звуков в речи и умению их различать.

  • Игры для развития слухового внимания и восприятия.

      Не  все дети могут в равной мере легко повторить сказанную фразу, слово, отдельный звук. Одному нужно два, три раза прослушать то, что предлагается повторить, другой повторяет сразу же. Если ребенка затрудняет повторение, его нужно научить повторять сначала знакомые звуки, короткие слова, затем отдельные новые слова, а потом уже фразы.

        -"Узнай, чей это голос?";

        -"Найди, где спрятан зайчик";

        -"Угадай, кто зовёт?";

        -"Что ты слышишь?";

        -"Выполни поручение";

        -"Эхо".

  • Игры для развития точных движений языка и губ.

      Воспитание основных движений языка и губ является подготовительным моментом к вызыванию правильных, речевых звуков и одновременно предупреждением их неправильного произношения.

        -"Кто умеет хорошо чистить зубы?" Игра способствует выработке правильного положения губ при звуках С,З,Ц,Л.

        -"Дудочка". Игра  способствует выработке четких движений губ вперед, необходимых для произношения звуков Ж,Ч,Щ,О,У,Ш.

        -"Язычок гуляет". Игра способствует выработке точных движений языка, его гибкости, силы.

  • Игры для вызывания правильных речевых звуков.

      Игры на слушание и повторение звуков развивают умение правильно произносить такой же звук.

        -"Эхо в горах". Вначале лучше взять гласные - А,О,У,О,Э,Ы,И, затем длительные звонкие согласные - В,З,Ж, за ними глухие длительные согласные - Ф,С,Х,Ш. Потом можно перейти к коротким звонким согласным - Б,Г,Д и к коротким глухим согласным - П,К,Т,Ч,Ц и в конце дать Я (йа), Ю (йу), Е (йэ), Ё (йо).

         -"Сирена". Произносят любой гласный звук или длительный согласный сначала тихо, постепенно усиливая звук, и совсем громко.

          -"Поезд". Все произносят звук ЧЧЧЧ-ЧЧЧЧ-ЧЧЧЧ в определенном ритме. Когда убыстряется ход, этот звук сливается и превращается в звук Щ.

          -"Кто кого". Кто из детей дольше протянет свой звук (А,О,У,Э,Ы,И).

  • Игры для закрепления звуков речи и умения их различать.

      Игры на закрепление правильного звука можно проводить только с теми детьми, которые уже правильно произносят этот звук, но еще не всегда употребляют его в словах. Очень полезно упражнять в играх сначала те звуки, которые дети обычно правильно произносят -М,П,Ф,Н,Т и другие. Это закрепляет у них умение четко произносить звуки и различать их между собою.

          -"Найди пару" (для закрепления звука М). Ребенок громко и четко называет свою картинку, название которой начинается со звука М.

          -"Магазин" (для закрепления звука П). На столе расставляют игрушки и предметы, в названиях которых есть звук П. Выбранную игрушку каждый ребенок громко и четко называет и берет.

          -"Чего не хватает?" (для закрепления звука Ф). Эта игра одновременно развивает внимание и память.

          -"Дождик" (для закрепления звука К). Логопед читает стихотворение и показывает, что должны делать дети.

         -"Цыплята" (для закрепления звука Ц). Дети изображают цыплят. Под стихотворение пьют воду, то наклоняя головки вниз, к блюдцам, то поднимая клювики вверх.

         -"Насос" (для закрепления звука С).

         -"Лото" (для закрепления звука С в словах). Раздаются карточки с картинками, названия которых начинаются со звука С. Внимательно следить, чтобы звук С произносился четко.

         -"Соня и Зина" (для закрепления и различения звуков С,С*,З,З*). Вначале дается игра для закрепления изолированного звука, потом на закрепление его в словах, а затем во фразах. В игре чередуются индивидуальная речь и коллективная. Логопед по очереди говорит с каждым ребенком. Сначала предлагается повторить нужные слова, а затем дети самостоятельно говорят, обращаясь к куклам Соне и Зине.

        Обучение произношению всегда нужно проводить в ласковом тоне, спокойно, неторопливо, повторяя объяснение столько раз, сколько это потребуется для того, чтобы ребенок усвоил материал. Никогда нельзя раздражаться, если ребенок чего-либо не понимает или не может выполнить. Это не его вина.

       Игры следует выбирать, учитывая индивидуальные особенности ребенка. Если ребенок не слышит своего неправильного произношения и смешивает звуки, основными будут игры для развития слухового внимания, уточнения слухового восприятия. Для детей с плохой артикуляцией основными будут игры для развития точных движений языка и губ.

      Совместная работа педагогов и родителей способствует не только устранению речевого дефекта, но и расширению и активизации знаний детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование в работе логопункта упражнений, направленных на закрепление правильного звукопроизношения и развитие мелкой моторики рук

Участие в республиканском конкурсе "Лучшая учебно-методическая работа учителя-логопеда 2012 года"...

Воспитание правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи через использование игровых приемов

Как показывает практика, большое количество детей поступает в школу  с нарушениями речи, что в последующем может  вызвать  проблемы с  письменной речью и  общую неуспеваемость...

«Использование дыхательной гимнастики в системе работы по формированию правильного звукопроизношения».

Известно, какую важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма выполняет дыхание. Но, кроме своей основной физиологической функции- осуществления газообмена (поглощения из атмосферы ...

Тема: «Использование артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством авторского дидактического пособия «Волшебная поляна»

Передо мной как  воспитателем, работающим с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска эффективных методов формирования произносительных возможностей, создания артикуляционной базы, котор...

Методическая разработка: «Использование сказки в развитии правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста».

Грамотная и чистая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в по...

Развитие артикуляционной моторики, как одного из условий становления правильного звукопроизношения

Развитие артикуляционной моторики, как одного из условий становления правильного звукопроизношения...

Дидактическая игра с использованием ИКТ-технологий формирования правильного звукопроизношения шипящих звуков [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]

Авторская дидактическая игра с использованием ИКТ-технологий формирования правильного звукопроизношения шипящих звуков   [Ш], [Ж], [Ч], [Щ] ...